Современный педагог глазами родителей
статья на тему
Данная статья предназначена для педагогов МБДОУ, которые работают в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu_27.08.2014_g.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые образовательные стандарты –эта фраза давно на слуху у всех специалистов системы образования. Его ждали, обсуждали всей страной, и... пришло время начать применять новое на практике.
Социальный запрос родителей воспитанников определяет не только выбор образовательных программ дошкольной организации, но и предъявляет требования к профессии - «педагог». Для создания образа современного воспитателя среди родителей воспитанников состоялся опрос «Современный педагог глазами родителей».
С целью изучения мнения родителей использовались традиционные методы:
- личное интервью;
- наблюдение;
- анкетирование.
Помимо традиционно используемых методов в работе с родителями применялись проективные методы, позволяющие выявить представления и отношение родителей к деятельности педагога ДОУ путем осознанного или бессознательного перенесения родителями собственного состояния на внешние источники. Нами были использованы следующие проективные методики:
- словесные ассоциации;
- завершение высказывания;
- анализ отзывов родителей.
Анализируя данные мониторинга и оптимизируя содержание современных нормативно- правовых документов /ФГОС ДО, профстандарт педагога/ портрет педагога ДОО выглядит многогранным и многоликим.
Для справки:
Термины и определения применительно к педагогу:
Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога /воспитателя/ складывается из его профессиональных компетенций.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Педагог должен обладать:
1. Знанием специфики дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знанием общих закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенностей становления и развития детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте.
3. Умением организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.
4.Способностью организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
5. Владением теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
7. Умением реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
9. Владением методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых целевых ориентиров.
10.Профессиональной ИКТ-компетентностью- квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
11. Способностью демонстрировать знание предмета /направления/ и программы обучения.
12. Умением планировать и проводить занятия, анализировать их эффективность (самоанализ).
13. Владеть формами и методами обучения и воспитания, выходящими за рамки непосредственно образовательной деятельности /например: экскурсии, походы/.
14. Умением объективно оценивать знания воспитанников, используя разные формы и методы контроля.
15. Способностью эффективно регулировать поведение воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды.
16. Способностью эффективно управлять группой детей, с целью вовлечения дошкольников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию дошкольников.
17. Умением общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
18. Умением проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
19. Умением строить воспитательную деятельность с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей.
20. Умением поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) дошкольников, привлекать семью к решению вопросов воспитания и развития ребенка.
21. Умением сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.
22. Способностью поддерживать в детском коллективе здоровую, дружескую атмосферу.
23. Способностью в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
24. Способностью оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
25. Готовностью к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Умением составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
26. Владением специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
27. Умением отслеживать динамику развития ребенка.
Педагог должен иметь:
1.Профессиональное образование.
2. Квалификационную категорию.
3. Мотивацию на постоянное повышение квалификации.
4. Личностные качества.
5.Расширенные границы в плане профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка в соответствии с современным наполнением психолого-педагогическим компетенциями.
Педагог несет ответственность за результаты своего труда!!!
Новый ФГОС по словам разработчиков, «Особенно социален» и требует при его реализации обновленной роли педагога в ДОУ. Но какой? В чем может быть новая роль педагога? Воспитателя? Возможно в современных условиях помощь могут оказать следующие педагогические технологии:
1. Гуманно- личностная технология:
Применение данной технологии раскрывается через следующие методы:
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросе самовыражения;
- резервы семейной педагогики;
- образовательная деятельность: контроль за посещением занятий, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;
2. Технология использования Интернета в образовательном процессе, технология социального консультирования и посредничества:
Использование возможностей сайта ДОУ с целью повышения правовой и педагогической культуры родителей. Также следует активно использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня своих профессиональных знаний и умений /через участие в сетевых конкурсах, видеоконференциях и вебинарах/.
3. Технология социальной адаптации:
Взаимодействие психолого-педагогической службы ДОО с родителями и детьми, в которой каждый участник образовательного процесса является равноправным партнёрам, с целью сохранения, восстановления и поддержания социального статуса семьи и ребенка. Для реализации данной технологии психолого-педагогическая служба проводит раннюю профилактику и коррекцию детско-родительских отношений.
К направлениям деятельности по социализации воспитанников относится:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, доверие к людям, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: уважение родителей; уважение достоинства другого человека, ответственность, любовь; забота о старших и младших; духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая ответственность);
• воспитание трудолюбия, сознательного отношения к труду, (ценности: картина мира, уважение к труду и людям труда; творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности дошкольника на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Несмотря на новые образовательные стандарты, приоритет у родителей педагогам, которые всегда ждут детей, уважают, любят и искренне рады им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».
Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...
НОД для педагогов и родителей-"Мир глазами детей", 2014-2015 год.
Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми по ознакомлению с окружающим для педагогов и родителей....
Мозговой штурм «Идеальный детский сад глазами родителя, педагога, ребенка, администрации детского сада»».
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в век современного образования, в век, когда образовательный процесс шагнул далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете п...
Консультация «Современный ребенок глазами педагога»
Современные дети, как и во все времена, очень разные. Много причин, которые повлияли на изменение сознания, как взрослых, так и на развитие современных детей. Изменился строй в нашей стране, вообще си...
Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие педагогов и родителей для реализации современной модели художественно – эстетического образования в ДОУ».
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи....