Как приучить ребенка к труду
методическая разработка (старшая группа) на тему
Методическая разработка
"Как приучить ребенка к труду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_priuchit_rebyonka_k_trudu.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида №93
Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.
Воспитатель Смолова Любовь Андреевна.
Как приучить ребёнка к труду.
Методические рекомендации.
Наши сегодняшние малыши – будущие труженики. К этой деятельности надо готовить с детства.
Одна из центральных задач детского сада и семьи – воспитание у детей трудолюбия, правильного отношения к труду.
Труд позволяет формировать у детей сосредоточенность (умение работать в быстром темпе и не отвлекаясь), организованность (намечать последовательность, выбирать экономные приёмы, выполнять работу за определённый срок, умение включаться в труд по собственной инициативе, не ожидая напоминания), умение осуществлять самооценку и самоконтроль, чёткость, ответственность, умение доводить дело до конца.
Как же организовать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности?
Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют как только начали ходить и говорить. Они заявляют “Я сам”.
Малыши имеют потребность делать всё сами так, как делают близкие взрослые. Они стирают и мою посуду как мама, вытирают пыль, накрывают на стол, действуют молотком как папа. Их труд в этом возрасте – игра.
Многие родители говорят, что когда их сын или дочь были малышами, за всё хватались, а теперь сходить в магазин не заставишь. Это означает, что “чувствительный момент был упущен”. Поэтому необходимо предоставлять возможность удовлетворения возникшей потребности “я сам”.
Чтобы повзрослевший ребёнок не стал бездеятельным, ленивым в будущем, необходимо воспитать волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность, аккуратность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность, умение быть целесообразно деятельным.
Эти качества создаются путём постоянного упражнения, выполнения обычных повседневных и посильных дел. Для этого следует определить какие обязанности по дому будкт выполнять ребёнок. Обязанность надо вводить постоянно, чтобы не разочаровать и не вызвать отрицательного отношения к поручению.
Приказными методами нельзя заставлять ребёнка заниматься трудом. Необходимо учитывать его настроение, увлечённость своим делом. Если в данный момент ребёнок рисует или конструирует, надо отложить трудовые поручения. Спустя некоторое время, предложить помочь выполнить их, указав на их значимость.
Начинать необходимо с выработки навыков самообслуживания: самостоятельно снимать и одевать одежду, обувь, складывать вещи, убирать игрушки, раскладывать ложки, ставить салфетки, после убрать со стола, помочь мыть посуду, что-то подержать, вытереть пыль, полить комнатные растения и т. п. Детей надо привлекать к работе на огороде: Они могут участвовать в подготовке и посадке рассады, проращивание семян, уходе, уборке урожая. Они могут проявлять заботу о младшей сестре или брате. Чтобы работа не оказалась трудной, а низкое качество выполнения не разочаровало ребёнка, необходимо выполнять работу с ним, обучая рациональным приёмам. После можно выделить часть общей работы для самостоятельного выполнения с периодическим контролем и оказанием помощи, если это необходимо. Относясь к результату деятельности малыша, взрослый не произвольно передаёт ему основные критерии “успешности” или “ не успешности” деятельности.
Например.
- Хорошо накрыл стол, молодец хвалит мама.
- Но класть хлеб каждому не нужно. Положим в хлебницу, каждый возьмёт столько сколько следует.
Мама собирает хлеб, разложенный на три равные части, а сын, дочь запоминает пример правильного действия. Полученный дошкольником в деятельности результат общезначимый, понятен. В результате такой деятельности ребёнок овладевает тремя компонентами деятельности – мотивационной, исполнительской и контроля. В дальнейшем он способен воспроизводить это действие самостоятельно.
Дав задание, надо совместно составить план действия и указать на конечный результат. После завершения проанализировать работу подчеркнув те качества, которые ребёнок проявил, а также указать какое значение для окружающих имеет выполнение данного поручения.
Похвала, оценка труда, вдохновляют ребёнка, поэтому не надо забывать хвалить даже если не совсем качественно выполнена работа. Качество труда в начале оценивают не слишком строго, но потом постепенно требования увеличиваются, как и помощь; внушение ощущения своей нужности, полезности, важности, его внутрисемейной позиции.
Ребёнок может и сам оценить свой труд, если взрослые зададут ему необходимые вопросы: “Кому и как помог сегодня? Хорошо убрал свои игрушки?” И т. п.
Некоторые родители говорят: “мой сын, дочь выполняют трудовые обязанности, только приходиться бесконечно напоминать, указывать. Но ведь нужно и самому догадаться, что и как выполнять. Не хочу каждый раз напоминать, указывать, давать инструкции. Не хватает терпения и умения”. И они торопятся сами сделать то, с чем сын или дочь вполне могли справится: убирают за них постель игрушки, обувают – так быстрее. И допускают при этом большую ошибку. Ребёнок привыкает к такому опекунству и командует: “Принеси! Подай! Не хочу! Не буду!”.
Родители не понимают, что в процессе труда ребёнок приобретает необходимые навоки и умения, которые ему будут необходимы в школе и дальнейшей жизни. Поэтому он должен в дошкольном возрасте вырабатывать установку на труд, как на жизненно необходимую потребность.
Труд окажет влияние на ребёнка и приучит трудиться, если:
- Родители отведут для него время.
- Создадут условия для самообслуживания и будут систематически привлекать к бытовому труду.
- Давать поручения, которые входят в повседневные дела семьи, даже если не всегда им интересны, но необходимость их выполнения обязательна и он должен нести за них ответственность.
- Не давать непосильных поручений, не торопить, не подгонять ребёнка, пусть он сам завершит работу.
- Предъявлять единые и постоянные требования к труду, положительно оценивая его.
- Не наказывать трудом, труд должен радовать его, приносить удовлетворение.
- Не забывать благодарить за помощь.
- Вызывать чувство уверенности в достижении цели.
- Объяснять значимость труда для семьи.
- Доброжелательно указывать на ошибки.
- Если ребёнок медлит с выполнением поручений или допустил ошибку, выяснить не является ли это причиной неумения или незнания как справиться с заданием.
- Необходимо терпеливо разъяснить, показать помочь позволить обрести уверенность в том, что он способен хорошо выполнить порученное дело. Но не делать за него то с чем он справиться сам.
- Учить добиваться конечного результата и чередовать совместный труд и отдых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет?
Консультация для родителей...
Приучайте ребенка к труду!
Краткие рекомендации о воспитании навыков самообслуживания....
"Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет»
Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма. ...
Приучаем ребенка к труду.
Родители мало внимания уделяют игрушкам, предметам детского быта. А именно они помогают ребенку постигать азы жизни, труда – вначале в совместной игровой и трудовой деятельности с родителями, затем – ...
«Как приучать ребенка к труду»
Советы родителям о том, как дома приучать ребенка к труду:...
Приучайте ребенка к труду
В консультации отражено значение трудовой деятельности ребека в дошкольный период для формировапния в нем личностных качеств....
консультация для родителей "Приучайте ребенка к труду"
Консультация...