Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему

Куценко Яна Викторовна

В период дошкольного детства у ребенка на основе самопознания и самоотношения формируется деятельность самооценивания, в результате которой скаладывается самооценка. Самооценка ребенка дошкольного возраста включает не только знания о себе, но и оценку себя, своих сспособностей, нравственных качеств и поступков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Одной из самых значительных и актуальных тем дошкольного образования можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности ребенка.

Личностью человек не рождается, а становиться ею в процессе совместной деятельности с другими людьми и общения с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами, он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения.

Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становиться личностью. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходят в течение всей жизни человека.

Раннее обращение ученых и педагогов-практиков к этой проблеме обусловлено тем, что дошкольный возраст – это начальный период осознания ребенком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально оценивать свои силы по отношению к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

В дошкольном учреждении приобретение знаний и умений базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной игровой форме.

Самооценка детей дошкольного возраста по-разному проявляется в зависимости от их отношения к деятельности. Наиболее благоприятными, как показали исследования В. А. Горбачевой, Р. Б. Стеркиной, для формирования динамической самооценки у старших дошкольников являются такие виды деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка (например, игры с бросанием стрелы в цель, игра в мяч и в классики). В этом случае дети руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как при выполнении деятельности продуктивного характера (например, вырезание из бумаги), связанной с необходимостью осуществления достаточно тонких операций, не вызывающих яркого эмоционального отношения, мотивы самооценки отступают на задний план, а первостепенное значение для детей приобретает интерес к самому процессу деятельности. Точность и объективность оценки и самооценки дошкольников растут по мере овладения детьми правилами игры, приобретения личного опыта.

Вся работа по развитию адекватной самооценки ведется воспитателями в тесном контакте с психологом детского сада.

Основным важным фактором, влияющим на развитие адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста, выступает общение со взрослыми. С помощью взрослого происходят становление, развитие и стимуляция оценочной деятельности у ребенка. Все это происходит, когда взрослый:

  • выражает свое отношение к окружающему;
  • организует деятельность ребенка, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности;
  • представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку понимание правильности ее выполнения;
  • организует для ребенка совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ему видеть в ровеснике личность, учитывать его желания считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых.

В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие дошкольники чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, нежели дети среднего и младшего дошкольного возраста.

Сравнение самооценки дошкольника в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности («переоценка», «адекватная оценка», «недооценка»). Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений.

Установлено, что статус, положение ребенка в группе также влияет на самооценку дошкольника. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок; недооценку — «популярные», эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее.

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми; формируется его самосознание, способность к самооценкам своих поступков, действий, переживаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет для родителей "Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста"

Материал предназначен для родителей. В буклете представлена информация  о видах самооценки, рекомендации для родителей о том, как правильно сформировать адекватную самооценку у детей....

Консультация для воспитателей "Формирование положительной самооценки у детей дошкольного возраста"

Данный материал может быть полезен педагогам для работы с самооценкой детей дошкольного возраста и для её коррекции....

Консультация для родителей " Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста"

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребенка самооценка играет большую роль. В дальнейшей ж...

Консультация для родителей на тему: «Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста».

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребенка самооценка играет большую роль. В дальнейшей ж...

Консультация для родителей "Формирование адекватной самооценки у ребенка дошкольного возраста"

Информационный буклет направлен на расширение представлений у родителей (законных представителей) о способах формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста....