«Машины на улице»
Пояснительная записка
С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Я думаю, это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе непосредственно образовательной деятельности. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют. Вот поэтому я и поставила перед собой цель – повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста
Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются: • Расширяем представление о троллейбусе, автобусе, трамвае, и их отличительных особенностей. • Продолжаем закреплять знания о машинах специального назначения. • Закрепляем у детей умение различать цвета (красный, желтый и зеленый). • Воспитываем культуру поведения в общественном транспорте. • Воспитываем внимательность и развиваем у детей ориентировку в пространстве. • Развиваем мышление, память.
Активизация словаря: пассажирский, машины специального назначения, автобус, трамвай, троллейбус.
Используемые методы и приемы: - сюрпризный момент; - показ, рассказ; - объяснение; - художественное слово; - пояснение; - разъяснение; - беседа; - вопросы, похвала; - проговаривания; - игровые и практические действия.
Наличие оборудования по изучению правил дорожного движения:
Предварительная работа: - чтение художественной литературы по теме; - наблюдение за движением машин и пешеходов - беседы по правилам дорожного движения; - изготовление атрибутов к подвижным играм; - рассматривание плакатов и иллюстраций по ПДД; - консультации для родителей; - оформление музыкального зала для проведения непосредственной образовательной деятельности.
Области интегрирования: - познание; - коммуникация; - социализация; - музыка; - физическая культура; - чтение художественной литературы; - безопасность.
Материал: - специализированные игрушечные машины: полицейская, скорая помощь, пожарная, автобус, такси, - флажки: красный, желтый, зеленый.
Демонстрационный материал: изображения автобуса, троллейбуса, трамвая, остановки.
Оборудование:
- стул для игры «Вежливые слова»,
- ИКТ оборудование: проектор, экран, ноутбук,
- звукозапись: шум машин, песня «Песенка друзей»» автор слов С.Михалков
Содержание занятия:
Музыкальный зал оформлен по тематике правил дорожного движения. На занавесах сцены закреплена сюжетная картина по данной теме и расположены модули светофора и специализированного транспорта, макет регулировщика движения. В зале напротив экрана полукругом расставлены стульчики для детей, где установлен ноутбук. Приготовлен стол со специализированными машинами: полицейская, скорая помощь, пожарная, автобус (накрыта тканью)
Организационный этап.
Дети входят в зал и собираются вокруг воспитателя.
Педагог: Здравствуйте ребята, посмотрите, куда же мы попали? Это же улица, кругом разные машины, и…. (педагог делает паузу и рукой показывает на светофор) светофор, - отвечают дети. Вы, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь сейчас? Дети: о светофоре.
Педагог: Да, но не только о светофоре, но и много интересного узнаем сегодня мы с вами. Но для начала давайте поиграем в игру «Вежливый стул». Вежливые слова нам помогут в пути.
Игра «Вежливый стул» образуют круг, посередине ставится стульчик (украшенный ленточками, аппликацией из самоклеющейся разноцветной пленки) Правила игры: дети по очереди садятся на «волшебный стул» и говорят вежливые слова.
Методические рекомендации: Игру начинает воспитатель, затем в одном направлении по - очереди выходят дети. Педагог следит за тем, чтобы не было толкучки, и разногласий. Если дети затрудняются называть вежливые слова, педагог направляет их, задавая наводящие вопросы. После названного вежливого слова ребёнок встаёт на своё место.
Педагог: Подходим к столу. Ребята, а может, кто ни будь, догадывается что, у меня здесь на столе спрятано. (Дети отвечают, кто, как фантазирует) Что вы видите на столе? Дети: Машины. Педагог: Правильно, а по-другому как мы их называем? (Педагог подводит детей к слову «Транспорт») На столе находится специализированный транспорт. А вы знаете, для чего этот транспорт предназначен? (педагог показывает транспорт «скорой помощи»)
- Скорая помощь предназначена для перевозки больных людей, что бы вовремя их привезти в больницу. А этот транспорт для чего предназначен? (Дети отвечают) (Педагог показывает транспорт «Полицейский») - Предназначено для наведения порядка в городах и селах. А вот этот транспорт, большой красный для чего предназначен? (Педагог показывает транспорт «Пожарная») – Предназначено, для тушения пожара. А вы знаете, для чего они предназначены? (Педагог показывает транспорт «Автобус») - Предназначен, для перевозки людей.
Методические рекомендации: Педагог вначале выслушивает ответы детей и подводит их к правильному ответу. Похвалить детей за правильные ответы.
Педагог: А теперь давайте поиграем в интересную игру. Игра называется «Чего не стало» Правила игры: Педагог предлагает закрыть детям глаза и при этом убирает один из видов транспорта. Дети должны, угадать и назвать какого транспорта не стало.
Методические рекомендации: Педагог по - очереди убирает каждый вид транспорта. Если дети затрудняются, педагог задает наводящие вопросы и подводит детей к правильному ответу. За правильные ответы поощряет детей.
Педагог: Сейчас мы с вами поговорим об автобусе. Как вы думаете, автобус предназначен для кого? (Педагог подводит детей к ответу, что автобус предназначен для перевозки пассажиров. Это - пассажирский транспорт)
Сейчас я вам предлагаю быть пассажирами и отправиться в город.
Звучит музыка «Песенка друзей»» автор слов С.Михалков (слова "Мы едем едем едем в далекие края…) Дети встают друг другом и имитируют движение автобуса. Делают круг, останавливаются около стульчиков.
Методические рекомендации: Предварительно на предыдущих занятиях нужно научить детей строиться друг за другом, двигаться цепочкой за воспитателем.
Основной этап
Педагог: Ну, вот мы и приехали в город, а теперь мы выходим из автобуса на остановку и присаживаемся на «скамейку» ( на заранее приготовленные стульчики) Мы теперь на остановке. - А кто знает, как можно узнать остановка это или нет? (дети отвечают) Правильно мы можем определить по скоплению народа около дороги. - А как вы думаете, для кого, прежде всего, поставили скамейку на остановке? (дети отвечают) Да правильно поставили для пожилых людей, женщин с маленькими детьми. (Дети рассматривают изображения различных остановок по экрану и обсуждают. Каждый ребёнок высказывает своё мнение)
Затем педагог по слайдам показывает разные виды транспорта: автобус, троллейбус, трамвай.
Педагог: - А давайте теперь понаблюдаем, какой у нас транспорт едет в городе. (Показывает изображение транспорта: автобус) Автобус пассажирский транспорт, он возит людей. Поглядите повнимательней автобус длинный, есть колеса и в нем много сидений для людей, просторно и светло там, есть еще большие окна в нем. (Происходит коллективное и индивидуальное повторение слова «автобус») - А это что за транспорт проезжает? (Педагог показывает по слайду транспорт: троллейбус) Да действительно это троллейбус. Повторите за мной «троллейбус» (Происходит коллективное и индивидуальное повторение слова «троллейбус») Троллейбус тоже предназначен для перевозки людей. Обратите внимание, тут тоже есть большие окна, много мест для пассажиров, мягко и удобно. - А чем отличается автобус от троллейбуса? (На одном слайде изображения автобуса и троллейбуса) Дети вместе с воспитателем сравнивают два вида транспорта.
Различие: Троллейбус движется при помощи электричества, а автобус заправляется бензином. У троллейбуса имеются рога называют «штанговый токоприемник»
Обратите внимание, мимо нас еще проезжает трамвай, (показ слайда). Поглядите, какой он красивый, красный. - Что в нем есть? (колеса, окна, сиденья). - Чем троллейбус похож на трамвай? Они питаются электричеством и у них есть наверху рога – рога называют «штанговый токоприемник», с помощью токоприемника он ездит. (Происходит коллективное и индивидуальное повторение слова «штанговый токоприемник»)
- А чем отличается троллейбус от автобуса и трамвая? (На слайде появляются изображения трёх видов транспорта: автобуса, троллейбуса, трамвая) Трамвай ходит по железнодорожному полотну и останавливается посередине проезжей части дороги. Потому что, у него своя дорога. Троллейбус может ехать только по электрическим линиям, а автобус может передвигаться в любом направлении.
Мы сегодня с вами остановились на пассажирском транспорте. (Идёт закрепление пройденного материала) -Какие виды транспорта называются пассажирским? (автобус, троллейбус, трамвай) -Почему, они называются пассажирскими? (потому что возят пассажиров) -А кто мне скажет, как нужно вести себя в общественном транспорте? Какие, правила должны, помнить? (в автобусе нужно вести себя спокойно, разговаривать тихим голосом, уступать место старшим, нельзя высовываться из окна, нужно крепко держаться за перила, нельзя ходить по автобусу, когда он движется).
Методические рекомендаций: дети рассматривают и различают транспорт. Педагог выслушивает мнение каждого ребенка. Поощряет детей за правильные ответы. Демонстрационный материал должен быть крупным и красочным.
В городе мы с вами увидели много транспорта. А как вы думаете, что им помогает на дороге не наталкиваться друг на друга. (Педагог подводит детей к ответу «Светофор»)
Педагог: А сейчас я предлагаю пассажирам превратиться в машины, и поиграть в игру «Светофор».
Покружились, покружились и в машины превратились…
Описание игры.
Наши машины едят в две линии, одна линия будут ехать в одну сторону, а другие машины будут ехать в другую сторону. Но машины не должны сталкиваться друг с другом. Так как они обращают внимание на светофор. А светофором буду я. А вы должны быть внимательны, если я поднимаю красный свет- стоите, если желтый свет – топаете ногами, ну а если зеленый – едете, все по своей линии и не наталкиваясь друг на друга!
Покружились, покружились и в пассажиров превратились.
Методические рекомендаций: Детей нужно выстроить в две колонны, так, чтобы между детьми оставался промежуток. Педагог показывает цвета светофора специально не поочерёдности для закрепления правил дорожного движения.
Игра «Светофор» не занимает много времени, поэтому можно использовать и на других видах деятельности, как физкультминутку. Также превращения способствуют развитию выразительности движений, оживляют фантазию и воображение.
Заключительный этап
Педагог: - Наши пассажиры немного переутомились,… Я предлагаю вам вы немного отдохнуть, посидеть на остановке. Давайте вспомним, какие мы в городе видели транспорт? (автобус, троллейбус, трамвай) И все это какой транспорт? (пассажирский)
- Я для вас приготовила конвертик, а в этом конвертики задания – загадки. Давайте вместе попробуем отгадать.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
Вот машина так машина - Не дымит, не пьет бензина. Приподнимет руки вверх Лишь держась за провода. (троллейбус)
Красный Дом по рельсам катит. Горожанам места хватит. (трамвай)
Молодцы вот и отгадали вы загадки. А теперь все дружно встали и поедим друг за другом на автобусе в детский сад.
Методические рекомендации: загадки читает взрослый. Проговаривать загадки нужно четко, неторопливой речью, чтоб могли дети осмыслить каждое слово.
Список рекомендуемой литературы.
1 Т. Ф. Саулина. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с ПДД: Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез. 2009. – 112с.
2 О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Н.Н. Авдеева «Основы безопасности детей дошкольного возраста»., М.: Просвещение, 2007. 3 Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Т. И. Данилова Детство-Пресс 2009
4 Е. А. Козловская С. А. Козловский. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.- методические рекомендации:
5. Н.Авдеева, О.Князева, Р. Стеркина «Безопасность» пособие по ОБЖ, 2004г |
|