Исследовательская деятельность дошкольников как направление развития личности ребенка
методическая разработка (средняя группа) на тему
Исследовательская деятельность дошкольников как направление развития личности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность дошкольников как направление развития личности ребенка
значение
!Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь
!Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.! Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
!Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. !
актуальность
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа:! вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией,! с собственным логическим мышлением.
Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникают ассоциации с трудной, иногда монотонной работой, далекой от творчества,! направленной преимущественно на усвоение уже давно добытых знаний. Поэтому-то нас не удивляет, что для ребенка это обычно повинность, тяжелый, напряженный, но, как принято считать, необходимый труд.
Но ребенок от природы любознателен, пытлив, и его усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?».
Эта особенность заложена от природы. !В свое время И.М.Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство! И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.
И как своевременно ученые-педагоги разработали концепцию непосредственно образовательной деятельности на основе личностного ориентированного подхода. такой подход обращает к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся еще неразвитые возможности и способности, нравственный потенциал.
И цель такого подхода- разбудить , вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка.
за основу своей работы я взяла организацию познавательно-исследовательской деятельности, предложенные О.В.Дыбиной, которая опирается на следующие принципы.
принципы
- Принцип соотношения процессов развития и саморазвития ребенка
доктор пед наук Дыбина Ольга Витальевна опираясь на труды А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконина, Н.Н. Поддъякова выделяет два типа детской активности
Типы детской активности
- Принцип развивающейся интриги
процесс строится так, чтобы у ребенка не пропал интерес, удовлетворение полученными знаниями и желание действовать, экспериментировать, строить догадки и предположения. как говорил Аристотель : « Мышление начинается с вопроса и удивления»
Основываясь на данных принципах задачами познавательно- исследовательской деятельности являются:
Задачи
- формировать у детей способность видеть многообразие окружающего мира
- развивать собственный познавательный опыт ребенка с помощью средств и способов исследования
- способствовать развитию инициативы сообразительности, самостоятельности и творческих способностей.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя 5 разделов
содержание познавательно исследовательской деятельности
Рукотворный мир- мир созданный руками человека и поэтому ребенку надо дать максимум свободы, действий, разными способами с этими предметами и вещами.
организация
принципы способствующие развитию активности ребенка требуют особой организации и методов работы с детьми.
я руководствовалась известной и проверенной моделью педпроцесса
модель педпроцесса ( формы )
методы и приемы работы
игра, эксперимент, наблюдение, комментирование, вопросы, объяснения.
но и конечно нельзя не сказать о предметно развивающей среде
предметно развивающая среда
Предметная среда должна носить развивающий характер т.е создать условия для
- обогащения предметной среды( внесение новых, интересных, оригинальных, редких предметов) для
- знакомства с многообразием окружающего мира в различных формах самостоятельной познавательной деятельности ( игра, общение, эксперименты, опыты )
я убедилась в процессе работы, как важна роль педагога в в процессе познания. Поэтому необходимо постоянно демонстрировать свой интерес, желание познавать и своим поведением доказывать и показывать детям , что мы не утратили способностей удивляться и радоваться обыденным вещам , событиям и явлениям.
МЫ ВЕДЕМ МАЛЫШЕЙ В ЭТОТ МИР, МЫ РАСКРЫВАЕМ ПЕРЕД ДЕТЬМИ ЕГО ТАЙНЫ И ЗАКОНЫ, МЫ ЗАКЛАДЫВАКЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТОМУ МИРУ. Татьяна Николаевна Доронова ( пр радуга)
И это необходимо передавать, убеждать, доказывать, учить иногда наших… родителей.Приобщение родителей
в нашей группе налажены сотрудничество с родителями по разным вопросам воспитания ( физ развитие, формирование зож) и естественно я привлекла родителей к сотрудничеству по познавательной деятельности.
Я обозначила тему консультации «Неизведанное рядом» и пригласила родителей. Пришли те кого заинтересовала данная тема. Собралась группа единомышленников. и мы распределили знакомство с рукотворным миром по их желанию. В процессе знакомства остальным родителям предложено помочь в собрании коллекций и оформлении познавательного центра.
давайте посмотрим, что получилось…
возвращаясь к задачам данного опыта (задачи)
я решила убедиться в эффективности своей деятельности, определить степень активности ребенка, навыки самостоятельности у своих детей средней гр.
результаты
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность дошкольников как направление развития личности.
ЭЭЭта Эта информация предназначена для родителей детей дошкольного возраста. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру...

"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как направление развития личности"
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как направление развития личности"...
"Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка-дошкольника"
Особенности организации и принципы культурно-досуговой деятельности для дошкольников...

Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка
Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...

Исследовательская деятельность дошкольников как направление развития личности.
Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности (детской одаренности) существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и на...

Исследовательская деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Среди возможных средств развития п...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников, как одно из направлений развития личности ребенка в аспекте нового нормативного документа ФГОС ДО.
Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализаци...