"Игры с песком, как средство развития эмоционального интеллекта у детей"
методическая разработка

Королева Юлия Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по технологии Арт-терапии

 Разработала  воспитатель Королева Юлия Александровна.

Игры с песком,

как средство развития эмоционального интеллекта ребенка

Теоретическая часть.

 Как известно, многие проблемы взрослого человека кроются в его эмоциональном неблагополучии в детстве. Исследования и открытия в области нейрофизиологии, убеждают, что в успешности жизни человека центральную роль играет эмоциональная сфера.

В настоящее время, проявляя заботу о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным развитием ребенка. В последнее время, мы наблюдаем увеличивающееся количество детей с проблемами развития в эмоциональном плане. Это повышенная тревожность, агрессивность, неуверенность в себе, гиперактивность и др.

У дошкольников не утрачена непосредственность выражения эмоций, но вместе с тем формируется эмоциональная компетентность, способность осознавать и вербализировать собственные чувства и чувства окружающих. Современные психологи, такие как  В. Загвоздкин считают, что готовность ребенка к школе прямо пропорционально зависит от эмоционального интеллекта. Дети, здоровые в эмоциональном отношении более успешны в школьном обучении. Умение преодолевать эмоциональную неуверенность, иметь устойчивость к школьным психологическим нагрузкам, адекватно переносить разочарования, воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других, владеть своим телом и воспринимать свое тело, концентрироваться и удерживать внимание, не смотря на различные раздражители и отвлекающие события-все это качества и компетентности, составляющие готовность к школе современного ребенка.

Поэтому, одной из главных задач педагога  является развивать в ребенке устойчивость к стрессам, умение справляться с эмоциональными проблемами, иметь стабильное позитивное настроение, способность управлять собой.

В нашем учреждении педагоги стремятся идти в ногу со временем, применяя новейшие оздоровительные технологии, такие как психофизическая тренировка, кинезиология, арт-терапия и другие.  

Как сказал В.А. Сухомлинский, «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».  

Наблюдая, как дети могут возиться в песке часами, пересыпать его, строить домики или фигурки, ходить по нему, строить замки, я задалась вопросом:  как,  играя с песком, можно получить терапевтический эффект, который поможет детям справиться со своими эмоциями? Это вопрос и привел меня в удивительный мир арт-терапии, разновидность которой является пескотерапия. Система игр с песком позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации,  помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства.

Терапевтический эффект впервые был замечен психологом и философом Карлом Юнгом, основоположником одного из направлений глубинной психологии. Основная его идея - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту истину, человек достигает состояния равновесия, уходят страх и тревога. «Игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике. Ребенок в процессе игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

2. Практическая часть.

Я уже не первый год применяю игры с песком. В своей работе  использую кинетический песок и цветную манную крупу, которые стали великолепным заменителем обычного речного песка. Манка очень приятна на ощупь, по своим свойствам во многом совпадает со свойствами песка, безопасна в работе с маленькими детьми. Большое значение имеет и цвет песка, ученые доказали, что энергия цвета способна проникать в тело и стимулировать там гипофиз и шишковидную железу. Это инновационный материал для творчества и игр, учебного и образовательного процесса. Подходит для работы со всеми возрастными группами детей и взрослых. Играть с таким песком можно прямо в группе и дети от него в восторге. Используя игры с песком в педагогической работе,  я решаю следующие задачи:

  1. Развитие познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение.
  2. раскрытие уникальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
  3. Формирование коммуникативных навыков через тренировку мелкой моторики рук, координацию движений, пластику.  
  4. Стимулирование взаимодействия правого (творчество и интуиция) и левого (мышление и логика) полушарий головного мозга, так как ребенок создает рисунок двумя руками.
  5. Гармонизация психоэмоционального состояния через релаксацию и медитацию.  

Разнообразие способов манипуляций с материалом (насыпать, растирать, разглаживать, подбрасывать) способствует проявлению спонтанности, творческому самовыражению, свободе трансформации, поскольку можно многократно исправлять созданный образ.

Игры с песком я активно включаю в занятия по развитию речи, познанию, изобразительной деятельности, а также занимаюсь с детьми индивидуально. Как я это делаю? Создаю условия, чтобы ребенок не боялся активно участвовать, спрашивать, предлагать свои варианты изображения, правил. С помощью игр с песком создаю трудности, препятствия, обучая тем самым детей   вырабатывать привычку бороться и побеждать. В конце каждого занятия мы вместе подводим итоги, продумываем предстоящие игры, тем самым сохраняя интерес у детей к совместной деятельности и общению. Опираясь на идеи К. Юнга, подвожу детей к пониманию, что нет ничего непоправимого, ошибки можно исправить, переделать задуманное, изменить вариант. Такой подход позволяет ребенку привести свое эмоциональное состояние в спокойствие, к разумному принятию решений.

 Для повышения эффекта арт-терапии провожу мастер-классы с родителями, где рассказываю о том, как приготовить цветной песок, о его применении в играх с ребенком.  Такое взаимодействие с родителями позволяет получить положительный результат  в решении поставленных задач.

По наблюдениям за годовой период работы с детьми 3-5 лет мы пришли  к выводу, что игры с песком повлияли на развитие и поддержание психического здоровья ребенка, его познавательных процессов, формирование адекватного отношения к себе, гуманного отношения к окружающим людям. По выводам психолога, рисование и игры с цветным песком помогли добиться психотерапевтического эффекта с застенчивыми, замкнутыми и тревожными детьми, которые избегают эмоциональных проявлений, боятся сделать не так, имеют страх совершить ошибку.

Игры с песком  гармонизируют эмоционально-вегетативную сферу, способствуют общему успокоению, расслаблению, улучшению настроения,  чувству уверенности.

Считаю, что этот опыт работы может служить незаменимым помощником педагога в работе с эмоциональными, гиперактивными и беспокойными детьми.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Материал будет интересен для музыкальных руководителей. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, ...

Консультация для родителей "Игры с песком как средство развития эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста"

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мираЧто происходит с ребёнком, когда он играет в песок?Перенос традиционной педагогической деятел...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Игра, как средство развития эмоционального интеллекта

Представлены варианты игр для развития эмоционального интеллекта...

«Театрализованная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста»

Почему важно развивать эмоциональный интеллект? Как этому может способствовать театрализованная деятельность в детском саду?...

Игры с песком как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Мастер-класс для педагогов ДОУ посвящен знакомству с песочной терапией. В ходе проведения мероприятия педагоги узнают о преимуществах данного направления, о его истории, об условиях проведения игр с п...

«Сказка «Репка» как средство развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Конспект занятия в подготовительной группе «Сказка «Репка» как средство развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»  Цели: развивать умение устан...