Православные праздники как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
статья на тему

Верещагина (Трофименко) Оксана Викторовна

Детство – самая замечательная пора в жизни каждого человека, а сделать ее такой помогают праздники. С ранних лет любой человек знает, что такое «праздники» и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни.

      Ребенка дошкольного возраста отличает особая восприимчивость.

Воспитание гражданина и патриота, который знает и любит свою Родину, не может быть успешно решена без:

- познания духовного богатства своего народа,

- освоения народной культуры.

      Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок может впитывать культуру своего народа через:

- колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, загадки, сказки;

- игрушки и произведения декоративно-прикладного искусства;

- красивые праздники со своими неповторимыми обычаями и традициями.

В своей статье я хочу обратиться не  тем праздникам, которые хорошо известны всем нам, а к тем, которые празднуются в узком семейном кругу и в церкви.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Православные праздники как средство приобщения дошкольников

к истокам русской народной культуры.

   Детство – самая замечательная пора в жизни каждого человека, а сделать ее такой помогают праздники. С ранних лет любой человек знает, что такое «праздники» и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни.

        Ребенка дошкольного возраста отличает особая восприимчивость.

Воспитание гражданина и патриота, который знает и любит свою Родину, не может быть успешно решена без:

- познания духовного богатства своего народа,

- освоения народной культуры.

        Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок может впитывать культуру своего народа через:

- колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, загадки, сказки;

- игрушки и произведения декоративно-прикладного искусства;
- красивые праздники со своими неповторимыми обычаями и традициями.

   Россия – родина почти всех моих воспитанников. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо каждому ребенку дать ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, понять русский язык, историю и культуру, как свои собственные.

                Издавна люди строили свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь – отражение этой жизни. Он складывался веками и включал все наблюдения человека за природой.

        После Крещения Руси, христианство слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. В связи с этим обряды, сельскохозяйственные работы и т.д. были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых.

        В каждой местности России праздники обрастали местными обычаями, церемониями, ритуалами. Некоторые общественные праздники также стали традиционными в нашей стране («День Защитника Отечества», «День семьи, любви и верности»).

  Народные праздники – посвящены определенным историческим событиям, они регулируют жизнь в природе и запрещают людям вмешиваться в установленный порядок. В народе говорится: «Нет дерева без корней – дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

   Народный праздник – это массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современным музыкальным и поэтическим творчеством, присущие праздничной ситуации, это – сохранение исторического наследия прошлого и формирование патриотических чувств, навыков нравственного поведения в современном обществе.

Народный праздник обладает особой привлекательностью и притягательностью, так как в основе их – фольклорный материал. Яркие, живые, образные произведения народного фольклора легко запоминаются и оставляют радостное впечатление. На протяжении веков создавал русский народ пословицы, поговорки, загадки, сказки, песенки, потешки, заклички; из глубины веков фольклор донес до нас мудрость могучей Руси.

Методическое обеспечение:

  • «Детство»: Программа развития и воспитания в детском саду. /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  • О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 1998.
  • Л.П. Гладких. Мир – прекрасное творенье. – Курск, 2008.
  • Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.
  • В.Н. Вишневская. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5 – 7 лет «Свет Руси». – М.: АРКТИ, 2004.
  • М.Е. Картушина. Русские народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

        Наш МБДОУ ЦРР – детский сад №67 несколько лет является опорным методическим центром по реализации программы “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” и второй год - по реализации программы “Мир – прекрасное творенье”.

        Выбор данных программ и других методических пособий позволяет использовать разнообразные формы работы с детьми по развитию художественных интересов, приобретению ими практических навыков в различных видах деятельности.

Задачи программы:

  • Развитие личности ребёнка дошкольного возраста.
  • Формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
  • Обеспечение социально-воспитательного эффекта:
    - Воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими         чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

        - Воспитание достойных будущих граждан России с активной гражданской         позицией, патриотов своего Отечества.


