«СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВЛЯЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ»
учебно-методический материал на тему

Глинская Наталия Николаевна

Медотическая разработка в помощь воспитателям ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

     По данным медицинской статистики количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов здоровых первоклассников.

     Большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, а ведь именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека. Поэтому воспитатели и музыкальные руководители комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно применяя эффективные технологии здоровье сбережения.

     Музыкальное развитие ребенка в физическом аспекте имеет давнюю историю – музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека – вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

     На музыкальных занятиях в свободной и самостоятельной творческой деятельности детей мы используем современные здоровье сберегающие технологии в игровой форме, привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка разнообразием, с пользой для здоровья:

  1. Начинаем каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день.
  2. Слушание музыки перемежаем с игровым массажем, пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией.
  3. Перед пением песни занимаемся дыхательной артикуляционной гимнастикой,  фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.
  4. Речевые игры сопровождаем музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах, а танцевальную импровизацию совмещаем с музыкотерапией.
  5. Проводим интегрированные музыкально-валеологические занятия, которые рассказывают ребенку о пользе здорового образа жизни, знании о правилах личной гигиены. Можно привлечь к участию родителей, медицинских работников, инструктора по воспитанию.

     Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача для детского сада. Современные методы здоровье сбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности. Такие занятия, с использованием здоровье сберегающих технологий, помогают обеспечить бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.

     Предлагаемые, небольшие по объему и длительности, оздоровительные игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.

     Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье сберегающих технологий:

Валеологические песни-распевки: задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятиях, подготавливают голос к пению.

Например:

Валеологическая песенка-распевка  «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Хлопки в ладоши
Здравствуйте, ножки!
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щёчки!
Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щёчки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки
Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки!
Щёлк, щёлк, щёлк!
Здравствуй, мой носик!
Бип, бип, бип!
Здравствуй мой ротик,

Привет!

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем
«Доброе утро!»

Доброе утро! (дети поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика: органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуя между собой под контролем центральной нервной системы. Включены упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева, О. Исаевой, А. Стрельниковой. В результате проведения дыхательной гимнастики повышаются показатели развития певческих способностей, дыхательной системы детей.

Например:

1 упр. «Ладошки» ( И.п.- ноги врозь предплечья перпендикулярно полу, кисти разжаты, делать резкий вдох носом с шумом, одновременно сильно сжать ладони в кулаки).


2 упр. «Погончики» ( И.п. ноги врозь, руки согнуты в локтях, кулачки на уровне пояса, расстояние в один кулак. Сделать резкий вдох, одновременно опустить руки вниз пальцы разжать).


3 упр. «Насос» (И.п.- то же, пружинящие наклоны туловища вперед. В нижней точке движения делается мгновенный вдох. Слишком низко наклоняться необязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно).


4 упр. «Кошка» (И.п.- ноги врозь, руки согнуты в локтях на уровне пояса, выполнять пружинящие повороты корпуса, ноги не отрывать, руками делать хватательные движения с резким вдохом носом).


5 упр. «Обними плечи» (И.п: ноги врозь, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Сведение рук перед грудью (сверху удобная вам рука). При встречном движении рук сжимается верхний отдел легких, в этот момент происходит быстрый, шумный вдох).


6 упр. «Большой маятник» (И.п. – ноги врозь, руки внизу, упр. «Насос» и упр. «Обними плечи» вместе, наклоны вперед и назад по принципу маятника. Вдох делается в крайней точке наклона. При наклоне назад руки сводятся перед грудью).


7 упр. «Повороты» (Повороты головы в стороны (направо и налево). В конечной точке каждого поворота – короткий, шумный, быстрый вдох носом, так, чтобы крылья носа слегка втягивались, сжимались, а не раздувались).


8 упр. «Ушки или Китайский болванчик» (наклоны головы вправо и влево с резким вдохом в конечной точке движения).


9 упр. «Малый маятник» наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце движения.
10 упр. « Перекаты» ( И.п. – одна нога впереди другая сзади на расстоянии 1 шага, руки внизу свободно, выполнять пружинящие приседания в полу выпаде попеременно на ногу впереди и на ногу сзади, ноги не отрывать от пола, ставить на носок, руки свободно. Вдох выполнять в момент выпада).


11 упр. «Перекаты» (тоже с другой ноги).


12 упр. «Шаги» (И.п. – ноги врозь, руки внизу. Попеременно поднимать колени, руки по ходу движения как в Рок-н-ролле, вдох во время подъема колена).


13 упр. «Шаги» (И.п. тоже. Попеременно сгибать голеностоп назад – вдох).

Дыхательная гимнастика «В лесу»
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба  с согнутыми в локтях руками)                  
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить "м-м-м" , одновременно постукивая пальцами по крыльям носа
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! 
(низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела
Детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
(звук и взгляд направлять по тексту)
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
Осу ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать. 

Артикуляционная гимнастика: выработка качественных, полноценных движений, органов артикуляции, подготовка к правильному произношению звуков. Гимнастика Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Емельянова способствует тренировке мышц речевого аппарата. В результате повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.

Например:

Артикуляционная гимнастика "Котик Музик" 
Котик Музик утром встал,             
Дети потягиваются.
Чистить зубки побежал.        
Вправо-влево, вправо-влево - 
      В улыбке открыть рот и кончиком языка
Чистим зубки мы умело.                
сильно "почистить" за нижними зубами
                                                          вправо-влево 5-6 раз, затем за              
                                                         
верхними зубами 5-6 раз.

Пополощем ротик,                         Имитация полоскания рта
Как чистюля Котик.
Музик наш расческу взял              
В улыбке закусить язык зубами,
И причесываться стал.                   
"протаскивать" язык между зубами 
Мы за ним не отстаем -
                 вперед-назад;
Всё покажем язычком.
Дальше по порядку                        
Делаем зарядку!
Музик спинку выгибает,                
Улыбка, открыть рот, кончик языка 
                                                           упереть за нижние зубы, "спинку"        

                                                           выгнуть, удерживать под счет до 8-ми.
Музик спинку прогибает.               
Открыть хорошо рот, поднять язык за

                                                          верхние зубы.
А теперь язык наш -  мяч.              
Рот закрыть, кончик языка с
Начинаем футбольный матч!        
напряжением упирать то в одну,
Гол забили мы! Ура!!                     
то в другую щеку так, чтобы
                                                          под щекой надувались "мячики".
Вот и завтракать пора:                   
Улыбнуться, открыть рот,
Котик нам напек блины,               
положить широкий язык на нижнюю
Со сметаною они.
                          губу и удерживать под счет до 5-ти.
Как сметану любит Котик?            
Улыбнуться, открыть рот, облизать

Оближи скорее ротик.                     языком верхнюю, затем нижнюю губу.
А теперь чаек попьём.                    
Улыбнуться, открыть рот, высунуть
Чай мы в чашечку нальем.             
язык и тянуть его к носу, загибая бока 
                                                           язычка в виде чашечки.
Музик сыт, Музик рад!                   
Ритмично хлопать в ладоши.
Музик любит всех ребят!

«Улыбочка».

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует   10 - 15 секунд.

«Трубочка».
Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты в  виде трубочки вперед.   Удерживать  губы в  таком положении следует 10 - 15   секунд.

«Хоботок».

Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует  10 секунд.

«Лопаточка».

Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

«Иголочка».

Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

«Сердитая кошечка».

Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

«Желобок».

Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3 - 4 раза по 5 - 7 секунд.

«Парус».

Цель. Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от  1 до 10. Выполнять 2—3 раза.

Оздоровительные и фонопедические упражнения: для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Например:

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

Игровой массаж: детям приятно хлопать в ладони, ходить босиком, так как это бессознательно стимулирует положительные сигналы внутренним органам. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Например:

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.

Пальчиковые игры: игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластину с выразительным, мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Например:

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

 Раз, два, три, четыре, пять,

Загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках.

Мы во двор пошли гулять.

«Идут» по коленкам указательным и средним пальчиками.

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись.

Кладут ладошки на колени то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли,

Отряхивают ладошки.

Съели суп, и спать легли.

Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.

"Кошка"

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Речевые игры: текст поется или ритмично декламируется хором или дуэтом. Формирование речи у ребенка идет при участии жестов, которые сопровождают и даже заменяют слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование игр эффективно вливает на развитие эмоциональной выразительности речи детей и деятельной активности.

Например:

 Речевая игра-диалог с использованием пословиц «Закаляйся»

Хочешь быть здоров-прояви волю и терпение.

Здоровье-это успех

Крепким стать нельзя мгновенно-закаляйтесь постепенно

Здоровье сгубишь-новое не купишь

Чистота-залог здоровья

Холода не бойся-по пояс помойся

Здоровье-это бесценный дар

Беседа о закаливании.

"Дождь"

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Музыкотерапия: слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

     Детей встречаем, укладываем спать, поднимаем после дневного сна под соответствующую музыку, использованную в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Например:

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

  1. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
  2. И.С.Бах. "Шутка".
  3. И.Брамс. "Вальс".
  4. А.Вивальди "Времена года"
  5. Й.Гайдн. "Серенада"
  6. Д.Кабалевский "Клоуны"
  7. Д.Кабалевский "Петя и волк"
  8. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
  9. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
  10. И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

  1. "Антошка" В.Шаинский
  2. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
  3. "Будьте добры" А.Санин
  4. "Веселые путешественники" М.Старокадомский
  5. "Все мы делим пополам" В.Шаинский
  6. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
  7. "Если добрый ты" Б.Савельев
  8. "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
  9. "Настоящий друг" Б.Савельев
  10. "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

  1. Л.Боккерини "Менуэт"
  2. Э.Григ "Утро"
  3. А.Дворжак "Славянский танец"
  4. Лютневая музыка XVII века
  5. Ф.Лист "Утешения"
  6. Ф.Мендельсон "Песня без слов"
  7. В.Моцарт "Сонаты"
  8. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
  9. М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
  10. К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

  1. Т.Альбиони "Адажио"
  2. И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
  3. Л.Бетховен "Лунная соната"
  4. К.Глюк "Мелодия"
  5. Э.Григ "Песня Сольвейг"
  6. К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

  1. Н.Римский-Корсаков "Море"
  2. Г.Свиридов "Романс"
  3. К.Сен-Санс "Лебедь"

     Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

     Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями в детском саду

В статье представлен материал из опыта работы педагога с родителями в условиях детского сада с приоритетом физкультурно-оздоровительного направления развития детей....

Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели

     «Здоровье сберегающие  технологии в детском  саду — виды и цели» И  для  коего не  секрет,  что здоровье взрослого челов...

Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".

В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...

«Детское движение «Юный патриот» как одно из важнейших звеньев системы воспитательной идеологической работы в детском саду»

В статье представлены различные формы организации деятельности с детьми в детском саду по патриотическому воспитанию....

"Проектные технологии в системе работы музыкального руководителя в детском саду"

презентация направлена на взаимодействие музыкального руководителя в пректной деятельности с детьми, воспитателями и родителшями...

ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. СИСТЕМА ТРИЗ

quot;Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Но уже в младшем во...