Консультация для воспитателей "Самостоятельая музыкальная деятельность детей"
консультация по теме

Гущина Татьяна Ивановна


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx22.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация «Самостоятельная  музыкальная деятельность детей»

                                               Музыкальный руководитель - Гущина Т.И.

  Самостоятельная музыкальная деятельность – одна из сложных форм музыкальной деятельности, так как возникает она не только при условии интереса ребёнка к   музыке,  его стремления выразить свои художественные переживания от встречи с  ней, но и от наличия устойчивых певческих, музыкально - ритмических, двигательных навыков, навыков  восприятия и игры на детских музыкальных инструментах.

  Сложность  возникновения  активной  самостоятельной  музыкальной  деятельности  и  в том, что,  в отличие  от   доступности  рисования, пересказа, художественного  моделирования,  которые  к  тому же  оснащены соответствующими  средствами,  музыкальная  деятельность  предполагает высокое  качество воспитывающего  и  развивающего  обучения  не  только на  музыкальных занятиях,  но  и  дифференцированный  подход  к  индивидуальному обучению  детей,  как  со стороны  музыкального руководителя, так  и умелое руководство этой  деятельностью  воспитателя. Сегодня мы поговорим  о том,  какую помощь  вы  можете оказать своим воспитанникам в этом вопросе.

  Особое  внимание педагог должен  уделять воспитанию инициативы, самостоятельности, творческой активности детей по такому виду деятельности  как  детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, игровое).

   Творческие задания, связанные с песенными импровизациями, в большей степени способствуют проявлениям самостоятельности. Уже в младшей группе дети  пробуют пропеть имя куклы, своё имя, спеть как петушок, и т.д. В средней и старшей  группе умеют отвечать в песенной форме  на музыкальный  вопрос, заканчивать песню, начатую педагогом, свободно импровизируя.  В подготовительной к  школе группе дети сочиняют собственные простые мелодии (без слов, со словами, в жанре марша, танца  и т.д.). Самое главное для воспитате-ля  не  погасить желание детей напевать. Ведь как часто бывает,  мы слышим: «Прекрати, перестань, надоело, всё  чего-то мурлычет. Помолчи!». Тем самым  воспитатель отбивает интерес  у  ребёнка  к  пению. Хорошо,  если  воспитатель  показывает  возможность включения  песенных  импровизаций  в  рассказывание сказок, в  игровые драматизации.

В  музыкально-ритмической деятельности  (в  плясках, играх, хороводах), кото-рую  воспитатель  проводит  в  режимные моменты дети используют навыки, усвоенные на музыкальных занятиях.  Старайтесь  приучать детей действовать не только по показу, но и  поощряйте детей самостоятельно определять  способ действия в соответствии  с музыкальным  образом. Особенно это характерно для  игр, в процессе  разучивания  которых необходимо развивать у  детей  творческое воображение. (Например,  игра «Зеркало»)

   Первоначальные навыки  игры  на  музыкальных инструментах дети получают на музыкальных занятиях, начиная со средней группы. Свой первый опыт, полученный в результате непосредственного  показа  педагогом  (приёмов игры), многократных упражнений, ребёнок переносит в быт. Вначале  он  закрепляет  полученные навыки, затем пробует самостоятельно играть  знакомые  мелодии, придумывает собственные несложные мелодии, ритмы. Воспитатель может организовать  в  группе простейший оркестр. Это могут  быть ударные, шумовые инструменты (баночки  с  горохом, кубики, молоточки, ключи, подвешенные  на  ниточках и т.д.)

Конечно, во всех видах музыкальной деятельности проявление способов самостоятельных действий  связано непосредственно  с  обучением, а также с  запасом музыкальных впечатлений, полученных детьми не только на музыкальных занятиях, но и на праздниках, развлечениях, в результате прослушанных и увиденных радио  и  телепередач, музыкальных спектаклей.

Для развития культуры  слушательского  восприятия  хорошо  включать прослушивание  музыкальных  сказок,  не  программных  и  программных произведений. Это даёт возможность обогатить детские музыкальные впечатления, расширить их музыкальный кругозор.  Необходимо подводить детей к тому, чтобы они могли называть свои любимые произведения.

