Сенсорное развитие детей со дошкольного возраста.
консультация на тему
Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения .
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях действительности.
Сенсорное воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Значение сенсорного развития.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Особенности сенсорного развития у детей с нарушением зрения:
патология органа зрения у детей искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным;
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
из-за нарушения зрения дети плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение;
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
нарушения зрительной сферы проявляются в бедности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
у детей с нарушением зрения не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах - инактивность восприятия;
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
Недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется по программе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной.
Основные положения коррекционно-педагогической деятельности:
активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства - зрительного, слухового, тактильного, пространственного, обоняния, вкуса;
обогащение сенсомоторного опыта детей и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов, изготовленных из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера.
Задачи сенсорного воспитания:
1.Обучить ребенка перцептивным действиям (рассматривание, ощупывание);
2. Сформировать представления о сенсорных эталонах;
3. Формировать умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической деятельности.
Приоритетным направлением в сенсорном воспитании детей с нарушениями зрения будет развитие зрительного восприятия, при этом развитие слухового и тактильного восприятия будут его дополнять и частично компенсировать.
Специальные средства обучения и воспитания детей с нарушением зрения:
для слепых используется разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система Л. Брайля) – учебные пособия, детская, художественная, музыкальная и т. д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации – рельефные, воспринимаемые осязательно;
для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать;
для слабовидящих используют специальные и учебные и наглядные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
Тифлотехнические средства.
Тифлотехнические средства используются с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения: оптические (лупы, очки, моно– и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты); телевизионные; светотехнические и др.
Методы обучения детей с нарушением зрения
Общие методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные и другие
Специальные методы обучения – методы, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей
Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Рекомендуется сочетать при обучении детей слово, образ и практическое действие.
Формы обучения и воспитания:
Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам, длительность занятия составляет 15 мин - в младшей и средней группах, 25 мин - в старшей и 30 мин - в подготовительной группе.
Формы обучения и воспитания:
Индивидуальные занятия Тифлопедагог ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет зоны ближайшего развития ребенка. Длительность индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 мин (в старшей и подготовительных группах.
Методика сенсорного воспитания включает в себя следующие разделы:
1) Развитие зрительного восприятия
2) Развитие слухового восприятия
3) Развитие обоняния
4) Развитие тактильно - кинестетического восприятия
Методика развития зрительного восприятия.
Одним из эффективных средств развития зрительного восприятия являются дидактические игры и упражнения. Специально созданные дидактические игры эффективно влияют на формирование различительных способностей к выделению признаков различных модальностей.
Основные виды дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:
Игры, формирующие умения различать: форму, цвет, величину, пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.
Игры на умение различать цвет:
«Назови, что красное, синее, зеленое», «Разноцветные странички», «Составь узор по образцу», «Что изменилось», «Найди каждому свой цвет», «Составь по контурному, силуэтному изображению цветное изображение»
Игры на дифференциацию величины предметов:
«Что больше, что меньше», «Составь пирамидку», «Разложи объекты по убывающей длине, ширине, высоте», «Сравни, что выше, больше, толще, меньше» «Тяжелый-легкий» «Составление рядов»
Игры и упражнения направленные на умения различать предметы по форме:
«Расставь фигуры на свои места», «Подбери фигуры, соответствующие формам», «Найди пару», «Танграм», «Разрезные картинки»; «Сложи узор»; «Найди конструкции такой же формы».
«Спрятанные изображения»; «Перевернутые изображения»; «Найди отличия»
Дидактических игр и упражнений для развития слухового восприятия:
«Тихо-громко» «Кто позвал» «Угадай на чем играю» «Иди на звук» «Где звучит?» - близко-далеко «Что шумит?»
Дидактических игр и упражнений для развития обоняния и вкуса:
«Определи предмет по запаху» «Вспомни, как они пахнут» «Коробочки с запахами» «Определи на вкус» «Назови вкус продуктов»
Игры и упражнения на развитие тактильно - кинестетического восприятия:
«Назови все признаки предмета на ощупь (холодный, шершавый, круглый, резиновый и т.д.) «Из чего сделано» «Узнай и назови» - «Чудесный мешочек», «Узнай плоскую и объемную фигуру»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 53 компенсирующего вида
Центрального района Санкт-Петербурга
«Консультативно-практический центр по абилитации детей
со зрительной патологией»
Доклад на тему
Сенсорное развитие детей со дошкольного возраста.
Учитель-дефектолог Вдовина А.Д.
Санкт-Петербург
2014г.
Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения .
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях действительности.
Сенсорное воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Значение сенсорного развития.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Особенности сенсорного развития у детей с нарушением зрения:
патология органа зрения у детей искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным;
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
из-за нарушения зрения дети плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение;
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
нарушения зрительной сферы проявляются в бедности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
у детей с нарушением зрения не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах - инактивность восприятия;
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
Недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется по программе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной.
Основные положения коррекционно-педагогической деятельности:
активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства - зрительного, слухового, тактильного, пространственного, обоняния, вкуса;
обогащение сенсомоторного опыта детей и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов, изготовленных из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера.
Задачи сенсорного воспитания:
1.Обучить ребенка перцептивным действиям (рассматривание, ощупывание);
2. Сформировать представления о сенсорных эталонах;
3. Формировать умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической деятельности.
Приоритетным направлением в сенсорном воспитании детей с нарушениями зрения будет развитие зрительного восприятия, при этом развитие слухового и тактильного восприятия будут его дополнять и частично компенсировать.
Специальные средства обучения и воспитания детей с нарушением зрения:
для слепых используется разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система Л. Брайля) – учебные пособия, детская, художественная, музыкальная и т. д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации – рельефные, воспринимаемые осязательно;
для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать;
для слабовидящих используют специальные и учебные и наглядные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
Тифлотехнические средства.
Тифлотехнические средства используются с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения: оптические (лупы, очки, моно– и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты); телевизионные; светотехнические и др.
Методы обучения детей с нарушением зрения
Общие методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные и другие
Специальные методы обучения – методы, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей
Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Рекомендуется сочетать при обучении детей слово, образ и практическое действие.
Формы обучения и воспитания:
Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам, длительность занятия составляет 15 мин - в младшей и средней группах, 25 мин - в старшей и 30 мин - в подготовительной группе.
Формы обучения и воспитания:
Индивидуальные занятия Тифлопедагог ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет зоны ближайшего развития ребенка. Длительность индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 мин (в старшей и подготовительных группах.
Методика сенсорного воспитания включает в себя следующие разделы:
1) Развитие зрительного восприятия
2) Развитие слухового восприятия
3) Развитие обоняния
4) Развитие тактильно - кинестетического восприятия
Методика развития зрительного восприятия.
Одним из эффективных средств развития зрительного восприятия являются дидактические игры и упражнения. Специально созданные дидактические игры эффективно влияют на формирование различительных способностей к выделению признаков различных модальностей.
Основные виды дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:
Игры, формирующие умения различать: форму, цвет, величину, пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.
Игры на умение различать цвет:
«Назови, что красное, синее, зеленое», «Разноцветные странички», «Составь узор по образцу», «Что изменилось», «Найди каждому свой цвет», «Составь по контурному, силуэтному изображению цветное изображение»
Игры на дифференциацию величины предметов:
«Что больше, что меньше», «Составь пирамидку», «Разложи объекты по убывающей длине, ширине, высоте», «Сравни, что выше, больше, толще, меньше» «Тяжелый-легкий» «Составление рядов»
Игры и упражнения направленные на умения различать предметы по форме:
«Расставь фигуры на свои места», «Подбери фигуры, соответствующие формам», «Найди пару», «Танграм», «Разрезные картинки»; «Сложи узор»; «Найди конструкции такой же формы».
«Спрятанные изображения»; «Перевернутые изображения»; «Найди отличия»
Дидактических игр и упражнений для развития слухового восприятия:
«Тихо-громко» «Кто позвал» «Угадай на чем играю» «Иди на звук» «Где звучит?» - близко-далеко «Что шумит?»
Дидактических игр и упражнений для развития обоняния и вкуса:
«Определи предмет по запаху» «Вспомни, как они пахнут» «Коробочки с запахами» «Определи на вкус» «Назови вкус продуктов»
Игры и упражнения на развитие тактильно - кинестетического восприятия:
«Назови все признаки предмета на ощупь (холодный, шершавый, круглый, резиновый и т.д.) «Из чего сделано» «Узнай и назови» - «Чудесный мешочек», «Узнай плоскую и объемную фигуру»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...
Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.
Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...
Интеллектуально-познавательный проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования универсального дидактического материала и игр»
Цель проекта - формирование и развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...
Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета
Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...