Воспитание интереса к фольклору через русскую народную сказку
консультация (младшая группа) на тему

Капасова Тамара Ивановна

консультация для воспитателей младего дошкольного возрастао том, какие  методические приемы в работе с детьми можно использовать для воспитания интереса к фольклору. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия 1506 детский сад № 715 г. Москвы

Консультация для воспитателей младшего дошкольного возраста

«Воспитание интереса к фольклору через русскую народную сказку»

Воспитание у детей любви к народному творчеству через ознакомление с книгой.

    Ф о л ь к л о р - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В Фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

    Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

  Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам фольклора принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно обрядовых вышивках создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.

   "Генетически литература связана с мифологией через фольклор" - отмечал в своей работе "Классические формы мифа" Е. М. Мелетинский. На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные. В настоящее время в фольклористике многое сделано в области изучения жанра волшебной сказки, ее генезиса, истории, поэтики, стиля, особенностей бытования и т.д. Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.

   Слово "сказка" впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели "одну забаву", достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к подлинным русским сказкам - как к произведениям, могущим стать фундаментом для изучения т.н. "настоящего" русского народа, его поэтического творчества, а значит и могущим способствовать формированию русского литературоведения.

   Произведения древнерусской словесности, но главным образом фольклор, стали основным объектом исследования ученых, составивших мифологическую школу в русском литературоведении.

Русская народная сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими верованиями, а заодно и с народными сказками. Так в XIII веке епископ Серапион Владимирский запрещал “басни баять", а царь Алексей Михайлович издал в 1649 году специальную грамоту с требованием положить конец “сказыванию и скоморошеству”. Тем не менее уже в XII веке сказки стали заносить в рукописные книги, включать в состав летописей. А с начала XVII века сказки стали выходить в “лицевых картинках" - изданиях, где герои и события изображались в картинках с подписями. Но все же и этот век был суров по отношению к сказкам. Известны, например, резко отрицательные отзывы о “мужицкой сказке” поэта Антиоха Кантемира и Екатерины Второй; во многом не согласные друг с другом, они ориентировались на западноевропейскую культуру.

XIX век тоже не принес народной сказке признания чиновников охранительного направления. Так, знаменитый сборник А.Н. Афанасьева “Русские детские сказки” вызвал претензии бдительного цензора как якобы представляющий детскому уму “картины самой грубой своекорыстной хитрости, обмана, воровства и даже хладнокровного убийства без всяких нравоучительных примечаний”.

И не только цензура боролась с народной сказкой. С середины того же XIX века на нее ополчились известные педагоги. Сказку обвиняли в “антипедагогичности”, уверяли, что она задерживает умственное развитие детей, пугает их изображением страшного, расслабляет волю, развивает грубые инстинкты. Такие же, по существу, аргументы приводили противники этого вида народного творчества уже в нашем столетии, в советское время. После Октябрьского переворота педагоги - "леваки" добавляли еще и то, что сказка уводит детей от реальности, вызывает сочувствие к тем, к кому не следует - ко всяким царевичам и царевнам. С подобными обвинениями выступали и некоторые авторитетные общественные деятели, например, Н.К. Крупская. Рассуждения о вреде сказки вытекали из общего отрицания революционными теоретиками ценности культурного наследия.

В 20-е годы XX века детские книги выходили в детских редакциях крупнейшего государственного издательства, а также в ряде других государственных и частных издательств. Требовалось осмысление этой продукции, ее классификация, оценка.

Жизненно важной для детской литературы была дискуссия о сказке, возникшая в эти годы и перепрыгнувшая за пределы десятилетия. Возражения против сказок сводились в основном к следующему: сказка отвлекает ребенка от реальной жизни, она отражает идеологию буржуазного мира; заключает в себе мистицизм и религиозность. Сказочный антропоморфизм тормозит утверждение ребенка в его реальном опыте: ребенок не может создать устойчивые связи между собой и внешней средой, которые необходимы для его нормального развития.

Как уже говорилось выше, Н.К. Крупская также выступала против сказки. Особенно ее беспокоило несоответствие "чудесной формы" и "чуждого содержания". Она предлагала создавать современные сказки - продуманные, работающие на воспитание "горячих борцов". И советовала для этого изучить жанры старой сказки, по-новому перестроить их, учитывая современную действительность, и влить в эти обновленные сказочные формы новое, коммунистическое содержание.

А.В. Луначарский не разделял взглядов Крупской. Он считал ошибкой отказ от фантастического мира сказки, переход к "стопроцентному реализму". Препятствовать тяготению ребенка к волшебству, к фантастике, тайне и вымыслу - значит калечить его, мешать нормальному развитию личности, утверждал он.

М. Горький, также неоднократно выступавший в защиту сказки, считал, что для человека увлекательна и поучительна "выдумка - изумительная способность нашей мысли заглядывать вперед факта". Поэтому сказка благотворно воздействует на душевное и умственное созревание детей.

Совет детским писателям учиться у сказки давал С.Я. Маршак. Особенно возмущала его группа спорящих, по мнению которых для детей нельзя печатать вообще ни одной народной сказки.

У К.И. Чуковского есть издание “От двух до пяти”, где в главе “Борьба за сказку” он описывает детские истории и значимость народных сказок для детского круга чтения, о роли сказок вообще: "Как будто есть какая-нибудь принципиальная разница между той сказкой, которую сочиняет ребенок, и той, которую сочинил для него великий народ или великий писатель! Ведь все равно, дадите вы ему эту сказку или нет, - он сам себе сказочник, сам себе Андерсен, Гримм и Ершов, и всякая его игра есть драматизация сказки, которую он тут же творит для себя, одушевляя по желанию все предметы, превращая любую табуретку в поезд, в дом, в верблюда".

Несмотря на трудную судьбу, сказка продолжает жить. Именно народные сказки явились основой знаменитых "авторских", "литературных" сказок А.С. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова и других писателей XIX века. К.Д. Ушинский включал сказки в свои книги "Детский мир" и "Родное слово", полагая, что никто не может состязаться с педагогическим гением народа.

Очень высоко оценивал роль фольклора, в том числе сказок, в деле воспитания подрастающего поколения Лев Толстой. Прекрасные сборники сказок выпускаются в наше время самыми разными издательствами.

Таким образом, несмотря на трудную судьбу, сказка жила, всегда имела горячих защитников и находила дорогу к детям.

   В использовании народного творчества заключается особая воспитательная ценность, так как оно несёт в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребёнку. С русским народным творчеством необходимо знакомить детей через чтение книг. Литература для детей является источником всестороннего воспитания. Она помогает больше узнать о своей стране, её народе, развивает интерес к историческим событиям, к русскому народу, традициям.
 Во время чтения книги ребёнок должен сосредоточиться. Необходимо стимулировать интерес и внимание, добиваться, чтобы ребёнок вдумывался в содержание произведения, осмысливал происходящие события, давал правильную оценку поступкам героев, самостоятельно делал сравнения и выводы. Использовать можно разнообразные жанры детской литературы, но прежде всего сказку. Яркий, образный, поэтический язык, интересный и понятный сюжет, делают сказку более доступной для дошкольников. Читать её надо неторопливо, плавно, как бы в разговорной форме, с паузами для осмысления сказанного, подчёркивая интонациями характер героев и их действий. Сказки помогают детям понять, что  такое хорошо и что такое плохо, учат быть их справедливыми, смелыми, трудолюбивыми. Дети эмоционально выражают своё отношение к прочитанному.  Читая детям книги необходимо учить их сравнивать, выделяя общее и  различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений. Сравнивая сказки надо обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героя всегда выпадают большие испытания, в сказке действуют фантастические персонажи. Важно познакомить детей с тем, как зарождались сказки в народе, как их собирали и записывали.

  В науке о фольклоре был распространен взгляд на сказку как совокупность всех видов и форм устной прозы: такое понимание сказки некогда входило в учебную литературу. Ю.М. Соколов считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: "Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера". Что "сказывалось", то и именовалось "сказкой". Скоро заметили изъян определения. Оно не раскрывало специфических свойств жанра и преимущественно называло его тематические разновидности. Под определение подходили и бывальщина, и легенда, и быличка, и предание, даже простой рассказ бытового характера.

   Дети любого возраста любят слушать сказку. Она покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительными переплетениями фантастического и реального.

 

         Недаром дети любят сказку.

         Ведь сказка тем и хороша,

         Что в ней счастливую развязку

         Уже предчувствует душа.

         И на любые испытанья

         Согласны храбрые сердца

         В нетерпеливом ожидании

         Благополучного конца.

                                                         В.Берестов.

 

  Мы читаем сказки в целях нравственного воспитания, помня что «сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», и с целью показа поэтики сказки с её традиционными зачинами, концовками, повторами, постоянными эпитетами.

Знакомя детей со сказками, развивая их речь, побуждаем их к перессказыванию, к сочинению продолжения или концовки сказки.

 

Используемая литература:

  1. Селиванов В.В. Год русского земледельца. М.,1987.
  2. Аникин В. П., “Русская народная сказка”, М.:Художественная литература, 1984;
  3. Веселовский А. Н., “Историческая поэтика”, Л., 1940;
  4. Гауак В. М., “Фольклор и молдавско-русско-украинские связи”, М.: Наука, 1975;
  5. “Вопросы жанров российского фольклора”, Сборник статей, М.: МГУ, 1972;
  6. Гиппиус Е., Интонационные элементы русской частушки, в сб.: Советский фольклор, №4—5, М.—Л., 1936;
  7. Колпакова Н., Русская народная и литературная частушка, “Звезда”, 1943, №4;
  8. Хрестоматия для маленьких.(составитель Елисеева Л. Н.) Москва. 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание через русские народные сказки

Мы живём в то время, когда создаётся совершенно новый цикл экологических занятий для детей дошкольного возраста, сегодня существует немало литературы для познания экологии. Такими являются сказки, где...

Открытое мероприятие организованной образовательной деятельности "Физическая культура"по теме:"Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно-оздоровительной работы"на муниципальном уровне

НОД  по  физической культуре  в  подготовительной  группе.«На помощь Илье Муромцу»Задачи:-упражнять в различных видах ходьбы и бега;-вырабатывать умение двигаться легко и своб...

Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку

Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку (из опыта работы)...

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило ин...