Православные праздники как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
статья на тему
Детство – самая замечательная пора в жизни каждого человека, а сделать ее такой помогают праздники. С ранних лет любой человек знает, что такое «праздники» и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни.
Ребенка дошкольного возраста отличает особая восприимчивость.
Воспитание гражданина и патриота, который знает и любит свою Родину, не может быть успешно решена без:
- познания духовного богатства своего народа,
- освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок может впитывать культуру своего народа через:
- колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, загадки, сказки;
- игрушки и произведения декоративно-прикладного искусства;
- красивые праздники со своими неповторимыми обычаями и традициями.
В своей статье я хочу обратиться не тем праздникам, которые хорошо известны всем нам, а к тем, которые празднуются в узком семейном кругу и в церкви.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Православные праздники как средство приобщения дошкольников
к истокам русской народной культуры.
Детство – самая замечательная пора в жизни каждого человека, а сделать ее такой помогают праздники. С ранних лет любой человек знает, что такое «праздники» и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни.
Ребенка дошкольного возраста отличает особая восприимчивость.
Воспитание гражданина и патриота, который знает и любит свою Родину, не может быть успешно решена без:
- познания духовного богатства своего народа,
- освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок может впитывать культуру своего народа через:
- колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, загадки, сказки;
- игрушки и произведения декоративно-прикладного искусства;
- красивые праздники со своими неповторимыми обычаями и традициями.
Россия – родина почти всех моих воспитанников. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо каждому ребенку дать ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, понять русский язык, историю и культуру, как свои собственные.
Издавна люди строили свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь – отражение этой жизни. Он складывался веками и включал все наблюдения человека за природой.
После Крещения Руси, христианство слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. В связи с этим обряды, сельскохозяйственные работы и т.д. были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых.
В каждой местности России праздники обрастали местными обычаями, церемониями, ритуалами. Некоторые общественные праздники также стали традиционными в нашей стране («День Защитника Отечества», «День семьи, любви и верности»).
Народные праздники – посвящены определенным историческим событиям, они регулируют жизнь в природе и запрещают людям вмешиваться в установленный порядок. В народе говорится: «Нет дерева без корней – дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Народный праздник – это массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современным музыкальным и поэтическим творчеством, присущие праздничной ситуации, это – сохранение исторического наследия прошлого и формирование патриотических чувств, навыков нравственного поведения в современном обществе.
Народный праздник обладает особой привлекательностью и притягательностью, так как в основе их – фольклорный материал. Яркие, живые, образные произведения народного фольклора легко запоминаются и оставляют радостное впечатление. На протяжении веков создавал русский народ пословицы, поговорки, загадки, сказки, песенки, потешки, заклички; из глубины веков фольклор донес до нас мудрость могучей Руси.
Методическое обеспечение:
- «Детство»: Программа развития и воспитания в детском саду. /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
- О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 1998.
- Л.П. Гладких. Мир – прекрасное творенье. – Курск, 2008.
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.
- В.Н. Вишневская. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5 – 7 лет «Свет Руси». – М.: АРКТИ, 2004.
- М.Е. Картушина. Русские народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
Наш МБДОУ ЦРР – детский сад №67 несколько лет является опорным методическим центром по реализации программы “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” и второй год - по реализации программы “Мир – прекрасное творенье”.
Выбор данных программ и других методических пособий позволяет использовать разнообразные формы работы с детьми по развитию художественных интересов, приобретению ими практических навыков в различных видах деятельности.
Задачи программы:
- Развитие личности ребёнка дошкольного возраста.
- Формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
- Обеспечение социально-воспитательного эффекта:
- Воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
- Воспитание достойных будущих граждан России с активной гражданской позицией, патриотов своего Отечества.
Было разработано перспективное планирование.
Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления подготовки к празднику с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы во взаимодействии с педагогами ДОУ и родителями.
