«Наши любимые игрушки»
картотека на тему

Матвеева Елена Борисовна

«Наши любимые игрушки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_lyubimye_igrushki.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

«Наши любимые игрушки»

Группа

Название игры,

цель

Содержание

Методы и приёмы

Со 2 младшей группы.

«Какой объект?»

Учить детей выделять разные признаки в объекте.

Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета.

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Цепочка».

Учить детей выделять разные признаки у объектов.

Ведущий показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передается другому ребенку, который должен назвать один из признаков объекта и передать ее следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Угадай по описанию».

Учить детей по названным признакам определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному ребенку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались, о каком объекте идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Выбери признак, который есть у других объектов».

Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Выбери самое главное».

Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.

Ведущий называет объект. Дети перечисляют все признаки названного объекта, обозначая их схематично (буквами или знаками). В процессе обсуждения признаки, которые есть у многих объектов, вычеркиваются. Остаются характерные и специфичные признаки.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Давай поменяемся».

Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.

Воспитатель раздает картинки. Дети перечисляют признаки своих объектов. Затем воспитатель меняет признаки у объектов и предлагает объяснить, как будет выглядеть объект с новым признаком, как его можно будет использовать.

Метод фокальных объектов.

Со средней группы.

«Невпопад».

Учить детей объяснять несвойственные объекту действия.

Ведущий называет предмет и бросает мяч ребенку. Он называет любое действие невпопад – не свойственное этому предмету. Интересные словосочетания объясняются детьми: как выглядит, в каких ситуациях нужна эта вещь в реальной жизни.

Метод морфологического анализа.

Со средней группы.

«Ожившие предметы».

Учить наделять неживые предметы человеческими чувствами, мыслями, поступками.

Ведущий предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Ведущий предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях.

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Что такое же у другого объекта?»

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…»

Ведущий называет объект. Дети определяют признаки, отвечающие на вопрос «Какой?» и перечисляют признаки объекта. К каждому признаку подбирается объект, у которого он явно выражен. Составляется текст загадки со связками «Как…», «Но не…».

Символическая аналогия.

Со средней группы.

«Противоположнос-

ти».

Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.

«Наоборот».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

«Пинг – понг».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

Воспитатель просит назвать противоположность по цвету, форме, по температуре и т.д.

Воспитатель предлагает слово – определение, а ребенок говорит противоположное по значению.

В качестве усложнения – слова-антонимы, обозначающие глаголы, существительные и наречия.

Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Складушки – ладушки».

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова.

Воспитатель предлагает детям набор картинок (не менее 40) с изображением предметов, названия которых рифмуются. Дети подбирают картинки и объявляют их как «Складушки – ладушки». В старшем возрасте проводится с усложнением: воспитатель называет слово (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а ребенок должен подобрать рифмующееся слово.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Составь рифму».

Учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения.

Воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами. Например, «птичка – синичка»; составляется фраза: «На дереве сидела птичка, похожая на синичку».

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Дразнилка».

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

Воспитатель предлагает «подразнить» какой – либо предмет рукотворного мира. Для этого дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно – ласкательным суффиксом – лка (н/п, украшалка, потерялка, пачкалка и т.д.) Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки.

Можно использовать суффиксы –щ, -оньк и др.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Придумаем разные стишки про один предмет».

Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок.

Воспитатель предлагает выбрать какой – либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил – был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то».

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Составление лимериков».

Учить детей составлять смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по разным моделям.

Воспитатель предлагает детям выбрать объект и составить про него смешное стихотворение по модели:

1. Жил – был какой – то объект.

2. И был он такой (характеристика).

3. Совершал действия.

4. Или взаимодействия.

5. Указание на необычность объекта.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Составим разные смешные стихи».

Учить детей составлять лимерики по разным моделям и оценивать собственный творческий продукт на уровне «хорошо – плохо».

Воспитатель предлагает составить стихи по моделям:

«Если это кто – то, то они чего – то».

«Жил – был кто – то и совершал он то – то».

«Кто – то был такой – то и совершал он то – то, потому что он был такой – то».

Последующая оценка самими детьми степени удачности составленных стихотворений.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Что стало большим, что стало маленьким».

Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате изменения размера.

Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно. Дети должны увидеть неточности и исправить их. По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом. Игра «Хорошо – плохо».

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Какого Волшебника ты должен пригласить».

Учить детей использовать прием преобразования размера для решения проблемной ситуации.

Детям предлагается ситуация для обсуждения, а им нужно решить, какого Волшебника нужно пригласить (увеличения или уменьшения), чтобы ее решить (н/п, каким лучше быть, чтобы быстрее ходить и т.д.).

Самостоятельное составление детьми проблемных ситуаций, которые можно решить с помощью преобразования размера.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Помечтаем?»

Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо».

Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…».

Оценка преобразования на уровне «хорошо – плохо».

Фантастическая аналогия, метод каталога.

Со старшей группы.

«Мы – Волшебники Увеличения – Уменьшения».

Учить самостоятельно преобразовывать объект по размеру, объяснять практическое применение измененного объекта.

Ребенок выбирает объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения – уменьшения. Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Измени по размеру часть».

Учить самостоятельно преобразовывать части объекта по размеру, решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменения величины части объекта.

Ребенок изменяет часть в выбранном объекте с помощью приема увеличения – уменьшения. Он объясняет, что произойдет, как этот объект будет существовать. Обсуждение проблемных ситуаций может носить юмористическую направленность.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Путаница».

Учить самостоятельно осуществлять преобразования с помощь изменения размера.

Детям предлагается выбрать два объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры или заменить на противоположные.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Подарки Волшебника Дробления – Объединения».

Учить создавать новые объекты с помощью добавления какого – либо свойства.

Воспитатель предлагает детям картинки с изображением разных объектов. Дети называют свойство своих объектов и приглашают Волшебника Дробления – Объединения. Происходит обмен свойствами. Дети выясняют, каким теперь стал объект, и что в этом стало хорошего и плохого.

Мозговой штурм,

метод аналогий.

Со средней группы.

«Потеря части или свойства».

Учить детей устанавливать недостающие свойства или части объекта.

Воспитатель называет объект. Дети обозначают его части или свойства. После этого объявляется «потеря». Дети обсуждают, что будет происходить.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Мастерская поделок».

Учить объединять разные части для создания нового объекта, определяя его назначение.

Детям предлагается различный бросовый материал, части игрушек для создания новой игрушки. Дети должны объяснить, как играть с новой игрушкой.

В средней группе вместо природного материала воспитатель может предложить части сломанных игрушек. Скрепление идет пластилином.

Мозговой штурм, метод аналогий.

Со средней группы.

«Завод игрушек».

Учить видеть многофункциональность применения множества одинаковых объектов.

Детям предлагается придумать и изготовить как можно больше игрушек или предметов из пластмассовых стаканчиков (используется прием дробления – объединения).

Усложнением является анализ сказочных образов, созданных на основе объединения однородного множества. Например: Лошарик – лошадка из шариков; Кубарик – человечек из кубиков.

Метод морфологичес-кого анализа.

Со средней группы.

«Мы – Волшебники Объединения».

Учить самостоятельно преобразовывать объект с помощью приема дробления – объединения и объяснять практическое применение созданного объекта.

Ребенок выбирает в группе объект, который бы хотел изменить с помощью приема дробления – объединения, например: «Я хочу, чтобы мой Волшебник Дробления коснулся паровозика». Далее ребенок объясняет, что произошло (объект делится на части), хорошо это или плохо для объекта. Затем приглашается волшебник объединения, который может связать между собой части объекта или объединить несовместимые части (колеса поставили на трубу).

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Путаница».

Учить самостоятельно осуществлять преобразования с помощь замены частей знакомых объектов.

Детям предлагается выбрать три сказочных объекта (Чебурашка, крокодил, обезьяна) и назвать их части (голова, туловище, хвост) и позвать волшебника объединения, который соединит их наобум. Придумать название новому герою, обсудить его место обитания, характер, способы питания и защиты от врагов.

Мозговой штурм, метод морфологичес-кого анализа.

Со средней группы.

«Мы – Волшебники Оживления – Окаменения».

Учить самостоятельно преобразовывать объекты с помощью Волшебника Оживления – Окаменения, решать проблемные ситуации, возникшие в результате их изменения.

Воспитатель предлагает пригласить Волшебника Оживления, который может неподвижное оживить, подвижное очеловечить, а человека сделать навсегда движущимся. Дети выбирают объекты (рукотворного и природного мира), совершают преобразование, описывают, когда это бывает в реальном мире. Производя фантастические преобразования, дети решают проблемные ситуации.

Мозговой штурм, фантастическая аналогия.

Со старшей группы.

«Волшебник Наоборот просит выполнить задание».

Учить детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные и решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменений.

Ведущий показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске (листе), затем подбирают к каждому названному признаку противоположный и объясняют практическое применение преобразованного объекта.

Мозговой штурм, метод морфологичес-кого анализа.

Со старшей группы.