В пении самостоятельность  детей  проявляется  в  активном  восприятии песни, в определении её характера, настроения, в выборе любимой песни и осознанном отношении к этому выбору. Главное,  дети  учатся  петь  без музыкального сопровождения  вначале  с  поддержкой голоса взрослого, а затем самостоятельно.

    Многие умения  и навыки, будучи  не подкреплёнными, в дальнейшем  легко могут разрушиться.

Важно организовать предметно-развивающую среду, которая стимулирует самостоятельную  музыкальную деятельность детей. Подбор музыкальных инструментов, игрушек, пособий и приспособлений для каждой группы с учётом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения создают необходимую развивающую  предметную среду, побуждающую ребёнка  к  самостоятельным действиям и вызывающую интерес к музыкальному искусству.

Какие игрушки и пособия необходимы?

  • Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределённой высоты (погремушки, бубны,  маракасы, тарелки, румбы, треугольники , кастаньеты, трещотки, деревянные палочки) ;  с диатоническим  и хроматическим  звукорядом ударные ( металлофон, ксилофон).
  • Неозвученные  музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка; игрушки-инструменты: трёхступенчатая,  пятиступенчатая,  восьмиступен-чатая  лесенка с дополнительным мелким  игровым материалом (матрёшки, солдатики, птицы, животные).
  • Озвученные музыкальные игрушки: музыкальная книжка, музыкальный         молоточек, органчики, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики.
  • Настольные музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живёт?», «Учитесь танцевать», «Сколько нас  поёт?» и др.
  • Атрибуты: шапочки и маски, детские костюмы в соответствии с содержанием хороводных  музыкально-дидактических игр, игр с пением;  с теми персонажами, которые были введены на праздничных утренниках, развлечениях и т.д.
  • Различные виды театра: театрально-игровая деятельность детей стимулирует «музицирование»  (синтез пения, декламации, игры на детских музыкальных инструментах)

Как  лучше  разместить  игрушки  и  пособия  в игровой  комнате?

   Основной принцип размещения – целесообразность.  Каждую музыкальную

игрушку, пособие  должны использовать  по  назначению: музыкально-дидактические игры размещаются там  же, где и настольно-печатные игры; игрушки – инструменты (озвученные, не озвученные) – в игровом уголке, туда же целесообразно  поместить  такой  игровой материал, как  СД-плейер (бутафорский)  с  дисками, телевизор  с  кинолентами и т.д.; атрибуты, шапочки-маски  для  игр  с  пением, хороводных   музыкально-дидактических игр – в физкультурном  уголке; детали  костюмов – в уголке ряжения  или  речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр.

   Следует определить место  для  детских музыкальных  инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу; подвесную полку

 (на высоте, удобной для детей). При этом «уголок детских  музыкальных инструментов» может быть размещён как в игровой комнате, так  и  в спальне, в раздевалке, холлах  (при соответствующих условиях конкретного дошкольного учреждения).

Какие детские музыкальные инструменты могут быть использованы в каждой возрастной группе?

Младшая: бубен, барабан  (с кожаной основой), погремушки, колокольчики, деревянные  палочки (бамбуковые, например).

Средняя группа: деревянные палочки, деревянные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года).

Старшая группа: металлофоны, румба, треугольник, трещотка, бубны.

Подготовительная к школе группа: маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др.

   Кроме  названных  детских музыкальных инструментов,  могут  быть использованы  и  другие в соответствии с имеющимися в конкретном дошкольном  учреждении  ассортиментом  инструментов  и с учётом предпочтений музыкального руководителя.

   Одновременно в  «Уголке детских музыкальных инструментов» могут помещаться инструменты трёх-четырёх видов. В течении  года они заменяются другими, убираются и вносятся вновь.

   Важно, чтобы каждый  инструмент  вносился только после того, как детьми освоили способ звукоизвлечения  на  нём  и приобрели минимальный запас умений, навыков игры  на  данном  музыкальном  инструменте.

   В «Уголок детских музыкальных инструментов могут быть внесены озвученные и  неозвученные  музыкальные лесенки  в старшей  и

подготовительной  к школе группе, портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомились на музыкальных занятиях (в течении  года  в группу вносится пять шесть портретов на 2,3 недели каждый).

   Духовые  детские музыкальные инструменты (по соображениям гигиены) не используются в самостоятельной деятельности, поэтому в эти уголки их помещать не следует.

Какие  формы организации самостоятельной деятельности можно выделить?

     Прежде всего,  эти формы  определяются типами самостоятельной музыкальной деятельности: исполнительской и творческой.

Исполнительская деятельность представляет собой  упражнения, в процессе которых дети совершенствуются в каком-либо умении  (например, в игре на музыкальном инструменте).

    В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т.д. (например, сочиняют мелодию, наигрывая её  на металлофоне, придумывая новое танцевальное движение  или  целую сценку).

   Для творческой деятельности характерны следующие организационные формы:

  • сюжетные ролевые игры («Наш оркестр», «Ищем татанты» и др.);
  • импровизирование на детских музыкальных инструментах;
  • песенное и танцевальное  импровизирование;
  • театрализованные представления (импровизированного характера).

Для исполнительской деятельности дети используют такие формы,  как:

  • игры с пением;
  • настольные музыкально-дидактические  игры;
  • игра на детских музыкальных инструментах (закрепление, повтор, выученных с педагогом мелодий);
  • сюжетно-ролевые игры  («Музыкальные занятия», «Музыкальный магазин»,

«Концерт» т.д.);

  • театрализованные  представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам («Репка», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка» и т.д.)
  • игры – драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности;
  • концерты детской художественной самодеятельности – развлечения, организованные стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом («Музыкальная карусель», «Музыкальный будильник», «Вертушка», «Музыкальный телефон» и др.)  

Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей        

   Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребёнка, но она может косвенно управляться воспитателем и стимулироваться им.

   Именно воспитатель создаёт в группе поисковую ситуацию для детей, а иногда, перемещая  все пособия в другое место, меняет способ их представления в группе. Воспитатель, внеся в группу детали костюмов, элементы декорации, предлагает детям вспомнить, что было на праздничном утреннике, развлечениях, предлагает воспроизвести отдельные эпизоды. Наблюдая за детскими играми, воспитатель может  ненавязчиво  повлиять  на  их  ход вскользь сказанным замечанием  (например,  игру  в «Магазин-булочная»  дети перестроили сначала в игру «Универсам», а потом -  в «Музыкальный магазин»), озадачить  детей неожиданной  информацией  (например:  «А знаете ли  вы, ребята, что у куклы Алёны сегодня день рождения?»), а  иногда,  и  включиться в игровое действие  и т.д.

   Ребёнок постоянно стремиться к выражению  своих  впечатлений  и  пережива-ний, используя при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности: художественно-речевое,  изобразительное  и музыкальное творчест-во.

   Каждый вид художественной деятельности  может  выступать как самостоятель-но, так и в тесной  взаимосвязи с другими видами деятельности.

   Художественно-продуктивная деятельность, театрально - игровая, художествен-но-речевая,  музыкальная могут выступать во взаимосвязи, представляя собой  единую синтетическую художественную деятельность, и деятельность эта должна представлять собой ряд законченных (завершённых) действий.  Например, дети в «Уголке ручного труда» изготавливают самодельный театр настольный, пальчи-ковый, бибабо и др.; в  изоуголке  оформляют этот материал, используя различ-ные изобразительные средства, обыгрывают его в небольших театрализованных представлениях, опираясь на имеющиеся навыки, впечатления. Как и другая театрально-игровая деятельность, эти действия сопровождаются пением, напева-нием,  музицированием.

Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно-образовательной работы данного педагогического коллектива. Творческая атмосфера в детском коллективе в этом случае подчёр-кивает  хорошую организацию детей, их инициативность, самостоятельность, способность к творческой  производительности. Именно эти качества определяют готовность детей  к успешной учебной деятельности в школе.

Литература:

Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду»  Программа  и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез, 2006.- 96с.

Журнал «Музыкальный руководитель» №2-2012.

Груздова И.В. «Навстречу музыке» -Ростов н/Д : Феникс, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация музыкального руководителя Павловой М.В. по теме «Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей детского сада по теме:"Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...

Консультация для воспитателей "Музыкальная деятельность детей вне занятий"

Данный материал поможат в работе музыкальных руководителей с воспитателями....