Проект «Семейные традиции»
проект (средняя группа) на тему

Струкова Ирина Ивановна

Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние его души. Понимая это, каждая семья должна уметь создать комфортную для жизни и воспитания психологическую среду, где главные герои – смех и радость, здоровый образ жизни.

Цель: создавать и хранить семейные традиции и особые обычаи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Межмуниципальный семинар «Духовно-нравственное развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям народной культуры».

                       «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

                                   Без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

                           Без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая  должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Теперь, для выхода из этого кризиса следует заняться прежде всего вопросами воспитания. И именно воспитания, а уже затем образования. Ибо только достойное семейное воспитание, совместно с обновленной образовательной системой может вывести человечество из этого духовного кризиса.

 

Семья – основа нравственного воспитания. Семейные традиции – это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего и организующего жизнь семьи. Семейные законы являются неписанными законами семейной жизни и воспитания; эти традиции, в свою очередь, затрагивают отношения ребенка к самому себе как к личности, к другим людям и к миру.

Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на взаимное отвращение, ненависть, подозрения и «семейные сцены», есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненных неудач.

Семейные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных ценностей.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Проект «Семейные традиции»

Актуальность. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние его души. Понимая это, каждая семья должна уметь создать комфортную для жизни и воспитания психологическую среду, где главные герои – смех и радость, здоровый образ жизни.

Цель: создавать и хранить семейные традиции и особые обычаи.

Задачи: формировать традиционную культуру семейного досуга;

               обучать правилам семейного этикета;

              предоставить родителям возможность общаться друг с другом;

               помочь родителям осознать значимость семейных традиций;

               побуждать родителей делиться опытом;

               формировать у детей стремление участвовать в совместной творческой деятельности с родителями;

                знакомить детей с историей возникновения чая, развивать познавательный интерес.

Участники проекта: дети 3 – 7 лет; воспитатели, родители, бабушки и дедушки, родственники, друзья семьи.

Руководитель проекта: старший воспитатель МБДОУ№146 Струкова Ирина Ивановна.

Тип проекта: детско-родительский, групповой.

Вид проекта: краткосрочный.

Форма проведения: работа с родителями, игры, занятия-развлечения, праздник.

Результат: фотовыставка, конкурсно-концертная программа с семьями воспитанников, совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья, трансляция родителям истории чайной культуры, традиций чаепития, заинтересованность родителей в выполнении общего интересного дела, обмен опытом семейных традиций.

                                             Работа над проектом.

1-й этап.

Июнь.

Слушание русских народных песен, разучивание чайных частушек, поговорок , загадок, постановка танца «Самовар с чашечкой и блюдцем», «Оркестр чайных ложек».

Консультация для родителей «Чай и здоровье».

Домашние задания «Чай продлевает жизнь», «Тульский самовар», «Как правильно заваривать чай», «Роль чайника в Китае», «Гадание на чайной пене», «Чайные плесы», «От пиалы до стакана».

Домашнее чаепитие, сбор коллекции чая, кулинарных рецептов, семейное фото.

2-й этап.

Июль.

Разработка вопросов для родителей «Чайная викторина».

Рисование «Чайный сервиз», «Самовар».

Дидактическая игра «Сервировка стола к чаепитию».

Лепка из соленого теста «Гирлянда сушек, баранок, бубликов».

Игры «Длинный носик», «Дегустатор».

Конкурсно-концертная программа в день Семьи, любви и верности – 8 июля.

Сбор мяты, иван-чая, кукурузных рыльцев, липы, морошки, черники, брусники…

3-й этап.

Август.

Оформление кулинарной книги «Полезные советы».

Аукцион чайных слов.

Практические игры «Пейте чай на здоровье».

Презентация в кукольном уголке коллекции «Праздник чая».

Фоторепортаж «Без чая жизни нет».

                                                     «Праздник чая» - игровой досуг.

Организация праздника. Столы стоят по кругу. Они сервированы к чаепитию: самовар, чайный сервиз, варенье, печенье, бублики.

   Ведущий:

   - Здравствуйте, гости дорогие!

   Милости просим к нашему столу.

   Чаем, чаем вас встречаем,

   Первым делом – угощаем.

   (Родители с детьми усаживаются, ведущий предлагает попить чайку.)

   Пока идёт чаепитие, звучит русская народная песня.

  1. Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я от роду не знаю,

Как проклятый чай варить.

  1. Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И добавил перца, луку

Да петрушки корешок.

  1. Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

  1. Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом я догадался,

Что забыл чай посолить.

Ведущий:

-Вот такая забавная народная песня о напитке, который столь любим народом. Кто знает, когда появился чай в России?

