"Педагогическая компетентность родителей - что это?"
статья (младшая группа) по теме

Савельева Елена Николаевна

Статья рассказывает о том, как повысить уровень педагогической компетентности родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая компетентность родителей - что это?

Е.Н.Савельева, воспитатель МБДОУ №36

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является воспитание личности для будущего России.  В связи с этим поиск путей развития  педагогической компетентности родителей является первостепенной задачей специалистов.  

Как показывает анализ социологических исследований и практика работы с семьей, основную ответственность за воспитание детей родители делегируют школе или дошкольному образовательному учреждению. Одной из причин такого положения является недостаточная компетентность родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

 Таким образом, возникает необходимость развития педагогической компетентности родителей, но как решать эту проблему в условиях различных видов образовательных учреждений и форм организации их деятельности, так и не ясно.

Специалисты всего мира сходятся на определении, что компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и прилагает  усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

           Способность родителей справляться со своими воспитательными функциями называется их педагогической компетентностью. Педагогическая компетентность – это умение понимать потребности ребенка, создавать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальными условиями.

Высоким  уровнем педагогической компетентности характеризуется те родители, которые:

        знают, чего хотят, и знают, как этого добиться;

        делают  не то, что могут, а то, что следует делать в каждой конкретной ситуации;

        помогают  ребенку добиться успехов в том виде деятельности, который он выбрал сам, а не там, где  хочется родителям;

        помнят  себя в этом возрасте, знают, что происходит с  ребенком, испытывают  потребность в обогащении своих знаний по детской психологии;

        знают, что ребенок не совсем такой, каким его себе представляли, но он имеет право быть другим, и они будут защищать его право быть самим собой везде, где это право будет нарушаться.

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Главной ролью семьи является воспитание младших школьников. Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

Педагогическая компетентность родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической компетентности родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

В связи с этим, в заключение хотелось бы привести слова В. Сатир:  «Семья - это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявления власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью».

Продвижение в указанных направлениях позволит вывести родителей на высокий уровень компетентности, соответствующий ожиданиям общественности и школы. А от этого зависит наше будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей.

Статья об опытно-экспериментальной проектной деятельности в ДОУ.написана: Арсентьева Т.З.Ломовцева Л.Б.Харчевникова Т.М.Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №83 Центрально...

Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей.

Данный материал поможет воспитателем повысить педагогическую компетентность родителей в рамках проектной деятельности....

Система формирования психолого - педагогической компетентности родителей одарённых детей в условиях ДОУ.

В развитии, воспитании и формировании одарённого ребёнка главную роль, несомненно,  играет семья.  Часто мы в своей практике сталкиваемся с непониманием родителями особенностей развития одар...

Повышение педагогической компетентности родителей по решению проблем адаптационного периода.

Повышение педагогической компетентности родителей по решению проблем адаптационного периода.Изучение сущности понятия "адаптация". Разработка комплексного подхода к процессу адаптации. Оказание родите...