методические разработки
методическая разработка по теме


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию воспитанников № 145

620072,   г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова 9а,  

тел./факс 347-28-50,  тел. 347-36-08 sad_145@mail.ru

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

о результатах педагогической деятельности

Выполнил:  

воспитатель 1КК

Велижанина Вера Ивановна

г.  Екатеринбург, 2015г.

За последнее время произошли серьезные преобразования в системе образования: вводятся новые требования к образовательным программам; все более высокие требования предъявляются к уровню развития детей.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указывается на то, что одним из необходимых условий для создания социальной ситуации развития детей является  обеспечение эмоционального благополучия, поддержка индивидуальности и инициативы.  Эмоциональное благополучие возможно лишь при непосредственном общении с каждым ребенком и сохранении уважительного отношение к его чувствам и потребностям.  А  поддержка индивидуальности и инициативы детей возможна через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.[1]

К сожалению, современная действительность показывает, что дети стали эмоционально неустойчивыми, агрессивными, тревожными, менее отзывчивыми к чувствам других. Все это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими, а значит и отклонениях в личностном развитии.

Дошкольники  не всегда способны самостоятельно проявлять эти нравственные качества, как сочувствие, сопереживание, поэтому нуждаются в корректной педагогической поддержке. Эмоциональный опыт, знакомство с миром эмоций, умение понимать эмоции и чувства себя и других способствует решению задач эмоционально-нравственного развития дошкольников.

Поэтому приоритетным направлением деятельности является создание психолого-педагогических условий эмоционально-нравственного   развития детей 3-5 лет, складывающихся из общения (эмоционально-поддерживающий компонент),  развивающего влияния окружающей среды (эмоционально-настраивающий компонент - уголок настроения).

Мною была разработана и внедрена в образовательный процесс модель формирования у детей эмоционально-нравственного опыта на основе системного, возрастного, личностно - деятельностного подходов.  Реализация модели осуществляется через непосредственно образовательную деятельность на основе интеграции образовательных областей (эмоционально-активизирующий компонент) и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (эмоционально-стабилизирующий компонент) с использованием современных педагогических технологий: игровая технология, технология моделирования, метод проектов.

Цель: создать психолого-педагогические условия эмоционально-нравственного   развития детей 3-5 лет.

Задачи:

-  проанализировать психолого-педагогическую литературу по эмоционально-нравственному развитию дошкольников;

-        выявить особенности эмоционально-нравственного развития детей своей группы;

-         проанализировать и организовать работу с родителями по данной теме;

-         модернизировать развивающую предметно-пространственную среду с учетом эмоционально-нравственной составляющей.

Анализ литературы (Короткова Н.А., Выгодский А.С., Свирская Л.В., Зеньковский В.В.,) показал, что эмоции способствуют социальному и нравственному развитию и  влияют на будущее поведение человека. Становление эмоционально – нравственных основ личности закладывается уже в трех летнем возрасте, и взрослые способствуют развитию этих основ,  воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.

Для определения уровня развития нравственных и эмоционально устойчивых качеств у детей 3-5 лет на первом этапе было проведено анкетирование родителей «Взаимоотношения в семье» Данное анкетирование помогает определить взаимоотношения в семье, наличие семейных традиций, причин конфликтов между родителями и детьми. Приложение1.

 А так же составлена карта наблюдения за эмоциональным и нравственным развитием детей в различные режимные моменты. Приложение 2.

В результате анкетирования родителей было выявлено, что взаимоотношения в семьях хорошие, вместе семья собирается чаще по выходным. А семейные традиции имеют 11 семей из 26. Семейный досуг чаще проводится, за просмотром телевизора либо каждый занимается своим делом и только 15 семей активно проводят семейный досуг ( театры, музеи).

В результате наблюдений за эмоциональным состоянием детей было отмечено, что дети не умеют проявлять  заботу, взаимопомощь, сочувствие, не способны адекватно реагировать на неудачи других, не знают, как сдерживать свои эмоции. Но ребята охотно прислушиваются к замечаниям и требованиям взрослого.

Исходя из полученных результатов, мною были выбраны следующие направления  педагогической деятельности:

- организация непосредственно образовательной  деятельности на основе интеграции образовательных областей (эмоционально-активизирующий компонент) с использованием современных педагогических технологий: игровая технология, технология моделирования, метод проектов;

- организация образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (эмоционально-стабилизирующий компонент) с использованием современных педагогических технологий: игровая технология, технология моделирования, метод проектов;

- организация взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого  ребенка и учитывающего социальную ситуацию развития (эмоционально-поддерживающий компонент);

- модернизация развивающей предметно-пространственной среды (эмоционально-настраивающий компонент).

Для достижения высоких и стабильных результатов по данным направлениям в работе с детьми  мною были подобраны следующие педагогические технологии:

  1. игровые технологии (сюжетно-ролевая игра, моделирование игровых ситуаций);
  2. технология моделирования («Расскажи сказку», «Уголок настроения», «Экран мультфильмов», «Экран любимых книг» );
  3. метод проектов («Моя семья», «Папа, мама, я – здоровая семья», «Семейные традиции», «Навстречу Олимпиаде»).

Технология моделирования тесно связана с игровыми технологиями при работе с детьми младшего дошкольного возраста.  Возрастные особенности детей 3-5 лет таковы, что модели предлагаются детям в игровой форме, упрощенные.

Главная причина использования технологии моделирования практическая и выражается в том, что в дошкольном детстве детям трудно представить весь спектр эмоций и чувств. А моделирование ( схемы настроении и эмоций ) помогает оформить в детских представлениях знания об эмоциях и чувствах, правила поведения.

Изобразительная деятельность направленная на эмоционально – нравственное воспитание детей трех лет включает использование карточек на тактильные ощущения, цветовосприятия, где ребенок может построить модель того что он представил или ощутил. («Дорисуй всё, что захочется» «Превращения» «Кто спрятался»).

Для детей 4- 5 лет   в процессе изобразительной деятельности можно учить детей с помощью цвета передавать эмоциональные состояния персонажей, а также создавать серии иллюстраций по сюжетам прочитанных текстов. Так же предлагаются задания, требующие понимания и самостоятельного создания пиктограмм, схематичных изображений людей, реальных предметов, нахождения сходства и различий в изображениях эмоций персонажей, рассматривания готовых рисунков и поделок, их обыгрывания.

Игровая деятельность включает сюжетно ролевую игру, игру по заданной модели.

