Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
статья (подготовительная группа)
Семья и детский сад-два важных социальных института
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института, которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны. Перед дошкольным учреждением стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать ребенка, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. Только в условиях сотрудничества детского сада и семьи, возможно, обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии ребенка как гражданина.
Для этого сначала необходимо выявить особенности семей воспитанников, уровень их педагогических знаний. С этой целью можно провести анкетирование родителей, беседы. Анализ результатов дает представление о том, что интересно родителям, как они представляют себе процесс воспитания, в каких консультациях нуждаются.
По результатам предварительной работы составляется перспективный план, в котором прописываются задачи по нескольким направлениям: интеллектуальному и физическому, социально-нравственному, экологическому, здоровье сберегающему. Работа с семьями воспитанников строится на основе диалога. За основу берется принцип партнерства: "Родители не ученики, а партнеры по общению».
Главная цель в сотрудничестве с родителями – профессионально помочь в вопросах воспитания и образования.
При взаимодействии решаются задачи:
1. Активно взаимодействовать с родителями для изучения их семейной микросреды.
2. Оказывать теоретическую и практическую помощь.
3. Повышать общую культуру семьи и психолого-педагогическую компетентность родителей.
4. Использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества и творчества.
Работа по вовлечению родителей в пространство детского сада проводится по следующим направлениям:
1. Информационно-аналитическое. Такое направление позволяет установить контакт с семьей и членами семьи. Имеется возможность выявить потребности, запросы и интересы родителей, также определить уровень педагогической грамотности. Изучение семьи начинается с анкетирования.
Анкетирование позволяет проанализировать особенности структуры родственных связей каждого члена семьи, изучить специфику семьи и семейного воспитания дошкольников в семье и позволяет получить реальную картину о семье. Тематика анкетирования разнообразная: «Давайте познакомимся», «Что умеет делать ваш ребенок?», «Какие вы родители?», «Здоровый образ жизни в семье».
2. Познавательное направление. Познавательное направление позволяет обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания. Это взаимосвязь родителей со всеми специалистами детского сада. В детском саду работают специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по лечебной физкультуре, педагог-психолог, врач-педиатр, медицинская сестра по массажу, старшая медицинская сестра, музыкальный руководитель.
В процессе совместной деятельности и взаимосвязи со специалистами родители знакомятся с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, рациональными методами и приемами воспитания детей для формирования их практических навыков.
Вся проведенная работа повышает психолого-педагогическую культуру родителей, а значит и способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.
Используются различные традиционные и нетрадиционные формы работы:
Традиционные формы работы: Общие и групповые родительские собрания, посещение семьи, работа с родительским комитетом, общие и индивидуальные консультации и беседы, семинары-практикумы, дни открытых дверей, круглые столы и гостиные, тренинги, родительская конференция.
Нетрадиционные формы работы: Акции, сайт детского сада, презентации группы, мини-собрания, исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры; проектная деятельность, почта Доверия, совместная деятельность (создание предметно-развивающей среды в детском саду), устный журнал.
Общие и групповые собрания
Цель собраний: решение вопросов воспитания, образования, оздоровления и развития воспитанников. На собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Все общение строится на диалоге с родителями. Темы родительских собраний могут быть очень разнообразны и отвечают интересам и запросам родителей.
Работа с родительским комитетом
Родительский комитет – это группа активных родителей, которые принимают участие в решении задач воспитания и образования детей в детском саду. Они помогают организовать работу всего коллектива родителей группы (подготовка группы и детского сада к учебному году, помощь в подписке печатных изданий для детского сада, проведение совместных мероприятий: экскурсии, праздники и развлечения, также организуют акции, например, «Чистый участок детского сада», «Подари книгу», «Подари игрушке – вторую жизнь»).
Общие и индивидуальные консультации и беседы
Такая форма взаимодействия позволяет обмениваться с родителями мнениями по тому или иному вопросу. Темы могут содержать различный характер и иметь разное направление.
При планировании также учитываю интересы родителей, стремятся охватить по возможности все стороны воспитания.
Посещение семьи
Основная цель посещения – это знакомство с ребенком и членами семьи в домашней обстановке.
Тщательно планируются цели, вопросы беседы. В общении с близкими ребенка получается много нужной информации о ребенке, например, о его интересах, увлечениях и также проблемах.
Родительская конференция
Цель: Повышение педагогической культуры родителей. Темы могут быть разнообразными. В конференции могут участвовать не только родители, но и общественность. На конференциях могут выступать работники отдела образования, представители медицинской или полицейской службы, специалисты разного уровня.
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры
Примерными темами игр могут стать: «Интересное путешествие», «Прогулки в вашей семье», «Выходной день», «Любимое блюдо нашей семьи» и так далее. Деловые игры: «Готовим руку к письму», «Психологическая готовность ребенка к школе». Данная форма взаимодействия помогает участникам игры получать дополнительные знания о воспитании детей, дает возможность конструировать новую модель действий и отношений. Родители могут проанализировать возникшие ситуации и найти приемлемое решение при помощи педагогов и специалистов.
Презентация детского сада
Презентация – это новая форма взаимодействия. Детский сад рекламирует работу дошкольного учреждения. Родители знакомятся с уставом детского сада, программой развития, коллективом, специалистами, получают необходимую полезную информацию о содержании работы с детьми, дополнительных услугах детского сада.
Дни добрых дел
Такая форма работы помогает установить теплые и доброжелательные отношения с родителями. Они помогают создавать предметно-развивающую среду в группе, ремонтируют мебель и игрушки, шьют кукольную одежду и костюмы для проведения праздников и развлечений, помогают озеленять территорию детского сада, также принимают участие в косметическом ремонте, организуют привоз песка в песочницы, мастерят кормушки и лопаточки.
Тренинги
Игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком. Родители, которые принимают участие в игровом тренинге, начинают общаться с ребенком и постигают новые истины.
Совместная деятельность
Это одна из форм совместной работы, в которой родители являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.
Дни открытых дверей
Такие дни дают возможность родителям увидеть стиль общения педагогов и специалистов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Родители, бабушки, дедушки имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение, пройти по всем помещениям, познакомиться с условиями, в которых находится ребенок.
Мини-собрания
Выявляется интересная семья, изучается ее опыт семейного воспитания. Затем предлагается этой семье пригласить к себе две – три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Почта Доверия
Почта доверия – новая форма сотрудничества, которая позволяет наладить и утвердить доверительные отношения между родителями и работниками детского сада, в процессе которых родители рассказывают о возникших проблемах в воспитании детей и хотят получить помощь, советы и рекомендации.
Сайт детского сада
В современных условиях жизни резко усилилась потребность родителей в повышении уровня педагогической культуры, получении новой информации по вопросам системы образования и воспитания данного образовательного учреждения. На сайт детского сада помещаются различные отделы информации: информационные разделы, нормативные документы, достижения дошкольного учреждения, странички о коллективе и работе специалистов, рассказывается о проведенных мероприятиях в детском саду, помещаются консультации. Также сообщаются новости города и детского сада, размещаются презентации и фотовыставки.
3. Наглядно-информационное направление
Оформление родительских уголков, папки-передвижки, стенды и ширмы, семейные и групповые альбомы, библиотека-передвижка, видеофрагменты, фотовыставки, выпуск стенгазет, плакаты, бюллетени, брошюры, памятки, доска объявлений, выставка детских работ и совместных работ с родителями, ящик для предложений.
Родительские уголки
Невозможно представить дошкольное учреждение без красиво, красочно, оригинально оформленных родительских уголков. В уголок помещается разнообразная, полезная информация для родителей и детей. Информация бывает очень разнообразной: режим дня, расписание непосредственно образовательной деятельности, ежедневное меню, полезные советы, статьи и справочные материалы.
