Выступление на семинаре по теме: «Расширение кругозора и формирование целостной картины мира средствами Этнокалендаря»
статья (старшая группа) на тему
Это обзор и анализ материала Этнокалендаря для дошкольников помогающий дать детям новые знания о традициях и праздниках разных народов и сформировать у дошкольников целостную картину мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обзор материала Этнокалендаря | 41.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Толерантность – характерная черта петербургской культуры. Для поликультурного, поликонфессионального мегаполиса, каким является Санкт-Петербург, этнокультурный календарь имеет особый смысл.
Этнокалендарь Санкт-Петербурга выпускается с 2007года
«Это интегрированный календарь основных памятных дат и праздников представителей этносов, проживающих в Санкт-Петербурге с его традициями межнациональных отношений, диалога культур .
Важно дать возможность детям узнать о своеобразии культур разных народов, их традициях, верованиях, заинтересовать тем, как и чем живут люди в соседнем доме, на ближайшей улице… Важно знать и основы собственной традиционной культуры, понять их истоки, иметь представление о тех, кто строил город и страну, кто составил славу науки, искусства нашей Родины. Это достойные примеры достойной жизни, о которых желательно не забывать В этнокалендаре уделено внимание параллелизму и схожести традиций в жизни разных народов, что подчеркивает общность культуры города и страны. Авторы стремились к тому, чтобы даты религиозных праздников и событий в "ЭТНОКАЛЕНДАРЕ…" соответствовали их значимости для верующих соответствующих конфессий, не задевали чувств верующих, вместе с тем не являлись пропагандой или противопоставлением религий, обрядности.»
Е.С. Протанская - автор идеи, названия и концепции «ЭТНОКАЛЕНДАРЯ», доктор философских наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
«"ЭТНОКАЛЕНДАРЬ..." - эффективный педагогический инструмент в воспитании толерантности.»
Л.М. Ванюшкина - доктор педагогических наук, заведующая кафедрой прикладной культурологии Санкт-Петербурга
Необходимо учесть несколько тем (акцентов) при работе с плакатами Этнокалендаря:
1 Святыни и жизненные ценности россиян
2 «Я - россиянин, я люблю свою Родину» (государственные, исторические даты)
3 Праздники в домах детей мира
4 Даты, связанные с русским языком и литературой
5 В природе происходят перемены
Этнокалендарь является важнейшим средством расширения кругозора дошкольников и формированию у них представления о целостной картине мира
Формирования представлений о целостной картине мира
Для формирования представлений о целостной картине мира необходимо : - Создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире
Этой задаче полностью соответствует Этнокалендарь, который включает в себя целый мир исторических, культурных , национальных событий
- Формирование элементарных представлений о жизни и особенностях труда в природе, представлений о профессиях
Праздник весны и труда
1 мая
В конце XIX в., 1 мая 1886 г., американские трудящиеся города Чикаго устроили забастовку и уличную демонстрацию с требованием сократить рабочий день до восьми часов. Полиция стала разгонять собравшихся , дело дошло до взаимной перестрелки и закончилось арестом, затем судом и жестоким приговором активистам. Три года спустя в память жертв первомайской забастовки Парижский конгресс II Интернационала установил эту дату Днем солидарности рабочих всего мира. Впоследствии праздник был переименован в «Праздник весны и труда»
Нужно рассмотреть с детьми плакат Этнокалендаря, рассказать детям об истории праздника и о том, каким уважением всегда пользовались люди, которые умеют хорошо выполнять свою работу Надо довести до сознания детей, что любой труд почетен, если человек хорошо работает
Воспитатель проводит с детьми беседу о том,кем работают их родители, кем они сами собираются стать Очень уместно в данном случае выучить с детьми стихотворение Маяковского «Кем быть»
В методических рекомендациях к Этнокалендарю предлагается просмотр и об суждение мультфильма « Дедушкина дудочка»
Расширение кругозора дошкольников
Значение этнокалендаря для расширения кругозора дошкольников трудно переоценить
1 Этнокалендарь – прежде всего календарь и дети видят, как сменяют друг друга времена года, месяц за месяцем, день за днем, а еще каждый день в году ознаменован каким-нибудь знаменательным событием Для дошкольника слово «март» ничего не значит, но благодаря этнокалендарю он знает, что в марте мы празднуем:
-Японский праздник кукол
- Международный женский день
