"Развивающие функции продуктивной деятельности"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Понятие «продуктивная деятельность » охватывает собой несколько видов активности – рисование, конструирование, лепку и аппликацию – традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть отображают особым образом реальный мир.
Продуктивная деятельность – это превращение того или иного исходного материала в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом). Такой вид деятельности, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Каждый вид продуктивной деятельности несет в себе - развивающие функции.
В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям
Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Специфические навыки работы с конкретным материалом и инструментами закладываются в своей основе уже в младшем дошкольном возрасте в процессе опробования возможностей этих материалов. К пяти годам ребенок начинает переходить от процессуальной активности – своего рода игры-экспериментирования - к целенаправленной продуктивной деятельности. А в старшем возрасте начинает работать и мотивация « сделать вещь хорошо».
Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.
Таким образом, в детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. В рисунках дети отражают себя, свою семью, социальные явления.
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.
В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование - изображение и строительство для игры.
Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:
- дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;
- дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;
- расширяется область творческих проявлений;
Каждый вид изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование), позволяет развивать в детях умственную активность, художественный вкус, мелкую моторику, позволяют закрепить знания, умения, навыки, полученные в процессе учебной деятельности. В процессе воспитания большое значение имеет правильное педагогическое руководство детской художественной самостоятельностью. Важно, чтобы воспитатель поддерживал стремление детей проявлять себя в самостоятельной разнообразной деятельности.
Необходимо также обратить внимание на организацию свободной продуктивной деятельности дошкольников.
Основным требованием к организации свободной деятельности дошкольников является максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь группы. Организация выставок, оформление эстетической среды и др.
Уголок по развитию продуктивной деятельности дошкольника должен включать в себя изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации и конструирования.) Все это должно быть продумано с позиции соответствия не только решаемым задачам, но и требованиям красоты. Среда для развития продуктивной свободной деятельности предусматривает использование произведений изобразительного искусства, в том числе и народного. Вместе с тем необходимо во всем соблюдать меру. Работы детей следует обязательно выставлять, это имеет огромное воспитательное значение, дети увидев свои работы, среди работ других, получают возможность сравнить их, кроме того они, они чувствуют себя комфортнее уже и от того, что и их работа выставлена среди других.
Формирование качеств является главным в образовательном процессе требованием. Так вот, продуктивная деятельность и формирует такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности.
Занятие продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.
Сообщение по теме:
«Развивающие функции продуктивной деятельности»
Вос-ль: Гюльмалиева Е.В.
МБДОУ О.В. №44
2013г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности ( материалы для изобразительной деятельности).Из проекта Федеральные государственные требования к созданию предметно- развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы
Примерный набор материалов и оборудования для средней группы.Для рисования.*Набор цветных канандашей 24 цвета на каждого ребенкаНабор фломастеров 12 цветов на каждого ребенкаНабор шариковы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-206049-1385195252.jpg)
Проект оформления развивающей среды для развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста по экологии на тему: "Клумбы в детском саду"
Зона природы на территории дошкольного учреждения. Большое влияние на развитие личности ребёнка, семьи....
Мастер-класс:«Использование компьютерных технологий при обучении дошкольников в целях реализации развивающей функции логопедического занятия»
Сегодня я хочу поговорить с вами об обучающей звуковой книге. Я точно знаю, что такая книга есть у каждого из вас. Более того, она есть у ваших детей. И многие дети уже научились ею пользо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-706463-1447175316.jpg)
«Инновационный подход к использованию коррекционно-развивающей функции графики в процессе обучения грамоте детей с нарушением зрения»
Проект по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушением зрения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/28/picture-838634-1477636414.jpg)
«Развивающие функции художественной литературы»
Выступление на методическом объединении воспитателей детских садов по теме " Подготовка дошкольников к школе"Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель, а затем и учи...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156262-1354448884.jpg)
Круглый стол «Практические рекомендации по организации различных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Развитие коммуникативной функции речи на занятиях продуктивной деятельностью»
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, реализовывать творческие способности детей дошколь...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/07/picture-956076-1536311147.jpg)
Консультация для педагогов "Как использовать продуктивную деятельность в предметно-развивающей среде группы?"
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и заним...