Папки-передвижки
Материал подбирается по различным темам: «Времена года», «Праздники», «Безопасность наших детей», «Специалисты рекомендуют», «Здоровье всему голова». Материал подбирается так, чтобы он соответствовал лексической теме детского сада.
Стенды и ширмы
Материал готовится на различную тематику, например: «Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения», «Мой папа – самый лучший», «Книга в жизни ребенка», «Юный художник» и так далее.
Семейные и групповые альбомы
Фотографии близких людей помогают хранить тепло семейного очага. Воспитывается любовь и чувство уважения к родителям, умение проявлять заботу о них. Дети хранят фотографии и альбомы в своих шкафчиках, также на полочках в отведенных местах группы и спальни.
Выпуск стенгазет
Стенгазеты оформляются вместе со специалистами, привлекаются и родители группы. В стенгазетах отмечаются интересные случаи из жизни детского сада, семьи. Также родители могут поделиться семейным опытом. Примерные темы: «Мой день рожденья», «Летние каникулы», «Моя бабушка – лучше всех!», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Веселое путешествие».
Плакаты
В работе используются красочные и яркие плакаты, которые несут в себе познавательный характер, например: «Съедобные и ядовитые грибы», «Спорт – здоровый образ жизни», «Азбука дорожного движения», «Погода в доме», «Осенняя пора» и так далее.
Выставки детских работ
Цель выставок детских работ – демонстрация родителям важных разделов программ и успехов детей по освоению программы. Выставки организую на темы: «Моя мама – самая красивая», «Осеннее настроение», «Моя родословная», «Самая лучшая новогодняя игрушка», «Мастерим вместе с папой», «Пригласительный билет на праздник».
Брошюры и памятки
Такая форма работы позволяет познакомить с концепцией детского сада и дать общую информацию о нем. Памятки содержат разные темы: «Любите своего ребенка», памятка для родителей будущих первоклассников, памятка для родителей, отдающих детей в детский сад, «Семь правил для родителей».
Ящик для предложений
Оформляется красивая коробочку, в которую родители могут помещать записки со своими идеями и предложениями.
4. Досуговое направление
Досуговые формы позволяют устанавливать неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Родители имеют возможность активно участвовать в различных мероприятиях детского сада и группы, проявляют смекалку и фантазию.
Праздники и развлечения
Родители с большим удовольствием принимают участие в праздниках и развлечениях: «Праздник урожая», «К нам пришёл Новый год», «Весёлые старты», «А, ну-ка, бабушки!», «День семьи», «Веселая масленица», «Прилёт птиц», «Путешествие по Сказочному Острову Здоровья».
Театральная деятельность
Родители помогают заучивать слова, готовят декорации и костюмы. Дети с удовольствием играют роли, заучивают слова. Родители и дети получают массу впечатлений, обсуждают роли, радуются успехам своих детей.
Выставка семейных реликвий
Организация таких выставок требует подготовки педагогов и родителей. Необходимо не только подготовить материал для выставки, но и доступно рассказать о различных предметах: «Бабушкин сундучок», «Красивые открытки» (разного времени), «Игрушки мам, бабушек».
Совместные прогулки и экскурсии
Способствуют укреплению отношений детей и родителей. Родители с желанием помогают организовывать такие мероприятия, делают отдельные видео фрагменты и фотоснимки.
Разнообразие традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями позволяет более эффективно организовать совместную деятельность педагогов и семей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Создание системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...
Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Семья и детский сад-два важных социальных института...
Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Семья и детский сад....
Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
статья по теме...
Организация социального партнерства дошкольной образовательной организации с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО
Опыт работы дошкольного учреждения по социальному партнерству...
Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИУМА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Дошкольное образование на современном этапе претерпевает существенные изменения. Происходят позитивные тенденции в его развитии: в плане обеспечения качества образования, привлечения социально-педагог...
Удостоверение о повышении квалификации по программе "Работа с родителями дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"
Выдано в 2018 году Московским государственным областным университетом, объём 72 часа....
- Мне нравится (1)