Доклад воспитателя ДОУ № 8 г. Липецка Калмыковой В.С. "Организация режиссерской игры"
статья на тему

Калмыкова Валентина Сергеевна

 

Организация режиссерской игры.

 

 

         Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеряет роли на себя, в режиссерской игре персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности.

         Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной, кукольный и т.д.

         Важнейшее условие для развития режиссерских игр- создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей и взрослых). Подбор игрового материала для режиссерских игр – необходимое условие для их развития.

         Уже на третьем году жизни начинают формироваться предпосылки режиссерской игры-деятельности, в которой ребенок «как режиссер» управляет игрушками, озвучивает их, не принимая на себя ролей. В режиссерской игре происходит формирование игрового отношения детей к предметам (одушевление предмета).

         Вначале эта работа проводится в рамках дидактических игр по сенсорному воспитанию. Например: «Цветные грибочки прячутся на поляне такого же цвета»

         Развитие предпосылок режиссерской игры требует использования разных предметов: это катушки, кубики, бочонки, шнурки, ленты и т.д.

         Затем для ребенка 3-ех лет становится возможным в режиссерской игре: разыгрывание при помощи игрушек сюжетов из 2-4-х действий; использование ролевой речи, имитаций; повторное разыгрывание одних и тех же сюжетов; использование в играх построек. Это требует использование мелких образных игрушек (куколок, матрешек, зверей) , технических игрушек (для мальчиков), конструкторов, мебели и т.п.

         Игровое взаимодействие  воспитателя с ребенком включает: разыгрывание бытовых и сказочных ситуаций, обыгрывание построек, использование предметов-заместителей в качестве персонажей игр.

         В результате происходит сокращение и обобщение игровых действий, их замена жестом и словом.

         В среднем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие режиссерских игр. Педагог развивает у детей способность самостоятельно разворачивать индивидуальные режиссерские игры: отображать в них опосредованный (сказки, мультфильмы и пр.) и непосредственный опыт; выступать в разных качествах: как «актер» ребенок использует в игре ролевую роль, как «декоратор» - создает предметную обстановку игры, как  «сценарист» - придумывает сюжетную линию игры, как «режиссер» - последовательно осуществляет постановку мизансцен, комментирует их.

         Особенностью педагогического сопровождения детей 4-5 лет в режиссерской игре является позиция воспитателя, которую условно можно назвать «зрительской». Взрослый не столько играет с ребенком, сколько является заинтересованным зрителем: задает уточняющие вопросы, подсказывает действия, помогает развить замысел, но при этом не участвует в игре непосредственно.

         Педагог взаимодействует с детьми дифференцированно, в зависимости от уровня освоения режиссерской игры.

         Организуются режиссерские игры на небольшом пространстве (на столе или коврике). В соответствии с содержанием сказок организуется предметная игровая среда, подбираются необходимые материалы, игрушки, предметы. Например, к сюжету сказки «Три медведя» устанавливается ширма, изображающие домик медведей, стол с тремя разными по размеру тарелками, ложками, три стульчика и три кроватки разной величины; подбираются игрушки – медвежья семья, кукла Машенька и т.д. Важно, чтобы в уголке находились и условные предметы (предметы-заместители) : кубики, брусочки, палочки и т.п., с помощью которых можно было бы ввести в игру необходимые элементы.

         Педагогическое сопровождение режиссерских игр осуществляется поэтапно.

         Первый этап. На этом этапе ведущим является развитие у детей умения представить предлагаемую педагогом готовую сюжетную ситуацию и показать ее зрителю (взрослому).

         Второй этап. На данном этапе у детей развивается умение представить завязку предлагаемой взрослым ситуации и продемонстрировать ее зрителю, используя в равной степени условный материал и игрушки. Начинается постепенное включение детей в сотрудничество со сверстниками в режиссерской игре.

         Третий этап. Целью этого этапа работы является развитие у детей самостоятельно организовывать режиссерскую игру. Данный этап предполагает предъявление детям творческих заданий разной сложности.

         Непременным условием для проявления творческого начала у детей 4-5 лет в играх являются: динамичная предметная игровая среда, гибкая позиция воспитателя в игровом взаимодействии с детьми и степень развития игровой деятельности в группе. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и материалов, использование возможностей  среды воспитателем тесно связаны с качеством организуемых дошкольниками игр.

         В старшем дошкольном возрасте у детей начинается интенсивное развитие совместной режиссерской игры. Ее специфика заключается в том, что дети организуют деятельность как бы «извне», строят и развивают сюжет, управляя игрушками и озвучивая их, договариваются об общем замысле игры. Режиссерская игра способствует сюжетносложения как новью способа построения сюжетной игры.

