доклад на педсовете "Детский негативизм"
статья (подготовительная группа) на тему

доклад может быть использован на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл negativizm.odt25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Кровоточивость.

        Кровоточивость у детей встречается довольно часто. У здоровых детей она, как правило, обусловлена излишне подвижным образом жизни. Синяки на коже, носовые кровотечения — кто не сталкивался с этим!

        Причина возникновения кровоизлияний под кожу или кровотечений из слизистых оболочек носа, дёсен — ранение стенок кровеносных сосудов. В связи с тем, что компоненты свёртывания крови и тромбоциты не нарушены, такая кровоточивость носит временный характер и не является признаком какой-либо болезни. Подкожные кровоизлияния, так называемые синяки, исчезают быстро и бесследно; носовые кровотечения кратковременны и обычно быстро останавливаются без применения каких-либо лекарств. Вполне достаточно приложить холодный компресс на место кровотечения. Но здесь допускается одна ошибка: распространено мнение, что ребёнку следует запрокинуть голову назад — и кровотечение быстро остановится. Это неправильно. При таком положении кровь из носовых ходов стекает в полость рта, и дети обычно заглатывают её. При скоплении же крови в желудке часто возникает кровавая рвота и отмечается чёрный стул.

        Во избежании этого посадите ребёнка прямо, положите на переносицу холодный компресс, дайте стечь крови, а затем в кровоточащий носовой ход вставьте тугой ватный тампон, лучше смоченный перекисью водорода. Уже через несколько минут у здорового ребёнка на месте кровотечения образуется хороший кровяной сгусток и кровотечение останавливается. Через 15-20 минут можно осторожно удалить тампон из носового хода.         Родителей должны насторожить частые, обильные и длительные носовые кровотечения. Такие кровотечения, а также чёрный цвет испражнений и кровавая моча — проявление какого-то заболевания. В таком случае обязательно покажите ребёнка врачу, сделайте необходимые исследования и проведите указанное врачом лечение.

Детский негативизм.

  • Скажи: «Пожалуйста».
  • Не хочу!
  • Слезь сейчас же, а то упадёшь!
  • Не упаду!
  • Какая хорошая сегодня погода! Иди, поиграй с ребятами во дворе.
  • Неправда, на улице холодно. Никуда я не пойду!
  • Вынь палец изо рта и не грызи ногти!

Не обращая внимания на замечание, ребёнок продолжает грызть ногти.

  • Ты почему побил Лену? Как нехорошо, что у нас в детском саду есть такой драчун. Не дерись больше.!
  • Не буду...

И по-прежнему продолжает бить детей.

  •        Как нам знакомо такое поведение, типичное для детей, которые отвергают любой совет, указание, просьбу, исходящие от других, и упрямо руководствуются в своих действиях только собственными желаниями и мыслями. Хорошо или плохо иметь таких детей?
  • Разве это плохой признак? - говорят некоторые родители. - Значит, у нашего ребёнка сильная воля: знает, чего хочет; он самостоятелен: делает всё по собственному усмотрению; умница: ему не нужны советы других — сам во всём разберётся

        Наоборот, другие родители и воспитатели обеспокоены, и небеспричинно: негативизм — дефект воли, с которым нужно бороться.

        Почему мы говорим о негативизме как об отрицательном явлении? Да потому, что ребёнок-негативист исходит не из объективных соображений, не выбирает их сознательно для решения определённой задачи, а в каждом случае считает самым правильным своё поведение. Единственный критерий негативиста для выбора ответной реакции — действовать иначе, чем этого хотят или требуют другие. И, что интересно, безоговорочно отрицая все предложения, исходящие от других, этот ребёнок отказывается делать даже то, что он хотел бы, если этого хотят и другие.

  • Нарисуй что-нибудь для папы, - предлагает мать. - Сегодня у него день рождения, и ему будет приятно получить от тебя подарок.
  •         Мальчик как раз собирался начать рисовать, но после слов матери желание рисовать сразу исчезло. И он вернётся к бумаге и краскам только тогда, когда сам этого захочет, а не когда кто-то скажет ему об этом, вернее, если никто об этом не скажет.

         Ни один взрослый человек, каким бы знающим, умным и опытным он ни был, не может сказать, что он никогда не нуждается в совете, указании или мнении окружающих его людей. А ребёнок? И тем более дошкольник? Как сможет он приобрести навыки поведения человека общества, если не воспользуется тем, что ему предлагают взрослые, с которыми он общается, и даже другие дети? Негативист воздвигает между собой и людьми невидимый и вредный для него барьер, который ребёнка делает одиноким и сводит до минимума стимулы его развития, которых и без того не так уж и много по причине его возраста. На такого ребёнка нельзя оказывать практически никакого воспитательного влияния. Именно поэтому негативизм и считается отрицательной чертой характера.

           Как преодолеть негативизм? Можно ли его преодолеть?

       Проанализируем механизм образования негативного поведения. Мы имеем в виду не единичные случаи упрямства, а систематические отказы, присущие какому-либо ребёнку при общении с людьми. Мы вправе считать негативистом только такого ребёнка, для которого стало характерным почти постоянное отрицание вмешательства в его поступки. Именно постоянство такого поведения даёт повод некоторым родителям считать негативизм врождённой чертой характера. «Такой ребёнок, и ничего не поделаешь», - часто говорят о ребёнке-негативисте. Однако, оглядываясь назад, мы находим, что каждый из нынешних негативистов любого возраста не всегда был им. Что же произошло в его отношениях с людьми? После чего в своих действиях он стал упрямо руководствоваться только собственными желаниями, безоговорочно противопоставляя себя другим?

       Если несколько упростить ответ на эти вопросы, то можно сказать, что у этого явления две причины, которые лежат также в основе других отрицательных черт характера и плохого поведения ребёнка.

        Одним из недостатков в воспитании, которые благоприятствуют зарождению и развитию негативизма, является избалованность. Ребёнок, которому позволено делать всё, что он захочет, для которого не существует элементарных ограничений в разговоре и поведении, которому никто не противоречит, такой ребёнок начинает считать отсутствие противодействия своим словам и поступкам совершенно естественным. Способствует развитию негативизма и поведение взрослых, которые поощряют первые признаки «самостоятельности» ребёнка, начавшего противопоставлять себя окружающим, и в первую очередь родителям. Разговоры и поступки ребёнка, в которых проявляется его несогласие с мнением окружающих, иногда становятся семейной гордостью. О них рассказывают по несколько раз в присутствии ребёнка, его даже просят: «А ну-ка, скажи ещё раз, что ты мне ответил, когда..., тётя тоже хочет знать». И все восторгаются поступками и словами ребёнка, которые в действительности свидетельствуют о его дерзости и плохом воспитании. Ребёнок видит, что его поведение пользуется успехом, что его наглость и упрямство поощряются, а поэтому продолжает поступать в том же духе. Успехи, достигнутые в непослушании, вдохновляют на повторение поступков, которые приносят ему такой же успех.

       В свою очередь родители привыкают к тому, что их не слушают, примиряются с этим и считают противоречие ребёнка нормой. Несчастье приходит позже, когда между детьми и взрослыми дома и в школе вспыхивают настоящие конфликты. Они объясняются тем, что ребёнку школьного возраста, не встречавшему ранее должного отпора своим поступкам, не знающему, что такое неодобрение, запрет, трудно перестроиться и сразу же стать восприимчивым к влиянию воспитателя.

        Поэтому мы должны немедленно насторожиться, услышав от ребёнка впервые «нет!» или «не хочу!». Если мы останемся безразличны к этому, или обрадуемся, или станем гордиться ребёнком, считая его равноправным собеседником, существом, уже способным действовать самостоятельно (разве это не признак того, что он уже вырос?), то окажемся кандидатами в родители и воспитатели негативиста. А перевоспитать его — дело нелёгкое. Итак, первая причина негативизма — избалованность.

        Второй причиной совершенно неожиданно, - но только на первый взгляд — является другой недостаток в воспитании, обратный чрезмерной снисходительности, а именно — излишняя строгость: противодействие ребёнка вызывают не только слабохарактерные родители, но и те, которые своей суровостью ограничивают его самостоятельность. Даже малыш не может без усилий, на которые он ещё не очень способен, привыкнуть к тому, чтобы слышать от взрослых только категорические запрещения и сдерживающие замечания, звучащие как окончательный приговор. Иногда ребёнок даже не понимает их настолько, чтобы правильно на них реагировать, тем более, что права на возражение у него нет. «Делай так, как я тебе говорю, потому что я твой отец и так хочу!» - такая манера обращения к ребёнку при частом повторении вызывает противоположную реакцию, открытый или молчаливый протест. Более того, поведение отца или других взрослых, действующих подобным образом, копируется ребёнком, по их примеру он начинает вести себя так же. В раннем детстве у ребёнка ярко проявляется тенденция копировать поведение окружающих его людей, которые вместе с ним участвуют в формировании его ответных реакций. Разговаривая с ребёнком на высоких нотах и всё время не соглашаясь с ним, мы рискуем услышать в ответ то же самое. При отсутствии примера ласкового, внимательного разговора ребёнок учится грубить. Вспомните, на замечания о поведении и разговоре нам нередко приходится слышать от детей: «А ты сам...» Следовательно, негативизм ребёнка в случае слишком строгого обращения с ним воспитателей объясняется потребностью малыша хотя бы во временной свободе, а также копированием противодействующего поведения взрослых.

     Зная причины негативизма, можно с уверенностью сказать, что это явление — следствие неправильного воспитания. Не следует принимать во внимание неточные объяснения некоторых педагогов, которые утверждают, что негативизм — врождённая черта характера. Ребёнок не наследует негативизм от своих родителей, не рождается даже предрасположенным к негативизму, а заражается им в семейной обстановке, привыкнув необоснованно отвергать все попытки кого-либо повлиять на него, если родители слишком строги, или же привыкнув делать только то, что хочет, если предоставлена полная свобода действий.

        Устраним ли негативизм? Конечно, как и любая отрицательная черта характера. Трудно определить наиболее действенные меры для достижения поставленной цели. Начинать следует с изменения отношений родителей к ребёнку, которые должны смягчить режим запретов и требований.

      Всё время, однако, надо помнить о том, чтобы не допускать чрезмерного проявления доброты или строгости, потому что из-за страха перед негативизмом мы можем впасть в другую крайность — воспитать ребёнка, лишённого своего мнения и рассудительности, всё время сомневающегося и всем подражающего, подверженного любому влиянию окружающей среды. И в негативизме, и в безоговорочном подражании какому-либо примеру проявляется неспособность ребёнка отличить плохое от хорошего, его неумение совершать поступки в соответствии с этическими нормами, отсутствие анализа своего поведения и поведения других.

        Мы можем помочь ребёнку освоить эту науку ориентировки, столь необходимую ему в жизни, разъясняя ему конкретные случаи, их последствия. Мы можем сказать, например: «Ты простудился, потому что не захотел надеть пальто»; «Ты испортил велосипед, потому что оставил его под дождём, а не послушал меня и не занёс его после того, как покатался»; «Ты должен соблюдать правила игры, иначе нельзя — игра не получится». Ребёнок начинает понимать необходимость дисциплины, выполнения ряда норм, необходимость принимать во внимание мнение и поступки других людей. Однако для этого прежде всего нужно, чтобы мы, взрослые, поняли следующее: борясь с негативизмом, мы облегчаем единение ребёнка с семьёй или детским коллективом, приучаем к общественным отношениям, основанным на любви и уважении. Мы не должны забывать, как далеки друг от друга два ребёнка, один из которых говорит: «Давай посмотрим, как нам лучше строить подъёмный кран», в то время как другой изолирует себя фразой: «Нет, я не хочу!»

МБДОУ «Шеморданский детский сад №1 «Экият»

Сабинского муниципального района РТ»

Доклад на педсовете «Детский негативизм. Как с ним бороться?»

Подготовила и провела

 воспитатель 1 категории

Давыдова Т.А.

2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Ребенок не хочет читать" о путях преодоления негативизма к чтению у детей.

Данная   статья  поможет  родителям лучше понять  механизм развития  навыка осознанного чтения  у детей, а коллегам - доступно объяснить, как родители могут помочь...

Речевой негативизм

Рекомендации для родителей "неговорящих" детей...

Презентация "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевого негативизма"

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для органов артикуляционного аппарата.- чистоговорки для автоматизации и диффере...

Консультация для родителей: "Детский негативизм"

Советы родителям как бороться с протестным поведением ребенка....

Памятка для родителей "Возраст негативизма, строптивости и упрямства".

Памятка для родителей "Возраст негативизма, строптивости и упрямства"....

Консультация для родителей:"Детский негативизм"

Детский негативизм. Советы родителям Негативизм - это лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям (Педагогический энциклопедический словарь). Так ребенок протест...

Как преодолеть речевой негативизм

Неговорящие дети откзываются говорить, повторять слова, называть действия. Преодолеть  нежелание разговаривать-первая задача логопедов. воспитателей, родителей....