Выявление уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста .
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МБДОУ ДС №22 станицы Ярославская Мостовского района Краснодарского края в 2017 – 2018 учебном году в старшей возрастной группе.
На первом этапе опытно-педагогической работы была проведена диагностика с использованием методик, предложенных О.С. Ушаковой и В.П. Глуховым, направленная на выявление уровня сформированности связной (монологической) речи у детей исследуемой группы (16 человек).
Диагностика проводилась в индивидуальной форме, в несколько этапов. Цель диагностики: выявить особенности развития связной речи в разных видах рассказывания (пересказ, рассказ по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин). Детям были предложены следующие диагностические задания:
Пересказ сказки «Репка» (методика О.С. Ушаковой)
Диагностическая методика предполагала пересказ знакомой сказки без предварительного чтения и разбора и была направлена на анализ уровня сформированности речи повествовательного характера на примере воспроизведения достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка»).
Ребенка спрашивали: «Ты помнишь сказку «Репка»? Можешь ее рассказать?» После пересказа ребенку читали оригинальный текст сказки и спрашивали: «Как тебе кажется, ты все правильно рассказал? Или в тексте сказано по-другому?»
Если в процессе пересказа ребенок испытывал затруднения (делал длительные паузы, отказывался от пересказа, забывал последовательность событий), помогали ему наводящими и уточняющими вопросами.
Пересказы детей анализировали по следующим критериям: наполненность лексическим составом, наличие аграмматизмов, наличие связности, последовательности, логичности.
Задача пересказать текст не создавала ситуации коммуникативности. Перед ребенком стояла чисто учебная задача – пересказывать. Высказывания некоторых детей (Вика Е., Кирилл Ч.) носили чисто информационный характер, они передавали основные содержание сказки и совершенно не задумывались над формой изложения. Другие дети (Юля Б., Игорь Т., Никита А.) старались передать содержание и облечь его в форму, соответствующую данному художественному произведению.
Интересно отметить, что не все дети осознавали несоответствие своего и литературного текстов. Основная их ориентация - на смысл. Одни дети так и отвечали, что содержание сказки передано («я про все рассказал»). Другие дети, более высокого уровня развития отвечали: «В сказке другими словами об этом говорится» (Юля Ю.).
Пересказы детей исследуемой группы были неоднородными, 6 из 16 ребят (Юля Ю., Ваня М., Юля Б., Игорь Т., Никита А., Катя З.) составили пересказ самостоятельно, полностью передали содержание, соблюдали связность и последовательность изложения, употребляли разнообразные языковые средства.
Другие 6 ребят (Марина К., Вова Р., Вика Е.. Кирилл Ч., Алина Б., Сима Т.) составили пересказ с некоторой помощью (наводящих вопросов). В пересказе полностью передали содержание, но отмечались отдельные нарушения связности, единичные ошибки в структуре предложений.
У 4 детей (Андрей Л., Оля П., Миша Л., Семен К.) выявили трудности при пересказе сказки. Было установлено, что затруднения чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах этих детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных частей и т.д.). Эти проявления свидетельствуют о нарушении программирования текста. Дети составляли пересказы с помощью наводящих вопросов, которые приходилось повторять по нескольку раз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 14.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МБДОУ ДС №22 станицы Ярославская Мостовского района Краснодарского края в 2017 – 2018 учебном году в старшей возрастной группе.
На первом этапе опытно-педагогической работы была проведена диагностика с использованием методик, предложенных О.С. Ушаковой и В.П. Глуховым, направленная на выявление уровня сформированности связной (монологической) речи у детей исследуемой группы (16 человек).
Диагностика проводилась в индивидуальной форме, в несколько этапов. Цель диагностики: выявить особенности развития связной речи в разных видах рассказывания (пересказ, рассказ по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин). Детям были предложены следующие диагностические задания:
Пересказ сказки «Репка» (методика О.С. Ушаковой)
Диагностическая методика предполагала пересказ знакомой сказки без предварительного чтения и разбора и была направлена на анализ уровня сформированности речи повествовательного характера на примере воспроизведения достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка»).
Ребенка спрашивали: «Ты помнишь сказку «Репка»? Можешь ее рассказать?» После пересказа ребенку читали оригинальный текст сказки и спрашивали: «Как тебе кажется, ты все правильно рассказал? Или в тексте сказано по-другому?»
Если в процессе пересказа ребенок испытывал затруднения (делал длительные паузы, отказывался от пересказа, забывал последовательность событий), помогали ему наводящими и уточняющими вопросами.
Пересказы детей анализировали по следующим критериям: наполненность лексическим составом, наличие аграмматизмов, наличие связности, последовательности, логичности.
Задача пересказать текст не создавала ситуации коммуникативности. Перед ребенком стояла чисто учебная задача – пересказывать. Высказывания некоторых детей (Вика Е., Кирилл Ч.) носили чисто информационный характер, они передавали основные содержание сказки и совершенно не задумывались над формой изложения. Другие дети (Юля Б., Игорь Т., Никита А.) старались передать содержание и облечь его в форму, соответствующую данному художественному произведению.
Интересно отметить, что не все дети осознавали несоответствие своего и литературного текстов. Основная их ориентация - на смысл. Одни дети так и отвечали, что содержание сказки передано («я про все рассказал»). Другие дети, более высокого уровня развития отвечали: «В сказке другими словами об этом говорится» (Юля Ю.).
Пересказы детей исследуемой группы были неоднородными, 6 из 16 ребят (Юля Ю., Ваня М., Юля Б., Игорь Т., Никита А., Катя З.) составили пересказ самостоятельно, полностью передали содержание, соблюдали связность и последовательность изложения, употребляли разнообразные языковые средства.
Другие 6 ребят (Марина К., Вова Р., Вика Е.. Кирилл Ч., Алина Б., Сима Т.) составили пересказ с некоторой помощью (наводящих вопросов). В пересказе полностью передали содержание, но отмечались отдельные нарушения связности, единичные ошибки в структуре предложений.
У 4 детей (Андрей Л., Оля П., Миша Л., Семен К.) выявили трудности при пересказе сказки. Было установлено, что затруднения чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах этих детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных частей и т.д.). Эти проявления свидетельствуют о нарушении программирования текста. Дети составляли пересказы с помощью наводящих вопросов, которые приходилось повторять по нескольку раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Методики для выявления уровня развития общения у детей старшего дошкольного возраста
Методики для выявления уровня развития общения у детей старшего дошкольного возраста...