АЗБУКА ДВИЖЕНИЯ – ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ!
статья на тему

Гунина Евгения Александровна

Исходя из анализа методического материала, возрастных особенностей детей старшего дошкольного возрастаи опираясь на собственный опыт, в своей работе мы  определили те средства, которые наиболее полно будут оказывать влияние на развитие творческого воображения - это игровые задания, творческие двигательные задачи, проблемные ситуации, модели, схемы, планы и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no3.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

АЗБУКА ДВИЖЕНИЯ – ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ!

Специалист по адаптивной физической культуре первой квалификационной категории

Гунина Евгения Александровна

МБДОУ детский сад № 5 «Семицветик»

Исходя из анализа методического материала, возрастных особенностей детей старшего дошкольного возрастаи опираясь на собственный опыт, в своей работе мы  определили те средства, которые наиболее полно будут оказывать влияние на развитие творческого воображения - это игровые задания, творческие двигательные задачи, проблемные ситуации, модели, схемы, планы и др.

В обучении детей основным движениям используется модель «Двигоцветик» (Т.А. Токаева «Азбука здоровья»). Использование данной модели на занятиях позволяет детям осознать, выделить и проанализировать элементы тактики движения и практически относится к выполненному движению. А также помогает детям находить новые варианты выполнения движений. Варьирование условий выполнения упражнений и внесение усложнений в технику движений обогащает двигательные представления детей, их опыт, развивает двигательную фантазию, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движениях и в пространстве.

Выполнение упражнений в сюжетной форме облегчает понимание детьми требований к правильному выполнению. Через образ дети подражают зверям, людям разным профессий и т.д. Мною создана целая картотека «Образов движений», которые используются в подвижных играх: «Не скажи, а покажи», «Изобрази с помощью помощников», «Выставка» и др.

Образное оформление движения придает упражнениям эмоциональную привлекательность, тем более развивает, когда этот образ придуман самим ребенком. Поэтому детям даются задания: «придумать названия для движения». Это не просто обозначение действия подходящим словом - термином, а попытка выразить через слово смыслообразующиехарактеристики действия. Очень важно умение выделять  при самостоятельном построении движений (по образцу, по замыслу и. д.).

Тогда когда ребенком усвоен некий образец «эталон движения, можно использовать игру «Непослушание». Цель которой заключается в выполнении любых движений (придумывании), которые бы отличались от тех, что показывает или называет взрослый. Например, взрослый произносит фразу: «Стоять на потолке», а действия детей предполагает следующее - стоять на полу, лежать на полу, стоять у стены; «Собака на заборе», а дети - Собака у будки, собака на коврике.

Схемы, планы необходимы при организации пространства спортивного зала на занятиях для проявления самостоятельной

творческой активности детей (Подвижная игра «Лабиринт»), а также для увеличения плотности занятия.

Также используется метод одушевления, одухотворения движений ребенка, с помощью чего достигается эффект развития осмысленной моторики, то есть ребенок вступает в диалог с органами своего тела, его частями как с самостоятельно действующими лицами.

Такой может использоваться не только на физкультурных занятиях, так например, образно - игровое занятие «Лепим умелую и уверенную руку», где ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале представления об уверенности, умелости, можно использовать на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности. Также можно «слепить» и нежную, добрую руку.

Для развития адекватной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста я использую схемы для анализа деятельности ребенка - это тот же «Двигоцветик». С помощью этой модели ребенок видит последовательность, результат и может проанализировать свою деятельность. Используется и школа самооценки в форме лесенки.

Часто в занятия я включаю проблемные ситуации, где ребенок погружается в условия выбора. Например, прыжки в длину с места через проведенную линию, где ребенку: первое расстояние задает педагог, второе - ребенок сам выбирает для себя это расстояние и третье - ребенок должен провести эту линию мысленно. Такие занятия помогают также сформировать адекватную самооценку.

Развитием выразительности движений служит работа по эстетическому оформлению двигательного опыта детей. Основой для оформления служит музыка. Музыка не только «озвучивает» движения ребенка, сколько выступает для него особым объектом двигательного освоения. Это использование в работе произвольных танцев, музыкально - ритмических действий, не требующих основательной хореографической подготовки, в которых ребята самостоятельно и свободно выполняют элементы танцевальных движений в соответствии с характером музыки переживаемым эмоциональным состоянием. (Подвижные игры : «игрушка», «Танец шляпы», «Волшебная кисточка», «Создай свой танец», «Приклеенная нога», «Зеркало»). Мною создана картотека музыкально -ритмических игр.

В дальнейшем творческая активность детей в физических упражнениях обеспечивает перенос имеющихся навыков в подвижные игры. Именно подвижные игры, являются эффективным средством развития двигательного воображения. Однако в свете традиционной методики, по мнению В. Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова, они нередко утрачивают свой развивающий потенциал.

Каждая игра имеет свою схему, по которой дети могут рассказывать, что это за игра, можно придумать новое название, а можно изменить один элемент схемы придумать новую игру, с другими правилами.

Сюжетные игры, которые дети придумывают самостоятельно по сказкам, рассказам, требуют дополнительной работы. Где детьми анализируются действия персонажей, характеры героев. Такая работа не возможна без сотрудничества с воспитателями групп. Поэтому воспитатели заранее читают сказки, рассказы, вместе с детьми придумывают действия для персонажей.

Мною также используется психогимнастика, цель, которой является снятие психоэмоционального напряжения и приобретение навыков саморасслабления. Это следующие упражнения : вхождение в контрастные образы (Буратино — Карабас и др.), имитация перехода от одних внутренних состояний к другим — противоположным (печаль — радость, усталость - бодрость и т.д.), игровые упражнения по методике мышечной релаксации Д. Джекобсона (мышцы руте, ног, корпуса, мышц лица), релаксация под музыку (Г. Азовцева «Образы здоровья»).

В процессе развития двигательного творчества ребенок получает возможность личностного самовыражения не только на занятиях, но и на физкультурных праздниках и досугах. Они являются своеобразной формой показа достижений, учат творческому использованию двигательного опыта в условиях коллективных действий.

       Выбор и реализация представленного мной сегодня подхода - это возможность работать творчески быть в постоянном поиске, обрести смысл самоизменений , самосовершенствования .

Литература

  1. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие/ В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000.
  2. Пустынникова  Л..М. «Система»         
  3. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997.
  4. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ сост. Н.А.Ноткина., Л.И.Казьмина и др.
  5. М.А.Рунова. Движение день за днем. Линка-Пресс, М., 2007.
  6. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ сост. Г.П. Юрко// Дошкольное воспитание , №1 – 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Движение - путь к здоровью"

Область: физическое развитие...

Проект "Азбука движения, здоровья и безопасности!"

Материал содержит проектную деятельность дошкольников для педагогов....

«Движение – путь к здоровью малышей.»

«Движение – путь к  здоровью малышей.»...

Движение и спорт-путь к здоровью

Создание у детей мотивации заниматься физкультурой и спортом. Обогащение представлений детей о спорте, физической культуре, здоровом образе жизни....

"Движение - путь к здоровью"

Рекомендации по работе с детьми ОВЗ на физкультурном занятии...