Обобщенный педагогический опыт педагога Муниципального образовательного учреждения Детский сад №93 г. Карталы Готовцевой Наили Рафкатовны «Умственное развитие детей в познавательной деятельности через мелкую моторику рук»
методическая разработка на тему

 

 

                                                                                                                                                         Обобщенный педагогический опыт педагога

Муниципального образовательного учреждения

Детский сад №93 г. Карталы

Готовцевой Наили Рафкатовны

 

 

 

 

«Умственное развитие детей

 в познавательной деятельности

через мелкую моторику рук»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г.

 

Сведения:

              Готовцева Наиля Рафкатовна

              Образование высшее, закончила МАГУ в 2005 году по   специальности «Педагогика и методика начального образования  

Квалификация – учитель начальных классов

В данный момент работаю в МДОУ №93 в должности воспитателя. Педагогический стаж 13 лет, в занимаемой должности 12 лет. Имею вторую квалификационную категорию, которая была присвоена 31 декабря 2009 года.

Награды:

Грамота за усердие и добросовестный труд в честь дня дошкольного работника. От 27 сентября 2010 года.

Грамота за активное участие и качественную подготовку детей к Фестивалю детского творчества «Серебряные ключи»    2011г.

Почетная грамота за добросовестный труд, профессионализм, творческий подход к делу воспитания и обучения подрастающего поколения. Распоряжение №9 – ОД от 17.04.2012

Грамота за добросовестный труд и взаимопонимание.   От 27.09.2014г.

Грамота Управления Образования Карталинского муниципального района за добросовестный труд, творческий подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения - 2014г.

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие

         Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

            Психологические процессы: воображение, мышление, внимание, память, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Ни один из перечисленных процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние, обычно двигательные звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание – с движениями рук. При решении человеком задач почти всегда работает артикуляционный аппарат. Следовательно, всякая деятельность – это соединение внешних и внутренних, психических и поведенческих  действий и операций. Значит можно предположить, что на развитие психологических процессов можно повлиять путем активации двигательных звеньев через мелкую моторику рук.

           Уровень развития мелкой моторики – один из показателей   готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

          На всех этапах жизни ребенка движение рук играют важную роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована, именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

          Все ученые, изучавшие психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет  рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

 


 

Ведущая идея опыта работы

Изучив работы различных авторов, таких как Е.А.Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», Е.А.Янушенко «Развитие мелкой моторики у детей», «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников» под ред. А.В.Можейко, «Давайте поиграем» под ред.А.А.Столяра, А.А.Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей», В.В.Чеснокова «Развиваем мышление»,  Лурия А.Р. «Язык и мышление», Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. «Гениями не рождаются» и другие источники, я  нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи;

- познакомить детей с играми ТРИЗ,

- развивать в кружковой деятельности по тестопластике  творческое воображение,

- развивать психологические процессы с помощью игровых упражнений, в которых развивается  мелкая моторика рук.

Цель работы.

     Целью моей работы является создание педагогических условий для эффективного использования развивающих игр мелкой моторики рук, направленных на умственное развитие у детей среднего возраста.

     Одним из условий является правильно организованная предметно-развивающая среда. В Федеральном государственном образовательном стандарте четко прописаны требования к развивающей среде:

  1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  2. Доступность среды, что предполагает
    1. доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
    2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

      Поэтому в нашей группе развивающая среда строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка у учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

      Предметно развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься своим делом. Насыщая предметно-развивающую и образовательную среду развивающими играми, выполненными руками детей делаем ее увлекательной, содержательной для разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности и является источником его знаний и социального опыта.

     Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребенка.

     Для достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:

- обеспечение взаимосвязи психологического, технологического и коммуникативного компонентов в целостном педагогическом процессе.

- отбор и разработка игр, основанных на РТВ технологии и их применение в развитии мелкой моторики.

- Систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, способствующих  умственному  развитию.

Условия  формирования опыта

На формирование опыта работы на меня оказал следующий фактор:  работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с проблемой в познавательной деятельности, где дети не редко испытывают трудности при выполнении заданий, связанных с психологическими процессами (сравнение, классификация, установление закономерностей). Нередко дети делают ошибки, когда выделяют в группе лишний по какому-то признаку предмет или не могут продолжить ряд рисунков, выбирая подходящую фигуру, которая не нарушает закономерности в рисунках, или не могут назвать существенные признаки при сравнении различных предметов.

       У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются нечеткостью и несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке , с трудом берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, завязать ботинки.

     Но если опираться на возрастные особенности детей 4-5 лет можно отметить, что в этом возрасте двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой моторики рук. А к концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематические изображения для решения несложных задач. Они уже могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его понятия, как оригинальность и произвольность. Дети уже могут придумывать самостоятельно небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.  Речь становится предметом активности детей. Ведущим  становится познавательный мотив.

       Проанализировав  мониторинг на начало учебного года пришла к выводу, что у детей недостаточно развито мышление, воображение, речь и мелкая моторика рук. Таким образом, необходимо создать базу для умственного развития  детей, которая бы расширила мир детей, разработать развивающие игры объединяющие развитие мышления, воображения, внимания, памяти с мелкой моторикой рук, а так же вводить в игры элементы ТРИЗ.

Теоретическая база опыта

Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Память  - процесс запоминания, охранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

 Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства. Мышление развивается в три этапа:

1.Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.

2.Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.

3.Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

       На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию  мышления, так как они имеют важное значение для умственного развития ребенка.

 

Сравнение – это мыслительное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам. Сначала ребенок учится сравнивать предметы по существенным признакам: по форме, цвету, длине, ширине, величине. Затем он начинает сравнивать предметы, отделяя существенные признаки от несущественных.

Классификация – это распределение предметов по каким-либо группам. Ребенок учится классифицировать предметы: относит их к определенной группе и называет обобщающим словом , выделяет в группе лишний по какому-то признаку предмету, называет признак.

Закономерности – это связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных законов.

Умозаключение – это форма мыслительной деятельности, при помощи которой из одного или нескольких рассуждений делается заключение.

Пространственное мышление – это способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами.

        Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Значение  мелкой   моторики

  1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
  2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
  3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

 А значит необходимо давать ребенку   игровые задания для развития мышления, внимания, памяти, воображения  и вместе с тем развивать мелкую моторику рук. Эти игры научат  ребенка рассуждать, сравнивать, классифицировать предметы и явления, устанавливать несложные закономерности.

       По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

           Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка).

           О влиянии развития мелкой моторики рук на речь детей в последнее время написано немало книг и пособий. Так, например, Е. А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников».  Янушенко Е. А. «Развитие мелкой моторики у детей». Занятия по этим книгам помогают укреплять руки детей, развивают согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

         Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они влияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек.

Актуальность

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.

     Один из ведущих специалистов в области умственного развития дошкольников, Н.Н.Подъяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе.

     В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания, - Ф.Фебель, М.Монтессори. Но в исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддъякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф.Фебеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих  в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

     По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень – до 80 %) Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие.

      Актуальность работы по умственному развитию  детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физическими особенностями детей. В дошкольном возрасте интенсивно развивается структура и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности. А именно начиная со среднего возраста начинает развиваться образное мышление, активно развивается воображение, а внимание становится устойчивым. Это говорит о том, что с этого возраста необходимо целенаправленно развивать такие процессы как мышление, воображение, память, внимание и речь, чтобы развить предпосылки умственных способностей заложенных в природе ребенка и получить должное развитие.

Новизна опыта

          Новизна опыта заключается в разработке и внедрении в образовательную деятельность развивающих игр ТРИЗ и РТВ технологий, которые объединяют в себе умственное развитие и развитие мелкой моторики, как единое целое. Что в конечном итоге способствует погружению в изучаемую проблему, приобретению личного внутреннего опыта, применимого в будущем.

Адресность опыта

        Применение данного опыта возможно в условиях работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста во всех образовательных учреждениях, всеми педагогами в любых формах детской деятельности: непосредственно образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности, в форме индивидуальных, подгрупповых взаимодействий педагога с воспитанниками.

Внедрение опыта  в образовательный процесс.

       Мой опыт работы предусматривает умственное развитие детей среднего возраста средствами дидактических игр, упражнений, заданий на развитие психологических процессов: воображения, мышления, внимания, памяти  через мелкую моторику рук.

