«Мы – мамины помощники»
картотека на тему

Матвеева Елена Борисовна

«Мы – мамины помощники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_-_maminy_pomoshchniki.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы – мамины помощники»

Группа

Название игры,

цель

Содержание

Методы и приёмы

Со средней группы.

«Противоположнос-

ти».

Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.

«Наоборот».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

«Пинг – понг».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

Воспитатель просит назвать противоположность по цвету, форме, по температуре и т.д.

Воспитатель предлагает слово – определение, а ребенок говорит противоположное по значению.

В качестве усложнения – слова-антонимы, обозначающие глаголы, существительные и наречия.

Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Дразнилка».

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

Воспитатель предлагает «подразнить» какой – либо предмет рукотворного мира. Для этого дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно – ласкательным суффиксом – лка (н/п, украшалка, потерялка, пачкалка и т.д.) Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки.

Можно использовать суффиксы –щ, -оньк и др.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Придумаем разные стишки про один предмет».

Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок.

Воспитатель предлагает выбрать какой – либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил – был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то».

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Составим разные смешные стихи».

Учить детей составлять лимерики по разным моделям и оценивать собственный творческий продукт на уровне «хорошо – плохо».

Воспитатель предлагает составить стихи по моделям:

«Если это кто – то, то они чего – то».

«Жил – был кто – то и совершал он то – то».

«Кто – то был такой – то и совершал он то – то, потому что он был такой – то».

Последующая оценка самими детьми степени удачности составленных стихотворений.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Что стало большим, что стало маленьким».

Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате изменения размера.

Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно. Дети должны увидеть неточности и исправить их. По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом. Игра «Хорошо – плохо».

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Какого Волшебника ты должен пригласить».

Учить детей использовать прием преобразования размера для решения проблемной ситуации.

Детям предлагается ситуация для обсуждения, а им нужно решить, какого Волшебника нужно пригласить (увеличения или уменьшения), чтобы ее решить (н/п, каким лучше быть, чтобы быстрее ходить и т.д.).

Самостоятельное составление детьми проблемных ситуаций, которые можно решить с помощью преобразования размера.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Помечтаем?»

Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо».

Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…».

Оценка преобразования на уровне «хорошо – плохо».

Фантастическая аналогия, метод каталога.

Со старшей группы.

«Мы – Волшебники Увеличения – Уменьшения».

Учить самостоятельно преобразовывать объект по размеру, объяснять практическое применение измененного объекта.

Ребенок выбирает объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения – уменьшения. Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Измени по размеру часть».

Учить самостоятельно преобразовывать части объекта по размеру, решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменения величины части объекта.

Ребенок изменяет часть в выбранном объекте с помощью приема увеличения – уменьшения. Он объясняет, что произойдет, как этот объект будет существовать. Обсуждение проблемных ситуаций может носить юмористическую направленность.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Путаница».

Учить самостоятельно осуществлять преобразования с помощь изменения размера.

Детям предлагается выбрать два объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры или заменить на противоположные.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Если бы у меня…».

Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления.

Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки или бегать быстрее самолета.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Подарки Волшебника Дробления – Объединения».

Учить создавать новые объекты с помощью добавления какого – либо свойства.

Воспитатель предлагает детям картинки с изображением разных объектов. Дети называют свойство своих объектов и приглашают Волшебника Дробления – Объединения. Происходит обмен свойствами. Дети выясняют, каким теперь стал объект, и что в этом стало хорошего и плохого. Например: мыло подарило свойство запаха телевизору, а телевизор подарил мылу свойство показывать.

Мозговой штурм,

метод аналогий.

Со средней группы.

«Потеря части или свойства».

Учить детей устанавливать недостающие свойства или части объекта.

Воспитатель называет объект. Дети обозначают его части или свойства. После этого объявляется «потеря». Дети обсуждают, что будет происходить.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Мы – Волшебники Оживления – Окаменения».

Учить самостоятельно преобразовывать объекты с помощью Волшебника Оживления – Окаменения, решать проблемные ситуации, возникшие в результате их изменения.

Воспитатель предлагает пригласить Волшебника Оживления, который может неподвижное оживить, подвижное очеловечить, а человека сделать навсегда движущимся. Дети выбирают объекты (рукотворного и природного мира), совершают преобразование, описывают, когда это бывает в реальном мире. Производя фантастические преобразования, дети решают проблемные ситуации.

Мозговой штурм, фантастическая аналогия.

Со средней группы.

«К нам пришел Волшебник Всемогу».

Учить детей расширять функцию объекта, делая его многофункциональным и объяснять полезность новой функции.

Ведущий называет какой – либо объект рукотворного мира. Дети выделяют основную функцию данного объекта. Приглашаем Волшебника Всемогу. Дети описывают результаты воздействия на объект (из чего должен быть сделан такой объект, как он будет выглядеть, его устройство) или на его часть (практическое применение многофункциональной части объекта – ножка стула удерживает любой вес, проводит воду). Дают название новому объекту.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Все могу!»

Учить определять основное назначение сложных объектов и описывать их практическое применение.

Ведущий называет объект, дети определяют его окружение. Приглашается Волшебник Всемогу, обсуждается ситуация по принципу «хорошо – плохо». Дети решают проблемные ситуации, возникающие в результате преобразований объектов. Обсуждается внешний вид, целесообразность такого объекта.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Волшебник Наоборот просит выполнить задание».

Учить детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные и решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменений.

Ведущий показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске (листе), затем подбирают к каждому названному признаку противоположный и объясняют практическое применение преобразованного объекта.

Мозговой штурм, метод морфологичес-кого анализа.

Со старшей группы.

«Заколдованное место».

Учить детей решать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебника Наоборот на функцию объекта.

К детям в гости пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до объектов. Дети описывают изменения каждого объекта и его функции, происходящие в данном месте, на физическом уровне и рассказывают, как можно практически использовать измененный объект.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Я что – то делаю, а ты угадай».

Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени.

Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в прямом порядке. Детям дается задание: угадать представленный процесс.

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Я пригласил Волшебника обратного времени – угадай, какое действие».

Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени.

Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в обратном порядке. Детям дается задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса.

Метод аналогий, мозговой штурм.

Со 2 младшей группы.

«Найди загаданный предмет».

Учить осваивать линейное пространство, при этом выделять середину, обозначать правую и левую часть. Учить детей классифицировать объекты материального мира.

В зависимости от возраста меняется:

1) количество предлагаемых предметов:

5 – 7 предметов в младшем возрасте,

9 –11 предметов или картинок в среднем, в пределах 25 в старшем дошкольном возрасте;

2) классификационные группы, понимаемые детьми данного возраста.

Дети и ведущий стоят с одной стороны стола. Ведущий выставляет на столе предметы в линию. Загадывает один из предметов и предлагает детям отгадать его с помощью вопросов, на которые ведущий будет отвечать только «да» и «нет». Перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают поле поиска. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму:

1. Выбрать и назвать на линии средний объект.

2. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый. На начальном этапе предметы, не участвующие в поиске, убираются.

3. Среди оставшихся предметов выбрать и назвать средний объект.

4. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый: «Выбрал серединку – спрячь половинку! В другой половинке – найди серединку!»

Сужение поля поиска (линейные задачи).

Со средней группы.

«Маятник».

Учить выделять противоречивые свойства объекта.

Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Перевертыш».

Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо – плохо.

Ведущий называет какое – либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как «плохое». Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Хорошо – плохо дружит с много - мало».

Продолжать учить детей находить взаимосвязи и причинно – следственные отношения объектов на основе перехода количественных изменений в качественные.

Педагог предлагает детям обсудить тот или иной объект материального мира с точки зрения количества и выполнения им своей основной функции (увеличение или уменьшение количества приводит к невозможности выполнения функции объекта). Например: тысяча пылесосов в доме – не хватит электричества и ковров; тысяча пылесосов на весь мир тоже не смогут выполнить свое дело в полной мере.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Найди друзей».

Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции.

«Давай поменяемся».

Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции.

Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет ту же функцию.

Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он умеет делать. Затем дети обмениваются функциями и объясняют, что из этого получается.

Метод аналогий.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Что лишнее?»

Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции.

Воспитатель предлагает детям серию картинок с изображением предметов. Несколько предметов выполняют сходную функцию, а один является лишним. Дети объясняют, почему.

Системное мышление.

Со старшей группы.

«Что произойдет?»

Учить детей формулировать причины и выводить следствие.

Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос, дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определенную тему и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Что случится, если…?»

Формировать умение представлять знакомые предметы и явления в случаях, когда они сами начинают что – то делать.

Воспитатель предлагает детям какую – либо, не совсем обычную ситуацию. Описания могут быть самыми разнообразными. Выслушиваются все суждения.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Аукцион».

Учить выделять дополнительные ресурсы объекта.

На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Кто (что) делает наоборот?»

Учить подбирать объекты, противоположные по назначению.

Ведущий называет объект. Игроки определяют, для чего он нужен (функцию). Ведущий предлагает назвать функцию наоборот и подобрать объекты, которые ее могут выполнять (пылесос: собирает, всасывает; наоборот – распыляет, раскидывает – фонтан или распылитель).

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Найди друзей».

Упражнять в классификации предметов рукотворного мира.

Называется предмет, например «пылесос». Дети подбирают предметы, образуя свои классификационные группы, объединенные одним общим качеством. (Например, фен, кофемолка – бытовые приборы; веник, щетка, метла – помогающие в уборке предметы).

Системное мышление.

Со средней группы.

«Кто или что это дело может сделать лучше?»

Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой – либо объект по его основной функции.

Воспитатель называет рукотворный объект (занавеска), просит детей назвать, чем помогает человеку этот объект (занавеска защищает комнату от солнца). Идет обсуждение на предмет того, какой еще рукотворный объект может выполнить это дело лучше (жалюзи, тонированное стекло и т. д.).

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Четвертый лишний».

Упражнять в умении классифицировать объекты по какому – либо признаку.

Детям предлагаются три картинки с изображениями предметов одного вида и одну картинку другого вида. Ребенок должен объяснить, какая картинка лишняя и почему.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Раз, два, три, ко мне беги».

Учить классифицировать предметы окружающего мира.

Детям раздаются картинки с изображением предметов природного или рукотворного мира. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и по его команде «Раз, два, три, ко мне беги!» подбежать тем детям, на картинках которых изображены предметы названного вида.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Кто внимательнее?»

Учить классифицировать предметы окружающего мира.

Воспитатель называет предметы одного рода, если ошибается, то дети хлопают в ладоши. Когда дети достаточно хорошо освоят игру, ведущим можно выбрать ребенка.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Положи на место».

Учить определять принадлежность единичных предметов к определенному классу.

Детям предлагается набор – большое количество – карточек с изображением конкретных предметов – продуктов, одежды, посуды и т. д. Можно предложить реальные предметы. На других столах расположены карточки или коробки с карточками на лицевой стороне, обозначающие местонахождение предметов: холодильник, шкаф для одежды, кухонный шкаф, сумка и т. д. Дети должны разложить картинки или реальные предметы в нужные коробки.

Усложнение: дети объясняют необычное местонахождение объекта.

Системное мышление, мозговой штурм.

Со 2 младшей группы.

«Часть чего это?»

Учить детей выделять части объектов природного и рукотворного мира.

Ведущий называет какую – либо часть, общую для группы предметов. Детям предлагается перечислить эти предметы. (Например: «У каких предметов есть … ножка?» Дети отвечают: «Стол, стул, цветок»).

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Что будет, если уберем часть?»

Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта.

Ведущий называет объект, дети называют его составляющие. Ведущий убирает какую – либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.

Системное мышление, мозговой штурм.

Со средней группы.

«Что без чего не может быть?»

Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта.

Ведущий называет объект, дети выделяют части и определяют самую главную, мотивируя свой выбор.

Например: «У чайника убрать крышку. Что хорошего (плохого)?»

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Замени часть».

Учить детей заменять рукотворный объект по его частям, представлять и описывать линию развития нового объекта.

Воспитатель предлагает рассмотреть два объекта рукотворного мира, дети определяют их функции, выделяют составляющие, называя степень важности каждой части для функционирования объекта. Воспитатель предлагает поменять части у этих двух объектов. Побуждать к объяснению новых функций объектов с точки зрения «хорошо – плохо».

Метод фокальных объектов.

Со средней группы.

«Что было – что будет».

Закрепить знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи.

Воспитатель раздает детям большие карточки, разделенные на три части (в средней части изображен предмет настоящего, первая и третья – пустые); а перед ним в коробке лежат картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Он берет какую – либо картинку, показывает детям, называет предмет и спрашивает, у кого из детей картинка с изображением предмета в настоящем. Отдает картинку угадавшему участнику игры. Игра заканчивается, когда заполнены все большие карточки.

Метод каталога, системное мышление.

Со средней группы.

«Фантазеры».

Учить детей самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах).

Воспитатель называет объект, детям дается задание: «Перечисли как можно больше способов использования предмета не по назначению». Следует поощрять описание необходимых для выполнения новой функции технических изменений.

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Необыкновенный слон».

Закрепить представление детей о полифункциональнос-ти ресурсов объекта.

Воспитатель рассказывает историю о игрушечном слоне, который всем помогал, пользуясь большими ушами, длинным хоботом (прятал от дождя, поливал цветы). Воспитатель предлагает пофантазировать и придумать, как еще можно было бы использовать живого и игрушечного слона.

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Теремок».

Учить выделять свойства объектов, находить общее между объектами.

Дети получают разные рисунки: животных, овощи, бытовые предметы, транспортные средства – это и будут обитатели теремка, но не сразу. Воспитатель предлагает детям «войти в теремок», назвав, чем они на него похожи (воспитатель выступает в роли определённого объекта).

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Загадочные части».

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку.

Ведущий называет объект. У объекта выделяются части и перечисляются другие объекты, у которых имеются названные части («Часы: стрелки, как у компаса, цифры, как в математике, круг, как лик луны»). Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее интересные. Составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не лики луны».

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Скажи по – другому».

Учить подбирать к загаданным объектам слова – синонимы.

Ведущий предлагает выбрать объект. Дети подбирают слова, которыми можно назвать объект (синонимические обороты).

Системное мышление, метод аналогий.

Со средней группы.

«Живые картинки».

Учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

«Окажись около объекта».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.

«Да – нет».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Закреплять умение работать по алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины.

Педагог предлагает детям превратиться в конкретный объект на картине, объяснить свое местонахождение в двухмерном пространстве, затем смоделировать картину в трехмерном (на ковре). Ребенок должен найти место своему объекту относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о местонахождении объекта.

Детям предлагается «войти» в картину, выбрать себе объект и описать, что находится рядом с ним, используя пространственные характеристики.

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения.

Метод каталога.

Сужение поля поиска.

Со средней группы.

«Угадай объект по месту описания на картине».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.

Ведущий описывает место нахождения выбранного объекта на картине. Дети угадывают задуманный объект, объясняя свой выбор (описание детьми местонахождения объекта).

Метод каталога, сужение поля поиска.

Со средней группы.

«Кто о чем говорит?»

Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты».

Метод каталога, фантастическая аналогия.

Со средней группы.

«Найди и оживи».

Учить наделять неодушевленные объекты на картине свойствами и чертами характера человека и составлять описательный рассказ.

Воспитатель предлагает детям перечислить неодушевленные объекты, изображенные на картине. Дети выбирают какой – либо объект и наделяют его человеческими свойствами и чертами характера. Затем составляют описательный рассказ о жизни выбранного героя в условленном месте.

Метод каталога.

Со 2 младшей группы.

«Хорошо – плохо».

Учить выделять противоречивые свойства объекта.

Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«На что похоже?»

Учить детей создавать новые образы на основе характерных признаков предметов.

Ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.

Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Где живет (работает)?»

Учить детей определять разные места обитания объектов природного и рукотворного мира.

Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Кем был раньше?»

Учить называть прошлое предмета.

Ведущий называет предмет, дети – его прошлое. Например, шкаф – доска.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Узнай меня».

Учить описывать предмет, не называя его.

Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Системное мышление.

Со старшей группы.

«Изобретатель».

Учить пользоваться приемом разделения  - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

Детям предлагается 10 предметных картинок. Необходимо рассмотреть каждый предмет и его функцию.

«Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».

Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.

Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи.

Затем обсудить функцию нового предмета.

Метод морфологического анализа.

Со 2 младшей группы.

«Загадки и отгадки».

Учить детей соотносить речевую форму описания предметов с графической.

Детям раздаются карточки с картинками. Взрослый читает текст загадки. Дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдётся предмет, являющийся отгадкой, то ребёнок должен сказать: «Это про…» - и объяснить почему.

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Что-то – часть чего-то».

Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира.

Понадобится разрезная предметная картинка из 12-16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке.

Системное мышление, метод аналогий.

Со средней группы.

«Волшебная дорожка».

Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира, упражнять в выделении свойств.

Желательно брать не более 4 классов на одну игру, например, по 5-6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, бытовой техники. Затем в один ряд выкладываются 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак.

Системное мышление, метод аналогий.

Со старшей группы.

«Разведчики».

Упражнять в выделении свойств предметов, объектов.

Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок. По команде: «Разведчики, вперёд!» дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить в комнате и т. д. Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор.

Системное мышление, мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Из чего приготовлено?»

Учить выделять части объекта.

Ведущий называет какое-то кушанье, а дети перечисляют продукты, необходимые для его приготовления.

Системное мышление.

Со старшей группы.

«Обиженные вещи».

Создавать условия для развития эмпатии по отношению к объектам рукотворного мира.

Воспитатель предлагает вспомнить, какие предметы находятся в домах людей, и обсудить правила пользования ими. Затем приглашает «посетить» квартиру нерадивых хозяев, которые нарушают правила пользования предметами. Дети от имени обиженных предметов рассказывают о своих бедах, обсуждают, что бы они сделали, если бы умели разговаривать и двигаться.

Личностная аналогия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей младшего дошкольного возраста

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей второй младшей группы. Проводился с целью формирования духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к бли...

Сценарий к 8 марту для детей 3-4лет «Мамины помощники.

Сценарий к 8 марту для детей 3-4лет «Мамины помощники. Автор:Лобанова Марина Александровна воспитатель первой квалификационной категории ГБОУ СОШ№1943 дошкольное отделение, Бардина Татьяна Алексеевна ...

« Мамины помощники»

Конспект организованной образовательной деятельности...

Занятие по ручному труду в подготовительной группе, тема: "Мамины помощники"

развивать кругозор детей; расширить знания о разновидности теста. Познакомить детей с процессом приготовления печенья. Воспитывать желание помогать в домашнем хозяйстве....

Мамины помощники

сценарий утренника, посвященного  дню 8 мартадля детей средней  группы...