Театрализованная деятельность как средство развития памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы ребёнка дошкольного возраста
статья на тему
Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников. Советы воспитателям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_d.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность как средство развития памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы ребёнка дошкольного возраста
Педагогический процесс в современном дошкольном образовании представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых как на занятиях, так и во вне обучающей деятельности. Занятия являются ведущей, но не единственной формой обучения и воспитания дошкольников. В театрализованной деятельности закладываются основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Работа по театрализованной деятельности идёт в процессе групповых и вне групповых занятий, выполняя ряд важных педагогических функций. Она даёт возможность успешно осуществлять формирование эстетического отношения к искусству и действительности, способствует духовному обогащению личности, решению проблемы свободного времени. Одной из сложнейших задач театрализованной деятельности является преодоление извращенных вкусов у детей. Современные педагоги придают большое значение развитию детей в театрализованной деятельности, подчёркивая особую роль свободных творческих занятий в нравственном воспитании и формировании детского коллектива. Широкое привлечение детей к театрализованной деятельности даёт повышение эффективности идейно-эмоционального воздействия на детей, решает проблему развития творческого воображения. Подготовка самодеятельных спектаклей, слушание художественных произведений, посещение и обсуждение театральных постановок и к/фильмов, работа в кружках и студиях, служит действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности ребёнка дошкольника. Современное образование накопило большой опыт по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе учебной деятельности. Работа ведётся в различных областях искусства и в самых разнообразных формах. Театрализованная деятельность способствует развитию художественно-творческих способностей, индивидуальности детей, удовлетворяют их духовные потребности. Современная психологическая теория, рассматривая самоценность каждого возрастного периода, кризисные явления, сопровождающие переход от одного этапа развития к другому, и психологические особенности каждого детского периода в их динамике, требует создания таких условий, чтобы ребёнок полноценно проживал свой возрастной период – своё детство. Роль театрализованной деятельности в этом процессе огромна и не подвергается сомнению. Поэтому все программы по предметам художественно-эстетического цикла начинаются, как правило, с утверждения исключительной важности создания в раннем детстве каждому ребёнку такой художественной среды, в которой он бы жил и развивался. Иными словами: важно создать каждому ребёнку как можно раньше определённое художественное бытие. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Она помогает снять усталость, даёт детям радость от общения с искусством. Специфика театрализованной деятельности состоит в конкретности, непосредственном чувственном контакте и бескорыстной заинтересованности. Это отвечает эмоциональной природе ребенка с его эмоциональностью и непосредственностью, наивностью и подражательностью. Подвижность психики ребёнка, эмоциональная неуравновешенность заставляют нас, опираясь на интересы и склонности, тщательно отбирать произведения искусства. Большую силу воздействия в этом направлении имеют сатира и юмор, которые вызывают смех. Смех снижает давление, усиливает кровообращение, укрепляет иммунную систему, нормализует работу кишечника. Как показывает практика, ребенок смеется около 400 раз в день, а взрослый человек лишь 15 раз. Смех является также средством духовного очищения.
|
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Как же разбудить их души? В этом должна помочь игра. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. И это как никогда сейчас актуально. Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение как содержательной, так и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие всестороннего развития ребёнка. В этом большую помощь и оказывают театрализованная деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи, т.е эмоционально развиваться. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность так же помогают преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость, стеснительность. То есть театрализованная деятельность развивает ребенка всесторонне.
Театрализованная деятельность решает такие задачи:
- Вызывает интерес и желания выступать вместе с коллективом сверстников.
- Побуждает к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогает в создании выразительных средств.
- Способствует тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
- Учит согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).
- Развивает разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки.
- Воспитывает гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам.
- Вызывает желание участвовать в праздниках и развлечениях. Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.
- Развивает воображение, логическое мышление, слуховую и зрительную память, эмоционально-личностную сферу.
Поэтому в свою работу с детьми старшего дошкольного возраста я включаю проговаривание стихов, работу над этюдами, инсценировки.
Советы воспитателям:
1) Создавать систематически-меняющуюся предметно-развивающую среду в театрализованном уголке.
2) Систематически включать театрализованные игры во все виды деятельности педагогического процесса.
3) Привлекать родителей к участию в наших праздниках, досугах.
4) Совместно изготавливать родителям и детям атрибуты, различные виды театров.
5) Проводить выставки и конкурсы среди родителей, изготавливать поделки из нетрадиционных материалов: коробок, веревок, ниток, пробок, пластиковых бутылок, рукавичек, носков.
6) Использовать музыку, танцы, песни в театрализованных играх.
7) Ежегодно обследовать знания, умения, навыки в театрально-игровой деятельности.
8) В начале и конце года проводить педагогические оценки по всем видам деятельности, которые отражались бы в таблице показателей уровня и качества знаний по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию.
Развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая требует участие педагогов, детей, родителей. Участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на развитие детей, способствует всестороннему целостному развитию личности, делая человека поистине прекрасным и душой и телом, у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь. Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованная деятельность, как средство развития эмоционально – волевой сферы дошкольников»
Консультация для воспитателей С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлен...
Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста»
Целью моей работы является развитие познавательной активности и творческой инициативы детей дошкольного возраста средствами метода проектов....
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
ТЕМА: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ...
«Театральная деятельность, как средство развития активного словаря и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет)».
laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заста...
Театрализованная деятельность как средство развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста
В статье говорится о том, что театрализованная деятельность являетс источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий, развивает эмоциональную сферу ре...
Круглый стол: Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных умений у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Методическое мероприятие с педагогами....
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, которые являются основой для эс...