Азбука маленького потребителя
консультация на тему
Экономические знания нужны всем, и дети страшего дошкольного возраста не исключение. С проблемами экономики их сталкивает реальная современная жизнь. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного маленького потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее - созидателе предметов потребления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eko_kons-ya_rod.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Восточное окружное управление образования
Района ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ города Москвы
ГБОУ города Москвы Гимназия №1799 «Экополис»
Структурное подразделение ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - 2
* Консультация родителям
на тему:
"Дошкольники и...экономика"
/ “АзБуКа маленького потребителя» /
Проработала и подготовила материал:
воспитатель Скворцова Е.Н.
Москва, 2014 год
«Нужно ли ребёнку старшего дошкольного возраста экономическое воспитание?»
Нужно! Но каким образом воплотить данную идею в реальность?
Обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.
К сожалению, эти базовые экономические качества, присущие человеку-хозяину, с каждым годом теряли свой авторитет. Данные многочисленных социологических исследований и статистических опросов показывают, что подростки, как правило, оценивают перечисленные качества как отрицательные. На просьбу экспериментатора объяснить, чем вызван такой вердикт, они отвечали:
« … только жадные люди, «плюшкины» все берегут и экономят…»
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей игрушкой (достаточно дорогой для ребёнка вещью), ребенок в течение дня озабочен тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал, не отнял и не испортил его «прелесть». В большинстве случаев ребёнок не жадничает и даёт свою игрушку поиграть другим детям («… мне ведь тоже дают поиграться…»), но при этом он будет тщательно следить за ее сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в частности) подобной озабоченности нет и в помине! Правда, если воспитательница строга, но справедлива, дети осознают, что сломанную игрушку либо пособие просто необходимо восстановить. И иногда это приводит к тому, что ребенок начинает сваливать свою вину на других, «фантазировать» и пр. Но это уже нравственный аспект проступка, требующий специального обсуждения.
Следует подчеркнуть, что дети по-разному относятся к личной и общественной собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада дает массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и различные предметы, совершенно не испытывая при этом чувства вины или беспокойства?
Нередко приходится слышать от взрослых, в том числе и от педагогов: зачем ребенку беречь и экономить, не так уж велики потери от того что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры. Мол, вырастет, столкнется с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи.
Это глубокое заблуждение. И суть дела не в сломанной игрушке или испорченном пособии, просто из этих поступков постепенно складываются привычные формы поведения, вырабатывается определенный стиль жизни, изменить который будет не просто.
Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы, система приоритетов при формировании семейного бюджета и т.д.). Наши дети реально и постоянно проживают вместе с нами эти жизненные ситуации.
Следует заметить, что наш Детский сад – это тоже некая условная ситуация, которая не даёт полноценного опыта и практического «экономического поведения». Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.
Обратимся к опыту зарубежных стран...
В США, Германии, Японии, Англии экономическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Там разработаны специальные экономические программы, которые знакомят детей с основами домашнего хозяйства и элементарными навыками ориентации в экономической жизни общества.
Много внимания экономическому воспитанию детей уделяется и в семье. Например, в Германии детей уже с четырехлетнего возраста целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям (в зависимости от возраста и финансовых возможностей семьи) некоторую сумму - карманные деньги на определенный период времени. Таким образом, взрослые приучают своих детей использовать финансы разумно, не тратить зря, объясняют, что нужно осторожно относиться к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки детской бережливости и расчетливости возникают в немецкой семье не сами по себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами – необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу. А приобрести его желательно до школьного периода.
В Японии и США родители стараются приобщить детей к работе на собственных предприятиях. Научная и популярная литература заполнена материалами типа: «Если вы хотите иметь свое дело», «Как делать деньги», «Как стать богатым». Без сомнения, в таких публикациях не всегда соблюдается чувство меры, настораживает содержащийся в них чрезмерно настойчивый призыв «делать деньги». Моральная сторона проблемы при этом почти не затрагивается: как зарабатывать, почему следует честно «делать бизнес» и др. В этом плане большой интерес представляет опыт воспитания детей в Англии. С детских лет в культ возводится такое качество, как трудолюбие, ребенку внушают важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.
И в заключении,
следует отметить, что экономические знания нужны всем, и дети старшего дошкольного возраста не исключение. С проблемами экономики их сталкивает реальная современная жизнь. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного маленького потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее – созидателем предметов потребления. Но как познакомить ребёнка старшего дошкольного возраста с основами такой сложной науки на доступном ему уровне?
В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов – ввести ребят в сложный мир вещей, предметов, человеческих взаимоотношений.
Также необходимо предоставить знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость, честность, экономность, щедрость, достоинство. Объяснить с перспективой на будущее: как разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям других и т.д.
Таким образом, формирование экономического сознания – не только предоставит детям старшего дошкольного возраста знания о новых профессиях (менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, банкир, рекламный агент и т.д.), а также умение рассказать о них. В постоянном и непрерывном процессе формирования обогащается детский словарный запас, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Смею надеяться, что данные позитивные тенденции смогут быть реализованы наилучшим образом в процессе организации любого вида детской деятельности, в том числе и за пределами нашего замечательного дошкольного отделения.
Спасибо за внимание!
До скорых встреч…
ПРИЛОЖЕНИЕ:
деньги валюта монеты купюры | цена дороже дешевле покупать продавать брать (давать) в долг | СБ % накопить растратить |
доход пенсия з/п стипендия пособия бюджет | аукцион лотерея выигрыш проигрыш | выгодно невыгодно бартер лот |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА "Азбука маленького пешехода"
Прогнозируемые результаты: · Образовательныеv Приобретени...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детей с ОНР по теме: «Азбука маленького пешехода»
Учить составлять рассказы по картинно - графическому плану. Учить синтактической стороне речи. закрепить знание детей о правилах дорожного движения....
Проект "Азбука маленького пешехода"
Вданном проекте предоставлено знакомство детей с элементарными правилами дорожного движения.Это - беседы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, заучивание стихов, чтение художественной литературы,...
Презентация "Азбука маленького Россиянина"
Поможет ребенку запомнить символику России, ее достопримечательности....
Лэпбук «Азбука маленьких пешеходов»
1. Загадки о светофоре Цель: формировать умение отгадывать загадки, расширять представления детей о каждом цвете светофора 2. Городской транспорт Цель: формировать умение отгадывать загадки о горо...
ЛЭПБУК"АЗБУКА МАЛЕНЬКОГО ПЕШЕХОДА"
Пособие для ознакомления детей с правилами дорожного движения. ...