Для детей 3- х лет  сюжетно ролевая игра является  одним из способов получения коммуникативных умений, а так же  освоение норм нравственного поведения.

 К 4- 5 годам я направляю свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.

Еще одним из приемов игровой деятельности использую моделирование игровых ситуаций. С помощью, которых развивается умение договариваться и слушать  друг с друга, выражать свою индивидуальность, умение управлять своим эмоциональным состоянием, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Особенностью моделирования игровых ситуаций является определение временных рамок, так например упражнения «Назови себя»,  «Скульптор», «Волшебный цветок», «Свеча» проводятся только в первой половине дня. Количество детей участвующих в таких игровых ситуациях зависит от возрастных особенностей, дети трех лет  участвуют от 5 человек и более, а к 5 годам в построении  модели могут участвовать от оного и более. Важно не только в группе применять такие упражнения но и проконсультировать родителей, что бы  они дома могли закреплять полученные умения. Как правило для создания модели игровой ситуации не требует много атрибутов («Свеча» - только свеча, «Моя любимая игрушка» - игрушка).

С целью формирования  познавательных   эмоций, развития любознательности организую познавательно-исследовательскую деятельность с детьми. В основу деятельности положены элементы экспериментирования, подводящие ребенка к познанию объективных реалий окружающего мира, воспитание  познавательных  интересов и добрых чувств.

Для знакомства с миром чувств и эмоций, норм и правил поведения  я разработала дидактический материал для экспериментирования, моделирующий эмоции, чувства, состояния. Дети эмоционально peaгируют на такие ситуации, активно объясняют их и помогают игровому персонажу. Например, детям легче объяснить свое эмоциональное состояние с помощью конкретных тканей, материалов. Для этого я предлагаю разную ткань и прошу детей дать ей характеристику, на кого или на что  она похожа (колючая ткань похожа на ежа- на сердитого, расстроенного человека, к которому сейчас плохо; мягкая, пушистая ткань – на зайчика- на мягкого, доброго, дружелюбного человека)

Важно что бы в этой деятельности ребенок испытывал такие чувства как, восторг, удивление, радость, гнев, неприятие,  легкий испуг.

В такой деятельности как труд схемы самообслуживания («Я одеваюсь сам», «Чистые руки», «Правильное поведение за столом», «Правила поведения в группе») обязательно за соблюдение этих правил ребенок получает похвалу, поощрение (Медали, значки).

 В музыкальной деятельности использую карточки «Нотки» с изображением настроения, полученного после прослушивания музыкальной композиции. Например, прослушав радостную песенку о весне, я предлагаю детям выбрать из музыкальной шкатулки настроений нотку с подходящим изображений (радость, грусть, удивление. ) в младшей группе использую две – три  нотки, в средней постепенно увеличиваю до шести ноток -  настроения.

Для восприятия художественной литературы мною была составлена модель списка художественной литературы «Экран любимых книг» и мультипликационных фильмов  «Экран мультфильмов» с ярко выраженными эмоциями испуга, радости, грусти, гнева, удивления.

При составлении экрана любимых книг учитывала возраст детей и требования образовательной программы детского сада. Формируя, список мультфильмов в первую очередь учитывалось возрастные и индивидуальные особенности детей, а также предпочтения родителей.

Любая двигательная активность вызывает у ребенка радость, восторг, снимает эмоциональное напряжение.  Но и здесь  совместно с инструктором по физической культуре активно используем модели: обручи – домики для зайцев « Волк и зайцы», скамеечка – мостик «Кот и воробушки», колечки – руль «Цветные автомобили», ленточки – хвостики «Ловишки».  Для эффективной работы с детьми применяем карточки – символы для обозначения движений, упражнений. 

Одна из современных технологий при обеспечении эмоционального, нравственного развития дошкольника  является мультимедиа. Стоит отметить, что мультимедиа позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществляет индивидуализацию обучения, расширяет картину мира ребенка. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации и среды. (Показ видео ряда например пение птиц, шум леса или в зависимости деятельности.) Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Детско- родительские проекты всегда ориентированы на сближение детей и родителей за счет специально подобранных методов и приемов. Совместная проектная деятельность не только несет в себе познавательный компонент, но и способствует развитию коммуникативной, эмоциональной и социальной сфер у взрослых и детей. Ни один предложенный мной проект не остался без внимания. Результатом каждого проекта стали не только новые знания и умения детей, но и новые отношения между детьми и членами их семей, пронизанные теплыми чувствами и положительными эмоциями.

Проект  «Моя семья»

Цель: повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи: - формировать у детей представления о семье;

- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

- закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;

- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;

-повышение педагогической культуры родителей;

- повысить качество отношений «семья – детский сад».

План реализации проекта:

1 Этап проекта.

-подбор иллюстративного материала, литературных произведений, мультфильмов;
- дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, строительных игр.

-опрос родителей;

- создание музея «Моя родословная»

- организация выставки «Фото альбом моей семьи».

2 Этап проекта.

Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную деятельность:

Художественно-речевая:

- чтение художественной литературы, разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о семье; беседы по картинам «Как хорошо играть всем вместе», «Моя дружная семья»; составление рассказов по темам “Моя дружная семья”;  рассматривание семейных фотографий.

Игровая деятельность:

- дидактические игры «Как мы помогаем родным», «Семья», лото «Моя семья», “У кого сегодня день рожденья?”, “Кем ты приходишься своим родителям?”;

- Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”, «День рождения»;

- Строительные игры «Дом для кукол», «Мебель для дома».

Творческая деятельность:

выставка рисунков «Моя семья»; стенгазеты «Мамочка милая моя»;

художественное творчество с детьми по теме проекта.

Культурно–досуговая деятельность:

- праздники «День матери», «День защитника отечества», «Международный женский день»;

- прогулки-походы.

Сотрудничество с семьёй:

- Консультации для родителей: «Рекомендации для заботливых родителей», «Права ребёнка»; Родительское собрание: «Игры всей семьёй»

- Создание альбомов «Моя семья»,   стенгазеты «Генеалогическое древо»

3 этап проекта.

Защита проекта: праздник «Моя семья – мое богатство!»

Проект  «Семейные традиции»

Цель: знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи группы.

Задачи проекта: - выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках;

- сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников;

- создать условия для совместной работы группы и семьи по возрождению народных и семейных традиций;

-воспитывать бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.

I этап – ознакомительный.

Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях.

1. Анкетирование родителей и личные беседы  на тему: «Знаете ли вы о народных праздниках, обычаях, традициях?»

2.  Беседа с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

II этап – просветительский.

Знакомство детей, родителей с народными и семейными праздниками через разные формы работы.

  1. Консультации для родителей на темы: «Народные праздники»,

«Сказки, рассказанные на ночь», « Новый год в кругу семьи»

  1.  Сбор семейных реликвий.
  2. Подготовка выступлений родителей для  защиты проектов на тему «Традиции нашей семьи». Выставка газет «Семейная традиция»
  3. Образовательная деятельность с детьми на темы: «Семейные традиции», «Герб моей семьи»

III этап – заключительный.

Праздник «Традиции моей семьи», где семьи выступают с презентациями о традициях семьи, выступления детей (стихи, песни).

Проект  «Мама, папа, я  - спортивная семья»

Цель: повышение интереса у родителей и детей к совместным занятиям физкультурой и спортом.

Задачи: - расширить представления родителей о совместных с детьми занятиях физкультурой и спортом;

-развивать у детей интерес к различным видам спорта и спортивным играм;

-формировать способности детей к двигательному сопереживанию, осознанному выполнению упражнений;

-воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание проявлять активность в разных играх и упражнениях;

-повысить педагогическую компетентность родителей по созданию спортивной развивающей среды в домашних условиях.

I этап – ознакомительный:

1.Анкетирование «Ваш любимый вид спорта»

2.Индивидуальные беседы с родителями малоактивных детей о физических умениях и навыках ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

3.Стендовая информация: создание папок «Привлекательность здорового питания!», советы родителей -  родителям «Я делаю это так!», «Здоровым бать здорово!»

4.  Дидактические игры: «Виды спорта».

5. Обогащение спортивного уголка.

II этап – просветительский:

  1. Проведение игр с высокой двигательной активностью, совместно с инструктором по физической культуре.
  2. Беседы с детьми на тему «Здоровым быть здорово!»
  3. Выставка рисунков «Мой любимый вид спорта»

III этап – заключительный.

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Таким образом, организация образовательной деятельности с детьми, которая включает в себя различные формы работы с детьми и представлена педагогическими технологиями способствовала:

-   развитию у дошкольников эстетических переживаний, умению чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства;

-         развитию интеллектуальные эмоции: удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения;

- развитие нравственных качеств личности: знакомство с жизнью людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений.

В процессе организации всех видов деятельности перечисленных выше, особое значение имеет отношения  между всеми участниками образовательных отношений. Очень важно грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения. Для этого мне, как педагогу, было необходимо не только самой придерживаться определенных принципов в общении с детьми, но и убедить родителей в важности некоторых приемов, теоретических знаниях о возрастных особенностях и закономерностях развития личности детей. Совместно с родителями я выделила ряд позиций наиболее важных и существенных в воспитании и развитии каждого ребенка:

- обеспечение  психической защищенности ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);

- формирование начала личности (базис личностной культуры);

- развитие  индивидуальности ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);

- формирование знаний, умений, навыков как средств полноценного развития личности.

Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, не игнорирование его чувств и эмоций.

Именно включение ребенка и родителей в совместные виды деятельности за счет использования современных педагогических технологий обеспечило  улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение и расширение эмоционального опыта детей моей группы.

Результатом такого доверительного отношения между детьми, родителями и мной, стала организация семейного клуба «Играя, учимся жить». Родителями было предложено в неформальной обстановке устраивать встречи по актуальным вопросам детского развития. В ходе бесед с родителями прослеживалась тематика встреч, которая полностью была ориентирована именно на социальную и эмоциональную сферу развития детей. Для родителей детей 3-5 лет вопрос о специальной подготовке к школе еще не стоит так остро, а вот о социальной и личностной готовности к школьному обучению они интересуются уже сейчас. Многие обеспокоены отсутствием желания у детей играть в сюжетные игры, дружить, помогать близким, сдерживать гнев, капризы и упрямства. Так были определены темы встреч: «Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка дошкольного возраста»,  мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития  интеллектуальных эмоций» (обучение родителей изобразительным приемам с разными материалами),  деловая игра «Как не вырастить «равнодушного потребителя» природных ресурсов? Экологическое воспитание дошкольников», практикум и мастер-класс «Моя первая семейная книга» (изготовление авторских книг эмоционально-нравственной направленности).

Развивающая предметно-пространственная среда группы является содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной в соответствии с ФГОС ДО п.п. 3.3.4.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Психолого-педагогическая задача

Зоны эмоционально-развивающей среды группы ДОУ

Обеспечение  эмоциональной релаксации

снятие эмоционального напряжения

Спортивный уголок «Здоровейка»

центр «Песок-вода»,

стол для рисования песком

уголок ИЗО-деятельности

уголок природы

уголок сенсорики «Ловкие пальчики»

уголок «Настроение»

Побуждение  к эмоциональному отклику на игровое занятие и желанию участвовать в совместной игре

Игровые двигательные модули,

игровая «жилая комната»,

центр развивающих игр «Игротека»

экспериментальный уголок «Почемучки»

строительный уголок

Формирование  эмоционально-положительного отношения у ребенка к окружающим людям, предметам, обстановке

Театральный уголок «Петрушка»

 зона «ряженья»

уголок книги «В гостях у сказки»

Таким образом, проблема приобщения к социальному миру, т.е. развитие эмоционально-нравственной  сферы ребенка всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Эмоционально-нравственное развитие, как важнейшая составляющая социально-личностное развития дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. В своей педагогической деятельности мне было важно помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений и научить этому родителей детей моей группы. Конечно без коллектива единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей невозможно реализация задач эмоционально-нравственного развития дошкольников. На  данный момент мне удалось развить интерес у родителей и желание сотрудничать по социально-личностному направлению работы. Именно единство в целях и взглядах помогает достичь высоких и стабильных результатов в воспитании подрастающего поколения.  


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, п.3.2.5)



Предварительный просмотр:

ЭССЕ «Моя философия дошкольного образования»

       Современное общество акцентирует особое внимание на развитие у ребенка качеств, которые в будущем помогут ему достичь успеха: целеустремленность, умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, настойчивость. Вероятно, в современном мире без этого действительно трудно, и все-таки мне хочется сказать о другом. О том, что уделяя должное внимание воспитанию успешного человека, нельзя забывать о развитии общечеловеческих и личностных ценностей ребенка, которые, по-моему, не менее необходимы для успешного взаимодействия в окружающем его мире.

        Воспитание нравственных качеств ребенка неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, великодушия, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. «Все мы родом из детства» и у каждого из нас есть своя «речка детства» с незамутненной, чистой водой. Именно там наши истоки, из которых мы черпаем свои первые родниковые чувства. Сейчас я точно знаю, что это мое самое ценное наследство, благодаря которому я до сих пор не перестаю удивляться этому миру и впитывать в себя его красоту, любить. Поэтому и уверена, что очень важно с малых лет будить в ребенке чувства, учить его соизмерять свои желания с интересами других. Знаю, тот, кто во имя своих желаний отбросит в сторону законы совести и справедливости, «замутив» свою «речушку детства», никогда не станет настоящим человеком. Я - воспитатель и я должна им в этом помочь, ведь все начинается с детства.

Я - воспитатель, друг и просто мать.

Я верю, в них и каждый день учу,

Чтоб не боялись высоко летать,

Творить добро и верить в красоту.

Да, с детства начинается судьба

И пусть оно всегда счастливым будет

И дальше добрый свет свой дарит людям,

Как жизни путеводная звезда.

Человек рождается для счастья. Это очень древняя народная мудрость. И я с ней согласна.



Предварительный просмотр:

«Экран любимых книг»

Список художественной литературы с ярко выраженными эмоциями испуга, радости, грусти, гнева, удивления.

  • учить детей оценивать поступки персонажей, объясняя при этом причины их положительного или отрицательного поведения.

  • Учить выделять мотивы поступков персонажей, причины их различного  эмоционального состояния.

Условные обозначения:

 

        испуг, страх        радость                   грусть          гнев          удивление

Автор

Название

Эмоции

Песенки, потешки, заклички.

«Зайчишка-трусишка…»

 

«Дон! Дон! Дон!..»

«Кот на печку пошел…»

«Солнышко-ведрышко…»

 «Иди, весна, иди, красна…»

Сказки

обр. В. Даля

«Война грибов с ягодами»

обр. А. Н. Толстого

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

 обр. И. Карнауховой

«Жихарка»

обр. И. Соколова-Микитова

«Зимовье»

обр. О. Капицы

«Петушок и бобовое зернышко»

«Привередница»

пер. с англ. С. Михалкова

«Три поросенка»

из сказок Ш. Перро

«Красная Шапочка»

братья Гримм.

 «Бременские музыканты»

Э. Хогарт

 «Мафин и его веселые друзья»

обр.М. Булатова

«Лисичка-сестричка и волк»

Поэзия

Я. Аким

  «Первый снег»

И. Суриков

 «Зима»

А. Барто

 «Уехали»

А. Майков

«Осенние листья по ветру кружат…»

И. Бунин

«Листопад» (отрывок)

А. Пушкин

 «Уж небо осенью дышало…»

Е. Баратынский

«Весна, весна»

А. Фет

 «Мама! Глянь-ка из окошка…»

С. Маршак

 «Багаж»

«Про все на свете»

«Вот какой рассеянный»

Проза

К. Ушинский

 «Бодливая корова»

А. Введенский

 «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке»

С. Георгиев

 «Бабушкин садик»

Н. Носов

 «Заплатка»

«Затейники»

Л. Пантелеев

 «На море»

В. Бианки

 «Подкидыш»

М. Зощенко

 «Показательный ребенок»

«Экран мультфильмов»

Список мультфильмов с ярко выраженными эмоциями испуга, радости, грусти, гнева, удивления.

  • учить детей оценивать поступки персонажей, объясняя при этом причины их положительного или отрицательного поведения.

  • Учить выделять мотивы поступков персонажей, причины их различного  эмоционального состояния.

Условные обозначения:

 

        испуг, страх        радость                   грусть          гнев          удивление

Автор

Название

Эмоции

Мультфильмы по русским народным сказкам

Гуси-лебеди

Хромая уточка

По щучьему веленью

Мультфильмы по сказкам К. Чуковского

Айболит и его звери

Краденое солнце

Тараканище

Мультфильмы по сказкам Андерсена

Дюймовочка

Золушка

Мультфильмы по сказкам Б. Заходера

Винни-Пух (пчелы и шарики)

Винни-Пух и день забот(подарок ослику)

Винни-Пух идёт в гости (к кролику)

Ох и Ах (серия – 2 м/ф)

Ох и Ах

Ох и Ах идут в поход

Другие мультфильмы

Козлёнок, который считал до десяти

 Как львёнок и черепаха пели песню

Земляничный дождик

Одуванчик – толстые щеки

Про бегемота, который боялся прививок

Умка

Чучело-Мяучело

38 попугаев

Бабушка удава

Зарядка для хвоста

Умная собачка Соня

Серая шейка

Трое из Простоквашино

Каникулы в Простоквашино

Зима в Простоквашино

Лунтик

Маша и Медведь

Фиксики

Смешарики



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

 «Взаимоотношения в семье»

Имя ребенка _______________________________________________

Дата рождения  _____________________________________________

Домашний адрес ____________________________________________

Домашний телефон __________________________________________

  1. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:
  • Очень хорошими
  • Хорошими
  • Не очень хорошими
  • Не очень плохими
  • Плохими
  1. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?
  • Да
  • Не совсем
  • Нет
  1. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? (перечислите эти традиции) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как часто Ваша семья собирается вместе?
  • Ежедневно
  • По выходным дням
  • Редко
  1. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?
  • Занимаетесь семейно-бытовым трудом
  • Посещаете театры, музеи, развлекательные центры.
  • смотрите телепередачи
  • Читаете  книги, играете в игры
  • Гуляете всей семьей
  • Делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах
  • Каждый занимается своим делом
  • Допишите _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?

Да  _________________________________________________________  

Нет _________________________________________________________

  1. Единодушны ли вы с супругом в вопросах воспитания ребёнка?

Да __________________________________________________________

Нет _________________________________________________________

  1.  Как вы считаете, кто ответственен за воспитание ребёнка?

Семья _______________________________________________________

Социальная среда ____________________________________________

  1. Ваш ребёнок именно такой, о каком вы мечтали, или вам хочется во многом его изменить?

Да ___________________________________________________________

Нет __________________________________________________________

Не знаю ______________________________________________________

  1.  Вам случается просить прощение у ребёнка за своё поведение?

Да ___________________________________________________________

Нет __________________________________________________________

Иногда _______________________________________________________

  1.  Считаете ли вы, что понимаете внутренний мир ребёнка?