   Было разработано перспективное планирование.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления подготовки к празднику с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы во взаимодействии с педагогами ДОУ и родителями.

Требования к планированию:

  • Планирование должно быть направлено на организацию педпроцесса в целом:
    отбор содержания, задач, видов деятельности в соответствии с предстоящим праздником.  В плане должна быть отражена работа со всей группой    и предусмотрена индивидуальная работа.
    С учетом предстоящего праздника подбирается художественно-речевой материал, планируются разные формы работы с детьми.
  • Планирование должно предусматривать соблюдение основных принципов обучения и воспитания – постепенное усложнение содержания обучения, последовательный перевод на освоение нового содержания, системность работы, установление связи между отдельными видами и формами работы во взаимодействии воспитателя возрастной группы и узких специалистов.
  • План должен служить руководством к деятельности, быть реальным. Должна быть конкретная постановка задач с учетом уровня развития возрастной группы и отдельных детей в ней.
  • План будет реальным, если он учитывает интересы детей, возрастные и индивидуальные особенности конкретной группы (индивидуальное участие каждого, исполнение номеров).

Время года

Месяц

Знаменательный день

Праздник

Осень

Сентябрь

«День вкм. Веры, Надежды, Любови, Софии»

«Праздник урожая»

(«Осенины», «Оспожинки»).

«Рождество Пресвятой Богородицы»

Октябрь

«День прп. Сергия Радонежского»

«Покров Пресвятой

Богородицы»

Ноябрь

«День матери»

«Кузьминки»

Зима

Декабрь

 «День Наума-грамотника»

«День памяти блгвв. князя Александра Невского»

«Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Январь

«Рождественский Сочельник».

«День святителя Василия Великого».

«День мц. Татьяны».

«День Ангела»

«Рождество»

«Крещение»

Февраль

«День Защитника Отечества»

«Сретение Господне»

Весна

Март

«Праздник мам»

Апрель

«Вербное Воскресение»

                   «Благовещение»

 «Светлая Пасха»

Май

«День вмч. Георгия Победоносца».

«День Победы»

Лето

Июнь

«День Дмитрия Донского»

«Троица»

Июль

«День славянской письменности».

«День семьи, любви и верности»

«Праздник апостолов

 Петра и Павла»

Август

«Спас:

медовый, яблочный, ореховый»

«Преображение Господне».

«Успение Пресвятой Богородицы»

   Эффективному проведению праздника способствует:

  • качественная предварительная работа;
  • объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
  • отбор художественного материала;
  • выбор эмоционально-выразительных средств;
  • подбор исполнителей;
  •  слаженность в ведении праздника всех участников (ведение диалогов, знание текстов, умение владеть детской аудиторией и пр.);
  • коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

   Ознакомление дошкольников с народной культурой имеет комплексный подход.

То есть при ознакомлении с предстоящим праздником должна быть грамотно выстроенная система деятельности:

  • специально организованная образовательная деятельность,
  • совместная с педагогом,
  •  и самостоятельная.

   Например, при знакомстве с праздниками в честь Пресвятой Богородицы или Днем матери (Женским днем), можно использовать такие формы работы:
        1.
Специально организованная образовательная деятельность:

  • Чтение отрывков из Библии (детской) и рассматривание иллюстраций о Деве Марии.
  • Знакомство с картиной Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем».
  • Знакомство с иконописью, иконами «Умиление».
  • Просмотр видеозаписей о Пресвятой Богородице, о профессиях и труде женщин.
  • Объяснение смысла пословиц и поговорок о маме и их заучивание (Сердце матери греет лучше солнца. При солнышке тепло, при матери добро. И др.)
  • Наблюдение за трудом взрослых.
  • Слушание и разучивание колыбельных песен, которые поет мама своему малышу.
  • Заучивание стихотворений и песен о маме.
  • Изготовление подарков для мамы (изобразительная деятельность, художественная аппликация, ручной труд, конструирование).

        2. Совместная деятельность педагога с детьми:

  • Чтение книг, беседы по содержанию.
  • Литературные викторины, вечера загадок (сказок).
  • Театрализованные игры.
  • Музыкально-литературные композиции.
  • Продуктивная деятельность, оформление выставок.
  • Книгоиздательство с рисунками и словотворчеством детей.
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Просмотр видеозаписей (Например, мультипликационные фильмы: «Мама для мамонтенка», «Федорино горе», «Волк и семеро козлят», «Трое из Простоквашино»).
  • Трудовая деятельность (дежурство, поручения, ручной труд, труд в природе).

        3. Самостоятельная деятельность детей:

  • Сюжетные игры («Семья», «Дом», «Магазин», «Больница» и др.)
  •  Игры-драматизации (по литературным произведениям, по замыслу).
  • Подвижные и хороводные игры с изображением трудовых действий («Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» и др.).
  •  Настольные игры («Материалы и инструменты», «Кому что нудно для работы?», «Лото» и др.).
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).
  • Рассматривание выставок, картинок, иллюстраций в книгах.
  • Выполнение индивидуальных заданий в тетрадях.

   Самые добрые и радостные православные праздники русского народа – Рождество Христово, Светлая Пасха, Благовещение, Троица.
        Ввести детей в культурную традицию празднования православных праздников помогает
заинтересованность и активность родителей воспитанников:
- приготовление традиционных праздничных угощений для совместных чаепитий;

- красивая праздничная сервировка стола;

- подготовка и украшение красивых праздничных нарядов для детей и для себя;

- активное участие в праздничном утреннике (а не просто просмотр, как «зрители»);

- исполнение различных ролей, постановка сказок для детей;

- подготовка сюрпризов для детей;

- оформление выставок совместных работ по изобразительной деятельности и ручному труду («Рождественские (Пасхальные) сувениры», «Колокольчики», «Храмы России» и др.);

- оформление фотомонтажей после проведения праздника.

        Дружелюбная праздничная атмосфера, совместная творческая деятельность, совместные переживания способствуют  

        - формированию эмоционально-положительных отношений между детьми и родителями;

        - выражению чувств доброжелательности, внимания, заботы, заинтересованности в         положительных результатах и творческих успехах друг друга;

        - формированию доброго и уважительного отношения к другим участникам праздника.

А, главное, праздники оставляют неизгладимые впечатления в душе ребенка.  

Добро, любовь, уважение, посеянные в душе ребенка, - это зерна, которые обязательно взойдут. И эти добрые традиции ребенок обязательно перенесет в свою семью в дальнейшей своей взрослой жизни.

Результативность работы:

  • Качественная подготовка к обучению в школе с учетом современных требований.
  • Заинтересованность родителей в дополнительном образовании детей по православному воспитанию (Л.П. Гладких. «Мир – прекрасное творенье») – 70 % детей средней группы (2011 – 2012 учебный год).
  • Участие родителей в творческих встречах с педагогами ДОУ по проблеме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

   Положительная динамика уровня развития детей к концу учебного года:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Учебный год

Возрастная группа

Уровень развития

%

Норма

Выше нормы

2009 – 2010

Вторая младшая

76

24

2010 – 2011

Вторая младшая

68

32

2011 – 2012

Средняя

74

26

2012-2013

(середина года)

Старшая

83

17


Таким образом,
 праздник, праздничное мероприятие - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.
        Правильно организованные праздники
- благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания, мышления;
- создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка и навыков общения, для закрепления знаний, полученных в различных видах деятельности;
- способствуют его духовно-нравственному воспитанию;
- формированию педагогической компетентности родителей и возрождению семейных традиций на основе русской православной культуры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к истокам русской народной культуре по средствам музыкального фольклора

Одна из важных целей в работе – познакомить детей с русским обрядовым творчеством, поговорить о значимых событиях в календарном круговороте дел, воспитать интерес к обрядовому фольклору, как час...

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...