«СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВЛЯЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ»
учебно-методический материал на тему
Медотическая разработка в помощь воспитателям ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pomoshch_vospitatelyam_zdorove_sberegayushchie_tehnologii.docx | 44.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.
По данным медицинской статистики количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов здоровых первоклассников.
Большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, а ведь именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека. Поэтому воспитатели и музыкальные руководители комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно применяя эффективные технологии здоровье сбережения.
Музыкальное развитие ребенка в физическом аспекте имеет давнюю историю – музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека – вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
На музыкальных занятиях в свободной и самостоятельной творческой деятельности детей мы используем современные здоровье сберегающие технологии в игровой форме, привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка разнообразием, с пользой для здоровья:
- Начинаем каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день.
- Слушание музыки перемежаем с игровым массажем, пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией.
- Перед пением песни занимаемся дыхательной артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.
- Речевые игры сопровождаем музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах, а танцевальную импровизацию совмещаем с музыкотерапией.
- Проводим интегрированные музыкально-валеологические занятия, которые рассказывают ребенку о пользе здорового образа жизни, знании о правилах личной гигиены. Можно привлечь к участию родителей, медицинских работников, инструктора по воспитанию.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача для детского сада. Современные методы здоровье сбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности. Такие занятия, с использованием здоровье сберегающих технологий, помогают обеспечить бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.
Предлагаемые, небольшие по объему и длительности, оздоровительные игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье сберегающих технологий:
Валеологические песни-распевки: задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятиях, подготавливают голос к пению.
Например:
Валеологическая песенка-распевка «Здравствуйте»
Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Хлопки в ладоши
Здравствуйте, ножки!
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щёчки!
Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щёчки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки
Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки!
Щёлк, щёлк, щёлк!
Здравствуй, мой носик!
Бип, бип, бип!
Здравствуй мой ротик,
Привет!
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем
«Доброе утро!»
Доброе утро! (дети поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Дыхательная гимнастика: органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуя между собой под контролем центральной нервной системы. Включены упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева, О. Исаевой, А. Стрельниковой. В результате проведения дыхательной гимнастики повышаются показатели развития певческих способностей, дыхательной системы детей.
Например:
1 упр. «Ладошки» ( И.п.- ноги врозь предплечья перпендикулярно полу, кисти разжаты, делать резкий вдох носом с шумом, одновременно сильно сжать ладони в кулаки).
2 упр. «Погончики» ( И.п. ноги врозь, руки согнуты в локтях, кулачки на уровне пояса, расстояние в один кулак. Сделать резкий вдох, одновременно опустить руки вниз пальцы разжать).
3 упр. «Насос» (И.п.- то же, пружинящие наклоны туловища вперед. В нижней точке движения делается мгновенный вдох. Слишком низко наклоняться необязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно).
4 упр. «Кошка» (И.п.- ноги врозь, руки согнуты в локтях на уровне пояса, выполнять пружинящие повороты корпуса, ноги не отрывать, руками делать хватательные движения с резким вдохом носом).
5 упр. «Обними плечи» (И.п: ноги врозь, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Сведение рук перед грудью (сверху удобная вам рука). При встречном движении рук сжимается верхний отдел легких, в этот момент происходит быстрый, шумный вдох).
6 упр. «Большой маятник» (И.п. – ноги врозь, руки внизу, упр. «Насос» и упр. «Обними плечи» вместе, наклоны вперед и назад по принципу маятника. Вдох делается в крайней точке наклона. При наклоне назад руки сводятся перед грудью).
7 упр. «Повороты» (Повороты головы в стороны (направо и налево). В конечной точке каждого поворота – короткий, шумный, быстрый вдох носом, так, чтобы крылья носа слегка втягивались, сжимались, а не раздувались).
8 упр. «Ушки или Китайский болванчик» (наклоны головы вправо и влево с резким вдохом в конечной точке движения).
9 упр. «Малый маятник» наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце движения.
10 упр. « Перекаты» ( И.п. – одна нога впереди другая сзади на расстоянии 1 шага, руки внизу свободно, выполнять пружинящие приседания в полу выпаде попеременно на ногу впереди и на ногу сзади, ноги не отрывать от пола, ставить на носок, руки свободно. Вдох выполнять в момент выпада).
11 упр. «Перекаты» (тоже с другой ноги).
12 упр. «Шаги» (И.п. – ноги врозь, руки внизу. Попеременно поднимать колени, руки по ходу движения как в Рок-н-ролле, вдох во время подъема колена).
13 упр. «Шаги» (И.п. тоже. Попеременно сгибать голеностоп назад – вдох).
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить "м-м-м" , одновременно постукивая пальцами по крыльям носа
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела
Детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
(звук и взгляд направлять по тексту)
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
Осу ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
Артикуляционная гимнастика: выработка качественных, полноценных движений, органов артикуляции, подготовка к правильному произношению звуков. Гимнастика Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Емельянова способствует тренировке мышц речевого аппарата. В результате повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.
Например:
Артикуляционная гимнастика "Котик Музик"
Котик Музик утром встал, Дети потягиваются.
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево - В улыбке открыть рот и кончиком языка
Чистим зубки мы умело. сильно "почистить" за нижними зубами
вправо-влево 5-6 раз, затем за
верхними зубами 5-6 раз.
Пополощем ротик, Имитация полоскания рта
Как чистюля Котик.
Музик наш расческу взял В улыбке закусить язык зубами,
И причесываться стал. "протаскивать" язык между зубами
Мы за ним не отстаем - вперед-назад;
Всё покажем язычком.