         В старшем возрасте организуются режиссерские игры по мотивам разных сказок или мультфильмов. Продолжительностью организации игры по одной сказке 2-3 месяца. Следует помнить, что совместная с воспитанием деятельность по подготовке к игре или сама игра не заменяет свободных самостоятельных игр детей в соответствии с их интересами! Воспитатель взаимодействует с микрогруппами детей (3-6 человек), реализуя содержание с учетом особенностей развития субъективной позиции и интересов старших дошкольников.

         Для развития способности к фантазированию в режиссерской игре целесообразно использовать сказочные сюжеты, так как сказка по своей природе близка к игре – она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

         Для развития игровых умений создается полифункциональный игровой материал. Полифункциональность материала определяется возможностью развертывания неограниченного количества сюжетов на его основе, его содержание связано со сказочным материалом, а структура способствует присвоению детьми более сложного способа структурирования игрового сюжета - сюжетосложения.

         В старшем возрасте следует строить работу поэтапно

         1-й этап. Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия – сказки.

         2-й этап. Развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой и знакомых сказок.

         3-й этап. Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказок.

         В результате режиссерских игр по сюжетам сказок у детей появляется умения создавать замысел игры, организовывать игру, действуя совместно. Они договариваются, объясняя друг другу свои замыслы, придумывают и развивают сюжет по ходу игры.

         У некоторых детей 5-7 лет развитие игровых умений идет более медленно. Их участие в игре поддерживается обращением к ним сверстников и воспитателя.

          Таким образом, умелая организация режиссерских игр, создание необходимых условий для развития этих игр, способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребенка.

 

 

Литература:

 

1.                     Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область./Социализация. Игра/-Издательство «Детство-ПРЕССА», 2012 г.

2.                     Абрамян Л.А., Антонова Т.В. и др. /Игра дошкольника/ Под ред. Новоселовой С.Л.- Издательство  «Просвещение», 1989 г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8 г. Липецка

Доклад

«Организация режиссерской игры»

Подготовила:

воспитатель

Калмыкова В.С.

г. Липецк

Организация режиссерской игры.

        Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеряет роли на себя, в режиссерской игре персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности.

        Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной, кукольный и т.д.

        Важнейшее условие для развития режиссерских игр- создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей и взрослых). Подбор игрового материала для режиссерских игр – необходимое условие для их развития.

        Уже на третьем году жизни начинают формироваться предпосылки режиссерской игры-деятельности, в которой ребенок «как режиссер» управляет игрушками, озвучивает их, не принимая на себя ролей. В режиссерской игре происходит формирование игрового отношения детей к предметам (одушевление предмета).

        Вначале эта работа проводится в рамках дидактических игр по сенсорному воспитанию. Например: «Цветные грибочки прячутся на поляне такого же цвета»

        Развитие предпосылок режиссерской игры требует использования разных предметов: это катушки, кубики, бочонки, шнурки, ленты и т.д.

        Затем для ребенка 3-ех лет становится возможным в режиссерской игре: разыгрывание при помощи игрушек сюжетов из 2-4-х действий; использование ролевой речи, имитаций; повторное разыгрывание одних и тех же сюжетов; использование в играх построек. Это требует использование мелких образных игрушек (куколок, матрешек, зверей) , технических игрушек (для мальчиков), конструкторов, мебели и т.п.

        Игровое взаимодействие  воспитателя с ребенком включает: разыгрывание бытовых и сказочных ситуаций, обыгрывание построек, использование предметов-заместителей в качестве персонажей игр.

        В результате происходит сокращение и обобщение игровых действий, их замена жестом и словом.

        В среднем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие режиссерских игр. Педагог развивает у детей способность самостоятельно разворачивать индивидуальные режиссерские игры: отображать в них опосредованный (сказки, мультфильмы и пр.) и непосредственный опыт; выступать в разных качествах: как «актер» ребенок использует в игре ролевую роль, как «декоратор» - создает предметную обстановку игры, как  «сценарист» - придумывает сюжетную линию игры, как «режиссер» - последовательно осуществляет постановку мизансцен, комментирует их.

        Особенностью педагогического сопровождения детей 4-5 лет в режиссерской игре является позиция воспитателя, которую условно можно назвать «зрительской». Взрослый не столько играет с ребенком, сколько является заинтересованным зрителем: задает уточняющие вопросы, подсказывает действия, помогает развить замысел, но при этом не участвует в игре непосредственно.

        Педагог взаимодействует с детьми дифференцированно, в зависимости от уровня освоения режиссерской игры.

