Учебно - методическое пособие "Опытно - эксперементальная деятельность в ДОУ".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Учебно - методическое пособие "Опытно - эксперементальная деятельность в ДОУ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost.docx | 315.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно – методическое пособие:
«Опытно – эксперементальная деятельность в ДОУ»
Актуальность – развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде»
Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с водой везде. Но научиться самостоятельно изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. В настоящее время, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения, в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Проблема: Отсутствие у детей представлений об удивительных свойствах воды, о значении воды в жизни человека и природы.
Цель: развивать познавательную активность дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности.
Сформировать представления о свойствах воды, развить у детей интерес к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды.
Ожидаемые результаты: получив знания о воде и её свойствах, дети лучше будут ориентироваться в окружающей среде; расширится их личный опыт; повысится интерес к познавательной деятельности.
У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов. Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения). Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Волшебная вода»
Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи:
- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов;
- знакомство с правилами безопасности при проведении опытов;
- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре.
Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, соком и молоком, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, резиновые перчатки, надувные шарики, ковшики одинакового размера, целлофановые пакеты, тазы с водой, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов) ; опыты с водой; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юные исследователи», но вы должны пройти два испытания:
1. Определите и назовите звуки природы (включаем аудиозапись звук воды). Определите что это за звук?
Ответы детей: это звук воды.
2. А теперь отгадайте загадку о природном явлении.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру: «Доскажи словечко».
В морях и океанах – вода солёная;
вода в море – … морская;
вода в океане – …океаническая;
в реках - …,
в родниках -…,
в болотах -…,
Воспитатель: Какая это вода (в отличие от солёной, морской?
Ответы: Пресная.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, так что же такое вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети вы хотите узнать ещё о воде? Приглашаю вас в клуб «Исследователь». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Вы знаете, кто такие исследователи?
Ответы детей.
Воспитатель. Сейчас пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Дети, одевая фартуки, читают стихотворение.
Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?
Дети: В стакан, в ведро, в вазу.
Воспитатель: Что еще можно сделать с водой?
Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель: А теперь и вы попробуйте через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус? Для сравнения попробуйте попить сок, молоко. А вот морская вода содержит много соли, у нее соленый вкус, ее пить нельзя.
Дети выполняют задания воспитателя.
Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось?
Ответы детей: Вода стала сладкая, вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Физкультминутка «Капельки и тучки».
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки.
Все дети – это капельки.
Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе.
Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку».
«Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась.
Игра проводится 2-3 раза.
Опыт № 3 «Вода не имеет формы».
Перед детьми таз с водой и различные сосуды.
Воспитатель: Может ли вода иметь, какую – то форму?
Ответы детей.
Воспитатель: Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
Дети: Ковшиком через воронку.
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт № 4 «Что растворяется в воде? ».
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Дети добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.
Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?
Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.
Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
Ответы детей.
Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?
Дети добавляют краску, перемешивают.
Воспитатель: Что изменилось?
Дети: Вода изменила цвет?
Воспитатель: Растворилась ли краска?
Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
Воспитатель: Растворится ли в воде мука?
Дети добавляют в воду муку, перемешивают.
Воспитатель: Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Ответы детей.
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются) .
Опыт №5 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Снежная Королева сделала нам подарок (показываю лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Вывод детей: лед – твердая вода.
Опыт №6«Газообразная вода - пар»
Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю стеклом. Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Подведение итогов и оценка результатов.
Игровое упражнение «Волны»
- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро. Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз), подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? Об этом мы поговорим на следующий раз. Спасибо.
Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой
4. Поставить в холодильник.
5. Утром принести в детский сад.
Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.
Воспитатель: Благодарит детей за участие в опытно – экспериментальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".
В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с кратким содержанием проекта: этапами работы над проектом, основной проблемой, задачами, целью работы над проектом. Дано описание подготовительному, д...
Учебно – методическое пособие "Театрализованная деятельность в раннем возрасте с использованием различных видов театра"
Пособия, используемые на занятиях с детьми. Фотографии и их описание....
Авторское учебно-методическое пособие совместной деятельности детей и взрослых в рамках программы "Поликультурный Санкт-Петербург"
Учебно-методическое пособие совместной деятельности детей и взрослых в рамках программы "Поликультурный Санкт-Петербург" ко Дню народного единства...
Учебно - методическое пособие "Проектирование учебно - образовательной деятельности в ДОУ".
Учебно - методическое пособие, для детей в ДОУ....
Методическая разработка по теме " Опытно-эксперементальная деятельность в образовательном учреждении".
Методическая разработка...
Авторская методическая разработка по музыкально-эксперементальной деятельности"Бумажные звуки"
Музыкально познавательно – экспериментальная деятельность«БУМАЖНЫЕ ЗВУКИ»Цель: продолжать формировать представления детей о музыкальных и немузыкальных звуках, дать понятие бум...
Учебно-методическое пособие "Театральная деятельность в детском саду"
Учебно-методическое пособие "Театральная деятельность в детском саду"...