Презентация
презентация к уроку на тему

Евстафьева Оксана Сергеевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_razvitie_zvukovoy_kultury_rechi.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей детского сада «Алёнушка». АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК средство развития звуковой культуры речи Подготовила учитель-логопед Евстафьева Оксана Сергеевна г . Заводоуковск 2014 г.

Слайд 2

Грамотная, четкая, чистая и ритмич­ная речь ребенка — это не дар, она при­обретается благодаря совместным усили­ям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш ра­стет и развивается. В первую очередь та­кая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Слайд 3

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов ар­тикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения орга­нов артикуляционного аппарата помога­ет артикуляционная гимнастика . Предлагаются комплек­сы упражнений артикуляционной гимна­стики, с помощью которых можно помочь детям овладеть нормами звукопроизношения родного языка.

Слайд 4

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо . У ребенка т очность , сила и дифференцированность движений этих органов развиваются постепенно , в процессе речевой деятельности.

Слайд 5

Что такое артикуляционная гимнастика ? Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Слайд 6

Что такое артикуляционная гимнастика ? Комплексы артикуляционных упраж­нений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала для артику­ляционной гимнастики соблюдается оп­ределенная последовательность. Сначала даются самые простые упражнения, раз­вивающие подвижность артикуляцион­ных мышц. Постепенно они заменяются такими, которые являются базой для про­изношения того или иного звука . Надо отметить, что выработка неко­торых артикуляционных позиций требу­ет длительной и систематической работы. Одни упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, а другие — за не­сколько месяцев. Вы­работка определенного артикуляцион­ного уклада порой требует сотни повторе­ний, и поэтому не следует думать, что предложенные комплексы упражнений будут усвоены детьми за одно занятие.

Слайд 7

Артикуляционную гимнастику можно разделить на 2 вида упражнений : Статистические – связанные с удержанием определённой артикуляционной позы. Динамические – требующие многократного повторения одного и того же вида движений.

Слайд 8

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. 1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике. 2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр . статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

Слайд 9

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз. 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба …) 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Слайд 10

Начнем выполнять артикуляционную гимнастику: С большим интересом воспринимает­ся детьми игровая ситуация, связанная с темой «Транспорт». В ней используются следующие виды игровых упражнений: губы вытянуты, рот приоткрыт ( машина въезжает в туннель); «широкий» язык лежит на нижней губе (машина едет по ровной дороге); кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка приподня­та (машина съезжает с горочки); высуну­тый язык двигается влево- вправо (маши­на поворачивает направо, затем — нале­во); кончик языка приподнят к верхним зубам (машина подъезжает к высокой горе); язык описывает круги под верхней и над нижней губами (машина объезжает гору); язык «чашечкой» (машина подъез­жает к яме); производятся круговые дви­жения языком по верхней и по нижней губами (клеим камеру); произносится звукосочетание дж-дж-дж и звуки: — т-т-т-т (заглох мотор); — д-д-д-д (заводится мотор); — ш-ш-ш-ш (прокололась камера );

Слайд 11

Не менее интересен для детей сюжет «Птенчики и мама-птица». Малыши вы­тягивают губы узкой трубочкой, показы­вая, какое маленькое яйцо снесла сойка, или вытягивают губы широкой трубоч­кой, демонстрируя, какое большое яйцо снесла ворона. Ребенок стучит языком по бугоркам, произнося звуки п , д (птенчик пробивает клювом скорлупу); открывает широко рот (птичка просит пищу); затем произносит простые звукосочетания (пте­нец учится петь). В занятия включается произнесение звуков и их сочетаний с доступной детям артикуляцией. Это могут быть гласные а, у, и, о .

Слайд 12

Способствуют выработке нужных ар­тикуляционных укладов и развивают переключаемость движений органов арти­куляционного аппарата игровые задания. Например, детям предлагается изобра­зить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, играет на барабане, забивает гвоздик, включает со­ковыжималку .

Слайд 13

1. «Окошко» -Широко открыть рот – «жарко» -Закрыть рот – «холодно» 2. «Чистим зубки» -Улыбнуться, открыть рот -Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Слайд 14

7. «Маляр» -Губы в улыбке -Приоткрыть рот -Кончиком языка «покрасить» (погладить) нёбо 8. «Грибочек» -Улыбнуться - Покоцать языком, (будто едешь на лошадке) -Присосать к небу широкий язык

Слайд 15

11. «Лошадка» -Вытянуть губы -Приоткрыть рот - Поцокать узким «языком» (как цокают копытами лошадки) 12. «Пароход гудит» -Губы в улыбке -Открыть рот -С напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

Слайд 16

13. «Слоник пьет» -Вытянув вперед губы трубочкой, образовать «хоботок слоника». «Набирать водичку» 14. «Индюки болтают» -Языком быстро двигать по верхней губе «бл-бл-бл-бл»

Слайд 17

15. «Орешки» -Рот закрыт -Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки -На щеках образуются твердые шарики- «орешки» 16. «Качели» -Улыбнуться -Открыть рот -Кончик языка за верхние зубы -Кончик зыка за нижние зубы

Слайд 18

17. «Часики» -Улыбнуться, открыть рот -Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой 18. «Блинчик» -Улыбнуться -Приоткрыть рот -Положить широкий язык на нижнюю губу

Слайд 19

19. «Вкусное варенье» -Улыбнуться -Открыть рот -Широким язычком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу 20. «Шарик» -Надуть щеки -Сдуть щеки

Слайд 20

21. «Гармошка» -Улыбнуться -Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к нёбу) -Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать) 22. «Барабанщик» -Улыбнуться -Открыть рот -Кончик языка за верхними зубами : «дэ-дэ-дэ»

Слайд 21

23. «Загнать мяч в ворота» -«Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняем мяч в ворота)

Слайд 22

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...