Инновационная деятельность в ДОУ: "Гендерный подход в воспитании детей"
учебно-методический материал на тему
В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированны. Главные задачи гендерного воспитания -формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gender.doc | 41.5 КБ |
gendenr2.doc | 43.5 КБ |
gender_seminar.doc | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированны. Главные задачи гендерного воспитания -формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Если ребёнок не научится великолепно рисовать, петь или танцевать - это не беда. Плохо, если он не научится культуре поведения и общения, не будет искренним в своих чувствах и поступках, не научится любить, понимать и принимать другого человека, сочувствовать людям, радоваться их успехам, с уважением и вниманием относиться к представителям своего и противоположного пола.
«Бесполость» воспитания приводит к тому, что в дальнейшем немало молодых людей, вступая в брак, не способны построить нормальные семейные отношения. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью, а воспитание детей часто перекладывают на плечи жены. У женщин же не сформированы умения устранять конфликты, поддерживать тепло семейного очага, быть хорошей хозяйкой. С каждым годом растёт число мужчин и женщин, для которых семья и дети не являются важной частью их жизни. Главным становятся карьера, материальное благополучие, а некоторые даже считают, что детей иметь «не модно».
Дошкольный возраст наиболее сензитивен для усвоения полоролевых отношений. В этот период формируется представление о себе, своём «Я».
Основные направления деятельности ресурсного центра
• Разработка методов и технологий воспитания с учётом гендерных особенностей дошкольников в условиях детского сада и семьи.
• Разработка методик и рекомендаций
- для воспитателей и родителей (законных представителей) для выявления гендерных установок у детей и сложившихся стереотипов в семье.
• Коррекционная работа с детьми с учётом психофизиологических особенностей мальчиков и девочек.
Педагоги детского сада считают, что нельзя одинаково воспитывать мальчиков и девочек, нельзя предлагать девочкам быть похожими на мальчиков, ни в чём не уступать им, соревноваться с ними. Но дифференцированное воспитание дошкольников - это не раздельное воспитание. Дифференциация мужских и женских социальных ролей всегда
должна предполагать их взаимодополняемость. Только тесно общаясь, дети разного пола могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга.
По каким признакам ребёнок начинает осознавать себя представителем определённого пола? Это прежде всего анатомические различия, специфика одежды, различия в мужских и женских именах и др.
Многие исследователи считают, что в центре внимания девочек находится человек, его внутренний мир. Их больше, чем мальчиков, привлекает внешняя эстетика, волнуют переживания человека, для них характерна склонность опекать младших и слабых, ухаживать за ними, они постоянны в своих привязанностях.
Мальчиков в большей мере интересует окружающий мир (компьютеры, автомашины, спортивные состязания и др.), у них чаще проявляется стремление к риску, к преодолению опасностей.
Разница в предпочтениях мальчиков и девочек особенно ярко проявляется в сюжетно-ролевых играх. Дошкольники очень рано и достаточно чётко дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпочитают те, которые соответствуют их полу. Мальчиков привлекают в первую очередь роли, требующие мужества, героизма (моряки, лётчики, космонавты и т.п.), девочек - роли, требующие внимания, чуткости (мама, воспитательница, врач, парикмахер, продавец и т.п.).
Различия в интересах проявляются не только в тематике игр, рисунков, но и в выборе книг, музыкальных произведений, в отношении к окружающей действительности и даже в мечтах детей, обращенных в будущее.
Гендерная социализация ребёнка непосредственно связана с окружающими его взрослыми. Дети, посещающие дошкольные учреждения, больше времени проводят с воспитателями, нежели с родителями. Они доверяют им, стараются строить своё поведение, подражая им.
Для выявления отношения педагогов к вопросам гендерного воспитания дошкольников было проведено диагностическое тестирование (методика кандидата педагогических наук О.Б. Отвечалиной).
Воспитатели отвечали на разные вопросы:
- какие личностные характеристики они приписывают девочкам, а какие - мальчикам;
- как относятся к одежде и внешнему виду детей разного пола;
- как оценивают уровень развития речевой сферы девочек и мальчиков;
- как распределяют трудовые обязанности в группе между мальчиками и девочками;
- как распределяют роли в играх, инсценировках, при подготовке к праздникам;
- с какими заданиями лучше справляются девочки,а с какими - мальчики?
Полученные данные показали: педагоги нашего дошкольного учреждения обладают традиционными гендерными представлениями о мужских и женских ролях в обществе и семье и поощряют противоположные модели поведения девочек и мальчиков. Они стремятся развивать у девочек такие качества, как доброта, заботливость, скромность, аккуратность, исполнительность, общительность, кокетство, а в поведении мальчиков -мужественность, выносливость, упорство, уверенность в себе, любознательность, тактичность, честность, справедливость.
Их настораживает проявление у мальчиков боязливости, пассивности, а у девочек -агрессивного поведения, упрямства, драчливости.
Педагоги приветствуют полоспецифич-ный стиль одежды детей; чаще одобряют у девочек, чем у мальчиков, проявления аккуратности и опрятности в их внешнем виде.
Большинство воспитателей при распределении ролей в сюжетно-ролевых играх прежде всего учитывают пол ребёнка, а не его индивидуальность. Девочкам предлагаются роли, готовящие их к семейной жизни, ведению домашнего хозяйства, воспитывающие сочувствие, мягкость («Дочки-матери», «Больница» и др.), а мальчикам - роли, связанные с профессиональной и исследовательской сферой («Строители», «Следопыты», «Капитаны дальнего плавания» и т.д.).
Педагоги относятся лояльно к девочкам, играющим в машинки, и к мальчикам, играющим в куклы (по их мнению, такой ребёнок в
будущем станет хорошим отцом), однако они убеждены, что детей необходимо заинтересовывать играми и игрушками, соответствующими их полу.
Таким образом, тестирование показало, что многие воспитатели, даже не осознавая этого, дают мальчикам больше возможностей для развития исследовательских навыков, для реализации двигательной и познавательной активности.
Для расширения представлений педагогов о специфике полоролевой социализации детей в дошкольном учреждении проводились консультации, практические занятия с психологом ГОУ.
Важную роль в процессе формирования полоролевого поведения ребёнка играет семья. Слова В.А. Сухомлинского «Главная школа воспитания детей - взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» стали девизом при проведении работы педагогов с родителями воспитанников.
Многие взрослые думают, что они одинаково воспитывают сыновей и дочерей. Но это ; далеко не так. С первых дней проявляется асимметрия в гендерной социализации девочек и мальчиков. О дочери говорят «красивая, нежная, хрупкая», о сыне - «сильный, крепкий». Эти различия проявляются и в одежде детей: рюши, банты, красивые платья для девочки (в таких нарядах нужно быть всегда опрятной и аккуратной); удобная, немаркая одежда для мальчиков, которые активно исследуют окружающий мир.
Родители часто выбирают игрушки, соответствующие полу ребёнка. Если вдруг девочка просит купить ей машинку, то мама с изумлением говорит: «Ты что? Ты же девочка!», а мальчик, пожелавший иметь мягкую игрушку, может услышать от своих родителей (особенно от отца): «Ты что как девчонка?! Давай лучше паровозик или пистолет купим!»
С мальчиками родители более строги, их чаще наказывают, от них больше требуют. К девочкам родители снисходительны, особенно папы.
В семье дети учатся вести себя «как мама» и «как папа». Наблюдая за их играми воспитатели отмечают, что девочкам не нравится, «придя с работы, готовить ужин, мыть посуду и ещё убираться в квартире». Они начинают понимать, что мамой быть очень трудно. И редко в игре мальчик «сходит в магазин, погуляет с ребёнком или поможет по хозяйству». Педагоги ГОУ проводят большую работу
с семьями воспитанников по вопросам гендерной социализации детей. Это общие и групповые родительские собрания, семейные клубы, индивидуальные беседы, психологические практикумы, тестирование и анкетирование; участие родителей в совместных с детьми творческих и спортивных конкурсах, выставках, соревнованиях и др.
Совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек укрепляет связи между представителями разного пола. Педагоги дошкольного учреждения проводят с детьми игры, беседы и занятия, которые строятся на принципах тендерного равенства с учётом индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка, равных условий и возможностей для развития детей обоих полов.
В результате этой работы дети не только усваивают определённые знания, но и учатся применять их в жизни, совместной деятельности, играх.
Предварительный просмотр:
Дайте детству состояться.
В современном мире высоких научных и компьютерных технологий, развитой индустрии, где от каждого человека требуется высокий потенциал его личных возможностей, профессиональной компетентности, знаний и широкого кругозора, в таком водовороте событий и научных открытий заметно происходит стирание граней между мужскими и женскими приоритетами: в профессии, к семейным обязанностям, во взаимоотношениях. Давно прошло время кисейных барышень, которых могло привести до обморочного состояния нечаянно сказанное «крепкое» словцо кавалера. Да и мужчина, по словам многих женщин, как - то измельчал. Что же происходит? Что значит в нынешнее время быть «настоящим» мужчиной и «настоящей» женщиной. Конечно, речь не идет о «тургеневских» девушках, и отважных гусарах, оставим 19 век в покое. Новое поколение вправе выбирать, каким им быть в современном мире. Ведь женщины не желают быть на вторых ролях, достаточно оглянуться вокруг: женщина за рулем, уже стало нормой, и по правде сказать, нисколько не уступает в мастерстве вождения мужчине. А новые понятия «бизнес – леди», «бизнес – вумен»! И, наверное, много вопросов стоит перед психологами, как при своей смелости и решительности преуспевающей женщине не утратить своей женственности, а мужчине - мужественности. В последнее время изучение гендерных отношений стало одним из наиболее важных направлений в социологии и психологии, хотя ранее этому вопросу долгое время не уделялось должного внимания, но и проблема не была настолько явной и актуальной. Понятие гендер имеет отличие от понятия пола. Пол – это биологическая данность. А вот с гендером – поинтереснее. Это социальная характеристика, установка общества, как в данной культуре должен вести себя человек того или иного пола. Что интересно, гендер никак природой не закладывается, а создается исключительно в процессе социализации. То есть именно мама с папой, а потом детский сад и школа, общественное окружение учат детей быть мужчинами и женщинами. Одно из известных изречений «Все начинается с детства» очень точно объясняет важность дошкольного периода, когда идет развитие основных внутренних психических процессов, влияние которых отражается на всю последующую жизнь человека. Дошкольный возраст наиболее сензитивен для усвоения полоролевых отношений. Очень важен период взросления, поэтому закладывание гендерных стереотипов в детское сознание необходимо начинать с раннего возраста.
Наше дошкольное образовательное учреждение «Сказка» большое внимание уделяет вопросам гендерного воспитания. Особенно гендерная педагогика так необходима в выстраивании взаимоотношений с мальчиками, так как воспитатели детских садов- это женщины и как правило выстраивают взаимоотношения с мальчиками по «женскому» типу. Нельзя одинаково воспитывать мальчиков и девочек, поэтому педагогу женщине очень важно на полном уважении, как сильному по природе, как будущему главе семьи, научиться правильно выстраивать отношения с мальчиками и научить этому и девочек. Любая женщина, воспитатель или мама, ни в коем случае не должны подавлять в мальчике проявлений упорства, активности, и упрямства. Только на полной взаимной договоренности, четких объяснений, сотрудничестве выстраивать общение с мальчиками. И в тоже время нельзя раздельно воспитывать мальчиков и девочек, так дифференцированное воспитание мальчиков и девочек предполагает их взаимодополняемость. Только тесно общаясь, дети разного пола могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга.
Разница в предпочтениях мальчиков и девочек особенно ярко проявляется в сюжетно-ролевых играх. Дошкольники очень рано и достаточно чётко дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпочитают те, которые соответствуют их полу. Мальчиков привлекают в первую очередь роли, требующие мужества, героизма (моряки, лётчики, космонавты и т.п.), девочек - роли, требующие внимания, чуткости (мама, воспитательница, врач, парикмахер, продавец и т.п.).
Различия в интересах проявляются не только в тематике игр, рисунков, но и в выборе книг, музыкальных произведений, в отношении к окружающей действительности и даже в мечтах детей, обращенных в будущее.
Гендерная социализация ребёнка непосредственно связана с окружающими его взрослыми. Большинство воспитателей при распределении ролей в сюжетно-ролевых играх прежде всего учитывают пол ребёнка, а не его индивидуальность. Девочкам предлагаются роли, готовящие их к семейной жизни, ведению домашнего хозяйства, воспитывающие сочувствие, мягкость («Дочки-матери», «Больница» и др.), а мальчикам - роли, связанные с профессиональной и исследовательской сферой («Строители», «Следопыты», «Капитаны дальнего плавания» и т.д.).
Педагоги относятся лояльно к девочкам, играющим в машинки, и к мальчикам, играющим в куклы (по их мнению, такой ребёнок в будущем станет хорошим отцом), однако они убеждены, что детей необходимо заинтересовывать играми и игрушками, соответствующими их полу.
В группах детского сада даже игровые зоны созданы с учетом гендерного подхода, которые не пересекаются, осуществляется принцип паритета, предусматривающий одинаковое количество игрового материала, как для мальчиков, так и для девочек. Для организации предметно – развивающей среды в детском саду большое внимание уделяется сюжетно – ролевым и режиссерским играм. Для режиссерских игр созданы игровые макеты. Тематика макетов говорит сама за себя. Для мальчиков: «Гараж», «Аэропорт», «Железная дорога. Депо», «Улицы нашего города», «Бензозаправочная станция», «Автопарк», «Военная база», «Пограничная застава», «Блокпост». Для девочек: «Моя квартира», «Салон красоты», «Дом быта», «Домик Барби», «Магазин», «Больница», «Дворец принцессы», «Сказочный город».
Наблюдая за игровой деятельностью детей, убеждаюсь, как важно нам взрослым, относиться с уважением к интересам и потребностям ребенка, предоставлять им свободу в игре, а правильно организованная игровая деятельность расставит свои жизненные приоритеты. Может, не стоит так рано учить детей читать, решать задачи, они этому обязательно научатся в школе, а вот если детям не дать возможность наиграться в дошкольном периоде, то станут ли они успешными и счастливыми в будущем?
Главные задачи гендерного воспитания - сформировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по гендерному подходу в воспитании детей старшего дошкольного возраста
Памятка для родителей - адаптация к условиям детского сада (ранний возраст);Библиография на тему: Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Пословицы и пог...
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГТ
Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ...
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика
В статье представлено практическое применение гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....
гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
полезная информация...
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
Материал содержит информацию для родителей и педагогов о том, что такое гендерное воспитание, а также рекомендации для родителей по гендерному воспитанию детей....
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Опыт работы.
К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой и введённой в действие приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N655, в области «Социализация» поставлена задача –...
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста.
Разные миры мальчиков и девочек....