Да (поясните) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нет (поясните)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли у Вас вопросы, ответы на которые Вы бы хотели получить? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Анкета для родителей

«Роль игры в жизни ребенка»

1. Какие игры вы считаете наиболее важными для развития вашего ребенка (расставьте номера по степени значимости)

        обучающие компьютерные

        игры развивающие логическое мышление

        сюжетные игры (напр. «Магазин», «Дочки-Матери» («Семья»)

        подвижные и спортивные игры

2. Перечислите любимые игры вашего ребенка

         ____________________________________________

3. Играете ли вы вместе с ребенком? В какие игры?

         ____________________________________________

4. Какие роли в игре выбирает ваш ребенок (Героев популярных мультфильмов, людей с профессиями которых он часто сталкивается напр. врач, продавец и т. п., другие, перечислите их)

         _______________________________________________

5. Интересует ли вас информация о роли игры в жизни и развитии ребенка?

        ДА     НЕТ

6. Хотели бы вы принять участие в практикуме «Организация сюжетно-ролевых игр»?

        ДА        НЕТ       НЕ ЗНАЮ…

7. Нужно ли, УЧИТЬ ребенка играть?

        ДА         НЕТ       НЕ ЗНАЮ…

8. Согласны ли вы с выражением «ИГРА – ШКОЛА ЖИЗНИ»

 

       ДА          НЕТ        НЕ ЗНАЮ…

С П А С И Б О!

На диске представлены следующие материалы:

  1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА  

о результатах педагогической деятельности.

  1. Заявка на участие в городском конкурсе «Воспитатель года» - 2015.

  1. ЭССЕ «Моя философия дошкольного образования»

  1. Приложение к аналитической записке.

                

Велижанина Вера Ивановна

        воспитатель 1КК

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 145

        



Предварительный просмотр:

Методика - «Наблюдение»

 

Составление карты наблюдения за эмоциональным и нравственным развитием детей в различные режимные моменты проводится в течение одной-двух недель (см. таблицу).

                                                                                                                            

Параметры

Критерии оценки

Эмоции (социальные)

Понимает переживания других, проявляет заботу, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагирует на неудачи других; мотивирует свое решение нравственной нормой (+)

На неудачи других реагирует адекватно, но не проявляет заботу, сочувствие, взаимопомощь Равнодушно или неадекватно реагирует на неудачи других, не проявляет заботу, сочувствие, сострадание (-).

Произвольность эмоций

В     некомфортных     ситуациях     терпелив,     спокоен, уравновешен, умеет сдерживать эмоции (+) .

В некомфортных ситуациях не всегда терпелив, сдержан В   некомфортных  ситуациях   не  сдержан,  может быть агрессивным, вспыльчивым (-)

Нравственное развитие     (моральное суждение,     осознание нравственной нормы)

Умеет  правильно оценивать  развитие  свое  поведение,

мотивируя   (моральные   оценку   нравственной   нормой;

суждения,   владеет   моральными  суждениями,   разумно объясняет свой поступок (н) ной нормы)

Называет норму, правильно оценивает поведение детей,

по не мотивирует свою оценку

Оценивает   поведение   детей   как   положительное   или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную

норму не формулирует (-)

поведение ребенка устойчиво, положительно направлено,

он вежлив, тактичен (+ )

Нравственная саморегуляция

Не всегда прислушивается к замечаниям и требованиям взрослого, может нарушать правила, не всегда вежлив и тактичен Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно, он часто проявляет негативное поведение, нетактичен, невежлив (-)

Обработка данных.  Дети, получившие большее количество плюсов (75-100 %) характеризуются хорошо развитыми нравственностью и эмоциональностью. У детей, набравших 50-75% знаков «+», эмоциональное и нравственное развитие достаточное, но следует обратить внимание на некоторые его особенности. Дети, набравшие менее 50% плюсов, - это дети с недостаточно развитыми нравственными качествами и возможным эмоциональным неблагополучием.



Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ИГР ПО ЭМОЦИИОНАЛЬНО –  НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИИЮ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ.

Цель игр: формирование эмоционального контакта, нравственных качеств,  доверия детей к воспитателю.

С помощью этих развивается умение договариваться и слушать  друг с друга, выражать свою индивидуальность, умение управлять своим эмоциональным состоянием, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково, приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

 

Пришел Петрушка

Материал. Игрушка Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой гремят погремушками, радуются.

Выдувание мыльных пузырей

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

Хоровод

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы оба падают на землю.

Вариант игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Гей!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Покружимся

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку ребенку и просит так же покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Прячем мишку

Материал. Большая игрушка.

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы ее немного было видно. Затем спрашивает, где мишка, и ищет его вместе с ребенком. Когда ребенок  найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель и громко произносит: «Ку-ку!» Когда ребенок находит взрослого, тот перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Солнышко и дождик

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу «Дождик! Скорей домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

Поезд

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в поезд и говорит детям: «Я  паровоз, а вы  вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали»,  говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд сначала в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений бега и ходьбы.

Хоровод с куклой

(проводится с двумя-тремя детьми)

Материал. Кукла средних размеров.

Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку.

Кукла предлагает потанцевать.

Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселая дудочка» М. Красева).

Вариант игры. Игра проводится с мишкой.

Догонялки

(проводится с двумя-тремя детьми)

Материал. Кукла средних размеров.

Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает и говорит: «Вот мои ребятки!»

Вариант  игры. Игра проводится с мишкой.

Солнечные зайчики

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2—3 раза.

Игра с собачкой

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик к нам,

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Собачка ест суп, лает, говорит ребенку «Спасибо!».

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

Собирание сокровищ

Материал. Корзина.

Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком сокровища (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие сокровища вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо сокровище и просит достать его из корзины.

Делаем коллаж

Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т. д.

Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т. д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться. Игра способствует развитию творческих навыков.

Ловись, рыбка

Материал. Картонная коробка, металлические пробки от бутылок (рыбки), магнит, палочка и веревка (для удочки).

Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки (или тесемки) привязывают палочку, а к другому  брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать рыбок из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу.

После того как будут извлечены все пробки, взрослый пересчитывает их («Вот сколько рыбы мы поймали!»), и игра начинается сначала.

Игра способствует развитию согласованности движений.

 

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Кто в кулачке?

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Затем взрослый читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения:

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок?

(Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай!

(Выставить вперед большой палец.)

Игра с кистями рук

Ход игры. Воспитатель выполняет движения и просит ребенка повторять их.

Он опускает пальцы вниз и шевелит ими  это струи дождя.

Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем, как кисточкой, кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.

Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши.

Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. д.

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего ребенка, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Покатаемся на лошадке

Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, нно-нно». (Произносит тихим голосом.) Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук [н] протяжно, а все звукосочетание  громко и четко.

Игра развивает речевую активность.

Дуть во что-нибудь и на что-нибудь

Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате.

Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно.

Сдувает листочек с ладони ребенка.

Дует на цветок или травинку.

Ребенок повторяет действия взрослого.

Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок

Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок. Ребенок повторяет.

Игра способствует развитию речевого аппарата.

Книжка   угадай-ка

Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.

Ход игры. В записной книжке через страницу (на правой стороне) наклеивают картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края.

Рассматривая книжку вместе с ребенком, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.

Игра развивает воображение и логическое мышление.

Игра с куклой

Материал. Кукла.

Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т. д.

Забава с увеличительным стеклом

Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).

Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти  это обычно привлекает внимание малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли, нет ли там насекомых, и т. д.

Игра развивает наблюдательность.

Прогулки по очертаниям разных фигур

Материал. Широкая плотная лента (тесьма).

Ход игры. С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т. д. Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет ребенка за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: «Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля». Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по лентам, пятясь назад, боком на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т. д.

Игра способствует развитию представлений о предметах.

Вместе с мишкой

Материал. Игрушечный медвежонок.

Ход игры. Воспитатель беседует на равных с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, тебе нравится пить из чашки?». Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.

Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.

Чертим разные фигуры

Материал. Принадлежности для рисования (бумага, мягкие цветные карандаши).

Ход игры. Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг и после того, как закончит рисунок, говорит малышу: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает ребенку рисовать и другие фигуры, проводить зигзагообразные линии и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает малышу действовать карандашом самостоятельно.

Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета, что поможет ребенку научиться различать цвета.

Подобные игры способствуют развитию творческих навыков.

Собираем игрушки

Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте ему в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте, например, такую песенку: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

Дети 2—3 лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Передай колокольчик

Материал. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я назову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди и возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

Зайка

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок (зайка) сидит в кругу на стуле (спит). Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. Зайка встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

Позови

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть  покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть».

После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

Мяч

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Друг веселый, мячик мой.

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять.

Хорошо мне с ним играть!

После этого мячик убегает, а взрослый ловит его.

Угощение для игрушек

Материал. Детская посуда.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас будет варить для всех игрушек суп. Изображает, что наливает в кастрюлю воду из крана, насыпает крупу, помещает овощи, солит, варит, помешивая ложкой. Приглашает детей с игрушками приходить попробовать суп. Угощает игрушку каждого ребенка и спрашивает, понравился ли суп.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по нескольку раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать детям различное физкультурное оборудование.

Мяч в кругу

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети (8—10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Все дальше и выше

Материал. Яркий мяч.

Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.

Упражнение повторяется с другим ребенком.

Бегом к дереву

Ход игры. В двух-трех местах участка (к дереву, двери, скамейке) привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.

Еле-еле, еле-еле

Ход  игры. Дети вместе со взрослым бегут по кругу, держась за руки.

Воспитатель говорит или поет:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу сначала все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

Мы топаем ногами

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!» Все останавливаются. Игра повторяется.

Огуречик-огуречик...

Ход игры. Воспитатель (ловишка) находится на одном конце площадки, а дети на другом. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.

Воспитатель говорит:

Огуречик-огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

 

Чудесные камешки

Материал. Камешки (по два на каждого ребенка).

Ход игры. Раздайте детям по два камешка и пригласите поиграть ими: постучать камешками друг о друга; постучать своими камешками о камешки других детей и т. д. Потом воспитатель сам включается в игру, весело постукивая по камешкам детей и припевая.

В следующий раз можно предложить малышам забрасывать камешки в коробку, корзинку, шляпу.

                            Под зонтом

Материал. Яркий зонт.

Ход игры. Взрослый показывает детям яркий зонт и говорит: «Ой, кажется, дождик капает. (Вытягивает руку, проверяет, идет ли дождь.) Дождь пошел. Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя. Зонтик, открывайся быстрее! Открылся! Скорее бегите все ко мне под зонт! Всех спрячу: и Петю, и Олю. (Называет каждого ребенка по имени.) Вот как хорошо. Все спрятались под зонт.

Все, дождик кончился. Можно теперь побегать по лужам. Все побегали? Ой, кажется, опять дождик начинается. Скорее прячьтесь ко мне под зонтик!». Игра повторяется 2—3 раза.



Предварительный просмотр:

Конспект экологического занятия

«В гостях у леса» (2013г.)

Во второй младшей группе

Программное содержание:

Расширить представления о лесе, его обитателях. Учить различать их особенности внешнего вида. Дать понятие о нормах поведения в лесу. Закрепить знания о домашних  животных, деревьях, птицах, временах года. Развивать интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Активизировать внимание и речь детей.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку! (Звучит аудиозапись голосов птиц.)

Оживились ручьи,

Прилетели грачи.

В свой дом — улей — пчела

Сладкий мед принесла.

Кто знает,

Когда это бывает?

( Весной)

Беседа о Весне.

Ребята, какими стали дни весной?
- Дни стали теплыми. Но они стали длиннее или короче?
- А как светит солнце?
- Верно. Солнце светит ярче и теплее.
- Дети, почему растаял снег, и лед на реках оттаял?
- Потому что солнце греет своими теплыми лучиками землю и снег таит.
- Да, действительно от весеннего тепла снег растаял.
- Какой весенние месяцы вы знаете?
- Правильно, Март, Апрель, Май.
- Ребята, какие птицы прилетели? Почему они вернулись к нам?
- Правильно. К нам из теплых стран прилетели грачи, скворцы, ласточки.

А как изменилась жизнь диких животных с наступлением весны?
- Верно. Они проснулись и принялись искать себе пищу.
- С приходом весны жизнь животных тоже изменилась. У белки, зайца, лисы и др. зверей появились детеныши. Все звери сменили теплую, пушистую зимнюю шерсть на более редкую, а некоторые изменили и ее окраску. У зайца шерсть стала серой, у белки – рыжей.

Пробудились ото сна деревья и кустарники. А что  появилось на деревьях (почки).

Под теплыми лучами солнца начинают распускаться на деревьях первые листочки. Лес оденется в зеленый наряд. Это наступает весна лесная.

(Слышаться шаги, треск веток под ногами)

Воспитатель. Ой, кто это? Ребята, это же Лесовичок!