      Изучив материалы, касающиеся  познавательного развития детей, я использую такие методы и приемы как:

- Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, открыток, наглядных пособий);

- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)

- практический (самостоятельное выполнение детьми упражнений, заданий)

     Обязательно включаю в продуктивной деятельности упражнения пальчиковой гимнастики, которые  стараюсь подобрать соответственно тематике занятия. В группе создана картотека пальчиковых игр в виде отдельных карточек. Они очень удобны в применении(см.Приложение № 8 ). На занятиях стараюсь использовать художественное слово, использую загадки, стихотворения. Стараюсь решать познавательные, обучающие и творческие задачи. В целях предупреждения усталости провожу с детьми физ.минутку, что помогает детям снять напряжение. Также в группе создана картотека физ.минуток. (см. Приложение №  8 ).

В процессе работы составила и написала перспективный план кружка «Шустрые пальчики» 2014-2015 гг (см. Приложение № 5). Составила алгоритм проведения кружкового занятия (см. Приложения № 2). В конспектах занятий применяю РТВ технологии (см. Приложения № 3). Занятия провожу по подгруппам 5 человек один раз в неделю. Продолжительность 20 минут. (см. Приложения № 5 )

Выбрала следующие направления в работе с детьми:

-  Обогащение и расширение художественного опыта дошкольников;

 - Формирование способностей к изобразительной деятельности

   Творческого воображения;

 - Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Формы работы  с детьми по ознакомлению с окружающим миром различные:

- беседа;

- Занятия на основе метода интеграции;

- Рассматривание подлинных изделий иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

- мини-выставки;

- выставки детских работ;

- просмотр видеофильмов;

- Дидактические игры;

- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

- Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.

         Также я  предлагаю детям упражнения, игры со счетными палочками, которая детям интересна.(см. Приложение №7 ) Наряду с развитием мелкой моторики рук, упражнения развивают внимание, воображение, мышление, сообразительность, позволяют закрепить представления о геометрических фигурах. Для детей среднего возраста составление фигур из палочек начинается с простого изображения. Во время выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов сопровождается стихами, загадками, потешками.  Воспитатель читает стихотворение про что-либо, а потом просит из палочек составить рисунок. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. (см.приложение №7).  В старшем возрасте игры усложняются: теперь они состоят из большого количества элементов, которые дошкольники могут объединять небольшим сюжетом.  Дети уже в состоянии самостоятельно выполнять задания. Детям старшего возраста вместо палочек можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются  более четкие движения рук и пальцев. Обязательно детьми проводится анализ результатов деятельности после выполнения задания.

      Созданы игры «Танграм», кольца Луллия, которые развивает пространственные представления, психологические  процессы, мелкую моторику. Эти  игры также используется и в самостоятельной деятельности (см. Приложение № 6 ).

Также включаю серию игр  «Четвертый лишний»  на закрепление классификации в соответствии с тематикой. Эта игра создана и для развития мелкой моторики, так как, чтобы убрать лишний предмет с полотна, нужно открутить лишнюю крышку, на которой нарисован этот предмет. (см.Приложение №  6 ).

На занятиях по окружающему миру  раздаю детям карточки (согласно тематике занятия), на которых изображен точечный рисунок. По этим точкам  дети выкладывают крашеную чечевицу или горох, чтобы узнать, что там нарисовано. Это задание развивает мышление и мелкую моторику.

Включаю игру «На что похоже?», где необходимо дорисовать разные элементы к предложенной фигуре на листе бумаги. А также использую элементы тестопластики для РТВ. Предлагаю детям задание дополнить к фигурам, вылепленным из теста элементы, чтобы получился заданный предмет.

      В познавательной деятельности  включаю счетные палочки с целью составления фигур в соответствии с заданием  и по образцу с целью сравнения, сходства и различия, одновременно развивается мелкая моторика рук. (см. Приложение № 7 )

 Создана серия игр «Лабиринт», «Помоги вышить коврик», «На что похоже» (см.приложение  6), «Выложи сам»

      Для развития речи используется пособие «Составь сказку» и дидактическая игра « Говорящие рисунки» (см. Приложение №  7 )

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

 В своей группе я тоже уделяю большое внимание работе с родителями. Мною составлен план работы с родителями. Вывешиваю для них информацию в виде  консультаций с рекомендациями, делаю для них памятки, буклеты, провожу мастер – классы, родительские собрания, беседы (см. Приложения №9). Такой тесный, налаженный  контакт и взаимопонимание помогает в работе с детьми .

Результативность

      Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию психологических процессов, путем развития мелкой моторики рук у детей способствует  развитию ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Обобщенный педагогический опыт педагога

Муниципального образовательного учреждения

Детский сад №93 г. Карталы

Готовцевой Наили Рафкатовны

«Умственное развитие детей

 в познавательной деятельности

через мелкую моторику рук»

2014 г.

Сведения:

Готовцева Наиля Рафкатовна

 Образование высшее, закончила МАГУ в 2005 году по   специальности «Педагогика и методика начального образования  

Квалификация – учитель начальных классов

В данный момент работаю в МДОУ №93 в должности воспитателя. Педагогический стаж 13 лет, в занимаемой должности 12 лет. Имею вторую квалификационную категорию, которая была присвоена 31 декабря 2009 года.

Награды:

Грамота за усердие и добросовестный труд в честь дня дошкольного работника. От 27 сентября 2010 года.

Грамота за активное участие и качественную подготовку детей к Фестивалю детского творчества «Серебряные ключи»    2011г.

Почетная грамота за добросовестный труд, профессионализм, творческий подход к делу воспитания и обучения подрастающего поколения. Распоряжение №9 – ОД от 17.04.2012

Грамота за добросовестный труд и взаимопонимание.   От 27.09.2014г.

Грамота Управления Образования Карталинского муниципального района за добросовестный труд, творческий подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения - 2014г.


Предисловие

         Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

            Психологические процессы: воображение, мышление, внимание, память, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Ни один из перечисленных процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние, обычно двигательные звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание – с движениями рук. При решении человеком задач почти всегда работает артикуляционный аппарат. Следовательно, всякая деятельность – это соединение внешних и внутренних, психических и поведенческих  действий и операций. Значит можно предположить, что на развитие психологических процессов можно повлиять путем активации двигательных звеньев через мелкую моторику рук.

           Уровень развития мелкой моторики – один из показателей   готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

          На всех этапах жизни ребенка движение рук играют важную роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована, именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

          Все ученые, изучавшие психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет  рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.


Ведущая идея опыта работы

Изучив работы различных авторов, таких как Е.А.Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», Е.А.Янушенко «Развитие мелкой моторики у детей», «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников» под ред. А.В.Можейко, «Давайте поиграем» под ред.А.А.Столяра, А.А.Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей», В.В.Чеснокова «Развиваем мышление»,  Лурия А.Р. «Язык и мышление», Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. «Гениями не рождаются» и другие источники, я  нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи;

- познакомить детей с играми ТРИЗ,

- развивать в кружковой деятельности по тестопластике  творческое воображение,

- развивать психологические процессы с помощью игровых упражнений, в которых развивается  мелкая моторика рук.

Цель работы.

     Целью моей работы является создание педагогических условий для эффективного использования развивающих игр мелкой моторики рук, направленных на умственное развитие у детей среднего возраста.

     Одним из условий является правильно организованная предметно-развивающая среда. В Федеральном государственном образовательном стандарте четко прописаны требования к развивающей среде:

  1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  2. Доступность среды, что предполагает
  1. доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
  2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

      Поэтому в нашей группе развивающая среда строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка у учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

      Предметно развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься своим делом. Насыщая предметно-развивающую и образовательную среду развивающими играми, выполненными руками детей делаем ее увлекательной, содержательной для разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности и является источником его знаний и социального опыта.

     Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребенка.

     Для достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:

- обеспечение взаимосвязи психологического, технологического и коммуникативного компонентов в целостном педагогическом процессе.

- отбор и разработка игр, основанных на РТВ технологии и их применение в развитии мелкой моторики.

- Систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, способствующих  умственному  развитию.

Условия  формирования опыта

На формирование опыта работы на меня оказал следующий фактор:  работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с проблемой в познавательной деятельности, где дети не редко испытывают трудности при выполнении заданий, связанных с психологическими процессами (сравнение, классификация, установление закономерностей). Нередко дети делают ошибки, когда выделяют в группе лишний по какому-то признаку предмет или не могут продолжить ряд рисунков, выбирая подходящую фигуру, которая не нарушает закономерности в рисунках, или не могут назвать существенные признаки при сравнении различных предметов.

       У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются нечеткостью и несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке , с трудом берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, завязать ботинки.

     Но если опираться на возрастные особенности детей 4-5 лет можно отметить, что в этом возрасте двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой моторики рук. А к концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематические изображения для решения несложных задач. Они уже могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его понятия, как оригинальность и произвольность. Дети уже могут придумывать самостоятельно небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.  Речь становится предметом активности детей. Ведущим  становится познавательный мотив.

       Проанализировав  мониторинг на начало учебного года пришла к выводу, что у детей недостаточно развито мышление, воображение, речь и мелкая моторика рук. Таким образом, необходимо создать базу для умственного развития  детей, которая бы расширила мир детей, разработать развивающие игры объединяющие развитие мышления, воображения, внимания, памяти с мелкой моторикой рук, а так же вводить в игры элементы ТРИЗ.

Теоретическая база опыта

Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Память  - процесс запоминания, охранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

 Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства. Мышление развивается в три этапа:

1.Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.

2.Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.

3.Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

       На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию  мышления, так как они имеют важное значение для умственного развития ребенка.

 

Сравнение – это мыслительное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам. Сначала ребенок учится сравнивать предметы по существенным признакам: по форме, цвету, длине, ширине, величине. Затем он начинает сравнивать предметы, отделяя существенные признаки от несущественных.

Классификация – это распределение предметов по каким-либо группам. Ребенок учится классифицировать предметы: относит их к определенной группе и называет обобщающим словом , выделяет в группе лишний по какому-то признаку предмету, называет признак.

Закономерности – это связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных законов.

Умозаключение – это форма мыслительной деятельности, при помощи которой из одного или нескольких рассуждений делается заключение.

Пространственное мышление – это способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами.

        Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Значение  мелкой   моторики

  1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
  2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
  3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

 А значит необходимо давать ребенку   игровые задания для развития мышления, внимания, памяти, воображения  и вместе с тем развивать мелкую моторику рук. Эти игры научат  ребенка рассуждать, сравнивать, классифицировать предметы и явления, устанавливать несложные закономерности.

       По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

           Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка).

           О влиянии развития мелкой моторики рук на речь детей в последнее время написано немало книг и пособий. Так, например, Е. А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников».  Янушенко Е. А. «Развитие мелкой моторики у детей». Занятия по этим книгам помогают укреплять руки детей, развивают согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

         Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они влияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек.

Актуальность

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.

     Один из ведущих специалистов в области умственного развития дошкольников, Н.Н.Подъяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе.

     В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания, - Ф.Фебель, М.Монтессори. Но в исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддъякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф.Фебеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих  в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

     По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень – до 80 %) Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие.

      Актуальность работы по умственному развитию  детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физическими особенностями детей. В дошкольном возрасте интенсивно развивается структура и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности. А именно начиная со среднего возраста начинает развиваться образное мышление, активно развивается воображение, а внимание становится устойчивым. Это говорит о том, что с этого возраста необходимо целенаправленно развивать такие процессы как мышление, воображение, память, внимание и речь, чтобы развить предпосылки умственных способностей заложенных в природе ребенка и получить должное развитие.

Новизна опыта

          Новизна опыта заключается в разработке и внедрении в образовательную деятельность развивающих игр ТРИЗ и РТВ технологий, которые объединяют в себе умственное развитие и развитие мелкой моторики, как единое целое. Что в конечном итоге способствует погружению в изучаемую проблему, приобретению личного внутреннего опыта, применимого в будущем.

Адресность опыта

        Применение данного опыта возможно в условиях работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста во всех образовательных учреждениях, всеми педагогами в любых формах детской деятельности: непосредственно образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности, в форме индивидуальных, подгрупповых взаимодействий педагога с воспитанниками.

Внедрение опыта  в образовательный процесс.

       Мой опыт работы предусматривает умственное развитие детей среднего возраста средствами дидактических игр, упражнений, заданий на развитие психологических процессов: воображения, мышления, внимания, памяти  через мелкую моторику рук.

      Изучив материалы, касающиеся  познавательного развития детей, я использую такие методы и приемы как:

- Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, открыток, наглядных пособий);

- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)

- практический (самостоятельное выполнение детьми упражнений, заданий)

     Обязательно включаю в продуктивной деятельности упражнения пальчиковой гимнастики, которые  стараюсь подобрать соответственно тематике занятия. В группе создана картотека пальчиковых игр в виде отдельных карточек. Они очень удобны в применении(см.Приложение № 8 ). На занятиях стараюсь использовать художественное слово, использую загадки, стихотворения. Стараюсь решать познавательные, обучающие и творческие задачи. В целях предупреждения усталости провожу с детьми физ.минутку, что помогает детям снять напряжение. Также в группе создана картотека физ.минуток. (см. Приложение №  8 ).

