Организация предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ в соответствии требований ФГОС.
статья (старшая группа)
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-пространственной среды. В соответствии с ФГОС предметно - пространственной среды в дошкольной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, но самое главное – она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-_razvivayushchaya_sreda.docx | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МДОУ В СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем учреждении созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-пространственной среды. В соответствии с ФГОС предметно - пространственной среды в дошкольной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, но самое главное – она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребенка. Для того чтобы предметно – развивающая среда нашей образовательной организации соответствовала ФГОС я изучила методическую литературу, нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно- методических и игровых материалов. При проектировании предметно-развивающей среды придерживаюсь следующих принципов. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Я организовала пространственную среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор деятельности. Развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детей. При построении предметно-развивающей среды соблюдаю принцип зонирования. Чтобы помочь реализовать потребности дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою организовала центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки». Создав центр интеллектуальных технологий «Розовый слон» я решаю большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают цифры, буквы, узнают и запоминают цвет и форму, учатся ориентироваться в пространстве, развивают мелкую моторику рук и совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение. Занимаются лепкой и аппликацией. Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в дошкольной организации оборудованы природные уголки «Юные экологи». В них представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края. В группе оформлен центр речевого творчества «Болтунишки», представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Особо ценен уголок физической культуры и спорта «Мы со спортом дружим». Физкультурный центр гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Дошкольники закрепляют разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей. В группах расположены и центры строительных игр и конструкторов, они представляют огромное разнообразие различных видов конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет им комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
С целью научить детей безопасному поведению на дороге был создан центр « Маленькие пешеходы». Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм были подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет дошкольникам комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Большой популярностью у детей пользуется центр науки «Исследователи», представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажем, где есть природные материалы для детского исследования: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда , колбы – все это вызывает у детей особый интерес. Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников. Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Мною было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой, реже ссорятся поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Литература 1. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143. 2. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство- Пресс. – 2010. – С. 5-12. 3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева//
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Основная цель разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...
Календарное планирование с детьми старшего возраста в соответствии с ФГТ.
Планирование работы с детьми в режимных моментах втечении недели....
Проектирование календарно-тематического плана в старшей группе в соответствии с ФГТ на год
календарно-тематическое планирование в старшей группе в соответствии с ФГТ на год...
Календарно-тематическое планирование в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО
Календарно-тематическое планирование для дтей старшей группы по теме "Транспорт"...
Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО .Тема"Составление описательного рассказа о посуде"
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие".В конспекте интеграция образовательных областей "Познавательное развитие","Социально-ком...
Воспитание экологической культуры у дошкольников в старшей группе в соответствии с ФГОС
В статье даны методические рекомендации воспитателям старших групп по формированию экологической культуры в соответствии с требованием ФГОС дошкольного образования....
Рабочая программа для воспитанников старшей группы в соответствии с ФГОС по программе "Детство"
Содержание данной рабочей программы включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образо...