Методы воспитания как средство реализации педагогических целей в дошкольном образовательном учреждении.
статья на тему
Методы воспитания являются как главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач воспитательного процесса, так и способами решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия педагогов и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_vospitaniya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила старший воспитатель дошкольного отделения МБОУ НШ «Прогимназия»
Е.О. Симакова
Методы воспитания как средство реализации педагогических целей в дошкольном образовательном учреждении.
Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни»
Дж. Дьюи
Все мы знаем не понаслышке, каким нелегким является процесс воспитания ребенка, сколько душевных затрат и физических сил это требует. Помимо теоретических знаний очень важны такие качества педагога, как терпимость, спокойствие, уравновешенность, доброжелательность. Дети из разных семей и социальных пластов - кому-то достаточно сделать одно замечание, а кому-то и несколько, все это обусловливает дифференцированный подход в воспитательном процессе к каждому ребенку, применение разнообразных педагогических приемов и методов воспитания, которые помогают нам реализовать поставленные цели.
Методы воспитания являются как главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач воспитательного процесса, так и способами решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия педагогов и детей. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на ребенка и крайне редко применяются изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов воспитания условна. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия, их характерные особенности. Как правило, используются следующие методы – словесные (рассказ, беседа (убеждение, внушение), инструктаж), практические (упражнения, тренировка), наглядные (иллюстрирование, показ, презентация материала).
Большую роль в воспитании ребенка играет метод влияния. Влияние в воспитании – это деятельность воспитателя или родителей, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности ребенка, его поведения и сознания. Выделяется несколько основных способов влияния: убеждение, внушение, подражание, приучение.
Убеждение апеллирует в основном к знаниям и опыту воспитуемого включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание или предложение. Сущность его заключается во всесторонним воздействии на разум и волю ребенка с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы, в частности, сказок.
Внушение носит эмоционально-волевой характер, основывается на доверии.
Степень внушаемости определяется уровнем развития его личности ребенка, его самосознания и самооценки, силой воли, а также особенностями межличностных отношений в группе и, в частности, отношением к внушающему. Чаще всего доверие к тем или иным сведениям возникает в том случае, если они передаются значимым для воспитуемого лицом.
Подражание - это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Особое значение имеет личный пример воспитателя или родителя. Воздействие на ребенка находится в прямой зависимости от их авторитета. «Без авторитета невозможен воспитатель», - говорил А.С. Макаренко.
Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающим демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности.
Очень важную роль в воспитательной деятельности играют так называемые методы стимулирования (поощрение, наказание), главное назначение которых – дополнительное стимулирование и усиление действия рассмотренных ранее методов. На методах стимулирования стоит остановиться более подробно, так как, разумеется, воспитательный процесс не обходится без поощрений и наказаний и надо делать это педагогически грамотно.
Поощрение и наказание одни из самых древних методов воспитания детей. Ведь воспитание - целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определенных качеств ребенка. Очень часто возникает противостояние, то есть ребёнок не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: "Как же добиться исполнения требований?" Вот тут-то мы и вспоминаем о поощрении и наказании. Для большинства людей именно эти методы, являются основными в воспитании ребёнка.
К сожалению, чаще взрослые используют наказание, как способ воздействия на детей, не всегда задумываясь над тем, насколько глубокими могут оказаться последствия. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой - либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения и наказания для решения возникшей спорной проблемой, а также для того, чтобы ребенок выполнил требования взрослых. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. И всё-таки использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходится почти всем родителям и педагогам, в любых семьях. Поэтому смело можно сказать, насколько важна и актуальна эта тема, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное воспитание детей.
Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у него прилив сил, энергии, вселяет уверенность и, как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативности. Но главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности, награды или подарка. Рекомендуется использовать следующие типы похвалы: «компенсация» - используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни); "аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип, он внушает ребенку веру в себя, которая превращает возможность в действительность; "подъемная" похвала - если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги; «косвенное одобрение» - похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы, между прочим, сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их; "взрыв любви" (скорая психологическая помощь) - используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние. Поощрение должно быть справедливым и поддерживаться всеми членами семьи, а также друзьями ребенка. Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка. Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.
«Наказание - очень трудная вещь, оно требует от воспитателя или родителя огромного такта и осторожности» (А. С. Макаренко). Оно ориентировано на сдерживание негативных действий ребенка.
Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д. Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи (и взрослыми, и детьми), в противном случае наказанный становиться "героем дня", жертвой и наказание не достигает цели. Не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите. Категорически не рекомендуется физическое наказание, оно, как считают психологи, способствует развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждают злобу и ненависть к старшим, раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения. Наказание может быть в виде порицания, осуждения, отсрочки ожидаемого поощрения, лишение или ограничение определенных прав.
Таким образом, методы воспитания представляют собой сложные действия, своеобразно организованную деятельность, предполагающую применение системы педагогических мер, совокупности взаимосвязанных методов, объединённых единой целью. Но самое главное для ребенка в воспитательном процессе – это наше внимание, любовь, ласка, дружеское участие и расположение! Это залог успешной реализации поставленных воспитательных задач и достижения намеченных педагогических целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Игра как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению" (Публикация в периодическом методическом электронном журнале «Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников». Св-во о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 55136. ISSN 230)
Статья "Игра как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению"...
"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)
В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...
консультация для воспитателей "Нравственно - патриотическое воспитание, как средство реализации ФГОС в дошкольной образовательной организации"
На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена...
Консультация для воспитателей «Игровой метод проведения занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении»
Консультация для воспитателей...
Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольного образовательного учреждения по физической культуре кружка «Юный спортсмен»
Работа кружка «Юный спортсмен» направлена на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, ра...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье рассматривается тема эффективности использования мультимедийных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ...
Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении
В последнее время наставничество выступает одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики на всех уровнях образования. Различные общественные и государственные организации и учре...