Лесовичок. Здравствуйте, дети. С чем пожаловали?

Дети здороваются.

Воспитатель. Лесовичок, мы пришли к тебе в гости, хотим лес посмотреть, да поиграть с тобой.

Воспитатель. Весной у Лесовичка много работы в лесу: нужно за всеми присмотреть, всем помочь.

Лесовичо.: Чтобы в лес ко мне зайти,

Нужно ключ к нему найти!

Загадки загадаю я, отгадок жду от вас, друзья!

Загадки:

Её всегда в лесу найдём,

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как   ёж,

Зимою в платье летнем. (ель)

Русская красавица

Стоит на поляне.

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (берёза)

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!

Ответ: Дуб

Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.

Ответ: Рябины

Лесовичок.  Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.

Воспитатель.Мы загадки отгадали и можем зайти в лес. Идти нужно тихо, чтобы не распугать жителей леса!

Лесовичок. В каждом лесу есть и деревья,  и растения, а ещё там живёт много  разных  животных все они называются дикими. а вы знаете каких – нибудь? Вот я сейчас и проверю. Мне сегодня Сорока письмо принесла. Только вместо букв нарисованы картинки. Я буду их показывать, а вы мне скажете, кто это (дети называют животных).

Воспитатель. Мы правильно назвали? А ты не покажешь нам своих лесных жителей?

Лесовичок. Дети, у меня в лесу много зверей и птиц, деревьев и цветов. Только вот беда случилась...

Воспитатель. Что такое приключилось?

Лесовичок.  Пока мы с вами гуляли, кто-то перепутал всех животных.

Воспитатель.  Давайте поможем им найти своё место  

(дети раскладывают игрушки – животных по местам).

Воспитатель.  Устали мы немного, давайте отдохнем.

(Физминутка  Дует ветерок)

Воспитатель. Ребята посмотрите это божья коровка, она тоже проснулась весной. А давайте порадуем Лесовичка —сделаем ему подарок нарисуем божьих коровок. Тело божьей коровки состоит из головы, груди и брюшка.

(Воспитатель показывает силуэт божьей коровки.)

Еще у нее есть ноги. А вот крылышки божьей коровки нужно украсить! Как мы их будем украшать? Что должно быть на крылышках? Правильно, на крылышках должны быть черные пятнышки.

Дети подходят к столам, на которых лежат силуэты божьих коровок и тычками-печатками наносят пятнышки на крылышки насекомых.

Воспитатель: Лесовичок ты  рад?  Это для тебя!

Лесовичок: спасибо вам ребята! А вам понравилось ли вам в моём лесу? Можно ли ломать деревья, рвать цветы, обижать животных?

На память я дарю вам угощенье из моего леса. А мне пора идти дальше.

Дети идут с воспитателем из «леса».

Воспитатель:  Как хорошо мы с вами погуляли.  

 - Давайте посмотрим, что подарил нам Лесовичок.

Дети получают угощение!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Путешествие по карте»

Цель: формировать  умение детей использовать в процессе речевого общения образцы правильной, красивой речи на основе интеграции в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной)

Способ организации: активно-деятельностный.

Форма организации: групповая

Средства:

  1. Наглядные: карточки с артикуляционной гимнастикой, карточки для слогового анализа
  2. Мультимедийные: видео-ролики с видами транспорта с звуковым сопровождением
  3. Литературные:  стихи для гимнастики с шариками и для артикуляционной гимнастикой 

Учебно-методический комплект:  мультимедийная аппаратура, массажные шарики, карточки для слогового анализа и для артикуляционной гимнастики, стол, мольберт, сундучок

Задачи Обучающий аспект:

  • Формировать умение высказывать свои мысли.
  • Упражнять в составлении предложений.
  • Активизировать активный словарь через работу по словообразованию имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами с опорой на образец.
  • Развивать артикуляционную моторику,  фонематический слух, мелкую  моторику и координацию речи с движением.
  • Расширять сферу эмоционально-чувственного опыта детей через координацию речи с движением.
  • Стимулировать познавательную активность.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы:

•        Выполнить самостоятельно без помощи взрослого выполнить поставленную задачу сюжета

•        Помощь одного ребенка справившегося с заданием, другому, который затрудняется.

Воспитательный аспект:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым.
  • Формировать умения слушать друг друга, свободно общаться.

Приветствие гостей.

Эмоциональный настрой на совместную деятельность

Карту приносит воспитатель и говорит, что ее нашел.

Дети рассматривают ее, рассказывают, что они на ней видят.

А вы любите путешествовать?

Я предлагаю поиграть в игру-путешествие. Если мы пройдем с вами все испытания, то в конце доберемся до клада.

Организация разговора-диалога, побуждающего ребенка к высказыванию собственных мыслей.

Включение в процессе обучения не только эмоциональной, но и рациональной,  сферы. Стимулирование детей к высказываниям

Я тоже очень люблю путешествовать! И всегда беру с собой много вещей. А как вы думаете, если вы отправитесь в путешествие, что вам может понадобиться?

Дети высказываются, предполагают.

Устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений и произношений.

Важно своевременно остановить перечисление.

Включение детей в планирование совместной деятельности.

Стимулирование детей к высказываниям

Действительно нам может понадобиться достаточно много вещей из тех, которые вы назвали. А вот теперь ребята скажите, на чем можно путешествовать?

Ответы  детей

Молодцы!!! Теперь вы готовы к путешествию.

Можно отправляться в путь. Слышите, что это за звук (летит самолет) наверно это за нами. Полетим на самолете? И доберемся до первого пункта назначения.

Первая остановка : Артикуляционная гимнастика

Посмотрите, вот мы с вами и прибыли. А что это, какие -то картинки.

Карточки с  артикуляционной гимнастикой! Дети рассказывают что это.

А давайте мы ее сделаем!

Язычок очень любил путешествовать и вот однажды он проснулся рано утром, почистил зубки, выглянул на улицу, посмотрел налево, направо, вверх (светит ли солнышко), вниз (нет ли луж на дорожке) и отправился в путешествие.  «Лошадка» Первой он встретил лошадку, а в озере увидел бегемота, который широко открывал (дети открывают рот как можно шире).  

   А ещё на лесной тропинке Язычок встретил  доброго ужа. Он только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало. «Иголочка» «Змейка»  Язык у ужа быстро-быстро передвигался из стороны в сторону. Целый день играл Язычок с новыми друзьями, а вечером  поспешил домой.

