Учебно-методическое пособие "Театральная деятельность в детском саду"
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Шумова Надежда Александровна

 Учебно-методическое пособие "Театральная деятельность в детском саду".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театральная деятельность в детском саду. (Театрализованные занятия)

Отрывок из книги “Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет” Щеткин А. В. / Под ред. О. Ф. Горбуновой. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 128 c.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека — это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность — это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество — это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, JI. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи

Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Основы театральной культуры

Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.

Программные задачи

• Активизировать познавательный интерес детей.

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

• Снимать зажатость и скованность.

• Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

• Учить согласовывать свои действия с другими детьми.

• Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

• Развивать чувство ритма и координацию движений.

• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

• Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

• Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

• Пополнять словарный запас.

• Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.

• Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

• Знакомить с создателями спектакля.

• Знакомить с театральной терминологией.

• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

• Воспитывать культуру поведения в театре.

 

Предполагаемые умения и навыки детей

• Умеют действовать согласованно.

• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

• Запоминают заданные позы.

• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

• Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

• Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

• Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

• Умеют строить простейший диалог.

• Умеют составлять предложения с заданными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по теме "Адаптация в саду детей раннего возраста"

В материале представленны наиболее  часто задаваемые вопросы родителей при поступлении в детский сад, в нем даны ответы ,как сделать жизнь ребенка в саду наиболее увлекательной, интересной и,коне...

Учебно - методическое пособие "Экскурсионная работа в детском саду"

При всём многообразии форм организации педагогического процесса экскурсионная работа занимает особое место. Подготовка к экскурсии -  процесс требующий большего времени, вдумчивости и знания мате...

Учебно-методическая программа "Фитбол- гимнастика в детском саду"

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001):Развитие двигательных качеств;Обучение основ...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Учебно-методическая программа "Фитбол- гимнастика в детском саду"

Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной...