«Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Альтенгоф Елена Владимировна

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Альтенгоф Елена Владимировна_текст методического семинара

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Искорка» Шербакульского района Омской области

 «Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Автор-составитель: воспитатель

Альтенгоф Елена Владимировна

2015

«Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

  1. Актуальность проекта

          Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.

          Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Коммуникативные способности включают в себя:

 - желание общаться со взрослыми и детьми;      

- умение устанавливать контакт со сверстниками;

 - умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем;

 - умение выполнять совместную работу;

 -умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

           В своей работе с детьми дошкольного возраста я всё чаще встречаюсь с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с конфликтными ситуациями в группе. Между моими воспитанниками во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений, и не всегда они складываются благополучно. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.                                               Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии были пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.  Одной из современных технологий, направленных на развитие коммуникативных навыков дошкольников является сказка.                                                        Сказки издавна считаются одним из распространенных жанров устного творчества, к которому дети всегда относятся с интересом. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой и коммуникативной  активности детей через сказки.          Цель не в том, чтобы ребенок  знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.

  1. Цель проекта

              Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.          

Задачи:

  • Учить  детей  общаться  в  процессе  театрализованной  деятельности, используя формы монолога и диалога;
  • Способствовать проявлению творческих способностей; опираясь на возможности каждого ребенка;
  • Развивать память, внимание, воображение;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • Формировать у детей  умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность;
  • Способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношению  к сверстникам, воспитанию воли в себе;
  • Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок.

  1. Описание проекта

        В проекте представлена системная технология развития коммуникативных способностей  детей дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую.

        Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.

  1. Ожидаемые результаты
  • формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи  их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
  • развитие творческих способностей  в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной  и игровой);
  • выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
  • овладение навыками публичных выступлений, формирование   устойчивого  интереса  к сказкам;
  • формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
  • Увеличение доли воспитанников старшего дошкольного возраста с высоким уровнем коммуникативной готовности.  

Сроки реализации проекта.

        Долгосрочный, на учебный год. Начало с 1 сентября 2014 по май 2015 гг. Проект реализуется во время занятий, а также в течение всего дня воспитанниками старших групп, их родителями, воспитателями и педагогами работающими в детском саду.

План-график мероприятий

Дата

Название

Мероприятие

Ответственные

Сентябрь

1. Кукольное представление. "По Щучьему Велению".

2."Несмеяна -Осень".

Сотрудничество с социальными структурами.

                                                    Конкурс чтецов

Воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Октябрь

1."Что за прелесть эти сказки?"

2."Старые сказки на новый лад"

Сотрудничество с социальными структурами. Экскурсия в библиотеку.

Рассказ о любимом сказочном персонаже. Сочинительство, изодеятельность.

Воспитатели родители,   библиотекарь

Ноябрь

1.Театральная постановка "Веселые игрушки".

2. Театральная Мастерская.

3."Репка".

Сотрудничество с социальными структурами  (школа). Учимся быть зрителями.

Шьем костюмы для героев сказок.

Показ сказки детям младших групп.

Воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Декабрь

1."Поет зима, аукает!"

2. Театральная Мастерская.

Поэтический вечер.

Изготовление Большой и малой ширм для кукольного театра.

Воспитатели ,  родители.

Январь

1."Новогодний Калейдоскоп"

2."Мой лучший друг".

                            3"Теремок"

Встреча со школьниками.

                                                        Рассказ о друге. Сочинительство, изодеятельность.

Показ сказки малышам.

Воспитатели, родители, учителя.

Февраль

1.Театральная Мастерская.

2." Богатырские Забавы".

Изготавливаем атрибуты для спортивного праздника.

Спортивный праздник, приуроченный ко  Дню Защитника Отечества.

Воспитатели, родители.

Март

1.Театральная Мастерская.

2."А ну-ка девочки".

Изготовление для театрально -развлекательного конкурса: атрибутов, приглашений, афиши.

Конкурсы, инсценировки, пародии.

Воспитатели, родители музыкальный руководитель.

Апрель

1."К нам Весна, шагает ..."

2.Музыкальная сказка "Петя и Волк".

Стихи, пословицы, загадки о весне.

Сотрудничество с социальными структурами. Экскурсия в музыкальную школу. Знакомство с классической музыкой.

Воспитатели, родители музыкальный руководитель. Учитель музыкальной школы.

Май

1.Моя любимая сказка

2. "Сказочный Лес"

1.Показательное выступление – сочиняем свою сказку;          - разыгрываем сказку с помощью кукольного театра.    

Поход с родителями в лес. Экологическое воспитание.

 Воспитатели, родители.

        С целью развития у детей коммуникативных навыков в группе оборудовали центр театрализованной деятельности.

Краткая аннотация проекта

  •      В проекте  представлены разработанные занятия, а также эффективные формы обучения детей дошкольного возраста, направленные на развитие коммуникативных навыков ребенка, что отвечает современным запросам системы образования и социальному заказу общества.
  •         После комплексной работы дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованными, они свободнее вступают в контакт со взрослыми  и со сверстниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийский конкурс«Воспитатель года 2015» Выполнила: воспитатель Альтенгоф Елена Владимировна

Слайд 2

Актуальность: Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. 2

Слайд 3

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования коммуникативные способности отражены в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и включает в себя: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации. 3

Слайд 4

Цель : Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством сказки. 4

Слайд 5

Задачи: 5 Учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога; Развивать память, внимание, воображение; Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность; Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок.

Слайд 6

Принципы деятельности : принцип доступности: его практическая реализация вытекает из того, что материал и дидактические игры подбираются согласно возрасту; принцип индивидуальной направленности; принцип самостоятельной деятельности; принцип наглядности; 6

Слайд 7

7 Желание общаться со взрослыми и детьми; умение устанавливать контакт со сверстниками; умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем; умение выполнять совместную работу; умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками. Коммуникативные способности включают в себя:

Слайд 8

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать.

Слайд 9

Знакомство со сказкой Чтение, рассказывание, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами) Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности. . Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры. 9

Слайд 10

Описание проекта: Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством погружения ребенка в сказку через различные виды деятельности: 1. Театрально-игровую; 2. Речевую; 3. Продуктивно-творческую. 10

Слайд 11

Основные участники проекта: ДОУ Дети Родители

Слайд 12

Для того, чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну.

Слайд 13

М ожно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: Как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок? Почему? Как бы ты поступил на его месте? Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно:

Слайд 14

14 М ожно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.

Слайд 15

1 5 Т акже возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.

Слайд 16

1 6 Е ще одним вариантом работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Слайд 17

17 Ожидаемые результаты: Формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию); Развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой); Выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик; овладение навыками публичных выступлений, формирование устойчивого интереса к сказкам; Формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей; Увеличение доли воспитанников старшего дошкольного возраста с высоким уровнем коммуникативной готовности .

Слайд 18

18 Таким образом, комбинируя различные приемы коммуникации, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. 18

Слайд 19

19 Перечень информационных ресурсов: 1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010.- 144 с. 2. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет.- СПб.: Паритет, 2007.-112с. 3. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П.Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 222с. 4. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-Синтез, 2011г. –336 с. 5. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2004.-224с. 19

Слайд 20

20 Спасибо за внимание! 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой

Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог...

Перспективный план по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных навыков детей особенно актуально в наше стремительное время компьютерных технологий. Общение-средство от одиночества в будущем. Важно научить детей общаться друг с другом, со ...

Перспективный план по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных навыков детей особенно актуально в наше стремительное время компьютерных технологий. Общение-средство от одиночества в будущем. Важно научить детей общаться друг с другом, со ...

Учебно-Методический материал (старшая группа) по теме: «Игровые методы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Выпускная работа на факультете по направлению:Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС...

ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Активность социокультурного пространства заставляет современного человека вырабатывать определенные механизмы привыкания к окружающей действительности, становление и ...

Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...

Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Презентация.Влияние сказок на развитие  коммуникативных навыков  детей старшего дошкольного возраста....