Использование эффективных методов всестороннего развития ребёнка.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Зона ближайшего развития - области максимально эффективной работы педагогов и психологов.
- Уровень актуального развития ребёнка - самостоятельная деятельность ребёнка.
- Уровень потонцеального развития ребёнка - это зона ближайшего развития, то, с помощью чего вы можите развивать своего ребёнка. Влияние родителей и деятельности педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ
Педагогическая система Выготского
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Педагогика должна ориентировать не на вчерашний , а на завтрашний день детское развитие.
Изучение детского развития как процесс. Протекающий не спонтанно, а под воздействием социальной среды и ее культуры. Культура – ценности, убеждения обычаи и навыки социальной группы – передается следующему поколению путем взаимодействия детей с более компетентными людьми. Механизм» такого взаимодействия и обеспечивает формирование у новых поколений способов мышления и поведения характерных для данной культуры.
Общество должно в первую очередь рассматриваться как детерминирующий фактор поведения человека в том числе – ребенка.
Зона ближайшего развития как области максимально эффективной работы педагогов и психологов.
В ЗБР находится все то что ребенок еще не может сделать самостоятельно о уже может делать в сотрудничестве с более компетентными людьми
Обучение эффективно только внутри ЗБР нет никакого смысла обучать ребенка ни тому что он уже вполне способен делать сам ни тому что для него еще совершенно недоступно даже в сотрудничестве с более компетентным человеком.
Обучение максимально эффективно если оно осуществляется в ЗБР полностью выходящие за пределы ЗБР части будут неэффективны что повлечет за собой снижение эффективности обучения в целом.
Цель психолога - научить ребенка управлять теми или иными процессами с помощью такого вида регулятивной активности которым ребенок еще не владеет но может овладеть в сотрудничестве со специалистом.
Индивидуальные и возрастные ЗБР.
То, что ребенок уже может делать самостоятельно находится на уровне актуального развития а то что пока доступно лишь в сотрудничестве – на уровне потенциального разития. Нижняя граница – уровень актуального развития а верхняя уровень потенциального развития.
Подобные ЗБР определяются путем тестирования возможностей каждого отдельного ребенка и потому относятся к одному виду индивидуальных ЗБР. В настоящем исследовании изучаются неиндивидуальные (возрастные) ЗБР.
Возрастные зоны БР.
Соотнесение содержания и методов обучения с присущими детям возрастными особенностями. К ним относятся возрастные ЗБР связанные с возрастами (стадиями) развития и частями (фазами) внутри возраста. В каждой возрастной ЗБР находится значительный этап педагогического процесса вместе с содержанием и методами.
Возрастные ЗБР делятся на стадиальные ЗБР ( связанные со стадиями) и фазные ЗБР ( связанные с фазами -определенные части стадий)
Стадиальные ЗБР – это возрастные ЗБР, связанные со стадиями. В периодизации Выготского 11 стадий. Кризис новорожденности, младенческий возраст, кризис одного года и.т.д. Всякая стадия заканчивается в той же точке жизненного пути в которой начинается следующая стадия.
Фазы – части стадий. Всякая фаза должна определяться по признаку ее начала а не окончания в любой паре смежных фаз начало следующей это конец прдыдущей при разделении стадии на несколько фаз начало первой из них – это начало стадии а окончание поледней фазы – это конец стадии.
Процесс нормального детского развития – это последовательное и успешное прохождение всех стадий возрастной периодизации. Границы стадиальной ЗБР –это границы стадии. Поэтому границы стадиальных ЗБР имеют те же признаки, что и границы стадий. Как и стадия . стадиальная ЗБР определяется по признаку ее нижней границы. ( стадиального уровня актуального развитя, т.е. начала стадии. Внутри Збр именно ее верхняя граница – стадиальный уровень потенциального развитии – указывает направление дальнейшего развития ребенка и этап обученмя, ведущий его по этому пути.
Стабильная и нестабильная стадия, стадиальные ЗБР.
Стабильная возраст, нестабильная – кризис.
Всякая граница между стадиями – это граница между стабильной и нестабильной стадиями. НА границах одного вида заканчивается стабильная стадия и начинается нестабильная, а на границах второго вида- наоборот заканчивается нестабильная а начинается стабильная.
Чередование двух видов границ – это те самые переломы и повороты в развитии., они могут дать надежное основание для построения подлинной периодизации.
Признак начала стабильной стадии – подчинение ребенка внешней регуляции со стороны взрослого а признак начала нестабильной стадии неподчинение ребенка внешней регуляции со стороны взрослого.
Понятие социальной ситуации развития. К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное специфическое для данного возраста исключительное единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью прежде всего социальной. Это отношение - социальная ситуация развития. Отношение между ребенком и окружающей средой.
Социальная ситуация развития – это отношение между ребенком данного возраста и социальной действительностью связанное с началом возраста. (стабильной стадии) признак стабильной стадии – подчинение ребенка внешней регуляции со стороны взрослого. Где взрослый – субъект регуляции а ребенок ее объект. Вконце стабильной стадии происходит аннулирование социальной ситуации развития. Субъект – объектное отношение между взрослым и ребенком исчезает ребенок перестал быть объектом внешней регуляции со стороны взрослого отвергает ее. Что является признаком окончания стабильной стадии.
Стабильная стадия – это процесс формирования нового уровня внутренней саморегуляции проявляющейся в конце стадии в отвержении внешней регуляции. Нестабильная стадия – это процесс формирования нового уровня внешней регуляции проявляющемуся в подчинении ребенка взрослому в начале новой стабильной стадии.
В основу всего прцесса воспитания и обучения должна быть положена личная деятельность ученика а все искусство учителя состоит в том чтобы регулировать эту деятельность путем организации среды Когда взрослый управляет поведением ребенка последний – субъект исполнительной активности и объект регулятивной активности другого взрослого а взрослый субъект регулятивной активности.
В ходе развития исполнительная активность ребенка формируется на нестабильной стадии к концу кризиса началу возраста А на стабильной стадии к началу следующего кризиса происходит формироавание регулятивной активности ребенка. На границе стабильной стадии и кризиса ребенок став субъектом регуляции отвергает внешнюю регуляцию тем самым он стал субъектом самостоятельной регуляции.
Подчинеие ребенка внешней регуляции начало стабильной стадии а отвержение ребенком внешней регуляции конец стабильной стадии. По подчинению ребенка конкретному виду внешней регуляции определяется начало данной стабильной стадии а по отвержению ребенком того же вида внешней регуляции конец этой же стабильной стадии.
Средства внешней регуляции характерные для стабильных возрастов.
Младенческий возраст Воспринимаемая младенцем совокупность вещей. (вещи сами по себе – как объекты восприятия. Схема регуляции человек – вещь – человек
Средства регуляции поведения младенцев – первосигнальная вещь.
Ранний возраст Взрослый регулирует поведение ребенка посредством языка. Слово является командой. – средством регуляции поведения.
Дошкольный возраст – возраст игры. Средством регуляции является игровая ситуация – совокупность вещей (игровых вещей)
Школьный возраст Средство внешней регуляции в школьном возрасте – учебно – воспитательное слово. Пубертатный возраст Средством регуляции является не игровая вещь а серьезно – игровая вещь. Подростки хотят иметь дело только с настоящими вещами взрослых.
Возрастная переодизация
Кризис новорожденнисти Отвержение ребенком того вида внешней регуляции со стороны взрослого . Ребенку перерезали пуповину и он оказался жизнеспособным т.е. способным к самостоятельной внутренней саморегуляции организма.
Младенческий возраст Ребенок стал объектом внешней регуляции со стороны взрослоно посредством первосигнальной вещи.
Кризис 1 года. Ребенок перестал быть объектом внешней регуляции со стороны взрослого посредством первосигнальной вещи.
Ранний возраст Ребенок стал объектом внешней регуляции посредством бытового слова
Кризис 3 лет Ребенок перестал быть объектом внешней регуляции посредством бытового слова. Дошкольный возраст Ребенок стал объектом внешней регуляции посредством игравой вещи. Кризис 7 лет Ребенок перестал быть объектом регуляции посредством игравой вещи.
Школьный возраст – стал объектом регуляции посредством учебного слова
Кризис 13 лет – перестал быть объектом внешней регуляции посредством учебного слова
Пубертатный возраст – Стал объектом внешней регуляции посредством серьезно – игровой вещи.
Кризис 17 лет – перестал быть объектом внешней регуляции посредством серьезно – игровой вещи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика -метод всестороннего развития ребёнка
В данном проекте рассказывается о том ,что Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных ...
Логоритмика-метод всестороннего развития ребёнка.
Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эф...
Буклет "Песочная терапия как эффективный метод всестороннего развития ребенка"
Буклет "Песочная терапия как эффективный метод всестороннего развития ребенка"...
Синквейн- эффективный метод всестороннего развития ребенка
Цель. Познакомить родителей с приемами и способами составления синквейнов; научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.Задачи. 1. Объяснить значение испо...
Консультация для педагогов "Метод проектов как эффективный инструмент всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Метод проектов как эффективный инструментвсестороннего развития детей дошкольного возраста Метод проектов представляет собой активный подход к обучению и развитию, который ориентирован на совмест...
Использованию в совместной деятельности с детьми книг жанра «Виммельбух», как эффективное средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.
Использованию в совместной деятельности с детьми книг жанра «Виммельбух», как эффективное средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста....