: « Способы преодоления затруднений в общении»
учебно-методический материал по теме
Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые - ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.
Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми связаны с отношением к себе и восприятием отношения других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
microsoft_word_document_2.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые - ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.
Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми связаны с отношением к себе и восприятием отношения других.
Застенчивый ребенок, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой стороны, не решается проявлять себя и свои потребности. Причина таких нарушений кроется в особом характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. С одной стороны, ребенок имеет высокую самооценку, считает себя самым лучшим, а с другой - сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует его инициативу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся потребности в совместной деятельности и в полноценном общении.
Застенчивый ребенок слишком остро переживает свое Я. Все, что он делает, постоянно оценивается глазами других, которые, с его точки зрения, подвергают сомнению ценность его личности. Повышенная тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. Признание и уважение всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные и деловые интересы, что препятствует реализации своих способностей и адекватному общению с другими.
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся "недостаток".
Ребенок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, еще больше его сковывает.
Застенчивого ребенка следует активно привлекать к выполнению различных поручений, сначала несложных, с которыми он заведомо справится.
Застенчивый ребенок часто бывает настолько робок, скован, что создается впечатление, что он не в состоянии справиться даже с простейшим заданием. Но его неудачи объясняются не тем, что он не знает, как действовать, а тем, что боится ошибиться, не угодить взрослому, боится, что его будут ругать. Обычно таким детям требуется достаточно много времени, чтобы ознакомиться с заданием, понять, что от него требуется какой должен быть результат. И если взрослый начинает торопить, то ребенок обычно вообще прекращает работу. После нескольких таких неудач дети начинают отказываться или уклоняться от выполнения любых заданий.
В этом случае следует сделать по-другому. Лучше всего предложить ребенку выполнять задание вместе. Но помогать ему надо ненавязчиво, так, чтобы ему казалось, что он справился с заданием сам. Застенчивые дети охотно пользуются советами и рекомендациями взрослого. Любая совместная деятельность снимает у ребенка страх ожидания оценки, взрослый не воспринимается как строгий судья, а выступает как бы в роли компетентного партнера, и ребенок в меньшей степени чувствует груз ответственности за свои действия. Для застенчивого ребенка, боящегося именно оценки взрослого, такая ситуация является наиболее приемлемой.
Давая ребенку задание, необходимо показать ему свою уверенность в успешности его действий, но не акцентировать чрезмерно на этом своего внимания. Если ребенок почувствует пристальный интерес к своим действиям, он застесняется еще сильнее. Если же взрослый отнесется к происходящему как к само собой разумеющемуся, ребенок будет спокойнее. Застенчивые дети внушаемы, они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой, и поэтому спокойная уверенность взрослого здесь лучшее лекарство. За результат, достигнутый ребенком, его следует обязательно похвалить. Удовольствие от удачного выполнения задания и радость от похвалы взрослого поддержат ребенка, частично снимут его опасения.
Часто неуверенность застенчивого ребенка связана не столько с самими действиями, которые от него требуются, сколько с тем общением, в которое он должен при этом вступить.
Застенчивых детей нужно приучать к выполнению поручений постепенно. От разовых, простых следует переходить к постоянным, например просить поливать определенные цветы на подоконнике, всегда раздавать бумагу перед занятиями рисованием и т. п. Те же задания, которые связаны с включением ребенка в общение со взрослым, лучше поручать ему не одному, а на пару с другим, более общительным и активным ребенком. При этом застенчивый ребенок стесняется меньше и одновременно усваивает необходимые в конкретной ситуации способы общения. Даже если он допустит какую-то оплошность, ему будет легче это пережить.
Хорошим способом вовлечь дошкольника в общение с более широким кругом сверстников является организация совместной деятельности, причем именно той, в которой застенчивый ребенок делает наибольшие успехи и которая интересна и ему, и другим детям. Важно только узнать, в чем он преуспевает. Почти у любого ребенка можно найти какие-либо знания, умения, навыки, которых нет у других. Похвала воспитателя способна изменить отношение к стеснительным детям в группе.
Еще одним эффективным методом включения застенчивых детей в коллектив является организация совместной деятельности, в которой в качестве партнеров выступают младшие дети. Как правило, застенчивые дети их не стесняются и охотно принимают на себя роль старшего, умелого и опытного товарища. Эта роль обычно для них недоступна в общении со сверстниками и поэтому особенно привлекательна. Чувствуя свое превосходство над младшими детьми, робкий в других ситуациях ребенок здесь охотно помогает им в различных затруднениях, обучает тем действиям и умениям, которыми сам овладел. При этом он часто копирует воспитателя или другого взрослого, наслаждается возможностью выполнять в общении столь непривычную для него активную роль, использует многие навыки, которые не решается реализовать в игре со сверстниками или в общении со взрослыми.
В детском саду воспитатель может привлечь застенчивого ребенка к «помощи» в работе с детьми младшей группы. В семье родители могут достичь того же эффекта, привлекая дошкольника к уходу за его младшими братьями или сестрами на правах полноправного помощника. Привлекать ребенка к такой помощи следует осторожно, но уверенно, твердо, чтобы у него не возникло сомнения в том, что это у него получится. Лучше всего не ограничиваться общими просьбами типа «Ну, поиграй с маленьким», а дать конкретное указание, например: «Поучи малыша ловить мячик», «Покажи ему картинки в книжке и расскажи, что там нарисовано» и т.д. Справится с трудностями в общении помогают беседы. Например: .Беседа «Как правильно дружить»
В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы».
Так же с детьми старшего дошкольного возраста можно провести беседу такого плана:«Не нужно бояться ошибок,неудач. Мы с вами растем, развиваемся. Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, каждый день мы учимся делать что-то новое. А на новой дороге не обойтись без ошибок и неудач. Не бойтесь их! Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Главное - не расстраиваться, не опускать руки, не обвинять себя и окружающих в том, что не повезло. Нужно терпеливо исправлять ошибки, преодолевать трудности! Давайте подумаем вместе, что значит «на ошибках учатся». Наши ошибки помогают понять нам , что было сделано не так, и в следующий раз поступить так, чтобы добиться успеха. Если трудно, непонятно, попросите о помощи других ребят или взрослого человека. Может быть они уже сталкивались с такой ситуацией, и у них есть опыт выхода из нее, который они могут вам передать»
После беседы обговорить вместе с детьми различные способы преодоления трудностей, пусть они попробуют придумать их сами, вспомнят примеры, как они или их друзья преодолевали различные жизненные препятствия. После беседы предложите детям нарисовать эти способы. Совместное рисование на эту тему, помимо развития уверенности в себе, поможет замкнутому ребенку вступить в контакт с другими людьми, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир.
В целом справиться с застенчивостью у дошкольника можно при условии, что взрослые смогут воспитать у него чувство уверенности в себе.
Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. В этом мы убедились в нашей работе. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченное и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие. Познание всего эмоционально. Любые психические окрашиваются эмоциями - будь то ощущение или воображение, мышление или память. Наш мир - это вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок и срывов. Таков суровый закон жизни: только преодолевание препятствий и барьеров, поднимаясь после «падений», учась на ошибках, человек познает себя и свои связи с миром. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи и ошибки.
Список использованной литературы:
* Шишова Т. Застенчивый невидимка. - М., 1997
* http://adalin.mospsy.ru/
* Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.-М.: Владос, 2001.
* Маркова В.А., Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников, журнал «Воспитатель ДОУ», № 9, 2009 г.,
* http://knowledge.allbest.ru/psychology/
6. Смирнова Е.О. «Особенности общения с дошкольниками»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преодоление затруднений в формировании связной речи дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"
Статья...
Преодоление затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей в условиях введения ФГОС.
Статья посвящена преодолению затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей в условиях введения ФГОС, с помощью одного из пяти направлений развития и образования детей в ФГОС – по...
Преодоление затруднений в развитии связной речи дошкольников, как залог успешного обучения в школе.
В материале раскрывается предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей " Работа по преодолению затруднений у детей в процессе их приобщения к русской народной культуре".
Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решению задачи трудового, семейного воспитания....
Статья "Преодоление затруднений в формированиисвязной речи дошкольника в условиях ФГОС ДО"
В статье рассказывается как формировать связную речь дошкольника в игровой форме с помощью творческих игр, сказок, стихов, различных художественных произведенийи др....
СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023 ГОД
СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023 ГОД...
Сборник игр, направленных на развитие компетенций будущих первоклассников, а также на преодоление затруднений, выявленных в ходе мониторинговых исследований 2023г.
СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023г....