Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к духовно – нравственному развитию через знакомство с родной культурой
консультация на тему
Цель работы педагогов как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к духовно – нравственному развитию через знакомство с родной культурой
Человек, не приученный с пеленок к своей почве, едва ли к ней приживётся. А как ему к ней приурочиться, коли он соком её не питался и едва ли её знает?
В.И.Даль
В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития общества, с особой остротой встаёт главная проблема нравственного воспитания: что и как воспитывать в детях – проблема, требующая тщательного рассмотрения в современных условиях.
Духовность, по мнению педагога Г. П. Шевченко, это «интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, нравственно-эстетической позиции, способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, благотворительности, это высшее проявление воспитанности, сугубо нравственная деятельность». Современное общество диктует необходимость применения обновлённых подходов к воспитанию и обучению, включающих формирование духовности, ориентацию на общечеловеческие ценности, что предполагает изменение содержания, методов, средств и форм приобщения ребенка к действительности. Именно длительность процесса воспитания и невозможность возместить в более зрелом возрасте то, что упущено в детстве, обращает наше особое внимание на самый ранний период жизни человека. «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку» (Н.В.Шелгунов). В период дошкольного детства закладываются и развиваются те черты характера, которые связывают ребенка со своим народом, его языком, песнями, музыкой, впечатлениями, получаемыми маленьким человеком от природы родного края, деталей быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.
Сквозь века пронёс русский народ свое культурное достояние, самое ценное в фольклоре, христианских праздниках и ритуалах, сказках, былинах, песнях, изделиях народных промыслов и декоративно-прикладном искусстве.
Народное творчество – неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Народная мудрость, запечатленная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за свой талантливый народ, любовь к родному языку, интерес к меткому выразительному слову.
Цель работы педагогов как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.
Разнообразие форм знакомства ребенка с народной культурой позволяет приобщать воспитанников к национальным традициям, учит испытывать эстетическое удовольствие от своих чувств, эмоций, даёт возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества у ребенка постепенно складывается образ Родины. Достаточно, чтобы дети понимали связь пословицы с действием, например, «поспешишь – людей насмешишь», «без труда не выловишь и рыбку из пруда» и т. д. Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено только лишь народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребенка ему в равной степени необходима и современная песня, и литература, и искусство.
Задачи работы с детьми по формированию духовно –нравственных чувств через знакомство с родной культурой расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России, учить использовать полученные знания в жизни;
- развивать чувство сопричастности к народным торжествам;
- закладывать основы праздничной культуры;
- совершенствовать самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
- формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, театральной;
- содействовать посещению художественно-эстетических студий по интересам ребёнка;
- воспитывать художественно-эстетический вкус.
Для решения данных задач выбрать следующие приоритеты:
- Окружающие предметы и оформление помещений способствует развитию у воспитанников любознательности, чувства красоты. Для знакомства детей с традициями русского народа силами родителей и педагогов в детском саду создать мини-музей «Русская изба», в котором собраны подлинные и стилизованные предметы народного быта – иконы, прялка, берда, самовар, керосиновая лампа, глиняные крынки, лапти и др.
- В непосредственно образовательной деятельности с детьми широко использовать различные виды фольклора (сказки, хороводы, пословицы, поговорки, песни). В устном народном творчестве сохранились присущие русскому характеру нравственные ценности, что проявляется в представлении о трудолюбии, добре, красоте, верности, храбрости, правде. В процессе знакомства с фольклором, постепенно приобщать детей к нравственным ценностям. Рассказанные детям потешки, прибаутки, заклички выражают веру в благополучное будущее, доброту и заботу близких людей, в них ёмко оцениваются жизненные ситуации, восхваляются положительные черты личности людей и высмеиваются их недостатки. Особое место в устном народном творчестве занимают восхищение мастерством людей и уважительное отношение к труду. Благодаря этому, народный фольклор является богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей.
- Особое место в приобщении детей к народной культуре занимают христианские и народные традиции и праздники. В них отражаются тончайшие наблюдения за различными сторонами жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Примерная тематика праздников и развлечений с детьми:
Январь – Рождество. Просинец. Перелом зимы. Перезимье.
Февраль – Масленица. Снежень. Вьюговей.
Март – Грачевник. Ветронос. Водотек. Протальник.
Апрель – Пасха. Снегогон. Зажги снега.
Май – Красная горка. Пшеничник. Сеятель.
Июнь – Троица. Разноцвет. Хлеборост. Ветренник.
Июль – Жатвенник. Калинник. Целитель.
Август – Параскева пятница. Брусничник. Ветрогон.
Сентябрь – Осенины. Листопадник. Вересень. Хмурник
- Народная музыка – один из методов воспитания. Своей гармонией и ритмом она способна увлечь ребят музыкальным искусством.
С возрастом усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом. Детей знакомят с таким музыкальными материалами, как: «Есть надежда» (пасхальная песня), «К нам праздник пришел» (троичная), «Серпы золотые» (жнивная), «Уж ты, прялица» (бытовая), «Про козла» (шуточная), «Заяц Егорка» (прибаутка).
В народе говорят: «нет дерева без корней, дома - без фундамента». И этим фундаментом является русская культура, на которой ребёнок развивается как ЛИЧНОСТЬ.
Литература
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / М.: Просвещение,1968.
- Буре Р.С. Воспитатель и дети / М.: Просвещение 1985.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / М.: Педагогика, 1991.
- Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т / М.: Педагогика, 1986.
- Князева, О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / СПб: 1999.
- Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитие подростков, Автореф. дис. док. пед. наук / Киев: КИИ, 1986.
- Эльконин Э. Г. Детство и общество / СПб: Ленато, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКСКУРСИЯ В ХРАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РОДОНЕЖСКОГО.
Цель:Воспитание любви к Родине.Дать представление о святых,Рассказать об их жизни, подвигах, перенесенных страданиях.Воспитание интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за с...
Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры
Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как жестокость и эгоизм общества. К сожал...
Семинар по теме: "Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры".
За основу взята Программа Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей» Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей приве...
Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к духовно – нравственному развитию через знакомство с родной культурой
Цель работы педагогов как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию....
Использование книг для развития детей дошкольного возраста по программе духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"
Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....
Педагогический ринг «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания»
Педагогический ринг «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания» предоставляет возможность совершенс...