особенности нравственно-патриотического воспитания
консультация (подготовительная группа) на тему
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, к культуре и традициям своего народа, входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
необходимость нравственно-патриотического воспитания у дошкольников | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
А.С.Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям".
Нравственно - патриотическое и духовное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, к культуре и традициям своего народа, входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия:
- эвристическая среда в детском саду и в семье,
- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,
- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда -живая, любящая, творящая Среда развития и самореализации человека, где происходит увлекательный и бесконечный процесс открытия Непознанного. Своими положительными эмоциями она является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности и профессионального мастерства.
Для полноценного патриотического воспитания используются разнообразные методы и формы работы:
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;
-показ иллюстраций, слайдов;
- прослушивание аудиозаписи. (Гимн страны; птичьи голоса, звуки родного леса и пр.) ;
- наблюдение (за изменениями в облике родного города или села ; за трудом взрослых в детском саду и в городе ; за сезонными изменениями в природе и пр.)
- использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, потешек) ;
- народные подвижные игры (городки, «Гуси-лебеди», «Колечко», «Краски», «Кошки-мышки» и др.)
- ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка, резьба по дереву и т. д.) ;
- знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов;
- организация тематических выставок детских рисунков («Моя семья», «Портрет моей мамы», «Новый год» и пр.)
- физкультурный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- совместный проект родителей и детей: «Моя семья», «Мое любимое животное», «Мой летний отдых»
- участие в календарных праздниках и развлечениях «Татарстан – ты наша Родина», «День пожилого человека»,« День матери», «Вперед к победе!», «День защитника отечества» , «День космонавтики», «День земли», . «Яблочный спас» », «День семьи, любви и верности», где углубляются знания о семье, как о частице общества. « День Победы»-день памяти, скорби и предупреждения: человечество должно сделать все, чтобы героические и страшные события никогда не повторились.
-рассказы о городах-героях, сражениях и подвигах доблестных воинов
-занятия на тему «Защитники Отечества», «Подвиги Великой Отечественной войны»
- участие во всероссийских акциях «Помоги птицам»
- использование мультимедийного пособия «Символика России».
-Выставки детского рисунка: « Моя Родина Татарстан»; « Россия – наша Родина»; «Пусть будет мир», «Мой дом- моя крепость»
-Фотовыставки: «Мои бабушка и дедушка» (к Дню пожилого человека)«Мамина улыбка», «Помогаю маме» (к 8 Марта) «Прогулки по улицам города»
-Литературные выставки: « Произведения татарских писателей и поэтов», «Никто не забыт, ни что не забыто»
-Встречи с военными, участниками боевых действий.
--Экскурсия к памятнику воинам ВОВ, воинам-афганцам; возложение цветов.
- Родительские собрания на тему: « Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», Анкетирование « Воспитание юного патриота в семье».
- Проектная деятельность:
Проекты: «Моя семья», «Мой родной город», «Профессии моих родителей» это может быть создание генеалогического древа, герба семьи, коллекционирование открыток, составление экскурсионных маршрутов и прогулок по родному городу, газета «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности нравственно-патриотического воспитание дошкольников
Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество – одна из актуальнейш...
Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей ...
«Особенности нравственно – патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»
Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществ...
"Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Воспитывать любовь к Родине, родному краю....
Задержка психического развития. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы
Задержка психического развития. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы...
Cеминар «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного воспитания» .
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...