«Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов»
презентация к уроку на тему
«Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_gotovaya.ppt | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» д.м.н., профессор Ю.С. Шевченко
Основные группы детей с эмоциональными нарушениями 1. Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений : повышенная возбудимость аффективные вспышки в процессе общения особенно со сверстниками
2. Дети отличаются выраженными внутриличностными конфликтами: повышенная заторможенность слабо выраженная общительность, необоснованные страхи глубокое переживание обиды
3. Для детей характерны выраженные внутриличностные и межличностные конфликты: агрессивность импульсивность
Проблемы в развитии личности Психологические и педагогические подходы Педагогическая запущенность Коррекция неадекватных методов воспитания ребенка. Проблема взаимоотношений с окружающими людьми Разрешение психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми, повышение социального статуса, развитие компетентности в вопросах нормативного поведения. Проблема эмоционально-волевой регуляции поведения. Гармонизация психоэмоционального состояния детей Социально – психологические проблемы Привлечение семьи в воспитательно –образовательный процесс взаимодействия с педагогами, с другими детьми. Атмосфера доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Проблемы развития личности и психолого-педагогические подходы к ним
Задачи : Создать условия для обеспечения психологически безопасной среды; Повышать активность, самостоятельность и успешную адаптацию ребенка в социуме; Формировать у детей умение противостоять жизненным трудностям; Устранять личностные реакции, обусловленные эмоциональными расстройствами. Цель и задачи психолого-педагогической деятельности Цель : формирование гармонично развитой личности ребенка.
Условия эффективности психолого-педагогической деятельности: у чет особенностей сензитивных периодов возрастного развития ; и ндивидуальный подход, с учетом специфики проблемы , «зоны ближайшего развития» ребенка, потребностей и мотивов, особенностей культурной и социальной среды, в которой он воспитывается ; с облюд ение доступност и , преемственност и и последовательност и в формах и методах психолого – педагогической деятельности; п оложительная мотивация участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности (ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое).
Подходы к профилактике эмоционального нарушения 1. Психодинамический подход - создание условий, которые снимаю т внешние социальные преграды, и провоцировали конфликт . 2 . Поведенческий подход - исправление имеющихся дезадаптивных форм поведения за счет усвоения новых адекватных поведенческих стереотипов .
« Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности » В.А.Сухомлинский Формы и методы психолого-педагогической деятельности, направленной на профилактику отклонений в развитии личности детей Игры на восприятие музыки, танца и ритмики ; Театрализованные игры и работа со сказкой (воздействие через образ, разные виды театра , образно-ролев ые игры , чтение, драматизация) ; В оздействие средствами изобразительного искусства ; Игры с конструктивным действи е м с учетом реальностей окружающего мира ; Социально-коммуникативные игры ; Беседы и моделирование различных ситуаций ; Физминутки и дыхательная гимнастика ; Психогимнастика ( воздействие движениями, мимикой и пантоми м ой) .
Игры для детей с затруднениями в общении « Дракон » Цель : Помочь сблизить детей друг с другом, формирование двигательных движений, развитие положительных эмоций, развивать навыки общения, концентрацию внимания «Сочини историю» Цель: Формировать умение детей общаться и находить общий язык , развитие интереса к жизни близких людей, знакомых, формировать умение не замыкаться на самом себе, развивает навыки связной речи и формирует умение высказывать собственное мнение « Рукавички» Цель: Помочь сблизить детей друг с другом, формирование двигательных движений, развитие положительных эмоций, развивать навыки общения, концентрацию внимания « Давай поговорим » Цель : Развивать коммуникативные навыки, обогащение словарного запаса детей
Игры на регуляцию и снятие психоэмоционального напряжения у детей « Возьми себя в руки» Цель: Формировать самоконтроль, умение подавлять двигательный автоматизм, действовать по сигналу, развивать двигательную активность и развитие слухового аппарата « Стойкий оловянный солдатик» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей ,формировать самоконтроль, закреплять умение действовать по сигналу « Замри !» Цель: Формировать самоконтроль, умение подавлять двигательный автоматизм, действовать по сигналу, развивать двигательную активность и развитие слухового аппарата « Кто за кем ?» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей « Слушай команду !» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей « Смотри на руки!» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей Релаксационные упражнения
Игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций « Подушечные бои » Цель: Развивать умение снимать отрицательных эмоций ,формирование умения управлять своим гневом и снижать уровень личностной тревоги «По кочкам» Цель: Формировать умения управлять своим гневом , снятие отрицацельных эмоций «Уходи, злость, уходи » Цель: Формировать умение ребенка раскрыть свой внутренний мир, постигать многообразие эмоций
Игры , развивающие эмоции ребенка « Сказочная тропинка » Цель: Обогащать внутренний мир детей, формировать понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах, развитие слухового восприятия, фантазии, умение понимать и чувствовать музыку.. «Назови чувство » Цель: Обогащать внутренний мир детей, закрепить знания о многообразии эмоций и чувств, развивать слуховую память и обогащать словарный запас «Изобрази чувство» Цель: Помочь ребенку раскрыть его внутренний мир, постичь многообразие эмоций « Похвалилки» Цель : Повышать самооценку ребенка и его значимости в коллективе «Добрый -злой, веселый - грустный» Цель: Закреплять знаний об эмоциях, формировать мышцы лица
Игры на развитие самосознания и самооценки « Узнай кто это? » Цель- формировать эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, позитивное отношение к себе. «Что с тобой ?» Цель- формировать умение адекватно выражать негативные эмоции , развивать умение самостоятельно снимать напрежение, формировать навык самостоятель выявлять причины отрицательных эмоций «Я могу! » Цель- расширить представление о себе и формировать уверенность в своих возможностях, умение выражать свои мысли и желания.
Игры на развитие нравственных и волевых качеств ребенка « Поступаем правильно » Цель: Формировать понятие о хороших и плохих поступках и умение анализировать их, развивать у детей аккуратность, вежливость и предупредительность. «А что сказали бы вы?» Цель: Формировать понятие о хороших и плохих поступках и умение анализировать их, воспитывать чувство дружбы , умения делиться и умение высказывать собственное мнение «Вежливые слова» Цель : Формировать навыки отзывчивости и вежливости. « Молчанка» Цель : Развивать волевые качества, формировать умение сдерживать речевые импульсы. «Совушка-сова» Цель: Формировать самоконтроль, умение действовать по сигналу, развивать двигательную активность
То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь. Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать. Дети, враждою воспитанные, знают, как наказать. Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость. Много и часто стыдимые - с виною своей неразлучны. Те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения. Воспитанные ободряющим словом, умеют верить в себя. Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее. А воспитание справедливостью учит детей доверию. Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу. Одаренные дружбой, душевным теплом - находят в мире любовь". С.Фельдман "Становление нравственной личности" - М., 1996 Информации к размышлению !
Вывод «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель
Методическое сопровождение
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.—М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Academ A , 1999 3. Кумарина Ф., Назарова Н.М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика // Материалы 2 Всероссийской конференции по компенсирующему обучению.- М.,1996 4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии – СПб, 2003. 5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. –М., 2000. 6. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М., 2000. 7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд.центр «Академия», 1998 8. ФопельК. Как научить детей сотрудничать? 4.1-3-М. 1998 Интернет ресурсы:. http://psiholog880.wmsite.ru/igroteka/igry-na-snizhenie-agressii-i/ http :// www . pedlib . ru / Books /5/0347/5_0347-5. shtml # book _ page _ top Литература:
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развития творчество детей с помощью нетрадиционных методов»
«Развития творчество детей с помощью нетрадиционных методов» ...
Родительское собрание на тему «Исправление отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов»
Тезисы к родительскому собранию на тему «Исправление отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов»Слайд №2. Здравствуйте, уважаемые родител...
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС....
Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет
Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет...
Проектная деятельность экологической направленности как эффективный метод развития личности детей с тяжёлым нарушением речи
Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения....
Профилактика отклонений в развитии ребенка.
Консультация логопеда для родитетелей....