        Организуются режиссерские игры на небольшом пространстве (на столе или коврике). В соответствии с содержанием сказок организуется предметная игровая среда, подбираются необходимые материалы, игрушки, предметы. Например, к сюжету сказки «Три медведя» устанавливается ширма, изображающие домик медведей, стол с тремя разными по размеру тарелками, ложками, три стульчика и три кроватки разной величины; подбираются игрушки – медвежья семья, кукла Машенька и т.д. Важно, чтобы в уголке находились и условные предметы (предметы-заместители) : кубики, брусочки, палочки и т.п., с помощью которых можно было бы ввести в игру необходимые элементы.

        Педагогическое сопровождение режиссерских игр осуществляется поэтапно.

        Первый этап. На этом этапе ведущим является развитие у детей умения представить предлагаемую педагогом готовую сюжетную ситуацию и показать ее зрителю (взрослому).

        Второй этап. На данном этапе у детей развивается умение представить завязку предлагаемой взрослым ситуации и продемонстрировать ее зрителю, используя в равной степени условный материал и игрушки. Начинается постепенное включение детей в сотрудничество со сверстниками в режиссерской игре.

        Третий этап. Целью этого этапа работы является развитие у детей самостоятельно организовывать режиссерскую игру. Данный этап предполагает предъявление детям творческих заданий разной сложности.

        Непременным условием для проявления творческого начала у детей 4-5 лет в играх являются: динамичная предметная игровая среда, гибкая позиция воспитателя в игровом взаимодействии с детьми и степень развития игровой деятельности в группе. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и материалов, использование возможностей  среды воспитателем тесно связаны с качеством организуемых дошкольниками игр.

        В старшем дошкольном возрасте у детей начинается интенсивное развитие совместной режиссерской игры. Ее специфика заключается в том, что дети организуют деятельность как бы «извне», строят и развивают сюжет, управляя игрушками и озвучивая их, договариваются об общем замысле игры. Режиссерская игра способствует сюжетносложения как новью способа построения сюжетной игры.

        В старшем возрасте организуются режиссерские игры по мотивам разных сказок или мультфильмов. Продолжительностью организации игры по одной сказке 2-3 месяца. Следует помнить, что совместная с воспитанием деятельность по подготовке к игре или сама игра не заменяет свободных самостоятельных игр детей в соответствии с их интересами! Воспитатель взаимодействует с микрогруппами детей (3-6 человек), реализуя содержание с учетом особенностей развития субъективной позиции и интересов старших дошкольников.

        Для развития способности к фантазированию в режиссерской игре целесообразно использовать сказочные сюжеты, так как сказка по своей природе близка к игре – она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

        Для развития игровых умений создается полифункциональный игровой материал. Полифункциональность материала определяется возможностью развертывания неограниченного количества сюжетов на его основе, его содержание связано со сказочным материалом, а структура способствует присвоению детьми более сложного способа структурирования игрового сюжета - сюжетосложения.

        В старшем возрасте следует строить работу поэтапно

        1-й этап. Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия – сказки.

        2-й этап. Развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой и знакомых сказок.

        3-й этап. Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказок.

        В результате режиссерских игр по сюжетам сказок у детей появляется умения создавать замысел игры, организовывать игру, действуя совместно. Они договариваются, объясняя друг другу свои замыслы, придумывают и развивают сюжет по ходу игры.

        У некоторых детей 5-7 лет развитие игровых умений идет более медленно. Их участие в игре поддерживается обращением к ним сверстников и воспитателя.

         Таким образом, умелая организация режиссерских игр, создание необходимых условий для развития этих игр, способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребенка.

Литература:

  1. Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область./Социализация. Игра/-Издательство «Детство-ПРЕССА», 2012 г.
  2. Абрамян Л.А., Антонова Т.В. и др. /Игра дошкольника/ Под ред. Новоселовой С.Л.- Издательство  «Просвещение», 1989 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по организации режиссерской игры

Рекомендации для родителей по организации режиссерской игры...

Буклет. Режиссерская игра – условия её возникновения, формы организации и внедрения.

В буклете предствалены цели и задачи, методы и приемы, этапы работы и роль педагога в организации режиссерских игр и список использованной литературы....

«Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры»

Что  нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть  различные трудности в общении....

План-конспект организации и проведения режиссерской игры в старшей группе. Тема: «Гуси лебеди»

План-конспект организации и проведения режиссерской игры в старшей группе .  Тема: «Гуси лебеди»...

План-конспект организации и проведения режиссерской игры Тема: «День рождения»

Цель: Закреплять нормы этического поведения в различных ситуациях.Задачи:1.Образовательные: Формировать способность ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы дру...

Технологии организации режиссерских игр детей (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Технологии организации режиссерских игр детей (из опыта работы воспитателя старшей группы)...