инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации
статья на тему

В статье дается понятие об инновации, описывается инновация с точки зрения ученого, классификация инноваций. Предлагаем рассмотреть условия, признаки инновационной деятельности в дошкольной организации, инновационные процессы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в дошкольной

образовательной организации

И.В.Немцова,

г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни, социально-экономических условий в России, процесс модернизации российского образования, изменения многих видов деятельности человека, развитие научных исследований в области образования, вариативности дошкольного образования резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.  

Как педагогический термин «инновация», «инновационная деятельность», «педагогические инновации «  относительно молод, поэтому существуют разные подходы к определению данного понятия. Согласно современному словарю по педагогике «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии  обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».

Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образования  по сравнению со сложившимися традициями и  практикой.

 Это предполагает системное использование научных достижений для социального и экономического развития общества, интеллектуального развития индивида, требует создания стимулов для распространения и приобретения знаний, совершенствования системы образования вообще и дошкольного в частности.

Инновации в образовании можно условно разделить на:

-        общие (глобальные концепции современного образования);

-        частные (авторские нововведения, которые разрабатываются  и внедряются непосредственно в ОУ).

В системе образования можно выделить следующие классификации инноваций по типам нововведений:

по масштабности:

-        федеральные;

-        региональные;

-        муниципальные;        

-        на уровне образовательного учреждения.

по педагогической значимости:

-        обособленные (частные, локальные, единичные и т. д.), не связанные между собой;

-        модульные (комплекс частных, связанных между собой инноваций);

-        системные.

по происхождению:

-        модификационные;

-       комбинированные (присоединение к известному нового компонента);

-        совершенно новые.

Без инновационной составляющей трудно представить деятельность современного образовательного учреждения. В ходе обсуждений внедрения инноваций воспитатели нуждаются в различных видах сопровождения: необходима психологическая поддержка, часть педагогов не отказались бы от индивидуальных консультаций методистов, педагогов – практиков, от участия в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Обязательным условием инновационной работы должно быть достаточное количество учебно-методической литературы и современной материально-технической базы.

Основными признаками инновационной деятельности воспитателя является формирование необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных     качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выяв ять причины недостатков).

 Важным условием успешной реализации инновационной деятельности воспитателя являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, снимать инновационные барьеры.

 Инновационная деятельность-содержание, технологии, формы, методы которые использует воспитатель в своей работе. Инновация – это не просто факт, это целая система в работе воспитателя, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.

В структуре инновационной деятельности по проблемам воспитания,  очень важны индивидуальные особенности личности воспитателя:

·       общий кругозор, педагогическая культура, знание современной    психолого - педагогической литературы;

·       творческий подход;

·       обновление содержания воспитательной деятельности, педагогических технологий;

·       знание и использование национально – региональных особенностей в контексте воспитательной системы;

·       способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.

Инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно ориентированные.

В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:

-        применение современных информационных технологий;

-        применение принципа интеграции содержания образования;

-        развивающее обучение;

-        дифференцированное обучение;

-        проектное обучение;

-        проблемное обучение;

В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства воспитателя должны стать такие подходы к современной организации обучения как: личностно - ориентированный подход; профессионально-ориентированный  подход;   креативно - развивающийся подход; сущностный подход.

Проблемно ориентированные инновационные процессы, как это и определено названием, направлены на решение определенных задач, связанных с формированием конкурентоспособной личности.

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заключающуюся в ее обучаемости, восприимчивости к инновациям, способности к перемене профессиональной среды деятельности, готовности перехода в более престижную область труда, повышению социального статуса и уровня образования и т. д.

Формирование конкурентоспособного специалиста в современных условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и концепциях.

        

Литература

1.      Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 – 21.

2.      Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.

3.      Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.

4.      Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

5.      Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.

6.      Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Управление кадровыми ресурсами в контексте инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».

Проект раскрывает особенности формирования начал социальной компетенции старших дошкольников. Проект предполагает изменения в управлении ДОУ, необходимые для обновления содержания дошкольного образова...

Организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации. Раскрыт пер-спективный план МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приори-тетным осу...

Повышение качества дошкольного образования посредством инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации (статья)

Повышение качества дошкольного образования в настоящее время возможно лишь на основе реализации инновационного подхода, определяющего образование современного поколения. Такой подход регламентируется ...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...

Реализация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.

Актуальность темы обусловлена тем, что весомой частью государственной образовательной политики в России является модернизация системы дошкольного образования на основе принципов демократизации, гумани...

Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации

Успешным  фактором повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование ...