«Познавательное развитие детей в разнообразных видах деятельности».
методическая разработка на тему
Воспитатель Тухтаманова Лариса Федоровна
Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждений; развитием познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия. В связи с преобразованием развития всей педагогической системы, педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно - правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2009г №273-ФЗ, приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655, «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, постановление от 15 мая 2013 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», приказ от 17 октября 2013г №1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, внесли значительные коррективы в сложившиеся представления работников системы дошкольного образования о программе обеспечения деятельности ДОУ. В 2014 году мною были пройдены курсы по теме: «Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста», «Современные информационные коммуникационные технологии в дошкольном образовании». «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования». Эти темы помогут мне в моей работе пересмотреть составление перспективного и календарного планирования, где вся работа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, что будет соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам. На протяжении своей работы я составила план по самообразованию на тему «Повышение познавательной активности детей в разнообразных видах деятельности». [1]
Цель: определить педагогические условия, способствующие познавательному развитию у старших дошкольников.
Задачи:
· оценить эффективность (результативность) применяемых педагогических технологий в процессе организации образовательной деятельности и в режимных моментах;
· выбрать наиболее эффективные педагогические технологии, которые будут способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста;
· разработать систему мониторинга познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
· оценить эффективность и результативность собственной педагогической деятельности, определяя её перспективные направления.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Одним из самых действенных средств познавательного развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить свои знания в развитии воображения и творческой активности; поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательное развитие.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.[2]
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.[3] Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.[4] Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.[5] Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательных задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.[6] Игры с моделями - содержание, которых включает все необходимые условия для познавательного развития в старшем дошкольном возрасте. Игры с моделями предполагают построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-речевой игре. Они могут быть использованы как воспитателями детских садов, так и родителями.[7]
Поисково-исследовательская деятельность. К старшему дошкольному возрасту поисково-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Поисково-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). К этому виду мы относим проектную деятельность: «Мое имя», «Моя семья», «Мой дом».
Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. При ознакомлении детей с трудом взрослых мы раскрываем перед ними общественную значимость этого труда, его необходимость не только конкретному человеку, но и всей стране. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего села.
Театрализованная деятельность. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Все виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструктивная) носят моделирующий характер и представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Именно в силу своего созидательного характера продуктивная деятельность создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств ребенка, способствует развитию социально значимых умений и навыков, специфических человеческих способностей.
Работа с родителями. Особое место в деятельности детского сада продолжает занимать сотрудничество с родителями. Позитивный опыт общения родителей с воспитателями и детьми способствует развитию единого контекста воспитания в семье и в детском саду, формированию и проявлению активной педагогической позиции родителей. Семья – первая социальная ячейка, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание я уделяю внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Наметила разные формы работы с родителями.[8]
Результативность работы: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; способен принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- активизировалась работа педагогов на педсоветах, консультациях, семинарах и улучшилась содержательная сторона их проведения по познавательному развитию детей
- повысилась эффективность методов и приемов в работе с детьми
- пополнилась предметно-развивающая среда в ДОУ
- улучшилось качество планирования воспитательно-образовательной работы с детьми
- систематизировались знания воспитателей в теоретических вопросах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательное развитие детей в разнообразных видах деятельности».
Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждений; развитием познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия. В связи с преобразованием развития всей педагогической системы, педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно - правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2009г №273-ФЗ, приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655, «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, постановление от 15 мая 2013 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», приказ от 17 октября 2013г №1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, внесли значительные коррективы в сложившиеся представления работников системы дошкольного образования о программе обеспечения деятельности ДОУ. В 2014 году мною были пройдены курсы по теме: «Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста», «Современные информационные коммуникационные технологии в дошкольном образовании». «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования». Эти темы помогут мне в моей работе пересмотреть составление перспективного и календарного планирования, где вся работа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, что будет соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам. На протяжении своей работы я составила план по самообразованию на тему «Повышение познавательной активности детей в разнообразных видах деятельности». [1]
Цель: определить педагогические условия, способствующие познавательному развитию у старших дошкольников.
Задачи:
- оценить эффективность (результативность) применяемых педагогических технологий в процессе организации образовательной деятельности и в режимных моментах;
- выбрать наиболее эффективные педагогические технологии, которые будут способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста;
- разработать систему мониторинга познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
- оценить эффективность и результативность собственной педагогической деятельности, определяя её перспективные направления.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Одним из самых действенных средств познавательного развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить свои знания в развитии воображения и творческой активности; поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательное развитие.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.[2]
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.[3] Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.[4] Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.[5] Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательных задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.[6] Игры с моделями - содержание, которых включает все необходимые условия для познавательного развития в старшем дошкольном возрасте. Игры с моделями предполагают построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-речевой игре. Они могут быть использованы как воспитателями детских садов, так и родителями.[7]
Поисково-исследовательская деятельность. К старшему дошкольному возрасту поисково-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Поисково-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). К этому виду мы относим проектную деятельность: «Мое имя», «Моя семья», «Мой дом».
Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. При ознакомлении детей с трудом взрослых мы раскрываем перед ними общественную значимость этого труда, его необходимость не только конкретному человеку, но и всей стране. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего села.
Театрализованная деятельность. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Все виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструктивная) носят моделирующий характер и представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Именно в силу своего созидательного характера продуктивная деятельность создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств ребенка, способствует развитию социально значимых умений и навыков, специфических человеческих способностей.
Работа с родителями. Особое место в деятельности детского сада продолжает занимать сотрудничество с родителями. Позитивный опыт общения родителей с воспитателями и детьми способствует развитию единого контекста воспитания в семье и в детском саду, формированию и проявлению активной педагогической позиции родителей. Семья – первая социальная ячейка, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание я уделяю внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Наметила разные формы работы с родителями.[8]
Результативность работы: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; способен принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- активизировалась работа педагогов на педсоветах, консультациях, семинарах и улучшилась содержательная сторона их проведения по познавательному развитию детей
- повысилась эффективность методов и приемов в работе с детьми
- пополнилась предметно-развивающая среда в ДОУ
- улучшилось качество планирования воспитательно-образовательной работы с детьми
- систематизировались знания воспитателей в теоретических вопросах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности»
Актуальность В своей работе с детьми я большую часть времени уделяю развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста, т.к. эта проблема остается актуальной в д...
Презентация "Развитие мелкой моторики руки в разнообразных видах деятельности дошкольников"
В презентации кратко представлены теоретические и практические основы работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников младшего дошкольного возраста. Данный материал может использоваться для сост...
"Познавательное развитие в различных видах деятельности"
Познавательное развитие в различных видах деятельности...
Презентация "Реализация образовательной области «Познавательное развитие» в различных видах деятельности как сквозных механизмах развития ребенка".
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возрас...
Ковролинограф как средство развития разнообразных видов деятельности детей раннего возраста
Дидактическое пособие....
«Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»
Тема заседания ГМО№4 «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»Тема представленного опыта: Использование квест-те...
«Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»
Тема заседания ГМО№4 «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»Тема представленного опыта: Использование квест-те...