«Игры с песком как средство развития детей с ОВЗ»
статья на тему
«Игры с песком как средство развития детей с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_peskom_kak_sredstvo_razvitiya_detey_s.docx | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры с песком как средство развития детей с ОВЗ»
С древних времён известен способ развития и самотерапии ребёнка-это игра с песком. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Особенно это актуально для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Ребёнок выступает в игре с песком как созидатель-Один жизненный сюжет, меняет другой. Многократное переживание этого ощущения способствует душевному равновесию, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством саморазвития ребёнка. Дети с интеллектуальной недостаточностью часто не могут выразить свои переживания, страхи. «Мир» песка полностью передаёт переживания ребёнка. Песок и вода, как естественные природные материалы, обладают уникальными свойствами и способностью вызывать образы определённого характера, которыми не обладают другие материалы. Песок создаёт своеобразный мост между ребёнком и взрослым. Он позволяет проявиться тому, что прежде подавлялось или было неизвестным. Иногда при этом проявляются очень глубокие эмоции. Песок развивает творческие способности детей с О.В.З. Они узнают, как меняются свойства песка в зависимости от изменения внешних воздействий. Осваивают такие понятия как количество и счёт, цвет и форма, а так же развивают целый спектр умений и способностей. У детей с О.В.З. развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика. Опыт показывает, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей с интеллектуальной недостаточностью. Игры с песком показаны всем, но особенно они полезны детям с проблемами в развитии. Эти игры для таких детей являются естественными, они их любят и не боятся. В коррекционной работе знакомство с песком начинается с тактильных ощущений, появляющихся от взаимодействия с песком. Следующий шаг, учит детей оставлять отпечатки рук, различных геометрических форм, что способствует лучшему запоминанию сенсорных эталонов. Параллельно с этим можно использовать упражнения с песком, направленные на развитее мелкой моторики. Это может быть перетирание песка между пальцами (самомассаж), зарывание рук, встряхивание рук, и многое другое: просеивание, рисование. Как только дети научились манипуляциям с песком можно перейти к более сложным играм, таким как:
- «Печём куличики».
- «Откопай разгадку».
- «Угадай, что спрятано» и т. д.
Игры с песком сопровождают рассказами, потешками, песенками, загадками. Для развития и обучения используем следующие игры.
Этап прикосновений и игр на поверхности песка.
Цели-снижение психофизического напряжения, мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы».
Дидактические игры-упражнения
Цели-установление закономерностей, развитие и расширение представлений ребёнка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; понятие «верх-низ». Закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти. Развитие зрительного и тактильного восприятия. Развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
«Узоры на песке», «Мы создаём мир», «Мы едем в гости», «Песочные строители», «Кто к нам приходил», «Узоры на песке».
Этап игр и упражнений с погружением рук в песок
Цели-развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
«Откопай отгадку», «Песочные прятки» и т.д.
Таким образом, игры с песком являются одной из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому нужно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях, где в ограниченной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт взрослых. Любая конфликтная ситуация проигранная в песке станет жизненным опытом самого ребёнка, который он будет использовать в дальнейшем.
Литература:
1.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПБ.: Детство-Пресс, 2002.
2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. СПБ.: Речь, 2002.
3.Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПБ.: Питер,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с песком как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Значение игр с песком для развития детей с ограниченными возможностями здоровья...
Консультация для родителей "Игры с песком как средство развития эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста"
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мираЧто происходит с ребёнком, когда он играет в песок?Перенос традиционной педагогической деятел...
Игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста...
Статья на тему: «Игры с песком как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходим...
"Игры с песком, как средство развития эмоционального интеллекта у детей"
Методическая разработка...
Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаЛежал песок,Скучал песокСто тысяч лет, наверно.Он был ужасно одинок,И это было скверно.Не в радость были песни гроз,Не в рад...
Советы для родителей и педагогов: «Игры с песком, как средство развития речевой деятельности детей».
Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и...