Требования к планированию:
- Планирование должно быть направлено на организацию педпроцесса в целом:
отбор содержания, задач, видов деятельности в соответствии с предстоящим праздником. В плане должна быть отражена работа со всей группой и предусмотрена индивидуальная работа.
С учетом предстоящего праздника подбирается художественно-речевой материал, планируются разные формы работы с детьми. - Планирование должно предусматривать соблюдение основных принципов обучения и воспитания – постепенное усложнение содержания обучения, последовательный перевод на освоение нового содержания, системность работы, установление связи между отдельными видами и формами работы во взаимодействии воспитателя возрастной группы и узких специалистов.
- План должен служить руководством к деятельности, быть реальным. Должна быть конкретная постановка задач с учетом уровня развития возрастной группы и отдельных детей в ней.
- План будет реальным, если он учитывает интересы детей, возрастные и индивидуальные особенности конкретной группы (индивидуальное участие каждого, исполнение номеров).
Время года | Месяц | Знаменательный день | Праздник |
Осень | Сентябрь | «День вкм. Веры, Надежды, Любови, Софии» | «Праздник урожая» («Осенины», «Оспожинки»). «Рождество Пресвятой Богородицы» |
Октябрь | «День прп. Сергия Радонежского» | «Покров Пресвятой Богородицы» | |
Ноябрь | «День матери» | «Кузьминки» | |
Зима | Декабрь | «День Наума-грамотника» «День памяти блгвв. князя Александра Невского» | «Введение во храм Пресвятой Богородицы». |
Январь | «Рождественский Сочельник». «День святителя Василия Великого». «День мц. Татьяны». «День Ангела» | «Рождество» «Крещение» | |
Февраль | «День Защитника Отечества» | «Сретение Господне» | |
Весна | Март | «Праздник мам» | |
Апрель | «Вербное Воскресение» | «Благовещение» «Светлая Пасха» | |
Май | «День вмч. Георгия Победоносца». | «День Победы» | |
Лето | Июнь | «День Дмитрия Донского» | «Троица» |
Июль | «День славянской письменности». «День семьи, любви и верности» | «Праздник апостолов Петра и Павла» | |
Август | «Спас: медовый, яблочный, ореховый» | «Преображение Господне». «Успение Пресвятой Богородицы» |
Эффективному проведению праздника способствует:
- качественная предварительная работа;
- объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
- отбор художественного материала;
- выбор эмоционально-выразительных средств;
- подбор исполнителей;
- слаженность в ведении праздника всех участников (ведение диалогов, знание текстов, умение владеть детской аудиторией и пр.);
- коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
Ознакомление дошкольников с народной культурой имеет комплексный подход.
То есть при ознакомлении с предстоящим праздником должна быть грамотно выстроенная система деятельности:
- специально организованная образовательная деятельность,
- совместная с педагогом,
- и самостоятельная.
Например, при знакомстве с праздниками в честь Пресвятой Богородицы или Днем матери (Женским днем), можно использовать такие формы работы:
1. Специально организованная образовательная деятельность:
- Чтение отрывков из Библии (детской) и рассматривание иллюстраций о Деве Марии.
- Знакомство с картиной Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем».
- Знакомство с иконописью, иконами «Умиление».
- Просмотр видеозаписей о Пресвятой Богородице, о профессиях и труде женщин.
- Объяснение смысла пословиц и поговорок о маме и их заучивание (Сердце матери греет лучше солнца. При солнышке тепло, при матери добро. И др.)
- Наблюдение за трудом взрослых.
- Слушание и разучивание колыбельных песен, которые поет мама своему малышу.
- Заучивание стихотворений и песен о маме.
- Изготовление подарков для мамы (изобразительная деятельность, художественная аппликация, ручной труд, конструирование).
2. Совместная деятельность педагога с детьми:
- Чтение книг, беседы по содержанию.
- Литературные викторины, вечера загадок (сказок).
- Театрализованные игры.
- Музыкально-литературные композиции.
- Продуктивная деятельность, оформление выставок.
- Книгоиздательство с рисунками и словотворчеством детей.
- Слушание музыкальных произведений.
- Просмотр видеозаписей (Например, мультипликационные фильмы: «Мама для мамонтенка», «Федорино горе», «Волк и семеро козлят», «Трое из Простоквашино»).
- Трудовая деятельность (дежурство, поручения, ручной труд, труд в природе).
3. Самостоятельная деятельность детей:
- Сюжетные игры («Семья», «Дом», «Магазин», «Больница» и др.)
- Игры-драматизации (по литературным произведениям, по замыслу).
- Подвижные и хороводные игры с изображением трудовых действий («Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» и др.).
- Настольные игры («Материалы и инструменты», «Кому что нудно для работы?», «Лото» и др.).
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).
- Рассматривание выставок, картинок, иллюстраций в книгах.
- Выполнение индивидуальных заданий в тетрадях.
Самые добрые и радостные православные праздники русского народа – Рождество Христово, Светлая Пасха, Благовещение, Троица.
Ввести детей в культурную традицию празднования православных праздников помогает заинтересованность и активность родителей воспитанников:
- приготовление традиционных праздничных угощений для совместных чаепитий;
- красивая праздничная сервировка стола;
- подготовка и украшение красивых праздничных нарядов для детей и для себя;
- активное участие в праздничном утреннике (а не просто просмотр, как «зрители»);
- исполнение различных ролей, постановка сказок для детей;
- подготовка сюрпризов для детей;
- оформление выставок совместных работ по изобразительной деятельности и ручному труду («Рождественские (Пасхальные) сувениры», «Колокольчики», «Храмы России» и др.);
- оформление фотомонтажей после проведения праздника.
Дружелюбная праздничная атмосфера, совместная творческая деятельность, совместные переживания способствуют
- формированию эмоционально-положительных отношений между детьми и родителями;
- выражению чувств доброжелательности, внимания, заботы, заинтересованности в положительных результатах и творческих успехах друг друга;
- формированию доброго и уважительного отношения к другим участникам праздника.
А, главное, праздники оставляют неизгладимые впечатления в душе ребенка.
Добро, любовь, уважение, посеянные в душе ребенка, - это зерна, которые обязательно взойдут. И эти добрые традиции ребенок обязательно перенесет в свою семью в дальнейшей своей взрослой жизни.
Результативность работы:
- Качественная подготовка к обучению в школе с учетом современных требований.
- Заинтересованность родителей в дополнительном образовании детей по православному воспитанию (Л.П. Гладких. «Мир – прекрасное творенье») – 70 % детей средней группы (2011 – 2012 учебный год).
- Участие родителей в творческих встречах с педагогами ДОУ по проблеме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Положительная динамика уровня развития детей к концу учебного года:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры | |||
Учебный год | Возрастная группа | Уровень развития % | |
Норма | Выше нормы | ||
2009 – 2010 | Вторая младшая | 76 | 24 |
2010 – 2011 | Вторая младшая | 68 | 32 |
2011 – 2012 | Средняя | 74 | 26 |
2012-2013 (середина года) | Старшая | 83 | 17 |
Таким образом, праздник, праздничное мероприятие - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.
Правильно организованные праздники
- благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания, мышления;
- создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка и навыков общения, для закрепления знаний, полученных в различных видах деятельности;
- способствуют его духовно-нравственному воспитанию;
- формированию педагогической компетентности родителей и возрождению семейных традиций на основе русской православной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский музыкальный фольклор как средство приобщения к истокам русской народной культуры в дошкольном образовании
Доклад на конференции...
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Эта статья была подготовлена на педагогическую конференцию в 2012 году...
Приобщение к истокам русской народной культуре по средствам музыкального фольклора
Одна из важных целей в работе – познакомить детей с русским обрядовым творчеством, поговорить о значимых событиях в календарном круговороте дел, воспитать интерес к обрядовому фольклору, как час...
Проектная деятельность "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуры"
методическое пособие...
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...