Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным бытом"
проект (старшая группа) на тему
Ознакомление старших дошкольников с русским народным бытом через проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizitka_proekta_novaya.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Визитка проекта
Название проекта « Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным бытом»
Подготовила: воспитатель Ромашова Татьяна Васильевна.
Проблемная ситуация: Родители недостаточно осознают необходимость специального ознакомления своих детей с русской национальной культурой и народным бытом.
Проблема: Недостаточное знание детей о русской национальной культуре, традициях и быте русского народа.
Цель проекта: Привлечь внимание родителей и детей к русскому народному быту. Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи проекта:
- Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
- Познакомить детей и их родителей с русским народным бытом, народными пословицами, поговорками, сказками и играми.
- Создать условия для приобщения детей к декоративно – прикладному искусству.
- Дать детям знания об истории русского народного костюма.
- Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Словами, которые использовались только в быту, в русской избе.
- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
- Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
Вид проекта: Творческий, познавательный.
Время реализации: Долгосрочный.
- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
- Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Предполагаемый результат:
- Пробуждение интереса к истокам культуры и традициям своей Родины, любви к родному краю.
- Расширение кругозора детей через музей «Русская изба» созданного силами воспитателей и родителей.
- Сформируется потребность в изучении традиций, фольклора, и быта русского народа.
Продукт проектной деятельности:
- Слайды «Русские народные костюмы»
- Изготовление совместно с детьми альбомов «Русский народный костюм», «Русские народные сказки».
- Презентация «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы».
- Экскурсия в мини-музей «Русская изба».
- Выставка « Русская народная игрушка» подготовленная совместно с родителями.
Словарная работа: изба, горница, печь, лавка, самовар, ухват, чугунок, лапти, половик, рубель, веретено, чесало, прялка, коромысло, сусеки, сундук, короб, ремесло .
Описание проекта
Этапы проекта
1 Этап. Подготовительный.
- Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.
- Подбор наглядных пособий.
- Подбор дидактических игр.
- Подбор русских народных игр.
- Анкетирование.
- Подбор русских народных песен, сказок, пословиц, поговорок и загадок.
- Работа с методическим материалом.
- Привлечение родителей к проведению выставки «Русская народная игрушка».
2 этап. Выполнение проекта.
Проведение с детьми НОД:
- Беседа «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».
- Презентация «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»
- Интегрированная НОД (беседа + лепка) «Русская изба»
- Слайды «Русский народный костюм»
- НОД «Знакомство с русским народным костюмом»
- Создание альбома «Русский народный костюм».
- Интегрированная НОД (беседа +аппликация) «Русский головной убор – кокошник».
- Чтение русских народных сказок.
- Заучивание пословиц, поговорок, потешек.
- Разгадывание загадок.
Проведение с детьми игр.
Подвижные: «У медведя во бору», «Баба снежная», «Золотые ворота»,
«Гуси – лебеди», «Горелки», «Карусели», «Бояре».
Дидактические: «Одень куклу в русский народный костюм », «Собери узор», «Укрась салфетку», «Народная мудрость».
Чтение художественной литературы детям.
Русские народные сказки:
«Гуси – лебеди», «По - щучьему велению», «Иван – царевич и серый волк», «Лисичка – сестричка и волк», « Сивка – бурка», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка».
Пословицы и поговорки (смотреть приложение)
Загадки (смотреть приложение)
Рассматривание: Иллюстраций, детских рисунков, слайдов.
Изготовление альбомов: «Русский народный костюм», «Русские народные сказки».
3 этап. Результаты
- Выставка «Русская народная игрушка»
- Изготовление альбомов «Русский народный костюм», «Русские народные сказки», «Дедушки и бабушки».
- Презентация «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»
- Слайды «Русские народные костюмы и кокошники».
- Изготовление дидактической игры «Одень куклу в русский народный костюм».
- Изготовление дидактической игры «Помоги гончару и кузнецу».
- Изготовление оберега «подкова на счастье».
- Посещение библиотеки по теме «Русские народные сказки».
- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
- Расширились знания о традициях русского народа.
- Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.
Образовательная область по ФГОС
- Социально – коммуникативное развитие (игровая деятельность, формирование патриотических чувств).
- Познавательное развитие (сенсорное развитие; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей).
- Речевое развитие (связная речь, художественная литература).
- Художественно – эстетическое развитие (музыка, рисование, лепка, аппликация).
- Физическое развитие (русские народные подвижные игры).
Техническое оснащение
Аудио и видеотехника, мультимедиа.
Информационное оснащение
Детская художественная литература, методическая литература, видеоматериалы, ресурсы интернета по тематике проекта.
Выводы:
- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
- Расширились знания о традициях русского народа.
- Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.
- Работа по формированию у дошкольников интереса к истокам русской народной культуры показала очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей.
- Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения, используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).
- Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.
Приложение
Пословицы и поговорки:
«Труд человека кормит, а лень портит»
«Без труда не вытащить и рыбки из пруда»
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
«Без беды друга не узнаешь»
«Друг познается в беде»
Загадки:
Каждый день поутру надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовется (Сарафан)
Он украшает голову, на цветок похож.
Весь расшит узорами, уж очень он хорош.
А зовут такой убор (Кокошник)
Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь. (Рубаха)
Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди
И плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали,
Их веревкой привязали. (Лапти)
Всех кормлю с охотою,
А сама «безротая» (Ложка)
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? (Чугунок)
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт» (Ухват)
Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (Изба).
Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (Печь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным искусством "Петушок и Баба Яга"
Программное сод-е : Использование на занятии мотивов русских народных сказок. Исполнение русских народных песен, закличек, танцев. Проговаривание скороговорок, рассказывание потешек, небылиц. Проведен...
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным исскуством "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"
Введение, конспект интегрированного занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"...
Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».
Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...
самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"
ull;Цель: теоретическое обоснование и определение содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...
отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Данный отчет по теме " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посред...