«Как рассказать сказку»
консультация на тему

Кривоносова Валентина Яковлевна

Благодаря сказкам малыши погружаются в свой волшебный мир, представляют себя в роли персонажа, и таким образом начинают учиться на поступках героев. Читая сказки дошкольникам, можно обогащать не только словарный запас, но и развивать воображение, мышление.  Как же правильно рассказывать сказку?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rasskazat_skazku.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития и творчества детский сад №7 «Сказка»

Консультация для воспитателей

«Как рассказать сказку»

Воспитатель:

Кривоносова В.Я.

г.Троицк

2012 г

Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к

рассказываемому.

Правила, которые сделают чтение вслух увлекательным.

  1.  Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребенок это чувствует и утратит интерес к чтению.
  2.  Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что это не игрушка. Приучайте детей аккуратно обращаться с книгой. Рассматривайте ее желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перелистывать страницы.
  3.  Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый должен стоять или сидеть лицом к детям так, чтобы они могли наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Таким образом, ребенок - слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него ваше чтение. Можно заметить, какое место в сказке больше всего интересует ребенка.
  4.  Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи. Все это чарует ребенка, он наслаждается напевностью повествования, ритмом стиха.

Роль чтеца или рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какаое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Взрослый должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятие.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях.

  1.  Играйте голосом - читайте то быстро, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передавать характер персонажей.
  2.  Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Конечно, для этого надо заранее ознакомиться с этим произведением. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.
  3.  Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
  4.  Читайте вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал.
  5.  Не уговаривайте послушать, а соблазняйте ребенка, позвольте ему самому выбирать книги.
  6.  С самого раннего детства необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта - бумага, клей, ножницы, иголки с нитками.
  7.  Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ему незнакомую для вас книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.
  8.  Привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что - то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания. Как этого достичь. Все атрибуты пересказываемых или читаемых текстов, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими упрощать или усложнять.
  9.  Обыгрывайте впечатления, полученные детьми при слушании сказки. Дайте им возможность действовать и выразить свои эмоции и чувства, свое отношение к прослушанному.

Для этого можно предложить ребенку игру - беседу с куклами - персонажами. Они позволяют отнестись к персонажам уже со своей позиции, вызывающей у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.

Чем интенсивнее эмоциональное воздействие сказки, тем интереснее и разнообразнее детские рисунки. Опыт показывает, что иногда, просмотрев спектакль или прослушав сказку, дети не знают, что рисовать. Они сидят в раздумье перед чистым листом бумаги, вертят в руках карандаш и т. д. Дело в том, что обилие впечатлений мешает им сосредоточиться. В этом случае не стоить торопить ребенка и уж тем более ругать его. Посидев какое — то время, он все равно приступит к работе и нарисует то, что в наибольшей степени произвело на него впечатление. Поэтому детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки или просмотра спектакля, содержат много информации. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т.д. можно узнать, каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж, кто из героев сказки вызвал у них наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех, почему и т.д.

Благодаря этому сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная, может стать мощным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, источником новых художественных впечатлений детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театра Рассказа: сказка В. Сутеева "Кто сказал мяу?"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6587745","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Познакомить коллег с методикой работы над   сказкой В...

Рассказ сказки "Колобок"

Конспект занятия по развитию речи...

Стихи, рассказы, сказки про лето

данный материал поможет воспитателям организовать работу с дошкольниками в ЛОП....

Дикие животные и их детеныши. Рассказ сказки "Теремок" с элементами драматизации

Подгрупповое занятие по обучению детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в старшей группе....

Рассказ сказки «Волшебный клубок»

   C чего начинается литературное воспитание ребенка? Этот вопрос очень часто задают себе дошкольные работники. Взрослому надо научить малыша доброте, человечности, справедливости, тр...

Рассказ, сказка по ПДД

Рассказ, сказка по ПДД направлен на изучение героем "Торопышкой" правил поведения на дороге в роли пешехада....