Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
статья по теме

Койти Светлана Геннадьевна

      Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен  для  малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям,  чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

       Здоровый  малыш может посещать детский сад. У него уже появился интерес к общению с людьми, его словарный запас и приобретённые к этому времени навыки самостоятельности позволяют ему быть достаточно независимым. Тем не менее, многим трёхлетним детям тяжело оставаться на целый день в обществе чужих людей. При  поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

   Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.    

    Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс  поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

    Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно   быстро заражаться как  положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу построения цикла занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии.    

     «Сказкотерапия» - это слово появилось в русском языке сравнительно недавно. В науке сказкотерапия – одно из самых молодых направлений практической психологии. С другой стороны, сказкотерапия – это самый  древний  способ поддержки человека с помощью слова. Выделяют три этапа, предшествующих оформлению концепции сказкотерапии как направления, как школы:

- Этап спонтанного сложения и передачи историй

- Этап научного осмысления метафорического материала

- Этап использования сказки как техники, или как «упаковки» основного инструментария психолого-педагогической работы. «Упаковка» инструкции психологического задания  в сказку помогает смягчить воздействие, делает психологическую  интервенцию менее директивной, активизирует ресурсы воображения, расширяя границы сознания.

      «Сказкотерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, в ней проявляется чувство защищённости и аромат тайны.

     Для сказкотерапевтов  «сказкотерапия» - это учение и язык одновременно. Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей: Любви, Веры, Истины, Сотрудничества, Самодисциплины, Достоинства. Язык – потому что увлекательный сюжет, легко воспринимается, усваивается, запоминается. А значит, легко усваиваются и запоминаются основные ценности, и душа человека напитывается добром.

    Каждому возрасту, каждому поколению сказкотерапевт подбирает свой язык, свой сюжет, свой образный ряд, понимая, что внутреннюю реальность человека можно описать только языком сказки.

    Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления, поэтому наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы, поэтому  мы решили рассказывать детям сказки, поскольку сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, она помогает ребёнку не только адаптироваться, но и способствует его развитию. Только в сказках  дети сталкиваются со сложными явлениями и чувствами. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка

      С 2005 года мы стали использовать методы сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, а затем и  в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Психолог предлагает детям работу со сказкой, сочинённой им самим (авторская программа). Работа проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность её ощутить  (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого  имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.

    Цель таких занятий – оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются и основные задачи:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения

- снижение импульсивности, тревоги

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом

- развития внимания, восприятия, речи, воображения

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

     Базовыми средствами работы служат игры с песком, природным материалом (камушками, ракушками). Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на взаимодействие с песком, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

    Занятия длительностью 10-15 минут проводятся два раза в неделю, рассчитаны в среднем на 10 сеансов.  Каждое занятие повторяется по 2-3 раза.

 В первой части занятия -  игры с песком: дети трогают песок руками, копают, лепят, пересыпают.

В основной части занятия -  рассказывание и разыгрывание сказки на песке и игры, связанные с главным героем сказки.

В заключение занятия – релаксационные упражнения и переход к другому виду деятельности.

     Психолог является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

     Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим,  забывая  на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Психолог  же в процессе работы постоянно поощряет  спонтанные, живые и естественные реакции детей.

    В работе с детьми по методу сказкотерапии в процессе адаптации  все дети дали положительную динамику.  Наиболее важным показателем было то, что дети позволили работать с ними специалисту без родителей, а затем стали более активны при взаимодействие со взрослым и другими детьми. Существенно сократилось время адаптационного периода (от недели до двух), у некоторых детей это время сократилось до четырёх дней, (имеется в виду, что после указанного времени дети приходили в группу и оставались спокойно, вспоминали маму лишь к вечеру, играли, были активны).  После проведённой работы, большинство детей могут освоиться в новом помещении  при доброжелательном отношении к ним незнакомого взрослого за 5-10 минут, а в присутствии родителей активно общаться, играть с предложенными игрушками.

   Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации является весьма эффективным и многуфункциональным.. Это позволяет нам рекомендовать этот метод педагогам-психологам  ДОУ к использованию в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации.

Литература:

  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и              социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика /Январь Февраль/ 2007
  2. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем. – Ростов н/Д. 2006
  3. Голанов А.С. Я иду в детский сад. – М. 2002
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. –  СПб. 2006
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Практикум по сказкотерапии.- СПб. 2005
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Формы и методы работы со сказкой. СПб. 2006
  7. Калинина Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. – СПб. 2002
  8. Роньжина А.С. Занятия с детьми психолога  в период адаптации к дошкольному    учреждению. – М. 2003.

9.   Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович – СПб. 2005

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

      Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен  для  малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям,  чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

       Здоровый  малыш может посещать детский сад. У него уже появился интерес к общению с людьми, его словарный запас и приобретённые к этому времени навыки самостоятельности позволяют ему быть достаточно независимым. Тем не менее, многим трёхлетним детям тяжело оставаться на целый день в обществе чужих людей. При  поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

   Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.    

    Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс  поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

    Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно   быстро заражаться как  положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу построения цикла занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии.    

     «Сказкотерапия» - это слово появилось в русском языке сравнительно недавно. В науке сказкотерапия – одно из самых молодых направлений практической психологии. С другой стороны, сказкотерапия – это самый  древний  способ поддержки человека с помощью слова. Выделяют три этапа, предшествующих оформлению концепции сказкотерапии как направления, как школы:

- Этап спонтанного сложения и передачи историй

- Этап научного осмысления метафорического материала

- Этап использования сказки как техники, или как «упаковки» основного инструментария психолого-педагогической работы. «Упаковка» инструкции психологического задания  в сказку помогает смягчить воздействие, делает психологическую  интервенцию менее директивной, активизирует ресурсы воображения, расширяя границы сознания.

      «Сказкотерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, в ней проявляется чувство защищённости и аромат тайны.

     Для сказкотерапевтов  «сказкотерапия» - это учение и язык одновременно. Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей: Любви, Веры, Истины, Сотрудничества, Самодисциплины, Достоинства. Язык – потому что увлекательный сюжет, легко воспринимается, усваивается, запоминается. А значит, легко усваиваются и запоминаются основные ценности, и душа человека напитывается добром.

    Каждому возрасту, каждому поколению сказкотерапевт подбирает свой язык, свой сюжет, свой образный ряд, понимая, что внутреннюю реальность человека можно описать только языком сказки.

    Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления, поэтому наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы, поэтому  мы решили рассказывать детям сказки, поскольку сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, она помогает ребёнку не только адаптироваться, но и способствует его развитию. Только в сказках  дети сталкиваются со сложными явлениями и чувствами. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка

      С 2005 года мы стали использовать методы сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, а затем и  в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Психолог предлагает детям работу со сказкой, сочинённой им самим (авторская программа). Работа проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность её ощутить  (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого  имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.

    Цель таких занятий – оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются и основные задачи:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения

- снижение импульсивности, тревоги

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом

- развития внимания, восприятия, речи, воображения

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

     Базовыми средствами работы служат игры с песком, природным материалом (камушками, ракушками). Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на взаимодействие с песком, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

    Занятия длительностью 10-15 минут проводятся два раза в неделю, рассчитаны в среднем на 10 сеансов.  Каждое занятие повторяется по 2-3 раза.

 В первой части занятия -  игры с песком: дети трогают песок руками, копают, лепят, пересыпают.

В основной части занятия -  рассказывание и разыгрывание сказки на песке и игры, связанные с главным героем сказки.

В заключение занятия – релаксационные упражнения и переход к другому виду деятельности.

     Психолог является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

     Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим,  забывая  на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Психолог  же в процессе работы постоянно поощряет  спонтанные, живые и естественные реакции детей.

    В работе с детьми по методу сказкотерапии в процессе адаптации  все дети дали положительную динамику.  Наиболее важным показателем было то, что дети позволили работать с ними специалисту без родителей, а затем стали более активны при взаимодействие со взрослым и другими детьми. Существенно сократилось время адаптационного периода (от недели до двух), у некоторых детей это время сократилось до четырёх дней, (имеется в виду, что после указанного времени дети приходили в группу и оставались спокойно, вспоминали маму лишь к вечеру, играли, были активны).  После проведённой работы, большинство детей могут освоиться в новом помещении  при доброжелательном отношении к ним незнакомого взрослого за 5-10 минут, а в присутствии родителей активно общаться, играть с предложенными игрушками.

   Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации является весьма эффективным и многуфункциональным.. Это позволяет нам рекомендовать этот метод педагогам-психологам  ДОУ к использованию в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации.

Литература:

  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и              социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика /Январь Февраль/ 2007
  2. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем. – Ростов н/Д. 2006
  3. Голанов А.С. Я иду в детский сад. – М. 2002
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. –  СПб. 2006
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Практикум по сказкотерапии.- СПб. 2005
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Формы и методы работы со сказкой. СПб. 2006
  7. Калинина Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. – СПб. 2002
  8. Роньжина А.С. Занятия с детьми психолога  в период адаптации к дошкольному    учреждению. – М. 2003.

9.   Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович – СПб. 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

В статье даётся общее представление о методе сказкотерапии и рассказывается как используется метод сказкотерапии при адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ....

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...

Презентация на тему:"Сказкотерапия - как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ"

Сказкотерапия -это процесс образования связи между сказочными событиями  и поведением в реальной жизни....

Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен  для  малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям,  чем те, к которым он привык в се...

«Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»

Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша....

Презентация:"Методы и приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям в ДОУ

Актуадьность:Детский сад – новый период в жизни ребенка.        Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения, новую обстановку незнакомых люде...