Проект "Музыка и театр"
проект (старшая группа) по теме
Проект направлен на формирование творческой личности ребёнка, на приобщение детей к музыкально – театральной культуре, которая является мощным инструментом открытия и огранки различных человеческих способностей. Проект выстраивает партнёрские отношения между детьми путём проведения занятий, спектаклей и других мероприятий. В проекте открывается та сторона эстетического восприятия, которая даёт толчок развитию познавательной деятельности ребёнка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему понять художественный образ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Музыка и театр" | 368.5 КБ |
Презентация на тему:"Музыка и театр" | 946.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеёк»
Педагогический проект «Музыка и театр»
Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Маслихина Т.В.
г. Выкса 2013-14г.
«Всякий музыкальный звук влечёт за собой слово
движение, всякое слово может родить музыкальный звук и жест, всякое движение человеческого тела может создать образ, требующий соучастия музыки и слов».
(К. Орф)
Аннотация проекта.
Проект направлен на формирование творческой личности ребёнка, на приобщение детей к музыкально – театральной культуре, которая является мощным инструментом открытия и огранки различных человеческих способностей. Проект выстраивает партнёрские отношения между детьми путём проведения занятий, спектаклей и других мероприятий. В проекте открывается та сторона эстетического восприятия, которая даёт толчок развитию познавательной деятельности ребёнка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему понять художественный образ.
Актуальность проекта.
Полноценное образование ребёнка дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребёнка в процесс общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и в семье. Актуальность педагогического опыта обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качеств ребёнка.
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Не игра – забава, а игра – модель, игра – поведение, игровое состояние личности и всего коллектива, самой жизни. Принимая на себя различные роли, ребёнок вынужден действовать самостоятельно, учиться анализировать проделанную работу как собственную, так и сверстников. В результате чего развивается самостоятельность суждения действий. Театр – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Театр для ребёнка – серьёзное и настоящее дело: эта игра нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.
Театр, с моей точки зрения, больше, чем игра. Вокруг театральной игры складываются и организуются самые разнообразные виды деятельности. В театральном искусстве драматическое действие, слово, музыка, пение, танец, живописное оформление играют, существуют в нерасторжимом единстве. Именно музыкально – театральная деятельность помогает нам в формировании творческой личности, учит детей фантазировать, сочинять, помогает чувствовать, учит преодолевать застенчивость, замкнутость, робость, учит отстаивать свою точку зрения, самостоятельно и осмысленно находить оригинальные решения в любой ситуации, развивает словесное творчество, творческие способности.
Театр играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время театр – среда для эмоционально – нравственного развития опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Театр – это сказка, а сказка всегда входит в жизнь ребёнка с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь.
Театр удовлетворяет основные потребности ребёнка дошкольного возраста: стремление к самостоятельности, к участию в жизни взрослых; потребность в познании окружающего мира, в активных движениях, в общении. Основное значение театра для детей дошкольного возраста определяется тем, что:
1. в игре формируются психические новообразования ребёнка, основным из которых является воображение;
2.развивается личность ребёнка;
3. зарождаются новые виды деятельности – трудовая и учебная.
Цель проекта.
1.Пробудить у детей интерес к театрально – игровой деятельности посредством музыки.
2.Сформировать творческую личность посредством музыкально – театральной деятельности.
Задачи.
Художественно-эстетическое развитие.
1. Развивать способность воспринимать и переживать музыку, раскрывая эмоциональность как важнейшую основу внутреннего мира.
2. Развивать умение передавать музыкальный образ через мимику, жесты, голосовые интонации и эмоциональное пение.
Познавательное развитие.
1. Расширять кругозор детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства.
2. Развивать фантазию, творческое мышление детей во время слушания и передаче игрового образа, а также в народной пляске и игре.
Социально – коммуникативное развитие.
1. Создать эмоционально – благоприятную атмосферу для творческой деятельности.
2. Побуждать детей к активному, эмоциональному общению друг с другом и участию в театрализованных играх и представлениях.
3.Приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, в том числе и с участниками проекта.
Речевое развитие.
1.Развивать творческое воображение детей при ознакомлении с художественными произведениями с помощью музыки с целью усиления эмоционального восприятия и развития.
2.Обогащать словарный запас, формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.
Тип проекта:
информационно – практико-ориентировочный.
Длительность проекта:
полтора года (сентябрь 2012-март2014).
Участники проекта:
- дети старшей - подготовительной группы;
- воспитатели группы
- педагог по изодеятельности
Учебно-методические ресурсы проекта.
1.План работы.
2.Музыкально – дидактические игры.
3.Театрализованные игры.
4.Музыкальные игры.
5.Музыкально – дидактические пособия (наглядные).
Материально – технические ресурсы проекта.
1.DVD-центр, музыкальный центр, компьютер.
2.СD-диски.
3.Подборка определённого песенного материала.
4.Репродукции, иллюстрации.
5.Различные виды театров.
Итог проекта:
- развлечения;
- праздники;
-постановка спектаклей.
Этапы проекта.
1 этап - организационно-подготовительный.
2 этап - основной этап (практический).
3 этап - итоговый.
План реализации проекта.
Задачи | Содержание | Сроки реализации |
1 этап. Цель: вызвать у детей положитель- ный эмоциональ-ный настрой. Раз- вивать творческое мышление, фанта-зию, воображение, детей. | 1.Создать мотивацию по работе проекта. 2.Подбор и изучение методической, справочной литературы по теме. 3.Подбор художественно - литературного репертуара. 4.Помощь воспитателям в оснащении группы различными видами театров. 5.Создание учебно-методической базы (перспективное планирование). 6.Подбор наглядного материала. | Октябрь – Декабрь 2012г. |
2 этап. Цель: способство- вать объединению детей в совмест- ной деятельности. Закрепить и расширить знания и умения детей в постановке спектаклей. 3 этап. Обобщение знаний детей о взаимосвязи театра и музыки. | 1.Беседа на темы: «Как музыка рисует сказку», «Музыка и театр дополняют друг друга». Цель беседы: расширить представления детей о художественных возможностях музыки в постановке спектаклей, их неразрывную связь. 2.Интеграция ИЗО и музыки. Проведение музыкально – литературного часа на тему «Остановись прекрасное мгновение.» 3.Показ мини – спектаклей (рус. нар. сказок) детьми на группах. 4.Непосредственная образовательная деятельность - постановка спектаклей: «Лесная аптека», «Заюшкина избушка», музыкальные сказки «Самая красивая», «Волк и семеро козлят», «Серый волк и Красная Шапочка». Взаимодействие с родителями: проведение консультаций на тему: 1.«Развитие творческих способностей детей посредством музыки и театра»; 2.«Классическая музыка как средство эстетического воспитания детей». 3.«Театр – путь к творчеству». 4.Участие родителей в организации спектаклей: изготовление костюмов, декораций. 1.Подведение итогов реализации проекта. 2.Анализ развития творческих способностей детей посредством музыкально – театральной деятельности. Показ презентации по теме проекта. | Январь, февраль 2013г. Ноябрь 2012г. 2012г.
Июнь 2013г. Март 2013 – Март 2014г. Октябрь 2012г. Февраль 2013г. Декабрь 2014г. Март 2014г. Апрель 2014г. |
Ожидаемые результаты. Дети:
Коммуникативные навыки:
Родители:
Педагоги:
Анализ развития творческих способностей детей посредством музыкально-театральной деятельности. Работа над развитием театрализованной деятельности способствовала развитию основных психических процессов и качеств: воображение, наблюдательность, восприятие, память, внимание, коммуникабельности и др. Дети научились владеть своим телом, координировать свои движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с паhтнёрами по спектаклю. Дети научились создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, пользуются разнообразными жестами. В свободных пластических импровизациях передают характер и настроение музыкальных произведений. Улучшилась дикция посредством артикуляционной гимнастики, расширился диапазон и сила звучания голоса. Театрализованная деятельность позволила выявить уровень развития каждого ребёнка, его творческий потенциал, способность к самостоятельности. У детей развилось творческое мышление, поисковая активность. Они научились понимать художественный образ. Речь детей стала носить активный ролевой характер, определяемый ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. Они научились ясно выражать для окружающих свою мысль, намерение, эмоции. Получили развитие фантазия детей, актёрские умения. Дети овладели навыками коллективного творчества. Появилась раскрепощённость в поведении детей. Они не только перестали бояться сцены – у них появилось желание выступать перед зрителем, радовать зрителя своим творчеством. У детей развилась эмоциональная отзывчивость и восприимчивость, которые дали возможность широко использовать воспитательное воздействие театра. Пополнился словарный запас детей, развилась выразительность речи и правильное произношение. У детей сформировались исполнительские умения, улучшилась способность к импровизациям (песенным, танцевальным). Они стали более активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения). А самое главное – дети научились понимать прекрасное в искусстве и в жизни, научились творить прекрасное. Они прошли жизненный путь накопления эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений. |
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ.
Основные методы и приёмы.
Литература:
1. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников В.В. Коноваленко, С.В. 2.Коноваленко. – 2-е издание дополненное. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.
3.В.А. Жилин «Речевые упражнения». – Челябинск, 1996.
4.А.И. Буренина Музыкальная палитра №11, №12, 2012 – Санкт-Петербург, 2012.
5.Журнал «Музыкальный руководитель» ООО Издательский дом: «Воспитание дошкольника», Москва, 2007, № 6,7.
6.О.И. Крупенчук Пальчиковые игры для малышей, Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2006.
7.С.В. Канкевич «Музыкальные праздники в детском саду и начальной школе», Издательский дом «Литера», 2005.
8.Т.А. Минина, О.П. Заботина «Музыкальный театр в детском саду»
УЦ «Перспектива», Москва, 2013
9.Н.А. Сорокина «Кукольный театр для детей» Москва, Линка- пресс, 2009
Электронные ресурсы:
1.http://www.moi-detsad.ru/metod46-7.html
2.http://www.insai.ru/slovar/1881
3.http://www.ladushki-book.ru/
Приложение.
План работы по самообразованию.
Тема: «Театр и музыка».
Музыкальный руководитель 1-ой квалификационной категории
МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»
Татьяна Викторовна Маслихина.
Цель: повышение своего профессионального уровня в формировании интереса у детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
Задачи:
- Раскрыть содержание и особенности организации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
- Изучение методики Мининой Т.А. и Заботиной О.П. «Музыкальный театр в детском саду» проведения занятий по театрализованной деятельности с детьми старшего возраста.
- Совершенствовать навык воплощения в игре определённых переживаний, побуждать к созданию новых образов.
Этапы работы над планом. | Формы работы. | Сроки. | Практические выходы. |
1.Изучение литературы по заданной теме: -«Муз. театр в детском саду» авт. Минина, Заботина. -«Играем в кукольный театр» авт.Н.Ф.Сорокина. -статьи из журнала «Муз. руководитель». | Изучение отдельных публикаций, статей. Конспектирование. | В течение года. Апрель | Использование материалов в работе с детьми, с пед. коллективом, с родителями. Написание проекта «Музыка и театр». |
Работа с детьми. | НОД Совместная деятельность с детьми в театральном кружке «Теремок» | В течение года. | Постановка спектаклей: «Волк и семеро козлят». Кук. сп-ль «Теремок». |
3.Работа с пед. коллективом. | Консультации по темам: | В течение года | Фото-отчёт. Материалы. |
4.Работа с родителями. | Консультации в папке для е в подготовке к спектаклям. Привлечение к участию в театральных постановках. | В течение родителей. Участигода. | Изготовление атрибутов, костюмов к театральным постановкам. Фото-отчёт. |
План работы кружка «Теремок».