В процессе работы составила и написала перспективный план кружка «Шустрые пальчики» 2014-2015 гг (см. Приложение № 5). Составила алгоритм проведения кружкового занятия (см. Приложения № 2). В конспектах занятий применяю РТВ технологии (см. Приложения № 3). Занятия провожу по подгруппам 5 человек один раз в неделю. Продолжительность 20 минут. (см. Приложения № 5 )

Выбрала следующие направления в работе с детьми:

-  Обогащение и расширение художественного опыта дошкольников;

 - Формирование способностей к изобразительной деятельности

   Творческого воображения;

 - Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Формы работы  с детьми по ознакомлению с окружающим миром различные:

- беседа;

- Занятия на основе метода интеграции;

- Рассматривание подлинных изделий иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

- мини-выставки;

- выставки детских работ;

- просмотр видеофильмов;

- Дидактические игры;

- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

- Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.

         Также я  предлагаю детям упражнения, игры со счетными палочками, которая детям интересна.(см. Приложение №7 ) Наряду с развитием мелкой моторики рук, упражнения развивают внимание, воображение, мышление, сообразительность, позволяют закрепить представления о геометрических фигурах. Для детей среднего возраста составление фигур из палочек начинается с простого изображения. Во время выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов сопровождается стихами, загадками, потешками.  Воспитатель читает стихотворение про что-либо, а потом просит из палочек составить рисунок. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. (см.приложение №7).  В старшем возрасте игры усложняются: теперь они состоят из большого количества элементов, которые дошкольники могут объединять небольшим сюжетом.  Дети уже в состоянии самостоятельно выполнять задания. Детям старшего возраста вместо палочек можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются  более четкие движения рук и пальцев. Обязательно детьми проводится анализ результатов деятельности после выполнения задания.

      Созданы игры «Танграм», кольца Луллия, которые развивает пространственные представления, психологические  процессы, мелкую моторику. Эти  игры также используется и в самостоятельной деятельности (см. Приложение № 6 ).

Также включаю серию игр  «Четвертый лишний»  на закрепление классификации в соответствии с тематикой. Эта игра создана и для развития мелкой моторики, так как, чтобы убрать лишний предмет с полотна, нужно открутить лишнюю крышку, на которой нарисован этот предмет. (см.Приложение №  6 ).

На занятиях по окружающему миру  раздаю детям карточки (согласно тематике занятия), на которых изображен точечный рисунок. По этим точкам  дети выкладывают крашеную чечевицу или горох, чтобы узнать, что там нарисовано. Это задание развивает мышление и мелкую моторику.

Включаю игру «На что похоже?», где необходимо дорисовать разные элементы к предложенной фигуре на листе бумаги. А также использую элементы тестопластики для РТВ. Предлагаю детям задание дополнить к фигурам, вылепленным из теста элементы, чтобы получился заданный предмет.

      В познавательной деятельности  включаю счетные палочки с целью составления фигур в соответствии с заданием  и по образцу с целью сравнения, сходства и различия, одновременно развивается мелкая моторика рук. (см. Приложение № 7 )

 Создана серия игр «Лабиринт», «Помоги вышить коврик», «На что похоже» (см.приложение  6), «Выложи сам»

      Для развития речи используется пособие «Составь сказку» и дидактическая игра « Говорящие рисунки» (см. Приложение №  7 )

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

 В своей группе я тоже уделяю большое внимание работе с родителями. Мною составлен план работы с родителями. Вывешиваю для них информацию в виде  консультаций с рекомендациями, делаю для них памятки, буклеты, провожу мастер – классы, родительские собрания, беседы (см. Приложения №9). Такой тесный, налаженный  контакт и взаимопонимание помогает в работе с детьми .

Результативность

      Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию психологических процессов, путем развития мелкой моторики рук у детей способствует  развитию ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Готовцева Н.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие детей в математической деятельности через интеллектоформирующие технологии

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенден...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. В стенах детского сада происходит пер...

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста» (Презентация)

Познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из главных компонентов современного стандарта дошкольного образования и направлено на развитие ребенка как субъекта познания: его любознатель...