Ведущий:

- Как свидетельствует история, первое чаепитие в России состоялось в 1638 г. А самовары появились в 1679 г.

  Назовите родину самовара. (г.Тула.)

- А чем ещё знаменита Тула? (Производством оружия и пряников.)

Ведущий показывает самовары: электрический и самовар, который грел воду при помощи дров:

- Скажите, а для чего нужен сапог (показывает) при чаепитии?

   (Чтобы попадал воздух в самовар, и горели дрова.)

- С появление электричества отпала потребность в дровах и сапоге. Но вкусовые качества чая из электрического самовара изменились: пропал запах берёзы или сосны из чая, исчез запах дымка.

- Гости дорогие, кто из вас готов нам рассказать историю появления чая? (Предложения гостей, рассказы.)

Ведущий:

- Вопрос о родине чая спорный. Сначала его родиной считали Китай, потом Индию, в последнее время – Вьетнам.

   Китайское слово «ча» означает «молодой листок». Сначала чай в северных китайских провинциях называли «ча –е», а русские, покупая его у китайцев, называли «чай».

   Существует в Китае такая легенда. Однажды китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер и занёс в воду несколько листиков чая. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. А было это пять тысяч лет назад.

   Сейчас давайте послушаем частушки про этот напиток.

Мы приглашаем…..(Имена детей).

             

                Частушки

  1. Посидеть за самоваром

Рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока

.

  1. Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крупного

Самоварного чайку.

  1. На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки,

Так пропойте под чаёк

«Чайные частушки»!

  1. В пляске не жалей ботинки!

Предлагай–ка  чай друзьям,.

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам.

  1. Подавай мне чашку чая,

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

  1. Самовар блестит, кипя,

И чаёк в нём пенится,

Погляди-ка на себя-

Ну и отраженьице.

Ведущий:

- Чай не только вкусный, но и целебный напиток.

В японском средневековом лечебнике писали: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезёнки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела». Благодаря такой характеристике чая он стал обязательным продуктом в английском обществе, а потом и в русской армии.

  Чай обладает и лечебными свойствами. Кому из вас приходилось лечиться чаем? Как вы это делали?

   (Примочки из заварки снимают отёки глаз, капают в глаза при конъюнктивите, пьют горячим при простуде.)

   - А ещё чай используют как противоядие при отравлении организма стронцием, при болезнях рака кожи и лёгких.

    А сейчас я предлагаю вам «Чайную викторину». За правильный ответ даётся сладкий приз (бублик, конфета, печенье). Кто же больше всего заработает призов к чаепитию?

                                               Вопросы викторины:

  1. Кто собирал чай? И почему? (Только женщины, Считалось, что аромат женских рук не портит запаха чая. Для китайского императора собирали девушки в возрасте до 16 лет.)
  2. Почему надо пить только свежезаваренный чай? (Свежезаваренный чай обладает лечебными свойствами, а простоявший оказывает вредное воздействие, осаживаясь на стенках сосудов. «Свежий чай подобен бальзаму. Чай простоявший ночь, подобен змее» - восточная мудрость.)
  3. Почему чай называют «чистильщиком»? (Выводит вредные вещества из организма. Кто пьёт чай, у того не бывает камней в желчном пузыре.)
  4. Был листок зелённым-

Чёрным стал, томлённым,

Был листочек зубчатым-

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине-

Стал он в магазине.(Чай.)

                                            (В.Волина)

      5.   Перечислите названия сортов чая. («Ахмад», «Липтон», «Каркаде».)

      6.   Придумайте рекламу чая.

      7.   Четыре ноги,

        Два уха,

        Один нос да брюхо. (Самовар)

 8.   Какой напиток пьют футболисты Бразилии перед игрой? (Не кофе, чай!)

 9.   Как начнёт

        Говорить-разговаривать,

        Надо чай

        Поскорее заварить (Чайник)

        (Е. Данько)

             10.  В какой песне и какой певец сравнивает цвет глаз с чаем?

                     (Эти глаза напротив», В.Ободзинский)

              11.  Бел, как снег,

        В чести у всех,

                      В рот попал-

        Там и пропал. (Сахар)

  1. В каких странах в чай добавляют лёд (Где жарко, в Индии, но и в Англии.)
  2. В какой стране чай смешивают с солью и сливочным маслом, да ещё сбивают венчиком? (В Тибете)
  3. Что подают к чаю японцы? (Ни чего. Но иногда сухофрукты и сухую мучную выпечку.)
  4. Какую траву в России использовали вместо чая долгое время? (Иван-чай)
  5. В какой европейской стране появился впервые чай? (В Англии. Англичанин похитил семена чая. Чай стали выращивать в своих колониях.)
  6. Как можно использовать ненужную уже заварку от чая? (Добавляют в землю для плодородия. Из высушенной заварки можно делать аппликацию.)
  7. Какими травами в России заменяют чай? (Мята, зверобой, Иван-чай, листья малины, клубники, черешки вишни, цветы липы.)
  8. Что означает «титестр»? (Опробователь чая – в переводе с английского.)

Подведение итогов викторины, награждение победителей.

Развлечение «Без чая жизни нет».

- Здравствуйте, уважаемые гости, дети, мы очень рады видеть вас в группе, которая превратилась в настоящую чайную.

                        Дела свои все отложи

                        И в зал наш светлый поспеши.

                        Чтоб песни петь, поговорить,

                        Чуть поиграть и пошутить.

                        Много нового узнать.

                        А кого же там видать?

Слышится шум, заходит Домовой, отряхивается (посыпанный мукой).

- Это кто еще такой?

Домовой :       Я ребята – Домовой,

                         Настоящий и живой.

                         Здесь в саду живу,

                         Все игрушки берегу.

                         Что же тихо вы сидите,

                         Друг на дружку все глядите?

Воспитатель:   Мы гостей сюда собрали.

Домовой: А чтоб гости не скучали, знаете, чем  гостей нужно привечать да угощать? (Спросить у детей).

Домовой: Конечно, чаем. А вы знаете, какой мой чай самый любимый? У него даже название есть, подумайте, какое? (Ответы). Я люблю чай «Беседа» (показывает). А чай попить и беседу завести – лучше не придумаешь.

Воспитатель: Знаешь, Домовой, сегодня известно огромное количество сортов чая и их названий. Давайте мы сейчас проведем игру, кто больше вспомнит названий чая.

Домашнее задание. Нури, Гита, Канди, Ахмад, Липтон, Акбар, Цейлонский, Дилма, Майский, Лисма, Золотая чаша, Гринфилд и т. д.

Воспитатель: Домовой, а тебе известно, откуда пришло слово «чай»?

Домовой: Откуда, откуда, - оттуда, где чай в коробочки складывают.

Воспитатель: Прежде чем чай в коробочки сложить, его нужно вырастить (это вечнозеленое растение), собрать, высушить, а только затем в коробочки складывать. А давай спросим у взрослых и у ребят, может, они расскажут, откуда пришел к нам чай.

Родители.

  1. Чай – китайское слово. Сначала только китайцы были первыми производителями и секрет его тщательно оберегали. Императоры дарили чай своим подчиненным за особые заслуги.
  2. Одна из старинных китайских легенд рассказывает: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листья вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой, ощущая прилив свежих сил».
  3. А я знаю, что 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Ведущий предлагает детям посмотреть на карте, глобусе, где находиться Китай.

Домовой: А я добавлю, что чай нужно пить в специальных фарфоровых чашках (фаофор тоже начали изготавливать в Китае), чтобы он не обжигал руки и сохранял свои свойства.

Воспитатель. А вот и наши фарфоровые чашечки. Давайте посмотрим на них со стороны, как они красивы в чайном сервизе.

Танец «Чайный сервиз».

Воспитатель: Раньше поэты воспевали чай в стихах, а я предлагаю всем вспомнить слова, в состав которых входит слово  «чай». Например, «слу-чай». Кто последним назовет слово, получит приз от Домового.

                        Аукцион чайных слов.

Домашнее задание. Чайник, невзначай, не скучай, молочай, чайнворд, замечай, включай, поручай, Чайковский и т. д.

Домовой: Ая хочу проверить, кто из вас любит пить чай? Выходите, не стесняйтесь. Раз вы любите чай, значит, вы все здоровы, так как чай обладает лечебными свойствами, очищает корвь, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела. И я сейчас посмотрю, какие вы активные. Кто быстрее всех проговорит скороговорку про чай:

Зачерпнула цапля чашкой чай  целебный из ромашки.

Целый чан у цапли чая. Цапля-врач больных встречает.

Очень горячий чай в чистой черной чашке.

Воспитатель. В чае присутствует много витаминов. Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай простоявший ночь, подобен змее». А ты Домовой, как чай завариваешь?

Домовой. Кипяточек наливаю и заварку засыпаю.

Воспитатель. А хочешь узнать, как правильно заваривать чай?

Домовой. Правильно-то, конечно, хочу знать.

Воспитатель. Нам сейчас покажут мама ….с дочкой (сыном).

«Чайная церемония».

Запомнил , Домовой А, вы, ребята, запомнили? (Повторить.)