Задачи. | Репертуар. | Пособия. Декорации. | |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1.Познакомить детей с приёмами управления куклами «бибабо». 2.Развивать умение выражать основные эмоции с помощью кукол. 3.Побуждать разыгрывать небольшие этюды, знакомые сказки. | 1. «Как у бабушки козёл» рус. нар. потешка. 2. «Теремок» рус. нар. сказка. | 1.Маски домашних и диких животных. 2.Деревья, кусты. |
О К Т Я Б Р Ь | 1.Побуждатьдетей выразительно и ритмично импровизировать на современную эстрадную музыку передавая танцевальными движениями разнообразный характер музыки. 2.Развивать память фантазию детей, побуждать их интуитивно распознавать атмосферу происходящего действия (события, места), побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. | «Звериная дискотека» муз. Гладкова. «Колобок» рус. нар. сказка. | 1.Аудикассета. 2.Маски диких животных. 3.Элемементы костюмов и маски к сказке «Колобок». 4.Домик, деревья, пенёк. |
Н О Я Б Р Ь | 1.Вызывать у детей желание действовать согласно тексту народной потешки, попевки. Импровизировать на заданную тему. 2.Закрепить последовательность действий и текста по сказкам «Теремок» и «Колобок». 3.Показ сказок «Теремок», «Колобок» детям 1-ой и 2-ой младшей групп. | 1.«На двери висит замок» рус. нар. потешка. 2. «Идёт коза рогатая» рус. нар. потешка. | 1.Маски по сказкам «Колобок» и «Теремок» 2.декорации к сказкам, |
Д Е К А Б Р Ь | 1.Подводить детей к умению из несложных действии создавать сюжет. 2.Привлекать детей к активному участию в игре. 3.Познакомить со сценарием к сказке «Капризка». Способствовать умению выделять главных героев, отмечать особенности их характера, поведения. | 1.Инсценировка хороводной игры «Ходит Ваня». 2.Чтение сказки «Капризка». |
Я Н В А Р Ь | 1.Побуждать детей к импро-визации знакомых песен. 2.Передавать образы муз. героев в жестах, поведении. 3.Развивать воображение детей, фантазию. 3. Отмечать характерные черты героев сказки «Волк и семеро козлят». | 1.Инсценировка детских песен из м/ф «Песенка Львёнка и Черепахи» муз. Гладкова, «Кузнечик» муз. Шаинского. 2.Слушание сказки «Волк и семеро козлят». | 1.Маски (игрушки) к песенкам из мультфильмов. |
ф Е В Р А Л Ь | 1.Развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений. 2.Воспитыватьчувство коллективизма, взаимопомощи. 3.Побуждать к передаче образов Волка, Козы и козлят в мимике, жестах, интонации. | 1.Инсценировка сказки «Репка». 2.Работа по сказке «Волк и семеро козлят». | 1.Маскигероев к сказке «Репка» (бабка, дедка, внучка, жучка, кошка, мышка). 2.Элементы костюмов Волка, Козы и козлят. |
М А Р Т | 1.Побуждать детей своевременно включаться в коллективную драматиза-цию произведения. 2.Выражать состояние персонажа с помощью мимики, жеста, голоса, интонации. 3.Передавать муз. образы персонажей сказки (петь, танцевать). | 1.Инсценировка сказки Чуковского «Телефон». 2.Песни, танцы к сказке «Волк и семеро козлят». | 1.Маски к сказке «Телефон» (слон, крокодил, зайчата, мартышки, цапля, медведь). 2.Костюмы и элементы костюмов к сказке «Волк и семеро козлят». |
А П Р Е Л Ь | 1.Побуждать детей действовать согласно текста, выразительно передавая игровые образы жестами, с помощью мимики и интонации. 2.Вызывать у детей желание доставить удовольствие своей игрой другим детям. 3.Воспитывать чувство ответственности. | 1.Сказка «Волк и семеро козлят» (постановка). 2.Мини-сценки «Башмачок», «Наташа». | Маски и костюмы к сказке Волк и семеро козлят». |
М А Й | 1.Закрепление пройденного материала. 2.Повторный показ отдельных сценок и спектаклей по желанию детей. |
План работы с родителями.
Содержание работы. | Время проведения |
Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания на учебный год.» | Сентябрь |
1.Помощь в изготовлении костюмов к праздникам. 2.Наглядная информация на тему: «Культура поведения родителей и детей на празднике». | Октябрь |
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам музыкального воспитания | Ноябрь |
1.Консультация на тему: «Классическая музыка как средство воспитания детей». 2.Помощь родителей в изготовлении костюмов, атрибутов к новогоднему карнавалу. | Декабрь |
Семинар – практикум для родителей: «изготовление различных видов театров». | Январь |
Выставка театров, изготовленных вместе с детьми. | Февраль |
1.Консультация на тему: «Театр – как путь к творчеству». 2.Оказание помощи в подготовке спектакля «Красная шапочка и серый волк». | Март |
Анкетирование родителей по вопросам музыкального воспитания детей. | Апрель |
1.Индивидуальные консультации по корректировке музыкального воспитания детей. 2. Совместная подготовка к выпуску в школу. | Май |
«Театрализованная деятельность-как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
(Консультация для воспитателей)
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо
создание детского театра с детского возраста?
Ведь инстинкт игры с перевоплощением
есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться
у многих детей звучит ярко, талантливо,
вызывает подчас недоумение у нас,
профессиональных артистов».
К.С.Станиславский Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Главная цель моей работы – развивать у детей умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой ,интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия.
В работе с детьми в начале года были выявлены следующие проблемы: - дети несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься,
«вжиться в роль», инициаторами игр выступали одни и те же дети, они же играли главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могли объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствовал опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Актерские умения у детей были развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизировали.
Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Семья не готова была на тот момент осуществлять помощь, поддержку, участие так как для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений, где развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.
Для достижения своей цели, исходя из выявленных проблем, мною было принято решение изучить методическую литературу по этой теме, поставив для себя следующие задачи:
1.Разработать систему работы по формированию у детей художественно- образных исполнительских умений.
2. Усовершенствовать предметно-развивающую среду для развития
творческой активности детей в театрализованной деятельности
поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации
средствами мимики, выразительных движений и интонации, используя разные виды театра, костюмы, атрибуты и т.д.);
3.Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
4.Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
5.Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
6.Определить систему мониторинга, для отслеживания результативности проводимой работы.
Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.
Получится ли у ребенка играть в театре? Теперь я с уверенностью могу сказать - обязательно получится. Подвижные дети, шалуны, рассеянные дети, занимаются в театре не хуже усердных «умниц», а тихони становятся увереннее в себе. Я считаю, что только в театре человек может раскрыться полностью, выразить свои эмоции, не боясь стать смешным, прожить не одну, а сотни жизней - таких разных и загадочных.
К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. В группе, поставленные в ряд стулья у нас превращаются в салон автобуса или самолета, любое платье в уголке ряжанья — в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему-то, выступая перед детьми других групп, ребята как бы утрачивают свои способности, превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем. Таким образом, передо мной стояла сложная задача — сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре, при выступлении перед зрителями.
Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. С ребятами уделяла внимание отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю, также использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.
При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.
В танцевальном творчестве, внимание я уделяла воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов. Активно использовала различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых активно привлекались родители воспитанников. Добиваясь яркой передачи образа, использовала игры на внимание, фантазию.
Мои воспитанники научились исполнять мини-монологи и диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.
На занятиях я использую театральные этюды. Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр у детей вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем моих указаний , а соучастником педагогического процесса. .
Любимый литературный жанр детей в любом возрасте – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».
Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в них больше детей. Часто сама сочиняю небольшие песенки и сказки. Подбирая сказки, шла от простого к сложному. При распределении ролей я учитывала пожелания детей быть тем или иным персонажем, одобряла выбор. Иногда, тактично направляла ребёнка на изменение роли, стараясь не обидеть его и убедить в том, что он неправ, выражая уверенность , что все юные актеры прекрасно справятся с ролью, например, зайца, потому, что хорошо представляют себе, как он выглядит, какой он трусливый, какой быстроногий (поэтому их и называют - «побегайками»). Очень часто я использовала в своей работе прием, который мастерски применял С.Я. Маршак, описывая движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком». Эти выразительные слова очень точно характеризуют каждое движение кошки. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют почти во всех сказках, я применяла двигательные импровизации, которые проводила без предварительной подготовки. Эти двигательные импровизации на практике оказались очень эффективными:
- Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски; прячутся от хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького.
- Гуси идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег и отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку, чтобы она их накормила.
- Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на жердочке.
Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над выражением лица, постигая язык тела , дети чувствуют уверенность в себе и в своих возможностях. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа. Работу маленьких актёров над ролью организовывала следующим образом:
- Вначале они знакомились с инсценировкой: О чём она? Какие события в ней главные?
- Затем я представляла детям героев инсценировки: Где они живут? Как выглядит их дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т.п.
- Далее распределялись роли, и шла работа над ролью: составлялся словесный портрет героя, описывалось его жилище, любимые блюда, игры.
Затем, проанализировав поступки сказочных персонажей, дети пересказывали отдельные фрагменты сказки.
Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности. Заканчивали мы сказочный спектакль заключительной песней о дружбе, выученной на музыкальном занятии.
В жизни ребенка - дошкольника много эмоций и впечатлений, которыми порой сложно управлять. Работая с детьми уже более 30 лет, я научилась находить подход к любому ребенку, помочь выразить эмоции в движении, словами, мимикой. Раскрыться перед большой аудиторией и получить удовольствие от своей игры, насладиться своим успехом.
Мои занятия театрализованной деятельностью основываются на следующих принципах:
- Отношения "на равных";
- Свобода действий и слова;
- Приоритет "каждый ребенок - личность";
- Принцип неожиданности;
- Принцип включенности ребенка в процесс режиссуры.
Формы проведения занятий различны. Мною предусмотрены как теоретические, так и практические. Для качественного усвоения материала использую разнообразные методы и приемы обучения.
Все методы и приемы использую в комплексе, чередуя и дополняя друг друга, что позволяет дать детям знания в формировании партнерских отношений, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, творческое воображение.
Используя такой подход, я получаю уникальную возможность попробовать себя и дать возможность детям( они не просто слушатели и исполнители моих указаний, а полноправные участники постановки) в роли сценариста, режиссера, музыкального редактора и звукооператора, а также художника –костюмера и декоратора. Дети учатся двигаться, говорить, петь. Они учатся быть личностью и одновременно чувствовать плечо друг друга, т.к. поддержка коллектива очень важна.
Важную роль в развитии ребенка играет предметно-развивающая среда. Она должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Так как яркие впечатления дает не только спектакль, но и сама атмосфера театра: сцена, занавес, кулисы, декорации, костюмы актеров, куклы и т.д., то в соответствии с намеченными планами мною, совместно с родителями, был усовершенствован театральный уголок «В гостях у сказки», где дети в свободное время самостоятельно играют в «артистов». В уголке собран весь необходимый материал для театральной деятельности: разные виды театров, шапочки героев, атрибуты, элементы костюмов, настольные игры, этюды, декорации к сказкам.
Родители не только помогали в подготовке к спектаклям, но и изготавливали самые различные виды театров: театр «дисков», игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты, театр «оригами», театр «кружек», театр на палочке, «киндер-театр»,театр «мочалки» и магнитиков ,забавных настольных актёров вязали крючком и на спицах.
Такая работа помогла мне повысить активность родителей, и по традиции стала продолжаться в школе.
Для успешной реализации использую следующие средства:
- музыкальный зал; группа.
- музыкальное сопровождение ( магнитофон, фортепиано, телевизор, DVD-проигрыватель, шумовые инструменты)
- наличие необходимого инвентаря (декорация, атрибуты и т.д.)
В своей работе я стремлюсь:
– воспитывать у детей любовь и интерес к сказке;
– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые дают возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки;
– обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными сказками и средствами их выразительной сценической трактовки;
– пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи, правильность произношения;
– развивать артистические способности детей и взрослых через театрализованную деятельность;
– прививать навыки вежливого поведения;
– совершенствовать двигательные способности детей, вырабатывать гибкость и выносливость.
Счастливые улыбки и радостные лица детей после театрализованного представления говорят о том, что этот вид деятельности им очень нравится.
Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, научиться творить, необходимо пройти длинный путь накопления эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе и при помощи театрализованной деятельности.
Вывод: В течение всего периода мной велась систематическая работа по формированию у детей художественно-образных исполнительских умений в театральной деятельности согласно программе. Для определения эффективности своей работы я ориентировалась на требования программы , а также на результаты мониторинга.
Итоговая диагностика показала:
1.У детей сформированность исполнительных умений оказалась на более высоком уровне ;
2.Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).
3.Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);
4. Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями;
С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведённой работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами – практиками в работе.
В будущем планирую:
1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.
2. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.
3. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.
4. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
5. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).
Многолетний опыт доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.
Консультация для родителей на тему:
«Театр – путь к детскому творчеству».
Музыкальный руководитель:
Маслихина Т.В.
Большое значение для развития личности ребёнка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности. По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное и интеллектуальное начало. Несомненно, ребёнок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов художественной деятельности, начинает по-новому рассматривать своё «Я», своё собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и его окружающий мир. Для этого необходимо создание окружающей среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка. Поэтому с ребёнком надо заниматься таким образом, чтобы ему было интересно участвовать в сценке, в спектакле, чтобы он мог активно участвовать в творческом самовыражении. Активное взаимодействие родителей с ребёнком уводит его с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Тем самым вы, родители, оказываете большую помощь нам , педагогам, в развитии у ребёнка инициативы в самостоятельной театрализации вне дома, например, в детском саду.
Театрализованные игры, сценки, спектакли рассчитаны на активность детей, на их взаимодействие друг с другом, на художественно – деятельное общение с нами, взрослыми. Через театр ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
Театр способствует развитию фантазии, воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния. Он способствует развитию чувств, глубоких переживаний ребёнка. Он учится сочувствовать персона-жам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям.
Через игру ребёнок учится распознавать не только эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.
В процессе освоения той или иной роли обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется её интонационный диапазон.
Неоценима воспитательная роль театра. Он учит доброте, чуткости, честности, смелости, формирует понятие добра и зла. Помогает дошкольникам справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально – личностными особенностями. Робкому ребёнку участие в театре поможет стать боле смелым и решительным, застенчивому –преодолеть неуверенность в себе. Содержание спектакля поможет «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу – всё это позволяет решить многие проблемные ситуации.
Театрализованные постановки являются средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие – наличие активного интереса детей к театру, разнообразному по форме и содержанию.
Родители в домашних театральных и в детском саду должны выступать в качестве равноправных партнёров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это поможет лучше узнать характер, способности своих детей, их интересы и желания. Дети же в этом случае станут более естественно и непринуждённо включаться в действие перенимая опыт взрослого.
От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрей начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.
Этюд «Маленькая история про медведя».
Педагог. По лесным чащобам рыщет
И у речки пищу ищет
Неуклюжий мишка,
Мишенька – топтыжка…
Звучит музыка «Медведь». Ребёнок изображает неуклюжие, тяжёлые шаги медведя. Движения, мимика, жесты, походка соответствуют образу и характеру музыки и носят импровизационный характер.
Хоть и хвастает он силой,
Любит ягодой – малиной,
Как ребята – малыши,
Лакомиться от души!
Посмотри, в глуши лесной
Мишка пляшет под сосной!
Звучит музыка «Пляска медведя». Ребёнок свободно пляшет, передавая весёлое настроение медведя.
Этюд «Как заяц стал храбрым».
Педагог. Жил – был в лесу заяц. Всего н боялся, от всех прятался. Все звери в лесу говорили о нём: «Зайчишка – трусишка!»
Обидно было ему всё это слышать, но ничего с собой он поделать не мог...
Звучит музыка «Зайчик». Ребёнок изображает зайчика, свободно выбирая мимику, жесты, движения, которые передают переживания персонажа и соответствуют характеру музыки.
Ну какой же трусишка Этот бедный зайчишка!
У него каждый звук Вызывает испуг…
Вот он в сторону - прыг! Там лягушка в тот миг
Завопила: «Ква-ква! Это мчится за мной
Зверь, опаснее льва…Я несчастная, ква!»
Тут зайчишка её Успокоил, сказав:
«Ты не бойся меня! Отнесу тебя в камыши,
Где камыш и вода!» И теперь тот зайчишка
Никого не боится. Вовсе он не трусишка,
Оттого веселиться!
«Зайка».
Вед. Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздаётся…
Заяц. Кто – то по лесу крадётся!
Я запутаю следы, убегу я от беды.
Прыгну в бок и обернусь, и под кустиком свернусь,
Словно серенький клубок, чтоб никто найти не смог.
Ребёнок произносит слова испуганно, имитируя зайку – трусишку. Скачет мелкими поскоками. Руками изображает ушки. Пугливо оглядывается, скачет, петляя, прыгает в сторону, сворачивается клубком.
Значение пальчиковых игр в музыкально- театральной деятельности.
(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)
Этот материал собран для авторского курса «Волшебные руки» , где предусматривается коррекционно-развивающая работа.
Пальчиковые игры и упражнения – универсальное дидактическое и развивающее средство для воспитания ребенка. Разучивание стихов с использованием пальцев стимулирует развитие речи, мышления, внимания, воображения, то есть, интенсивно происходит общее развитие ребенка, становление личности. У Максима Горького есть интересное высказывание: «Процесс социально-культурного роста людей, развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее, способствуют развитию мозга». Все сведения о мире мы получаем именно через руки – наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим и играем.
В нашем дошкольном учреждении мы «доигрались» до театра рук, который является результатом сотворчества взрослых и детей, на основе предварительной работы по музыкально-театральной деятельности
(пальчиковые игры и упражнения, комплекс двигательных импровизаций с речевым сопровождением) Мы представляем вашему вниманию один из наших спектаклей под названием «Зимняя сказка».
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
1. Ритуал встречи, удовлетворяющий потребность ребенка в общении, в форме доброжелательного внимания взрослого, потребность в уважении, сопереживании и взаимопонимании.
2. Установка на достижение - мотивация, представляющая собой использование разнообразных способов активизации внимания, создания интереса и включения детей в игровую деятельность.
Достижение адекватной установки на деятельность достигается посредством использования сюрпризных моментов, «превращений», игровых приёмов и т.п., позволяющих ребёнку ощутить себя в роли первооткрывателя и исследователя, испытать чувство успеха и наслаждения от общения в процессе совместной игровой деятельности.
3. Мобилизация к деятельности, осуществляющаяся в виде так называемых «энергомобилизующих» упражнений, направленных на концентрацию внимания к собственной личности, к собственной деятельности, к чувствам и ощущениям.
4. Собственно игровая деятельность, включающая организацию различных видов музыкально - театральной деятельности (сценические этюды, пение, танцевальные движения и т.д.)
5. Анализ занятия, при котором основное внимание уделено успехам и достижениям каждого ребёнка, что повышает уверенность в собственных силах и возможностях.
6. Ритуал прощания. Это завершающий этап занятия, позволяющий ребёнку запечатлеть вновь осваиваемое и убедиться в собственной ценности и значимости.
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
(Консультация для родителей).
Насыщение жизни дошкольников духом классической музыки дело не простое. Оно требует от меня, как от педагога, не только энтузиазма, теоретической подготовки, но и умения играть на инструменте. Но если я буду рассчитывать только на свои силы, то не смогу представить детям мир музыки во всем его многообразии. Поэтому в своей работе я часто прибегаю к аудио- и видеозаписи. При этом я не отрицаю огромного эмоционального эффекта, возникающего при непосредственном восприятии музыки на концертах, но, к сожалению, не все родители имеют желание и возможность посетить с ребенком концертный зал. Именно поэтому аудиозаписи открывают большие возможности для эстетического развития дошкольников, поскольку они включают в себя музыку всех народов мира, всех жанров и эпох.
Аудиозапись расширяет музыкальный кругозор детей их музыкальное развитие, так как даёт возможность услышать подлинное звучание разных инструментов, разных голосов ансамбля, оркестра, позволяет ощутить всю силу и красоту музыки. Дети имеют возможность лучше и глубже проникать в суть музыкального произведения, слышать тембровое разнообразие музыкальных инструментов или голоса солистов.
Я стараюсь знакомить детей с лучшими образцами вокальной и инструментальной музыки: это произведения М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, А.К. Лядова , А.Вивальди, И.С.Баха, Л.Бетховена, Э.Грига и др. Кроме того, я считаю, что навыки восприятия музыки нужно формировать не только в процессе слушания, но и во время пения и в музыкально-ритмических движениях.
На первых порах предполагается непосредственное участие детей в воспроизведении музыки, при это слушание музыки является как будто бы пассивным её восприятием .На самом деле это не так. Я стараюсь организовать процесс слушания таким образом, чтобы дети стали в нём активными участниками. Этому способствуют вопросы, активизирующие детей, творческие задания, оркестровка знакомых произведений. Таким образом осуществляется переход от пассивного, статического погружения в музыку к её осознанному ,интенсивному восприятию.
Академик Б.В. Асафьев подчеркивал необходимость занятий «гимнастикой» музыкального чувства. И действительно, когда ребенок учится различать мелодико-ритмические, ладотональные, тембровые, темповые, динамические и другие средства выразительности, это активизирует его восприятие музыки.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с музыкальными средствами выразительности. Важно, чтобы они научились определять их в различных контекстах и соотносить с музыкальным образом. Так, например, знания народнопесенных жанров, тембровых красок и т.д. позволяют детям определять их в различном звучании (в вокально-инструментальном, в народном и симфоническом оркестре). А так же проникать в смысл неизвестного им до этого произведения, выявлять его образное содержание.
На уровне знаний, которыми овладевают дошкольники, я не могу, конечно, заниматься детальным анализом мелодии, гармонии, ритма, но тем не менее, характер произведения, его эмоциональный настрой, некоторые доступные для понимания средства выразительности, мы с ребятами пытаемся выделить.
Более глубокому восприятию музыки способствует знакомство и с особенностями музыкальных жанров. Раздел «слушание» включает в себя песни, танцевальную и маршевую музыку. Признаки жанра особенно выявляются при сравнении произведений различных жанров. Таким образом, устанавливаются и общие и типичные его черты: характер мелодического построения, метроритмического рисунка и сопровождения.
Самое главное – стремление пробудить у детей любовь к музыке, желание её слушать и понимать, ориентироваться в ней, и воспитывать хороший вкус. Ведь, по словам В.А.Сухомлинского «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека…»
Сценарий,
посвящённый празднику
8 Марта
«Самая красивая»
(старшая группа)
Под торжественную музыку дети, с букетами в руках, входят в зал, выстраиваются полукругом, поочередно читают стихи.
- Пусть природа по весне
Дружно бал ручьями правит.
Всех сегодня нужно мне
С женским днём поздравить.
- Никого не позабуду:
Бабушек, Тамару, Люду,
Клавдию, родную тётю,
Свету, что живёт напротив
По соседству в доме нашем,
И её сестру Наташу.
- От души поздравить надо
Воспитательниц детсада,
Тренера в спортивной школе,
Что зовём мы просто Олей;
Привлекательную Аллу –
Педагога по вокалу.
- И, конечно, тётю Зину –
Продавщицу магазина.
Поздравленья докторам
Тоже высказать пора.
- Будут мной не позабыты
С длинною косою Рита,
Кареглазая Алёнка,
Что смеётся очень звонко,
И подружки мои: Вера,
Надя, Лиля, Аня, Лера.
Все: А букет красивый самый
Мы приготовили для мамы!
Дети дарят цветы мамам и возвращаются на своё место.
Песня «Мамин день» Тиличеевой
Дети. 1. Кто нас в садик провожает?
Кто оладушки печёт?
Кто подарит мне игрушку,
Колыбельную споёт?
2. Кто расскажет внучке сказку?
Кто косичку заплетёт?
Кто подарит мне игрушку,
Колыбельную споёт?
3. Это наша бабушка,
Бабушка родная!
Бабушка любимая,
Золотая!
Песня «В гостях у бабушки».
Реб. С праздником светлым
Мы вас поздравляем.
А девочек наших
Мы в круг приглашаем.
Танец «Кадриль»
После танца часть детей переодевается в костюмы, надевают маски, занимают свои места. Остальные дети садятся на стульчики. Звучит музыка
(«Подснежник» Чайковского»).
Вед. Весна в природе наступила
И всё вокруг преобразила:
Набухли на деревьях почки,
Вот-вот появятся листочки,
Просыпаются цветы
Небывалой красоты.
А шаловливый март-проказник
Принёс на землю женский праздник.
И в лесу все загалдели, затрещали, зашумели.
Спорят звери, спорят птицы:
Кто с ними в красоте сравниться?
Вылетает сорока. Стрекочет.
Сорока. Я-красавица-сорока,
Стрекотунья, белобока!
К Весне на праздник тороплюсь,
Побыстрей прихорошусь:
Надену поскорей браслеты
И брошку яркую при этом.
Буду я красивей всех,
Ждёт меня большой успех!
Сорока снимает украшения с дерева и надевает их на себя.
Под музыку («Мы сидели у окна…») из-за ёлки скачет Зайчиха и поёт:
Зайчиха. Я-Зайчиха-белый хвостик,
Тороплюсь к Весне я в гости.
Свою шёрстку причесала
И такой красивой стала!
Сумку модную купила,
Туда помаду положила.
Свои губки я накрашу,
Всех на свете стану краше!
Достаёт помаду из сумочки и «красит» губы, любуется в зеркало.
Сегодня моде красный цвет.
Ни у кого такого нет!
Сорока. Ты, подруга, не трещи,
А уж лучше помолчи!
Блестящий нынче в моде цвет,
Вот такой как мой браслет! (показывает).
Зайчиха, Вот Лиса сюда бежит.
Она наш спор и разрешит!
Под музыку из-за ёлки выходит Лиса и поёт.
«Романс Лисы» муз. Галахова.
Зайчиха. Лисичка, ты скажи скорей:
Кто из нас двоих модней?
Лиса. Зря не спорьте вы, друзья,
Всех моднее в лесу я!!!
Я за модой так слежу,
К косметологу хожу.
На днях была я за границей,
Нарастила там ресницы!
Коготки я удлинила,
Блестящим лаком их покрыла.
На плечо татуировку
Я приклеила так ловко!