То же самое просим провести одного из детей, при этом нужно придумать свою историю путешествия «язычка»

(Используется картинки с гимнастикой).

Наше путешествие продолжается, и дальше мы будем передвигаться. Вы слышите кажется за нами прибыл?……(поезд)

Вторая остановка: Встреча с ежиками-шариками.

Ребята, что это? Как вы думаете, зачем шарики такие колючие?

Давайте мы, и сними, поиграем.

Самомассаж рук с использованием  массажного шарика и пружинок

Катают между ладонями, растирают, катают вверх-вниз, по кругу.

Этот шарик не простой,

Весь колючий – вот такой!

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем.

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг другу

Раз, два, три, четыре, пять,

Пора путь нам продолжать!

Вот за нами и другой транспорт приехал. (Звук машины)  Поедем?

Третья остановка: Дом

Ребята, посмотрите внимательно, какой красивый дом! А кто это около него

(домашние животные)

Посмотрите, а здесь не только животные а еще какие то карточки? А для чего они. (Карточки для слогового анализа слов)

А давайте попробуем посчитать слоги в тех словах  которые мы видим перед собой.

Слоговой анализ слов

Что-то ребята мы все выполнили, а за нами никто не едет. Может, отправимся пешком, взгляните на карту тут вроде недалеко.

Четвертая остановка: Сюрпризный момент. Клад.

 Ребята, вы очень отважные и умные путешественники. И поэтому добрались до клада.

Прежде чем открыть сундук я хотела бы у вас спросить.

Легко ли вам было, если нет то, какие трудности у вас возникли?

Ответы детей о проделанном пути!



Предварительный просмотр:

НОД «Путешествие по карте»

C:\Users\Вера\Downloads\DSC07949.JPG

C:\Users\Вера\Downloads\DSC07952.JPG

C:\Users\Вера\Downloads\DSC07959 (1).JPG

        



Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Моя семья и мир ее увлечений» (2014 г.)

Вед: Здравствуйте дети!

Самые лучшие на свете!

Добрый день вам папы!

Мы видим вы сняли шляпы.

Поклон вам мамы

Красивые самые!

Вед: Добрый день, гости дорогие! Сегодня у нас необычное собрание «Моя семья и мир ее увлечений» и мы рады, что вы пришли к нам в гости не поодиночке, а целыми семьями.

До начала 20 века семья состояла не из оного поколения (не случайно же и слово такое образовалось: семь - я). В ней были дедушки, бабушки, мамы, папы, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, помогали друг другу. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. А в наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку. А вот интересно, какой семье легче прожить на свете? (ответы) Я совершенно с вами согласна.

Думаю, легче той семье, где не унывают, нападают духом радуются жизни. Тому в жизни все удается, кто улыбается и смеется. На того дождик счастья льется,  кто улыбается и смеется.

Давайте и мы с вами друг другу скажем теплые, добрые слова: родители детям, дети родителям.

(Передают цветок или сердечко)

Стихи.

Вед. Есть такая пословица: «счастье не птица само прилетит» Из чего же складывается семейное счастье? Семья – это семь я. О всевозможных семьях мы и поведем речь.

«Я и моя родословная» Первое слагаемое семенного счастья мы назвали «Я и моя родословная». Негоже быть «Иванами, не помнящими родства», не знать своих предков, историю рода свое семьи.

(Рассказывают семья …..)

Звучит песня «Загляни в семейный альбом»

О своих родственниках, о семейных традициях нам расскажет семейный альбом (……).

А теперь мы предлагаем мамам и папам окунутся в детство и вспомнить, о чем вы мечтали, когда были детьми.

(ловят мяч и рассказывают о своей мечте детства)

А как вы думаете, о чем мечтают ваши дети?

Поиграем в «Объяснялки» по нескольким признакам надо угадать, о каком предмете идет речь:

Он бывает у каждого

Его долго ждешь, а он быстро проходит

Он бывает в разное время года

Бывает очень весело

Всегда что-нибудь дарят

Я его очень люблю (день рожденье)

Он растет на огороде

Его кладут в салат

Бывает на платье (горошек)

У него есть рога

Его любят мальчики и девочки

У него есть 2 колеса, бывает и три

Я люблю на нем кататься (велосипед)

Ее любят кушать

Ее кружит  шофер  (Баранка)

Она растет в поле

Иногда на нее похож нос  (Картошка)

Поет ребенок  Песня « Детство»

Семейное увлечение – это не только возможность сдружить семью, передать свои знания детям, обогатить  их внутренний мир, воспитывать трудолюбие, развивать наблюдательность, умение взаимодействовать в коллективе, умение договариваться, но и развивать интеллект, одаренность своего ребенка.

А когда можно поделиться чем – то интересным – это двойное счастье. И этим счастьем надо делиться.

Выступает Семья …… (фото презентация поделки…)

Мы не устаем удивляться фантазии, творческим находкам семьи …

Стихи собственного сочинения

Отгадайте загадку, и вы поймете,   о чем пойдет сейчас разговор

. «Что в семье  самое дорогое? Ее берегут, передают из поколения в поколение.

Семейная традиция - реликвия»

Семья ………

Мы с вами Ув. Родители растим детей активных, ловких, жизнерадостных.

А какие они – мы увидели на спортивном празднике «Папа, мама я спортивная семья»

У нас в группе много ребят, которые занимаются спортом: а один из пап поделится секретами физкультуры в своей семьи.

(Физминутка)

Ребята, скажите слово СЧАСТЬЕ . А давайте мы  вместе с родителями сделаем аппликации «Птица счастья»

Ведь люди верят, что на свете есть такая птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост

Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья.

(Подходят и выбирают материалы для хвоста, заготовки туловища).

Подбор цветов, их сочетание, форма перьев, украшение- все это ваше  желание. У каждого получится своя птица счастья. Ем необычнее, интереснее будет птица Счастья, тем больше радости и счастья она принесет

 (Самостоятельная работа)

У нас получится целая стая Птиц Счастья Давайте полюбуемся ими (Рассматриваем)

Ребята уважаемы родители!

Птица счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме – все самое хорошее.

Пусть жизнь ваша будет богата и духовно и материально.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу!

Всем большое спасибо!

Звучит песня, «Мы желаем счастья вам»!

Родительское собрание

«Моя семья и мир ее увлечений»

C:\Users\Вера\Downloads\P5060032.JPG

   

C:\Users\Вера\Desktop\P5060023 (1).JPG

C:\Users\Вера\Downloads\P5060051.JPG

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...