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Музик спинку выгибает, Улыбка, открыть рот, кончик языка
упереть за нижние зубы, "спинку"
выгнуть, удерживать под счет до 8-ми.
Музик спинку прогибает. Открыть хорошо рот, поднять язык за
верхние зубы.
А теперь язык наш - мяч. Рот закрыть, кончик языка с
Начинаем футбольный матч! напряжением упирать то в одну,
Гол забили мы! Ура!! то в другую щеку так, чтобы
под щекой надувались "мячики".
Вот и завтракать пора: Улыбнуться, открыть рот,
Котик нам напек блины, положить широкий язык на нижнюю
Со сметаною они. губу и удерживать под счет до 5-ти.
Как сметану любит Котик? Улыбнуться, открыть рот, облизать
Оближи скорее ротик. языком верхнюю, затем нижнюю губу.
А теперь чаек попьём. Улыбнуться, открыть рот, высунуть
Чай мы в чашечку нальем. язык и тянуть его к носу, загибая бока
язычка в виде чашечки.
Музик сыт, Музик рад! Ритмично хлопать в ладоши.
Музик любит всех ребят!
«Улыбочка».
Цель. Развивать круговые мышцы губ.
Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10 - 15 секунд.
«Трубочка».
Цель. Развивать круговые мышцы губ.
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 - 15 секунд.
«Хоботок».
Цель. Развивать подвижность губ.
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.
«Лопаточка».
Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
«Иголочка».
Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.
Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.
«Сердитая кошечка».
Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.
Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
«Желобок».
Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.
Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3 - 4 раза по 5 - 7 секунд.
«Парус».
Цель. Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2—3 раза.
Оздоровительные и фонопедические упражнения: для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Например:
"Динозаврик"
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"
Игровой массаж: детям приятно хлопать в ладони, ходить босиком, так как это бессознательно стимулирует положительные сигналы внутренним органам. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Например:
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
Пальчиковые игры: игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластину с выразительным, мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Например:
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, | Загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках. |
Мы во двор пошли гулять. | «Идут» по коленкам указательным и средним пальчиками. |
Бабу снежную лепили, | «Лепят» комочек двумя ладонями. |
Птичек крошками кормили, | «Крошат хлебушек» всеми пальчиками. |
С горки мы потом катались, | Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки. |
А еще в снегу валялись. | Кладут ладошки на колени то одной, то другой стороной. |
Все в снегу домой пришли, | Отряхивают ладошки. |
Съели суп, и спать легли. | Движения воображаемой ложкой; руки под щеку. |
"Кошка"
Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)
Речевые игры: текст поется или ритмично декламируется хором или дуэтом. Формирование речи у ребенка идет при участии жестов, которые сопровождают и даже заменяют слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование игр эффективно вливает на развитие эмоциональной выразительности речи детей и деятельной активности.
Например:
Речевая игра-диалог с использованием пословиц «Закаляйся»
Хочешь быть здоров-прояви волю и терпение.
Здоровье-это успех
Крепким стать нельзя мгновенно-закаляйтесь постепенно
Здоровье сгубишь-новое не купишь
Чистота-залог здоровья
Холода не бойся-по пояс помойся
Здоровье-это бесценный дар
Беседа о закаливании.
"Дождь"
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")
Музыкотерапия: слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Детей встречаем, укладываем спать, поднимаем после дневного сна под соответствующую музыку, использованную в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Например:
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности
Классика:
- И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
- И.С.Бах. "Шутка".
- И.Брамс. "Вальс".
- А.Вивальди "Времена года"
- Й.Гайдн. "Серенада"
- Д.Кабалевский "Клоуны"
- Д.Кабалевский "Петя и волк"
- В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
- В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
- И.Штраус "Полька "Трик-трак"
Детские песни:
- "Антошка" В.Шаинский
- "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
- "Будьте добры" А.Санин
- "Веселые путешественники" М.Старокадомский
- "Все мы делим пополам" В.Шаинский
- "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
- "Если добрый ты" Б.Савельев
- "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
- "Настоящий друг" Б.Савельев
- "Песенка о волшебниках" Г.Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
- Л.Боккерини "Менуэт"
- Э.Григ "Утро"
- А.Дворжак "Славянский танец"
- Лютневая музыка XVII века
- Ф.Лист "Утешения"
- Ф.Мендельсон "Песня без слов"
- В.Моцарт "Сонаты"
- М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
- М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
- К.Сен-Санс "Аквариум"
Музыка для релаксации
- Т.Альбиони "Адажио"
- И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
- Л.Бетховен "Лунная соната"
- К.Глюк "Мелодия"
- Э.Григ "Песня Сольвейг"
- К.Дебюсси "Лунный свет"
Колыбельные
- Н.Римский-Корсаков "Море"
- Г.Свиридов "Романс"
- К.Сен-Санс "Лебедь"
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с родителями в детском саду
В статье представлен материал из опыта работы педагога с родителями в условиях детского сада с приоритетом физкультурно-оздоровительного направления развития детей....
Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели
«Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели» И для коего не секрет, что здоровье взрослого челов...
Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".
В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...
«Детское движение «Юный патриот» как одно из важнейших звеньев системы воспитательной идеологической работы в детском саду»
В статье представлены различные формы организации деятельности с детьми в детском саду по патриотическому воспитанию....
"Проектные технологии в системе работы музыкального руководителя в детском саду"
презентация направлена на взаимодействие музыкального руководителя в пректной деятельности с детьми, воспитателями и родителшями...
ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. СИСТЕМА ТРИЗ
quot;Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Но уже в младшем во...
технология методического материала: Здоровьесберегающей направленности Арсеневская О.Н."Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду"
Музыкально-оздоровительная работа....