Да и костюмчик заграничный
Сидит на мне просто отлично!
Я нарядна и красива,
Ну, как будто кинодива!
Из-за кустика под музыку скачет Белка.
Белка. Нет-нет-нет не верьте ей!
Я на свете всех модней!
А ну, бельчата, а ну, друзья,
Докажите, что это я!
Выбегают бельчата и поют вместе с Белкой.
«Песенка Белки» муз. О.Галахова.
Выходит Ёж. Все дети встают со стульчиков, окружают Ежа и поют.
Хор детей «Ты скажи нам, серый Ёж…»
Ёж. Я колючий Ёжик,
Весь в иголках с головы до ножек.
Вот такой вам мой ответ:
Вовсе красоты в вас нет!
Разве это красота:
От ушей и до хвоста, если нет иголок? (Уходит).
Сорока. Это он мой браслетик не заметил.
Зайчиха. Да нет, это он на мою сумочку внимания не обратил.
Под музыку выходит Медведь. Все дети встают и окружают его.
Хор детей «Ты скажи-ка нам, Медведь…»
Медведь. А вы поднимите вон ту корягу…
Белка. Вот ещё! Хвостик помну!
Лиса. Фи, маникюр облезет!
Медведь. Вот такой вам мой ответ:
Вовсе красоты в вас нет!
Разве это красота:
От ушей и до хвоста,
Если нет в вас силы?
Уходит. На поляне появляется Катя. Сорока, Зайчиха, Лиса и Белка подбегают к Кате.
Вместе. Катя, Катя, ты скажи
Да всю правду доложи:
Кто из нас в лесу милей,
Всех красивей и модней?
Катя. Вот вам волшебные лукошки,
Потрудитесь-ка немножко.
А мы посмотрим, как вы помогаете своим мамам. Катя высыпает грибы, орехи, ягоды в одну кучу. Белка, Лиса, Зайчиха и Сорока кидаются всё собирать. Катя подходит и заглядывает в корзинки.
Катя. Ой, что я вижу, что ж вы не отделили грибы от ягод, ягоды
от орехов?
Ведущий. Дети, давайте покажем, как надо это делать.
Аттракцион «Кто быстрей?»
Ведущий. Ну, а теперь вы попробуйте.
Сорока, Зайчиха, Белка и Лиса выполняют задание правильно. Катя заглядывает в лукошки.
Катя. Наполнили лукошки,
Вот какие молодцы.
И без браслетов видно:
Вы просто все красавицы!
Но знают взрослые и дети:
Красивей всех на белом свете
Мамочка любимая, мама дорогая,
Самая добрая, самая родная!
Песня «Мама у меня одна» сл. и муз. Сидоровой («Кол» №37 с.9)
Ведущая. Наступает Женский день,
Солнце улыбается.
Мамочку порадовать
Каждый постарается.
Вот и сегодня ваши дети приготовили для вас сюрприз: послу-
шайте, пожалуйста, вот эти мини-интервью с вашими детьми и
определите, о ком из вас идёт речь.
Мини-интервью с детьми.
Выходят двое детей.
- Лучик золотой проснулся рано,
Лучику сегодня не до сна.
Это потому, что праздник мамы.
Это к нам опять пришла весна.
- В этот день особенный весенний
Мы поздравим наших милых мам.
То, что приготовили в секрете,
Мы сегодня подарили вам.
Ведущий. Наш праздник подошёл к концу. Давайте, дети,
пригласим ваших мам на праздничный вальс.
«Праздничный вальс с мамами».
Вместе с мамами дети выходят из зала.
Репертуар.
1.Песня «Мамин день» Тиличеева.
2.Песня «В гостях у бабушки».
3.Танец «Кадриль»
4. «Романс Лисы» Галахова
5. «Песня Белки» Галахова
6.Хор детей «Ты скажи нам, серый Ёж».
7.Хор детей «Ты скажи-ка нам, Медведь»
8.Песня «Мама у меня одна» («Колокольчик» №37 с.9)
Пособия. Костюмы.
1.Букеты (подарки) 1.Сороки
2.Брошька, браслеты для Сороки 2.Зайчихи
3.Сумка, помада, зеркало для Зайчихи 3.Лисы
4.Коряга, уши для белок, ягоды, грибы. 4.Белки
5.Три лукошка (корзинки) 5. Медведя, ЕЖА.
«Остановись, прекрасное мгновенье.»
(Тематическое развлечение)
Праздник проводится поздней осенью, когда уже проведён конкурс рисунков и оформлена выставка, которая будет украшать зал на празднике (развлечении). Эмблема развлечения - кисть, карандаш и перьевая ручка, вставленные в кленовый лист.
Звучит «Осенняя песнь» Чайковского. Дети входят в зал, становятся полукругом.
1-й реб. Красный, коричневый, жёлтый, зелёный…
Листья цветные падают с клёнов,
Кружатся грустно с ветром в обнимку,
Тёплую стелют на землю перинку.
Осень – дивная сказка .
Только б не кончилась краска.
2-ой реб. Жёлтая краска, красная краска…
Красной, коричневой, жёлтой, зелёной
Краской рисую осень и клёны.
Может в альбоме белой зимою
Осень цветную от снега укрою.
«Танец осенних листьев» («Отговорила роща золотая…»)
Выходит Осень – она же ведущая. Она грустит. Девочки подходят к ней.
Девочка. Здравствуй, красавица, Осень!
Осень. Ах, здравствуйте и прощайте, ребята. Вот и облетели
последние листья . Время идёт своим чередом. Скоро наступит
зима. Вы достанете коньки, лыжи и забудете про меня и моих
сестриц. А мы – Весна, Лето и Осень – будем грустить, и скучать
без вас.
Муз. рук. Нет. Вот тут ты, Осень, неправа. Дети не забудут вас и те
счастливые дни, которые провели вместе с вами.
Осень. Ох, забудут.
Муз. рук. Не забудут и не забыли. Ты возьми и проверь нас.
Осень. А что же, и проверю. Загадаю вам загадки. Загадки о цветах, которые так любят мои сестрицы. Слушайте.
1.Лишь солнце пригреет
В положенный срок,
Проснётся под снегом
Чудесный цветок. (Подснежник)
2. Белый шар на тонкой ножке
Появился у дорожки.
Распушился, разоделся…
Ветер дунул – разлетелся. (Одуванчик).
3. По дивному запаху
В чаще лесной
Цветок этот нежный
Отыщешь весной. (Ландыш).
