Преодоление затруднений в развитии связной речи дошкольников, как залог успешного обучения в школе.
статья

Кулинцева Галина Александровна

В материале раскрывается предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление затруднений в развитии связной речи

дошкольников, как залог успешного обучения                

                         в  школе

    Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

    В нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно большой  и разнообразный словарный запас, который продолжает расширяться, большинство детей правильно произносят звуки родного языка. Завершается в основном этап усвоения грамматической системы языка. Задачами развития речи продолжают являться обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все эти задачи достаточно успешно реализуются в ДОУ в совместной деятельности взрослого и детей. Но конечная цель – это овладение речью как средством общения.

      Использование современных образовательных технологий для развития связной речи в ДОУ закладывает основы успешного обучения в школе. В работе с детьми  мы используем:

-  Здоровьесберегающие технологии ( физкультминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа ( точечный массаж) и др.);

-  Игровые технологии ( настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические игры-инсценировки,  игры с дидактическими игрушками моторного характера ( игры с вкладышами, разборными шарами, башенками ), дидактические игры  с предметами, словесные игры, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр);

-  Метод наглядного моделирования.

   Предлагаем детям задания на репродуктивном ( пересказ литературного образа ) и продуктивном ( создание самостоятельного связного высказывания) уровнях. Задания продуктивного характера, как правило, предлагаем  с опорой на картинку или игрушку, которые должны быть красочными и интересными для детей. Также в формировании связной речи дошкольников широко используется пересказ , для которого мы подбираем небольшой , увлекательный по сюжету текст, желательно с иллюстрациями. Одновременно использование литературного образа и иллюстраций значительно повышает качество детских пересказов. Картинки положительно влияют на понимание текста и позволяют ребенку точнее, содержательнее, последовательнее  его излагать.

      Для активизации общения используем новизну и занимательность  дидактического материала, разнообразные формы работы, смену речевых партнеров, создаем коммуникативные ситуации по типу обобщенной модели игровых и речевых действий, используем разнообразные методы и приемы работы. К ним относится метод совместного рассказывания, где мы  используем такие игровые приемы « Я начну, а ты продолжи», « Закончи предложение».

Например:

- Выпал первый…

-Утром дети …

-Девочка Маша играет… 

     

Работу над семантикой слова мы осуществляем и в свободной деятельности с детьми. Объясняем, что одни и те же слова могут иметь разное значение в зависимости от ситуации общения, контекста. Проводятся упражнения: « Как можно сказать по другому ?»,   « Скажи наоборот». В ходе выполнения первого дети получают возможность поупражняться в подборе синонимов. Во втором упражнении дошкольники подбирают ан тонимы.

 Например: упражнение «Скажи по-другому»

Вариант 1. Игровые действия: игра с мячом, придумать слова-синонимы.

Воспитатель. В этой игре я называю слово, а вы должны подобрать к этому слову похожее по смыслу слово.

•Беречь (природу) — сохранять, щадить, оберегать, хранить.

•Большой (завод) — огромный, крупный, громадный, гигантский.

•Высотный (дом) — многоэтажный.

•Добывать (нефть) — качать.

•Ехать — мчаться, гнать, нестись.

•Знаменитый (человек) — известный, прославленный, популярный.

•Прекрасный (парк) — красивый, изумительный.

•Родина — Отечество, Отчизна.

•Современный (зал) — новый, модернизированный.

•Старинный (дворец) — древний.

Вариант 2.«Скажи наоборот»

Игровые действия: ловить мяч, придумывать слова-антонимы. Воспитатель называет слово и бросаем мяч ребенку, тот в свою очередь должен назвать слово противоположное по значению названному педагогом.

•Большой (город) — маленький, крохотный, небольшой.

•Высокий (кран) — низкий.

•Глубокий (канал) — мелкий.

•Древний (замок) — современный, новый.

•Загрязнять (речку) — очищать.

•Интересный (случай) — скучный.

•Красивый (вид) — безобразный, уродливый, неопрятный.

•Молодой (человек) — пожилой, старый,

•Разрушать (дом) — строить, восстанавливать.

•Огромный (магазин) — маленький, крохотный.

Еще один вариант словесной игры «Скажи наоборот»

Цель: учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.

Правила игры: педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу

Педагог: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…

Дети: Низко.

Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…

Дети: Близко.

Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…

Дети: Свет.

Педагог: Теперь скажу я слово «да!», а ты ответишь…

Дети: Нет.

Педагог: Скажу я тихо слово «ночь», а ты ответишь…

Дети: День.

Скажу я громко слово «труд», а ты ответишь…

Дети: Лень.

Скажу я слово Вам «слабак», ответите…

Дети: Силач.

Теперь скажу я слово «смех», ответите мне…

Дети: Плач.

Педагог: Скажу я слово «говорить», ответишь ты…

Дети: Молчать.

Теперь скажу слово сорить», ответишь…

Дети: Убирать.

Скажу такое слово: «грязь», ответишь…

Дети: Чистота.

Педагог: Скажу сурово слово злость», ответишь.

Дети: Доброта.

Скажу слово «хороший» Вам, ответите…

Дети: Плохой.

Педагог: Теперь скажу слово «старик» ответишь…

Дети: Молодой.

Педагог: Скажу я слово Вам «мудрец», ответишь мне.

Дети: Глупец.

Педагог: В игре всегда начало есть, ну. А сейчас…

Дети: Конец!

      Предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста, формирование правильной речи через совместную  непосредственно – образовательную  и игровую деятельность,  имеет особое значение , так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения. А овладение всеми  сторонами речи, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

                    Воспитатели МК ДОУ ЦРР – детский сад № 18 г. Россоши

                                                                  Кулинцева Г.А. , Старикова А.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Правильная речь в семье – залог успешного обучения в школе

Залог успешного обучения ребёнка в школе - образец правильной, грамотной речи родителей. В помощь родителям предлагаются различные речевые игры на развитие фонематической стороны речи, грамматического...

«Правильная речь в семье – залог успешного обучения в школе»

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым, крепким, здоровым, умным, успешным.  Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития р...

Правильная речь в семье – залог успешного обучения в школе»

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым, крепким, здоровым, умным, успешным.  Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного раз...