Домовой. Заслужить хотим мы чай, а ну, ребятишки, частушки запевай:

Чайные частушки.

Домовой. Хорошо вы поёте частушки, а загадки отгадаете?

  1. Был листок зелёным-чёрным стал, томлёным:

Был листочек зубчатым, стал листочек трубчатым.

Был он на лозине- теперь в магазине. (Чай.)

  1. Бел, как снег, в чести у всех,

В рот попал. Там и пропал, (Сахар.)

            3.  Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

                 Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар.)

Ведущий. У нас в России чай принято пить из самовара. Скажите, кто знает, почему носик у самовара находится не у самого дна? (Ответы.) Он находится намного выше дна (показывает), чтобы осевшая накипь от вскипевшей воды не выплеснулась в чашку. А вот смотрите, к нам идёт самовар, что-то хочет нам сказать.

           Самовар. В Суксуне на Урале самовар родился,

                            В XIX  веке он в Туле очутился.

                            Самовары делали – медные, цветные,

                            А для очень богатых – даже золотые,

                            А сейчас, мои друзья, танец покажу вам  я!

Танец «Самовар с чашечкой и блюдцем».

Домовой: А давайте вспомним поговорки про ароматный сладкий чай, кто смелый – начинай!

Дети:

  1. Чай не пьешь, где силы берешь?
  2. Чай да каша – пища наша.
  3. Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает.
  4. Холодно – пей чай, жарко – пей чай, устал – пей чай.
  5. Чай пить – не дрова рубить. Чай пить – приятно жить.
  6. Выпьешь чайку – позабудешь про тоску.

Воспитатель: Домовой, а не желаешь ли ты с ребятами поиграть?

Домовой: Я очень хочу и взрослых приглашу, а что за игра?

Воспитатель: А игра называется «Длинный носик». К чаю принято подавать баранки и сушки. У нас на столах рассыпаны сушки. Нужно собрать 2 команды (дети, взрослые). И кто больше соберет сушек на носик и не уронит, тот и победит.

Игры «Длинный носик», «Гирлянда из сушек».

Воспитатель: Скажите, дети, а ваших семьях принято пить чай? А с чем? Многие из вас сказали, что с вареньем. Чай с вареньем приобретает особый аромат. Сегодня у нас на столе много варенья, которое приготовили ребята вместе со своими мамами и бабушками. И мы сейчас поиграем в игру «Дегустатор». Нужно с закрытыми глазами узнать, из чего сварено варенье.

Домовой: Чай пить с вареньем, это вкусно, конечно. А кто мне скажет, как правильно нужно накрыть стол к чаю? (Показать). К чаю обязательно нужно приготовить ложечки, и пить чай небольшими глоточками, чтобы не обжечься, с помощью вот такой маленькой ложечки, которая так и называется «чайная». Считается, что те, кто чай не спеша да потихоньку пьет, тот дольше всех проживет.

Воспитатель: Чайная ложечка пригодиться также и для размешивания сахара в чае, варенья, а еще посмотрите, где пригодились наши ложки.

«Оркестр ложек»

Домовой: Предлагаем вам испить по чашке чая и определить, какие травы придают аромат и вкус чаю.

Ведущий: Самовар шумит, баранки

                  На скатерти-самобранке,

                  И конфеты, и печенье,

                  И душистое варенье.

                  Ароматным, вкусным чаем

                  Всех сердечно угощаем:

                  - Пейте чай, угощение берите,

                   Чаще в гости приходите.

А знаете ли вы, что в Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки или 1,5-килограммовые «доски», использовали как особые поборы – чаевые. Отсюда и пошло название «чаевые» деньги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Семейные традиции"

Возвращение к истокам своего прошлого, положительно влияет на нравственное воспитание дошкольников. В проекте поэтатно рапсределена работа детей, родителей и воспитателей по накоплению материала для з...

Проект "Семейные традиции"

проект предназначен для детей младшей группы, который поможет сплотить семью с детским садом,....

Проект "Семейные традиции"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №7 «Берёзка»...

Проект семейных традиций в воспитании культуры поведения в средней группе «Радуга хорошего поведения»

Цель проекта: Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания  этого правила. Пополнение предметно-пространств...

Педагогический проект "Семейные традиции"

Проект раскрывает значимость традиций, позволяет познакомиться с историей возникновения традиций своей семьи....

Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»

Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....

Семейный, творческий проект "Семейные традиции"

В этом месяце представляем вашему вниманию наш мини-проект "Семейные традиции". В проекте приняли участие 12 детей с родителями.Актуальность проекта заключается в выработке новых схем по исп...