Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным бытом"
проект (старшая группа) на тему

Ромашова Татьяна Васильевна

Ознакомление старших дошкольников с русским народным бытом через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizitka_proekta_novaya.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Визитка проекта

Название проекта « Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным бытом»

Подготовила: воспитатель Ромашова Татьяна Васильевна.

Проблемная ситуация: Родители недостаточно осознают необходимость специального ознакомления своих детей с русской национальной культурой и народным бытом.

Проблема: Недостаточное знание детей о русской национальной культуре, традициях и быте русского народа.

Цель проекта: Привлечь внимание родителей  и детей к русскому народному быту. Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи проекта:

- Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.

- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

- Познакомить детей и их родителей с русским народным бытом, народными  пословицами,  поговорками, сказками и играми.

- Создать условия для приобщения детей к декоративно – прикладному искусству.

- Дать детям знания об истории русского народного костюма.

- Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.  Словами, которые использовались только в быту, в русской избе.

- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

- Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.

Вид проекта: Творческий, познавательный.

Время реализации: Долгосрочный.

  • Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
  • Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
  • Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Предполагаемый результат: 

- Пробуждение интереса к истокам культуры и традициям своей Родины, любви к родному краю.

- Расширение кругозора детей через музей «Русская изба» созданного силами воспитателей и родителей.

- Сформируется потребность в изучении традиций, фольклора, и быта русского народа.

Продукт проектной деятельности:

- Слайды «Русские народные костюмы»

- Изготовление совместно с детьми альбомов «Русский народный костюм», «Русские народные сказки».

- Презентация «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы».

- Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

- Выставка  « Русская народная игрушка» подготовленная совместно с родителями.

Словарная работа: изба, горница, печь, лавка, самовар, ухват, чугунок, лапти, половик, рубель, веретено, чесало, прялка, коромысло, сусеки, сундук, короб,  ремесло .

                                   Описание проекта

Этапы проекта

1 Этап. Подготовительный.

- Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.

- Подбор наглядных пособий.

- Подбор дидактических игр.

- Подбор русских народных игр.

- Анкетирование.

- Подбор русских  народных песен, сказок, пословиц, поговорок и загадок.

- Работа с методическим материалом.

- Привлечение родителей к проведению выставки «Русская народная игрушка».

2 этап. Выполнение проекта.

Проведение с детьми НОД:

- Беседа «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».

- Презентация «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»

- Интегрированная НОД (беседа + лепка) «Русская изба»

- Слайды «Русский народный костюм»

- НОД «Знакомство с русским народным костюмом»

- Создание альбома «Русский народный костюм».

- Интегрированная НОД (беседа +аппликация) «Русский головной убор – кокошник». 

- Чтение русских народных сказок.

- Заучивание пословиц, поговорок, потешек.

- Разгадывание загадок.

Проведение с детьми игр.

Подвижные: «У медведя во бору», «Баба снежная», «Золотые ворота»,

«Гуси – лебеди», «Горелки», «Карусели», «Бояре».

Дидактические: «Одень куклу в русский народный костюм », «Собери узор», «Укрась салфетку», «Народная мудрость».

Чтение художественной литературы детям.

Русские народные сказки:

«Гуси – лебеди»,  «По - щучьему велению», «Иван – царевич и серый волк», «Лисичка – сестричка и волк», « Сивка – бурка», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка».

Пословицы и поговорки (смотреть приложение)

Загадки (смотреть приложение)

Рассматривание: Иллюстраций, детских рисунков, слайдов.

Изготовление альбомов: «Русский народный костюм», «Русские народные сказки».

3 этап. Результаты

- Выставка  «Русская народная игрушка»

- Изготовление альбомов «Русский народный костюм», «Русские народные сказки», «Дедушки и бабушки».

- Презентация «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»

- Слайды «Русские народные костюмы и кокошники».

- Изготовление дидактической игры «Одень куклу в русский народный костюм».

- Изготовление дидактической игры «Помоги гончару и кузнецу».

- Изготовление оберега «подкова на счастье».

- Посещение библиотеки по теме «Русские народные сказки».

- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.

- Расширились знания о традициях русского народа.

- Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.

Образовательная область по ФГОС

  1. Социально – коммуникативное развитие (игровая деятельность, формирование патриотических чувств).
  2. Познавательное развитие (сенсорное развитие; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей).
  3. Речевое развитие (связная речь, художественная литература).
  4. Художественно – эстетическое развитие (музыка, рисование, лепка, аппликация).
  5. Физическое развитие (русские народные  подвижные игры).

Техническое оснащение

Аудио и видеотехника, мультимедиа.

Информационное оснащение

Детская художественная литература, методическая литература, видеоматериалы, ресурсы интернета по тематике проекта.

Выводы:

- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.

- Расширились знания о традициях русского народа.

- Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.

- Работа по формированию у дошкольников интереса к истокам русской народной культуры показала очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей.

- Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют  передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); правильно называют членов своей семьи и определяют  родственные отношения, используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).

- Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.

Приложение

Пословицы и поговорки:

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Без труда не вытащить и рыбки из пруда»

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

«Без беды друга не узнаешь»

«Друг познается в беде»

Загадки:

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан) 

Он украшает голову, на цветок похож.

 Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор (Кокошник) 

Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха)

Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс) 

Не ботинки, не сапожки,

 Но их тоже носят ножки.

 В них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

 Их веревкой привязали. (Лапти) 

Всех кормлю с охотою,

А сама «безротая» (Ложка)

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (Чугунок)

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт» (Ухват)

Стоит жилище 
деревянные бочища, 
Внутри печь да дрова
это русская… (
Изба).

Зимой нет, теплей, 
Летом нет, холодней 
(Печь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным искусством "Петушок и Баба Яга"

Программное сод-е : Использование на занятии мотивов русских народных сказок. Исполнение русских народных песен, закличек, танцев. Проговаривание скороговорок, рассказывание потешек, небылиц. Проведен...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным исскуством "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"

Введение, конспект интегрированного занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"...

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».

Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"

ull;Цель: теоретическое обоснование и определение  содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...

отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данный  отчет   по  теме "  Воспитание  нравственных  качеств   у  детей  старшего  дошкольного   возраста   посред...