-Масленицу
-Навруз
И так каждый месяц
2 Святыни и жизненные ценности Россиян
Это страницы этнокалендаря, связанные с народными праздниками, датами разных религий, праздники обновления, почитания Матери, традиционные дни
Вот некоторые из них:
Рождество Христово (православное)
7 января
Рождество Христово – праздник, который в православной традиции является вторым по значимости после Пасхи. Установлен в память о рождении у Девы Марии Иисуса Христа. Канун праздника называется Рождественским сочельником и проводится в особо строгом посте – до появления в небе первой вечерней звезды. После молитвы семья приступала к трапезе, обязательными блюдами которой были блины и кутья – каши из цельных зерен и ягод с медом. Оставшуюся кутью дети разносили по домам нуждающихся, чтобы и они могли отметить праздник. Навечерие Рождества Христова по традиции отмечалось благотворительными делами – раздавали милостыню, помогали сиротам и бедным вдовам. С рождественской ночи начинались Святки, которые продолжались до Крещения
Необходимо показать детям плакат этнокалендаря, спросить детей, что они знают об этом празднике Объяснить детям связь между рождеством и Новым годом Методические рекомендации предлагают продемонстрировать детям видеоролик «Киндерленд рассказывает о Рождестве»
Cагаалган «Белый месяц»
Название происходит от слова «сагаан» – «белый». В старину считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью. Позже один из потомков держателей трона перенес время празднования Нового года на конец зимы. У монголов, калмыков, бурят, тибетцев и других народов начало нового года совпадало с наступлением весны. Это придавало особую красочность и торжественность многим обычаям, обрядам и развлечениям праздника.
Нужно показать детям плакат, рассказать о праздновании буддийского Нового года Попросить детей вспомнить, как отмечается Новый год у других народов Особо нужно отметить, что при праздновании Сагаалгана выделяется традиция почитания старшего поколения за их мудрость
Песах (иудеи)
Один из главных праздников иудейского календаря, Песах празднуется в память о поспешном бегстве (Исходе) евреев из Египта, о чем говорит ветхозаветное предание. Празднование продолжается в течение семи-восьми дней. По религиозному канону (Тора) во все эти дни запрещается употреблять в пищу «хамец» – все, что изготовлено на дрожжах (хлеб, напитки). Вместо привычного хлеба к столу подают пресные лепешки из пшеничной муки (маца). Согласно преданию, при Исходе хозяйки не успели поставить тесто и испечь в дорогу привычный хлеб – пришлось довольствоваться мацой.
Предлагаем детям рассмотреть плакат, рассказываем о празднике «Песах» и традициях его празднования Рекомендуется ознакомить детей с мультфильмом «Пасхальная Агада»
Пасха - Светлое Христово Воскресение
Пасха (Воскресение Христово) – главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа. Это событие считается всеми христианами величайшим, дарующим спасение миру и человечеству. По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием этого дня было торжественное ночное богослужение в храме. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником словами, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Учителя: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!», – и обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет. Красное яйцо символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни.
Необходимо показать детям плакат ,рассказать им об истории и традициях праздника Спросить детей, как они отмечают Пасху в семье, продемонстрировать мультфильм «Великая книга Пасхальная история»
День матери (греки, латыши, литовцы, немцы, финны, эстонцы)
В отличие от Международного женского дня, в День матери чествуются только матери, бабушки и беременные женщины. Традиция празднования Дня матери, по некоторым источникам, берет начало еще в женских мистериях древнего Рима. В Греции история праздника ведется со времен античной Греции, когда греки отмечали весной день матери всех богов – Геи. Также известно, что в Англии XV века отмечалось так называемое «Материнское воскресенье». 12 декабря 1912 года была создана Международная ассоциация Дня матери с целью распространения сознательного празднования этого дня. В этот день дети готовят подарки для мам, преподносят цветы и открытки, сделанные своими руками, говорят слова благодарности, а папы стараются на кухне, каждый в меру своих способностей и возможностей. Поздравляют также и бабушек. «Мамина» тема в этот день звучит на сценах, в прессе, на радио и ТВ. И конечно в школах и детских садах.
Демонстрируем детям плакат этнокалендаря, проводим с ними беседу о традициях праздника Просим назвать сходство и различия этого праздника с Международным женским днем Демонстрация мультфильма «Мама для мамонтенка»
Рождество Христово (католики, протестанты)
25 декабря
Рождество западных христиан
В канун праздника соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу только сочиво – сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. Пост заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. Важнейшим событием вечери, проводимой старшим в семье, является преломление рождественских хлебов. Незанятое место за столом напоминает об умерших родственниках, а подложенное под белую скатерть сено символизирует бедность Святого Семейства.
Второй день праздника, 26 декабря, посвящается памяти святителя Стефана (жертвуются деньги беднякам), третий – евангелиста Иоанна Богослова (совершается обряд освящения вина); четвертый день – памяти святых Невинных Младенцев Вифлеемских (священники дают особое благословение детям). Либо в воскресенье, либо 30 декабря отмечается праздник Святого Семейства.
Празднование Рождества завершается 1 января, в День Пресвятой Богородицы.
Предлагаем детям рассмотреть плакат, побеседовать с ними о традициях праздника Предлагается к семейному просмотру мультфильм «Великая книга: Рождество»
3 Государственные, исторические даты
Важно не оставить без внимания государственные даты и праздники Дети должны знать историю нашей страны, России, чтить памятные для каждого россиянина даты
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
27 января
К концу января 1944 года советские войска совместным наступлением наземных войск, Балтийского флота, авиации и партизанских отрядов полностью сняли длившуюся 900 дней фашистскую блокаду города. Наступление началось с Приморского плацдарма на Ропшу, затем от Ленинграда на Красное Село. После упорных боев войска соединились в районе Ропши и уничтожили группировку врага.
Нужно показать детям плакат, рассказать о празднике освобождения от фашистской блокады Рассказать, что во время блокады в Ленинграде было много детей и как им тяжело жилось без еды и тепла
Методические рекомендации к Этнокалендарю советуют продемонстрировать детям видеофильм «Дети блокадного Ленинграда»
День защитника Отечества
23 февраля
В этот день мы чествуем тех, кто служил или служит в Вооруженных силах. Всех, кто беззаветно предан своей Родине, кто охраняет безопасность государства, общества и каждого гражданина своей страны. Это праздник людей мужественных, сильных, истинных патриотов. Он является данью глубокого уважения всем, кто служил и служит во благо Отечеству или только готовится вступить в ряды Российской армии, кто выполнял свой служебный и гражданский долг в военных конфликтах нашего времени. В этот день звучат пожелания мирного неба над головой, надежды, радости, счастья и сердечного тепла в домашнем кругу
Этот праздник широко отмечается в детском саду. Дети знакомятся с военными профессиями, техникой. слушают литературные произведения про военных ,готовят папам поздравительные открытки Но для детей очень важно, что эта дата зафиксирована в Этнокалендаре, они с удовольствием рассматривают иллюстрацию Необходимо обсудить с детьми, кого можно назвать защитником отечества, почему мы поздравляем пап и всех мальчиков
День космонавтики
12 апреля
В этот апрельский день 1961 г. на корабле «Восток» в открытый космос отправился Юрий Алексеевич Гагарин. Длительность полета составила 1 час 48 минут. Корабль сделал один виток вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от земли Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата.
Опять же ,тема «Космос» существует в детском саду очень давно Материал дается заранее А 12 апреля в методических рекомендациях предлагается дополнить рассматривание страницы в Этнокалендаре демонстрацией видео «Международный конкурс детского рисунка «Покорение космоса»
Праздник весны и труда
1 мая (см выше)
9 мая
День победы
Вторая мировая война, охватившая более 60 государств Европы, а также территории Азии и Африки, была развязана странами фашистского блока в составе Германии, Италии и Японии с целью установления мирового господства. Исход войны решался на советско-германском фронте. В результате вероломного нападения фашистам удалось проникнуть в глубь нашей территории и захватить важные экономические районы. Но страна сумела в короткий срок перестроиться на военный лад и изгнала врага со своей земли. Сокрушительные удары фашистским войскам были нанесены в 1945 г. в Восточной Пруссии, в Западной Польше и Чехословакии, а весенняя наступательная операция позволила взять штурмом Берлин. Затем советские войска, выйдя к реке Эльба, соединились здесь с американскими и английскими союзниками. 8 мая 1945 г. капитулировала фашистская Германия, а в начале сентября и милитаристская Япония. 9 мая был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Мы рассматриваем с детьми плакат Этнокалендаря, демонстрируем видео «Что такое день Победы»(методические рекомендации) Беседуем с детьми, просим их рассказать, что они знают об этом празднике Спрашиваем детей, кто из их семьи воевал во время Великой Отечественной Войны
День России
12 июня
12 июня 1990 г. Первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России, в которой был зафиксирован приоритет российских законов над союзными. Указом первого Президента России Б. Н. Ельцина день принятия декларации был объявлен государственным праздником РФ и с 1998 г. стал называться «День России».
Дети должны понять, что это праздничный выходной день, посвященный нашей стране, день нашего государства ,праздник каждого гражданина России
В методических рекомендациях предлагается рассказы и просмотры мультфильмов о былинных богатырях России
День народного единства
4 ноября
Это один из самых молодых государственных праздников России. В 2004 г. Государственная Дума РФ приняла поправки в закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из поправок и было введение этого праздника и назначение даты. День праздника выбран не случайно, так как именно 4 ноября 1612 г, – как отмечалось в пояснительной записке к проекту закона, – воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов. В рядах народного ополчения были воины разных национальностей и религиозных верований, которые в тяжелейшие годы междоусобиц сумели преодолеть разногласия, объединиться вокруг главной цели и отстоять независимость Родины. Само ополчение уникально еще и тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбы страны решал сам народ, без поддержки и участия официальной власти.
Центром первого празднования (2005 г.) стал Нижний Новгород, где в этот день состоялось открытие памятника Минину и Пожарскому.
Необходимо показать детям плакат, рассказать в доступной форме о событиях праздника Самые разные люди объединились для борьбы с общим врагом и победили Нужно подвести детей к пониманию того, что самым важным для человека являются его семья и друзья Только сообща, дружно можно одолеть любую беду Рекомендуется просмотр мультфильма « Самый главный» (как дружба победила злую ведьму)
День Героев Отечества
9 декабря
До 1917 г. в этот день в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. Поэтому указом Президента России от 28 февраля 2007 года было определено, в продолжение традиции, чествовать в этот день Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы.
Дети рассматривают плакат Этнокалендаря, обсуждают с воспитателем, кого можно назвать героем Дети должны понимать, что геройство ценно не само по себе, а необходимо оно для спасения других людей, для спасения своей Родины от врага
4 Праздники в домах детей мира
В Этнокалендаре есть страницы, посвященные праздникам народов мира Это очень важно для расширения кругозора дошкольников
Вот некоторые памятные даты:
Праздник фонарей (китайцы)
История праздника уходит в далекое прошлое и связана с поклонением Полярной звезде, символизировавшей Великое единство – верховное начало мира. Исторические хроники рассказывают, что гигантскими фонарями из золота, жемчуга и драгоценных камней украшались дворцы знати, а в императорских парках устраивали красочные зрелища. Сегодня в Китае за два дня до праздника на улицах начинают появляться фонари самых различных форм, размеров и расцветок. Их создатели соревнуются между собой в изобретательности и фантазии. Устраиваются специальные выставки фонарей. Праздничные гулянья сопровождаются красочными фейерверками. Многие хотят обязательно увидеть в эту ночь полную луну и полюбоваться ею. По традиции к празднику готовят специальное лакомство – приготовленные на пару сладкие шарики из рисовой муки с начинкой из цукатов, варенья или сахара. На севере Китая их, как и праздник, называют юаньсяо. Китайцы верят, что если все члены семьи будут вместе есть эти сладкие лакомства, они всегда будут жить в счастье и согласии.
Рассматриваем плакат этнокалендаря, рассказываем детям о традициях праздника Предлагаем детям изготовить самим бумажные фонарики
Чхусок - праздник урожая (корейцы)
Чхусок (праздник урожая и день памяти предков) – один из главных национальных праздников в Южной Корее, известный также как «ханави» – день благодарения за хороший урожай. Он проводится на пятнадцатый день восьмого лунного месяца (сентябрь – октябрь). Чхусок- семейный праздник, когда все родные собираются, чтобы совершить благодарственные церемонии. Обязательное блюдо праздничного стола – рисовые лепешки в форме полумесяца, «сомпхен». В этот день угощаются и фруктами нового урожая – яблоками, хурмой, грушами. Особый стол накрывается для предков. По традиции, во время празднования Чхусока все члены семьи надевают яркую шелковую одежду, «ханбок». Устраиваются развлечения для детей, звучит музыка, все создается для хорошего настроения, когда, как говорится в корейской поговорке, «и небо высоко, и конь откормлен».
Предлагаем детям рассмотреть плакат, рассказываем о традициях праздника Просим детей рассказать, что общего и в чем различие этого праздника от семейных праздников других народов
5 Волшебный мир стихов и сказок
Расширение кругозора дошкольников невозможно без ознакомления с русским языком и литературой В Этнокалендаре есть страницы, посвященные детским писателям и поэтам Вот некоторые из них:
День памяти А С Пушкина - 10 февраля
Рассматриваем с детьми плакат Этнокалендаря, спрашиваем детей, какие произведения великого поэта им известны Читаем с детьми сказки Пушкина, смотрим мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке»
Лев Николаевич Толстой- 9 сентября
Предлагаем детям рассмотреть плакат, рассказываем о великом писателе, драматурге, педагоге Л Н Толстом Вспоминаем, какие детские книги Толстого мы читали Демонстрируется мультфильм « Три медведя»
6 В природе происходят перемены
Этнокалендарь - еще и своеобразный календарь природы Там есть праздники ,непосредственно связанные с живой природой
Международный день птиц
1 апреля
Праздник отмечается с 1906 года. В этот день была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются на родину. На земле свыше 8 500 видов птиц. Все народы издавна считали птиц живым символом свободы, верности. Птицы помогают людям сберечь урожай, уничтожая вредителей. Хорошо известно о такой роли птиц, как расселение растительности. Сойка, собирая про запас желуди, разносит их по лесу, прячет повсюду, и они часто прорастают. Кедровки помогают в расселении кедра. Бывали случаи, когда его всходы появлялись на расстоянии 7—9 километров от ближайшего плодоносящего дерева этой породы. Однако некоторым видам птиц грозит вымирание.
Серьезную угрозу создает деятельность человека: линии электропередач,
промышленное строительство, вырубка лесов, постоянное загрязнение среды опасными химическими веществами. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки смертельно опасны для перелетных птиц, разливы нефти в море губят множество водоплавающих. От человека зависит сохранить мир пернатых, ведь всячески охранять места обитания редких его видов – вполне посильное и благородное дело
Также в Этнокалендаре есть праздники посвященные смене времен года, приходу весны:
Масленица
Масленица (масленка, масляна) – праздник проводов зимы, встречи весны – проводилась перед Великим постом в сыропустную неделю православного календаря и заканчивалась в последнее воскресенье перед постом.. В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Масленица отмечалась по всей России: «хоть себя заложи, а Масленицу проводи». Главным развлечением жителей Петербурга было гулянье всей семьей по центральным улицам, катание на лошадях и на санках с горок. На улицах шла праздничная торговля: блины, пироги, пряники, орехи, изюм, семечки, горячий чай, сбитень, свистульки, «тещины языки», детские игрушки, всякий красный товар: ленты, колечки, бусы и т.п. Кульминация праздника – сжигание чучела масленицы в последний день праздника
Знакомим детей с плакатом Этнокалендаря Рассказываем им об этом замечательном празднике Рисуем вместе с детьми чучело Масленицы Разучиваем стихи и народные игры к этому празднику
Севарни (чувашская Масленица)
Севарни – чувашская Масленица, встреча весны
Время зимнего солнцеворота, почитаемое у всех земледельческих народов, чуваши празднуют Севарни («се варни» в переводе на русский язык означает «масленая неделя»). Праздник соответствует русской Масленице, с распространением христианства он полностью с ней совпал.
Рассматриваем с детьми плакат Этнокалендаря, рассказываем о празднике Обращаем внимание детей, что Севарни и Масленица очень похожи, это один и тот же праздник, только у разных народов Демонстрируется видеоролик « Детский чувашский танец»
Навруз (восточный Новый год)
21 марта
В этот день весеннего равноденствия весна приходит на смену зиме ("навруз" и переводится с языка фарси как "новый день"). Истоки праздника восходят еще к языческим временам – он был олицетворением пробудившейся природы, жизни. В наши дни Навруз отмечается по всему Востоку как наступление Нового года. На празднике используют древнейшие его символы: ритуальное блюдо из проросшей пшеницы («сумалек»), священный огонь, который ныне совмещается с красочными фейерверками.
Показываем детям плакат, рассматриваем его Вспоминаем традиции празднования Нового года у других народов Обращаем внимание детей на то, что Новый год может отмечаться в любое время года Навруз отмечается в марте, а еврейский Новый год ранней осенью, китайский Новый год обычно в феврале Демонстрируется мультфильм «Весенние забавы»
Таким образом средствами Этнокалендаря мы расширяем кругозор дошкольника В Этнокалендаре интересно буквально все и взрослым и детям Это уникальный проект позволяющий в доступной для детей форме познакомить их с историей, культурой, традициями родной страны, с религиями народов России, с памятными историческими датами
Выступление на семинаре по теме:
«Расширение кругозора и формирование целостной картины мира средствами Этнокалендаря»
Воспитатель ГБДОУ № 97 Калининского района СПБ
Тимофеева Елизавета Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Тема: Беседа «Наши мамы»
Данное занятие знакомит детей с общественным праздником «День матерей»Учить доброму, внимательному отношению к матери...
Конспект комбинированного НОД по ознакомлению детей с формированием целостной картины мира, расширение кругозора. Тема : Беседа о творчестве И.И.Левитана.
Программное содержание : Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их понимать содержание картины. Закрепить умение самостоятельно выражать эстет...
Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных изобразительных технологий на тему: «Космическое путешествие»
Занятие представляет собой итог познавательно – развивающего цикла «Такой разный космос». Структура занятия смоделирована таким образом, чтобы стимулировать инт...
Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».
Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...
Конспект проведения НОД в старшей группе по теме ФГОС области " Познание, формирование целостной картины мира". Тема : " Защитники Отечества" (с использованием презентации)
Познакомить детей с вооружёнными силами России. Дать знания об их названии и уметь различать по назначению. Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы, используя полученные ранее знания....
Конспект Организованной образовательной деятельности по теме: «Лес – наше богатство» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) в старшей группе
Организованная образовательная деятельность 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...
Конспект НОД в средней группе на тему «Как дикие звери к зиме готовятся» Формирование целостной картины мира (расширения кругозора, ознакомление с окружающим миром) Подготовила и провела: воспитатель: О.В.Медведева (Разновозрастная группа от 3 – 5 лет)
Конспект НОД в средней группе на тему«Как дикие звери к зиме готовятся»Формирование целостной картины мира (расширения кругозора, ознакомление с окружающим миром)Подготовила и провела: вос...