«Заколдованное место».

Учить детей решать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебника Наоборот на функцию объекта.

К детям в гости пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до объектов. Дети описывают изменения каждого объекта и его функции, происходящие в данном месте, на физическом уровне и рассказывают, как можно практически использовать измененный объект.

Мозговой штурм.

Со 2 младшей группы.

«Найди загаданный предмет».

Учить осваивать линейное пространство, при этом выделять середину, обозначать правую и левую часть. Учить детей классифицировать объекты материального мира.

В зависимости от возраста меняется:

1) количество предлагаемых предметов:

5 – 7 предметов в младшем возрасте,

9 –11 предметов или картинок в среднем, в пределах 25 в старшем дошкольном возрасте;

2) классификационные группы, понимаемые детьми данного возраста.

Дети и ведущий стоят с одной стороны стола. Ведущий выставляет на столе предметы в линию. Загадывает один из предметов и предлагает детям отгадать его с помощью вопросов, на которые ведущий будет отвечать только «да» и «нет». Перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают поле поиска. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму:

1. Выбрать и назвать на линии средний объект.

2. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый. На начальном этапе предметы, не участвующие в поиске, убираются.

3. Среди оставшихся предметов выбрать и назвать средний объект.

4. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый: «Выбрал серединку – спрячь половинку! В другой половинке – найди серединку!»

Сужение поля поиска (линейные задачи).

Со 2 младшей группы.

«Угадай, где спрятана игрушка в комнате».

Учить детей задавать вопросы, сужающие поле поиска в трехмерном пространстве. Активизация словаря: впереди – сзади, в левой и в правой части комнаты.

Ведущий предлагает детям найти игрушку, спрятанную в комнате. Ведущий и играющий расположены в одном направлении. Игра начинается с деления комнаты на части:

- сначала выясняется, впереди или сзади играющих находится загаданный объект;

- затем уточняется, он находится справа или слева;

- когда найдена часть, в которой спрятан загаданный объект, дальнейший поиск ведется по отношению к углам и сторонам комнаты.  Дополнительные ориентиры: верхний – нижний угол комнаты, сторона комнаты.

Сужение поля поиска (объёмные задачи).

Со средней группы.

«Черный ящик».

Продолжать учить самостоятельно находить стратегию поиска неизвестного объекта.

Ведущий перед началом игры прячет объект в коробку и просит детей отгадать, что лежит в «черном ящике». Дети определяют, какой предмет спрятан, задавая вопросы по знакомым алгоритмам.

Сужение поля поиска.

Со средней группы.

«Маятник».

Учить выделять противоречивые свойства объекта.

Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Кто (что) это может быть?»

Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств.

Воспитатель спрашивает: «Что может быть одновременно мокрым и сухим?». Дети перечисляют все объекты, обладающие парой противоположных свойств и объясняют, когда это бывает (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые).

Метод каталога.

Со средней группы.

«Найди друзей».

Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции.

«Давай поменяемся».

Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции.

Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет ту же функцию.

Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он умеет делать. Затем дети обмениваются функциями и объясняют, что из этого получается.

Метод аналогий.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Что лишнее?»

Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции.

Воспитатель предлагает детям серию картинок с изображением предметов. Несколько предметов выполняют сходную функцию, а один является лишним. Дети объясняют, почему.

Системное мышление.

Со старшей группы.

«Что произойдет?»

Учить детей формулировать причины и выводить следствие.

Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос, дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определенную тему и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Что случится, если…?»

Формировать умение представлять знакомые предметы и явления в случаях, когда они сами начинают что – то делать.

Воспитатель предлагает детям какую – либо, не совсем обычную ситуацию (например: представьте, что игрушки будут расти и сами двигаться; что произойдет). Описания могут быть самыми разнообразными. Выслушиваются все суждения.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Поиграем?»

Учить видеть и разрешать противоречивые ситуации, возникающие в повседневной жизни, используя прием замещения.

В повседневной жизни воспитатель предлагает выполнить задание, не имея инструмента или материала, используя предметы – заместители. Например, построить что – либо по заданной схеме, но из набора убрать деталь, которую можно заменить другой; рассказать о чем – либо без слов, при помощи движений, мимики.

Прямая аналогия.

Со средней группы.

«Мои друзья».

Упражнять детей в умении выделять у объекта заданный признак.

Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего – либо или кого – либо. Дети берут на себя роль объекта. Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Кто внимательнее?»

Учить классифицировать предметы окружающего мира.

Воспитатель называет предметы одного рода, если ошибается, то дети хлопают в ладоши. Когда дети достаточно хорошо освоят игру, ведущим можно выбрать ребенка.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Из чего это сделано?»

Учить классифицировать предметы по материалу.

Для игры используют два обруча и несколько предметов, изготовленных из двух разных материалов, например, пластмассы и железа. Воспитатель предлагает детям в один обруч поместить предметы, сделанные из железа, в другой – предметы, сделанные из пластмассы.

Усложнение – объекты, сделанные из нескольких материалов.

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Что будет, если уберем часть?»

Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта.

Ведущий называет объект, дети называют его составляющие. Ведущий убирает какую – либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.

Например: «У грузовика убрать кузов. Что хорошего (плохого)?»

Системное мышление, мозговой штурм.

Со средней группы.

«Что без чего не может быть?»

Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта.

Ведущий называет объект, дети выделяют части и определяют самую главную, мотивируя свой выбор.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Что было – что будет».

Закрепить знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи.

Воспитатель раздает детям большие карточки, разделенные на три части (в средней части изображен предмет настоящего, первая и третья – пустые); а перед ним в коробке лежат картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Он берет какую – либо картинку, показывает детям, называет предмет и спрашивает, у кого из детей картинка с изображением предмета в настоящем. Отдает картинку угадавшему участнику игры. Игра заканчивается, когда заполнены все большие карточки.

Метод каталога, системное мышление.

Со средней группы.

«Фантазеры».

Учить детей самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах).

Воспитатель называет объект, детям дается задание: «Перечисли как можно больше способов использования предмета не по назначению». Следует поощрять описание необходимых для выполнения новой функции технических изменений.

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Необыкновенный слон».

Закрепить представление детей о полифункциональнос-ти ресурсов объекта.

Воспитатель рассказывает историю о игрушечном слоне, который всем помогал, пользуясь большими ушами, длинным хоботом (прятал от дождя, поливал цветы). Воспитатель предлагает пофантазировать и придумать, как еще можно было бы использовать живого и игрушечного слона.

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Теремок».

Учить выделять свойства объектов, находить общее между объектами.

Дети получают разные рисунки: животных, овощи, бытовые предметы, транспортные средства – это и будут обитатели теремка, но не сразу. Воспитатель предлагает детям «войти в теремок», назвав, чем они на него похожи (воспитатель выступает в роли определённого объекта).

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Чего больше (меньше)?»

Учить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании.

Детям предлагается рассмотреть любую сюжетную картинку и назвать, каких предметов больше, а каких меньше. Объяснить свой выбор.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Цепочка слов».

Учить сравнивать признаки совершенно разных предметов и явлений, опираясь на зрительный образ, на собственные ассоциации и представления.

Воспитатель предлагает детям карточку с изображением или произносит слово, обозначающее предмет или явление. Дети называют признаки этого предмета, явления. Из названных детьми признаков выбирается наиболее яркое или то, которое нужно для продолжения цепочки по теме (н/п, «Игрушки»: какой у нас мишка – большой, пушистый, коричневый; что еще есть коричневое – собачка, колеса у машины; а машина какая – железная, цветная и т. д.).

Системное мышление.

Со средней группы.

«Загадочные части».

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку.

Ведущий называет объект. У объекта выделяются части и перечисляются другие объекты, у которых имеются названные части («Часы: стрелки, как у компаса, цифры, как в математике, круг, как лик луны»). Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее интересные. Составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не лики луны».

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Волшебный гость».

Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к объединению перечисленных объектов на картине.

В гости к детям приходит волшебник Объединяй и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой (на физическом уровне и на морально – этическом).

Метод морфологичес-кого анализа.

Со средней группы.

«Живые картинки».

Учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

«Окажись около объекта».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.

«Да – нет».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Закреплять умение работать по алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины.

Педагог предлагает детям превратиться в конкретный объект на картине, объяснить свое местонахождение в двухмерном пространстве, затем смоделировать картину в трехмерном (на ковре). Ребенок должен найти место своему объекту относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о местонахождении объекта.

Детям предлагается «войти» в картину, выбрать себе объект и описать, что находится рядом с ним, используя пространственные характеристики.

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения.

Метод каталога.

Сужение поля поиска.

Со средней группы.

«Угадай объект по месту описания на картине».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.

Ведущий описывает место нахождения выбранного объекта на картине. Дети угадывают задуманный объект, объясняя свой выбор (описание детьми местонахождения объекта).

Метод каталога, сужение поля поиска.

Со средней группы.

«Кто о чем говорит?»

Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты».

Метод каталога, фантастическая аналогия.

Со средней группы.

«Найди и оживи».

Учить наделять неодушевленные объекты на картине свойствами и чертами характера человека и составлять описательный рассказ.

Воспитатель предлагает детям перечислить неодушевленные объекты, изображенные на картине. Дети выбирают какой – либо объект и наделяют его человеческими свойствами и чертами характера. Затем составляют описательный рассказ о жизни выбранного героя в условленном месте.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Волшебный светофор».

Закреплять знания детей об объектах природного и рукотворного мира.

У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект.

Воспитатель показывает картинку с изображением объекта.

Воспитатель: «Если я подниму кружочек красного цвета – вы называете части объекта. Если я подниму круг зеленого цвета, вы скажите, частью чего является объект. А если я подниму круг желтого цвета, то вы скажите, для чего нужен объект, какую пользу приносит».

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«На что похоже?»

Учить детей создавать новые образы на основе характерных признаков предметов.

Ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.

Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Системное мышление.

Со старшей группы.

«Чудесный экран».

Учить детей самостоятельно использовать знания, полученные в процессе познавательной деятельности.

В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:

- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки;

- определяется подсистема природного объекта;

- определяется надсистема объекта: по месту обитания, по классу или группе, к которым он относится;

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом;

- рассматривается развитие объекта в будущем.

В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран».

надсистема

надсистема

надсистема

система

система

система

подсистема

подсистема

подсистема

прошлое        настоящее          будущее

СИСТЕМА – это объект, находящийся в центре рассмотрения.

НАДСИСТЕМА – ближайшее окружение объекта.

ПОДСИСТЕМА – структурная единица системы, зависит от условий задачи.

Форма организации игр: карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.

Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки).

Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению «Что-то»  М.С.Гафутулина.

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!

Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т. д.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Линейная данетка».

Обучать мыслительному действию, учить работать с  недостатком данных.

На стол выставляются игрушки. Объекты находятся в ряд, основные понятия: в центре, слева, справа.

Сужение поля поиска.

Со 2 младшей группы.

«Где живет (работает)?»

Учить детей определять разные места обитания объектов природного и рукотворного мира.

Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает. Например, кукла: детский сад, магазин, дом, раскраска.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Кем был раньше?»

Учить называть прошлое предмета.

Ведущий называет предмет, дети – его прошлое. Например, машинка – железо.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Узнай меня».

Учить описывать предмет, не называя его.

Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Загадки и отгадки».

Учить детей соотносить речевую форму описания предметов с графической.

Детям раздаются карточки с картинками. Взрослый читает текст загадки. Дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдётся предмет, являющийся отгадкой, то ребёнок должен сказать: «Это про…» - и объяснить почему.

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Какая игрушка?»

Развивать воображение детей, учить представлять предметы по их схематическим изображениям.

Воспитатель показывает картинки со схематическим изображением предметов, а дети должны придумать, на какие игрушки они похожи. Обращать внимание на то, чтобы ответы не повторялись. Отмечать оригинальность ответов.

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Волшебный мешочек».

Упражнять детей в выделении свойств предмета.

В мешочек из непрозрачного материала складывают несколько предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения. Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект.

Системное мышление, метод аналогий.

Со старшей группы.

«Что-то – часть чего-то».

Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира.

Понадобится разрезная предметная картинка из 12-16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке.

Системное мышление, метод аналогий.

Со старшей группы.

«Разведчики».

Упражнять в выделении свойств предметов, объектов.

Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок. По команде: «Разведчики, вперёд!» дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить в группе, в комнате и т. д. Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор.

Системное мышление, мозговой штурм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического развлечения в первой младшей группе. Тема «Наши любимые игрушки».

Конспект тематического развлечения в первой младшей группе....

Проект "Наши любимые игрушки"

Развивать интерес к различным игрушкам самостоятельность ввыборе игрушек....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: "Наши любимые игрушки"

В материале представлен конспект совместной образовательной деятельности с детьми раннего возраста, указаны цели, оборудование, интеграция образовательной области....

Презентация с детьми раннего возраста на тему:"Наши любимые игрушки"

В презентации представлен проект на заданную тему, указаны задачи, цели, интеграции образовательных областей, этапы проведения проекта ......

сценарий развлечения "Наши любимые игрушки"

сценарий развлечения "Наши любимые игрушки"...

Наши любимые игрушки

Материал редставляет проект по теме "Наши любимые игрушки"....

Развлечение «Наши любимые игрушки» для детей второй младшей группы на неделе игры и игрушки

Развлечение для детей построено на основе цикла стихов А.Л.Барто "Игрушки"...