инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации
статья на тему
В статье дается понятие об инновации, описывается инновация с точки зрения ученого, классификация инноваций. Предлагаем рассмотреть условия, признаки инновационной деятельности в дошкольной организации, инновационные процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnost_v_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizatsii.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность в дошкольной
образовательной организации
И.В.Немцова,
г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.
Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни, социально-экономических условий в России, процесс модернизации российского образования, изменения многих видов деятельности человека, развитие научных исследований в области образования, вариативности дошкольного образования резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.
Как педагогический термин «инновация», «инновационная деятельность», «педагогические инновации « относительно молод, поэтому существуют разные подходы к определению данного понятия. Согласно современному словарю по педагогике «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».
Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образования по сравнению со сложившимися традициями и практикой.
Это предполагает системное использование научных достижений для социального и экономического развития общества, интеллектуального развития индивида, требует создания стимулов для распространения и приобретения знаний, совершенствования системы образования вообще и дошкольного в частности.
Инновации в образовании можно условно разделить на:
- общие (глобальные концепции современного образования);
- частные (авторские нововведения, которые разрабатываются и внедряются непосредственно в ОУ).
В системе образования можно выделить следующие классификации инноваций по типам нововведений:
по масштабности:
- федеральные;
- региональные;
- муниципальные;
- на уровне образовательного учреждения.
по педагогической значимости:
- обособленные (частные, локальные, единичные и т. д.), не связанные между собой;
- модульные (комплекс частных, связанных между собой инноваций);
- системные.
по происхождению:
- модификационные;
- комбинированные (присоединение к известному нового компонента);
- совершенно новые.
Без инновационной составляющей трудно представить деятельность современного образовательного учреждения. В ходе обсуждений внедрения инноваций воспитатели нуждаются в различных видах сопровождения: необходима психологическая поддержка, часть педагогов не отказались бы от индивидуальных консультаций методистов, педагогов – практиков, от участия в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Обязательным условием инновационной работы должно быть достаточное количество учебно-методической литературы и современной материально-технической базы.
Основными признаками инновационной деятельности воспитателя является формирование необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выяв ять причины недостатков).
Важным условием успешной реализации инновационной деятельности воспитателя являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, снимать инновационные барьеры.
Инновационная деятельность-содержание, технологии, формы, методы которые использует воспитатель в своей работе. Инновация – это не просто факт, это целая система в работе воспитателя, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.
В структуре инновационной деятельности по проблемам воспитания, очень важны индивидуальные особенности личности воспитателя:
· общий кругозор, педагогическая культура, знание современной психолого - педагогической литературы;
· творческий подход;
· обновление содержания воспитательной деятельности, педагогических технологий;
· знание и использование национально – региональных особенностей в контексте воспитательной системы;
· способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.
Инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно ориентированные.
В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:
- применение современных информационных технологий;
- применение принципа интеграции содержания образования;
- развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- проектное обучение;
- проблемное обучение;
В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства воспитателя должны стать такие подходы к современной организации обучения как: личностно - ориентированный подход; профессионально-ориентированный подход; креативно - развивающийся подход; сущностный подход.
Проблемно ориентированные инновационные процессы, как это и определено названием, направлены на решение определенных задач, связанных с формированием конкурентоспособной личности.
Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заключающуюся в ее обучаемости, восприимчивости к инновациям, способности к перемене профессиональной среды деятельности, готовности перехода в более престижную область труда, повышению социального статуса и уровня образования и т. д.
Формирование конкурентоспособного специалиста в современных условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и концепциях.
Литература
1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 – 21.
2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
5. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.
6. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации
для воспитателей...
«Управление кадровыми ресурсами в контексте инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».
Проект раскрывает особенности формирования начал социальной компетенции старших дошкольников. Проект предполагает изменения в управлении ДОУ, необходимые для обновления содержания дошкольного образова...
Организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации
В статье рассматриваются организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации. Раскрыт пер-спективный план МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приори-тетным осу...
Повышение качества дошкольного образования посредством инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации (статья)
Повышение качества дошкольного образования в настоящее время возможно лишь на основе реализации инновационного подхода, определяющего образование современного поколения. Такой подход регламентируется ...
Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...
Реализация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.
Актуальность темы обусловлена тем, что весомой частью государственной образовательной политики в России является модернизация системы дошкольного образования на основе принципов демократизации, гумани...
Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации
Успешным фактором повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование ...