особенности нравственно-патриотического воспитания
консультация (подготовительная группа) на тему

Любовь к  Родине, привязанность к родной земле, к культуре и традициям своего народа, входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             А.С.Макаренко: «В вашей семье и под вашим                                                        руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям".

Нравственно - патриотическое и духовное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем.  Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к  Родине, привязанность к родной земле, к культуре и традициям своего народа, входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия:

- эвристическая среда в детском саду и в семье

- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи

- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей

 Эвристическая среда  -живая, любящая, творящая Среда развития и самореализации человека, где происходит увлекательный и бесконечный процесс открытия Непознанного. Своими  положительными эмоциями она является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности и профессионального мастерства.

Для полноценного патриотического воспитания используются разнообразные методы и формы работы:

 -беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;

-показ иллюстраций, слайдов;

- прослушивание аудиозаписи. (Гимн страны; птичьи голоса, звуки родного леса и пр.) ;

- наблюдение (за изменениями в облике родного города или села ; за трудом взрослых в детском саду и в городе ; за сезонными изменениями в природе и пр.)

- использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, потешек) ;

- народные подвижные игры (городки, «Гуси-лебеди», «Колечко», «Краски», «Кошки-мышки» и др.)

- ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка, резьба по дереву и т. д.) ;

- знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов;

- организация тематических выставок детских рисунков («Моя семья», «Портрет моей мамы», «Новый год» и пр.)

- физкультурный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- совместный проект родителей и детей: «Моя семья», «Мое любимое животное», «Мой летний отдых»

- участие в календарных праздниках и развлечениях «Татарстан – ты наша Родина», «День пожилого человека»,« День матери», «Вперед к победе!», «День защитника отечества» , «День космонавтики», «День земли», . «Яблочный спас» », «День семьи, любви и верности», где углубляются знания о семье, как о частице общества.  « День Победы»-день памяти, скорби и предупреждения: человечество должно сделать все, чтобы героические и страшные события никогда не повторились.

-рассказы о городах-героях, сражениях и подвигах доблестных воинов

-занятия на тему  «Защитники Отечества», «Подвиги Великой Отечественной войны»

- участие во всероссийских акциях «Помоги птицам»

- использование мультимедийного пособия «Символика России».

 -Выставки  детского рисунка: « Моя Родина Татарстан»; « Россия –  наша  Родина»; «Пусть будет мир»,  «Мой дом- моя крепость»

-Фотовыставки: «Мои бабушка и дедушка» (к Дню пожилого человекаМамина улыбка», «Помогаю маме» (к 8 Марта) «Прогулки по улицам города»

-Литературные  выставки: « Произведения татарских писателей и поэтов», «Никто не забыт, ни что не забыто»

-Встречи с военными, участниками боевых действий.

--Экскурсия к памятнику воинам ВОВ, воинам-афганцам; возложение цветов.

- Родительские собрания на тему: « Нравственно – патриотическое воспитание  дошкольников», Анкетирование « Воспитание  юного патриота в семье».

- Проектная деятельность:

Проекты: «Моя семья», «Мой родной город», «Профессии моих родителей» это может быть создание генеалогического древа, герба семьи, коллекционирование открыток, составление экскурсионных маршрутов и прогулок по родному городу, газета «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности нравственно-патриотического воспитание дошкольников

Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество – одна из актуальнейш...

Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей ...

«Особенности нравственно – патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»

Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществ...

Задержка психического развития. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы

Задержка психического развития. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы...

Cеминар «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного воспитания» .

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...