Содержательные аспекты федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
презентация

Курсевич Инна Владимировна
Содержательные аспекты федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_fgos_dou.ppt368 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Содержательные аспекты федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Курсевич И.В. МДОУ «Детский сад №2» г.Ясногорска Тульской области

Слайд 2

Основные положения Стандарта Основные понятия Основные принципы (базовые ценности) Основные принципы дошкольного образования Цели Стандарта Задачи Стандарта Направленность Программы

Слайд 3

Основные понятия ФГОС /в тексте/ Зона ближайшего развития Индивидуализация образования Образовательная область Педагогическая диагностика Социальная ситуация развития и др.

Слайд 4

Основные понятия (ФГОС) Индивидуализация образования – построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Социализация – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей. Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром. Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.

Слайд 5

Базовые принципы Стандарта Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека; Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; Уважение личности ребенка; Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

Слайд 6

Принципы построения Программы принцип развивающего образования , целью которого является развитие ребенка; сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости; соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; учет принципа интеграции образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра .

Слайд 7

Основные принципы дошкольного образования (ФГОС): Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; Индивидуализация дошкольного образования; Содействие и сотрудничество детей и взрослых , признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; Сотрудничество Организации с семьей ; Приобщения детей к социокультурным нормам...; Формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности; Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, методов возрасту и особенностям развития).

Слайд 8

Задачи (ФГОС): Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала... Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей… Формирование общей культуры личности , в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственност и ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО…; Формирование социокультурной среды…; Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей.

Слайд 9

Программа ДО (ФГОС): направлена на создание условий развития дошкольников , открывающих возможности для его позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; направлена на создание развивающей образовательной среды , которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Слайд 10

Требования к структуре Соотношение частей Программы Образовательные области, задачи Виды деятельности Структура образовательного процесса Организация педагогической диагностики (мониторинга)

Слайд 11

Образовательные области ФГОС Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Слайд 12

Социально-коммуникативное развитие усвоение норм и ценностей , принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности , целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания ; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества ; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Слайд 13

Познавательное развитие Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации ; Формирование познавательных действий , становление сознания; Развитие воображения и творческой активности; Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, число, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 14

Речевое развитие Владение речью как средством общения и культуры ; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Развитие речевого творчества; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы ; Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 15

Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Слайд 16

Физическое развитие Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни; овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Слайд 17

И нтеграция осуществлять междисциплинарные переходы между ранее разгороженными областями знаний и, следовательно, создавать новые образовательные области, дающие целую, а не мозаичную картину мира (А.Г.Асмолов)

Слайд 18

Виды деятельности (ФГОС ДО) Ранний возраст: Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Экспериментирование с материалами и веществами. Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами - орудиями (ложка, лопатка и др.). Восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок. Двигательная деятельность.

Слайд 19

Виды деятельности (ФГОС ДО) Дошкольный возраст: Игровая. Коммуникативная. Познавательно-исследовательская. Восприятие художественной литературы и фольклора. Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Конструирование из разного материала. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация). Музыкальная. Двигательная.

Слайд 20

Структура Программы: Обязательная часть – не менее 60% от общего объема; Часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40%

Слайд 21

Требования к условиям (критерии для сравнения) Группы требований Психолого-педагогические условия Построение развивающей среды

Слайд 22

Требования к условиям реализации ООПДО Психолого-педагогические условия Кадровые условия Материально-технические условия Финансовые условия

Слайд 23

Психолого-педагогические условия Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям... Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; Поддержка инициативы и самостоятельности детей; Возможность выбора детьми материалов, видов деятельности, участников совместной деятельности и общения; Вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Слайд 24

Оценка индивидуального развития детей Оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: Индивидуализация образования Оптимизация работы с группой

Слайд 25

Психологическая диагностика Используется при необходимости; Проводят квалифицированные специалисты; Только с согласия родителей.

Слайд 26

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей: Обеспечение эмоционального благополучия ребенка; Поддержка индивидуальности и инициативы детей через.. (указаны пути); Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях; Построение вариативного развивающего образования… ; Взаимодействие с родителями по вопросам образования, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Слайд 27

Требования к развивающей предметно-пространственной среде Насыщенность среды Трансформируемость пространства Полифункциональность материалов Вариативность среды Доступность среды Безопасность среды

Слайд 28

Требования к результатам Понятие «целевые ориентиры» Причины отсутствия конкретных образовательных достижений ребенка

Слайд 29

Требования к результатам освоения ООПДО Целевые ориентиры дошкольного образования – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Слайд 30

Причины отсутствия конкретных образовательных достижений в Стандарте ДО: Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), Системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат)

Слайд 31

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке , в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Слайд 32

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач: Аттестация педагогических кадров; Оценка качества образования; Оценка как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга; Оценка выполнения муниципального задания; Распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

Слайд 33

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами; Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; Владеет активной речью; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; Ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства; У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Слайд 34

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру , к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми , участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Слайд 35

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью , может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности ; у ребенка развита крупная и мелкая моторика ; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире , в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-коммуникативное развитие в аспекте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Дошкольный период необычайно значим для вхождения в мир социальных отношений, то есть он значим для процесса социализации, который, по словам  Льва Семеновича Выготского, звучит как «врастание в ...

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...

ПРОЕКТ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования  (далее - Программа) является документом, на основании которого дошкольные образовательные учреждения Российск...

О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». 2018

О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования»....