4. Точно в срок, к 8 Марта,
-Их точно знаешь ты,-
Прилетают к нам с Кавказа
Эти жёлтые цветы. (Мимоза).
5. Синий цветик луговой
Покачает головой
И рассыплет перезвон:
«Дили-дон» да «Дили-дон»! (Колокольчик).
6. В поле пшеничном искорки синие
Будто бы поле поутру в инее. (Василёк).
7. Белый цветок отыщу на лугу
И погадать на цветке том смогу. (Ромашка).
Осень. Молодцы, ребята! Молодцы, ребятки, отгадали все загадки!
Но испытаю-ка я вас ещё раз. Вот у меня корзинка волшебная, а в
ней в ней перепутаны лепестки разных луговых цветов. Кто цветы
цветы сможет собрать и правильно назвать?
Дети. Мы!
Описание игры. На полу разложены три обруча. В них расположены пазлы.
Это рисунки цветов, разрезанные на 4-6 частей. Выходят трое детей и встают около обручей.
Осень. Помните, как выглядят цветы луговые? Соберите в каждом обруче
по цветку и назовите их.
Муз. рук. Вот видишь, Осень, мы выполнили и это задание.
Осень. Да, вы действительно не забыли.
Выходит художник (воспитатель по изобразительной деятельности).
Художник. Ине забудут. Это обещаю тебе я, Художник. Посмотри, сколько
рисунков. Все они посвящены вам: Весне, Лету и Осени. Я только дал детям
свои волшебные краски, а они уж постарались.
Осень. Да, рисунков много. Как у тебя на всех красок хватило?
Художник. Хватило. Ведь краски у меня не только волшебные, они ещё и но
новые.
Выходят три девочки.
Зелёная краска. Я- зелёная краска, весенняя. Раскрашу первую травку и пер-
вую листву.
Красная краска. Красная краска, летняя. Раскрашу солнышко и цветы на
на лугу.
Жёлтая краска. Желтая краска, осенняя. Люблю раскрашивать осенние
листья.
«Танец с зонтиками» (песня «Непогода»).
Художник расставляет мольберты и раскладывает краски и кисти.
Художник. Видишь, Осень, краски у меня новые – на всех хватит. Садись вот
здесь. Сейчас ребята нарисуют твой портрет, да не один. И мы смо-
жем любоваться тобой в любое время года.
К мольберту приглашают трёх детей. На ватмане карандашом намечают
женский силуэт или овал лица и шея. Звучит фоновая музыка. Художник
помогает детям.
Художник. Работа закончена. Полюбуйся на себя, Осень. Разве можно забыть
такую красавицу?
Осень. Эти работы я заберу, а взамен свой подарок вам вручу.
Осень дарит детям большой двойной кленовый лист, сделанный из плотного
картона. В нём лежат конфеты. Можно также подарить детям корзину с яб-
локами. Дети благодарят. Осень прощается и выходит из зала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Всякий музыкальный звук влечёт за собой слово движение, всякое слово может родить музыкальный звук и жест, всякое движение человеческого тела может создать образ, требующий соучастия музыки и слов». (К. Орф )
Актуальность Именно музыкально – театральная деятельность помогает нам в формировании творческой личности, учит детей фантазировать, сочинять, помогает чувствовать, учит преодолевать застенчивость, замкнутость, робость, учит отстаивать свою точку зрения, самостоятельно и осмысленно находить оригинальные решения в любой ситуации, развивает словесное творчество, творческие способности.
Цель 1.Пробудить у детей интерес к театрально – игровой деятельности посредством музыки. 2.Сформировать творческую личность посредством музыкально – театральной деятельности.
Задачи Художественно-эстетическое развитие. 1. Развивать способность воспринимать и переживать музыку, раскрывая эмоциональность как важнейшую основу внутреннего мира. 2. Развивать умение передавать музыкальный образ через мимику, жесты, голосовые интонации и эмоциональное пение. Познавательное развитие. 1. Расширять кругозор детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства. 2. Развивать фантазию, творческое мышление детей во время слушания и передаче игрового образа, а также в народной пляске и игре. Социально – коммуникативное развитие. 1. Создать эмоционально – благоприятную атмосферу для творческой деятельности. 2. Побуждать детей к активному, эмоциональному общению друг с другом и участию в театрализованных играх и представлениях. 3.Приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, в том числе и с участниками проекта. Речевое развитие. 1.Развивать творческое воображение детей при ознакомлении с художественными произведениями с помощью музыки с целью усиления эмоционального восприятия и развития . 2.Обогащать словарный запас, формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.
Тип проекта: информационно – практико-ориентировочный. Длительность проекта : полтора года (сентябрь 2012-март2014). Участники проекта: - дети старшей - подготовительной группы; - воспитатели группы - педагог по изодеятельности Этапы проекта. 1 этап - организационно-подготовительный. 2 этап - основной этап (практический). 3 этап - итоговый.
1 этап – организационно - подготовительный 1.Создать мотивацию по работе проекта. 2.Подбор и изучение методической, справочной литературы по теме. 3.Подбор художественно - литературного репертуара. 4.Помощь воспитателям в оснащении группы различными видами театров. 5.Создание учебно-методической базы (перспективное планирование). 6.Подбор наглядного материала.
Большое значение для развития личности ребёнка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности. По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное и интеллектуальное начало.
2 этап - основной этап (практический) Цель: способствовать объединению детей в совместной деятельности. Закрепить и расширить знания и умения детей в постановке спектаклей.
Самое главное – стремление пробудить у детей любовь к музыке, желание её слушать и понимать, ориентироваться в ней, и воспитывать хороший вкус. Ведь, по словам В.А.Сухомлинского «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека…»
Игровой деятельности, как форме организации театральной деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и приобщение к театральной деятельности.
3 этап - итоговый Обобщение знаний детей о взаимосвязи театра и музыки. 1.Подведение итогов реализации проекта. 2.Анализ развития творческих способностей детей посредством музыкально – театральной деятельности. Показ презентации по теме проекта.
Работа над развитием театрализованной деятельности способствовала развитию основных психических процессов и качеств: воображение, наблюдательность, восприятие, память, внимание, коммуникабельности и др. Дети научились владеть своим телом, координировать свои движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнёрами по спектаклю.
Формы работы
Основные методы .
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"
В проекте рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...
"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ
Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.
Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...
Лэпбук "Театр, театр, театр"
Консультация для воспитателей старшей группы...
В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »
В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...
Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""
КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок ...