Труд взрослых в деревне.
план-конспект занятия по теме

Мелехова Валентина Михайловна

Ознакомление дошкольников с рабочими профессиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khleb.docx19.65 КБ
Microsoft Office document icon otkuda_tekut_molochnye_reki.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

В нашем детском саду проводится большая работа по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, в частности колхозников. Мы поставили перед собой цель: воспитать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду земледельцев и хлеборобов. Проведению занятий предшествует большая работа:

1)Экскурсии и прогулки на огород, в поле (во время посева зерновых культур и уборки урожая), на элеватор, хлебозавод, в хлебный магазин;

2)подбор и рассматривание иллюстраций и картин о хлебе, труде земледельцев;

3)чтение стихотворений («Каравай» С Дрожжина, «Нива» А. Некрасов, «Ветерок спросил, пролетая…» и «Золотой дождик» Е. Трутневой) разучивание загадок, пословицы;

4)встречи с передовыми работниками сельского хозяйства.

Для старшей группы занятие на тему: «Хвала рукам, что пахнут хлебом», в  подготовительной - «Откуда хлеб пришел».

                                «Хвала рукам, что пахнут хлебом»

                                                                (Старшая группа.)

Программное содержание: Объяснить детям, что хлеб – ценный пищевой продукт, без которого не могут обходиться люди.

Рассказать, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подается к столу.

Воспитывать у детей уважение к хлебу и к труду людей, его выращивающих.

Словарь: Комбайн, элеватор, рушник (расшитое полотенце)        

                                                   Ход занятия.

-Откуда берется хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине? (ответы детей)

-Какие вы знаете зерновые культуры? ( Пшеница, рожь, ячмень, кукуруза)

Рассмотреть с детьми колоски, затем загадать им загадку: «Золотист он усат, в ста карманах сто ребят». (Колосок)

-Из чего состоят колоски? (Из зерен)

-Что означает пословица: «Зернышко к зернышку – будет мешок?» (ответы детей)

-Какие есть виды пшеницы? (Озимая, яровая)

-Когда сеют озимую пшеницу? (Осенью) А яровую? (Весной)

-Почему озимая пшеница не замерзает? (снег согревает зерна)

-Как изменяется поле весной? (Пригрело весеннее солнышко, стебельки пшеницы ожили, начали расти под теплыми солнечными лучами)

-Что делают хлеборобы, чтобы пшеница росла лучше? (Поливают, подкармливают минеральными удобрениями)

-Поле заколосилось, наступило время уборки урожая. Послушайте стихи  А.Некрасова «Нива» и Е. Трутневой «В поле»

-Как убирают урожай? (Рассмотреть с детьми картинки и иллюстрации с изображением комбайна, загадать загадку: «Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет»

-Кто работает на комбайне? (Комбайнер)

Куда везут зерно с поля? (На элеватор)

Загадка : «На просторе в море хлеба замок  с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба»

-Что такое элеватор? (Здание, где хранят зерно)

-А потом куда везут зерно? (на мельницу)

-Смололи зерно – получилась мука. Куда ее везут дальше?(На хлебозавод)

-Что выпекают из муки? (Хлеб, булки, бублики, пирожки и т.д.)

Физминутка:

1-Дети показывают, как колышутся колоски (покачивание рук)

2-Затем отдыхают (приседание)

       Как только отвезли зерно на элеватор, в поле выезжают тракторы и начинают пахать землю. (Загадка - «Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашут – пять плугов тащат».)

Тракторы называют также «стальными конями». Почему? (ответы детей) (Иллюстрации)

Специальные машины – сеялки – вновь засевают  вспаханное поле зерном. (Иллюстрации)

    Итак, хлеб-главный продукт питания в нашей жизни. Поэтому мы всегда должны славить  труд наших хлеборобов.

-Какие мы знаем пословицы о труде? («Труд человека кормит, а лень портит»; «Знай секундам цену, минутам – счет»; «Сделал дело – гуляй смело»; «Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела».) Объясните их значение. (Ответы детей) (Надо трудится для всех)

Дети читают стихотворение С. Дрожжина «Каравай» (внести каравай на рушнике)

-Вот лежит каравай у меня на руках.

Черный хлеб на руке - нет милей на земле.

Будет плакать мой хлеб,

Каравай мой румяный,

Если я разленюсь,

Если лодырем стану.

Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет,

Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет.

Но ведь я не лентяй, я в работе проворный.

Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный.

Вот увидишь тебе горевать не придется.

Пусть не плачет мой хлеб,

Пусть он только смеется.

ИТОГ: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Берегите хлеб!  

                        «Откуда хлеб пришел»

                                           (подготовительная группа)

Программное содержание: Закрепить знание детей о том, что хлеб - это ценнейший продукт питания, получение которого требует большого труда. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов, знать знаменитых хлеборобов.

Словарь: ржаной хлеб, бункер, хлебозавод.

                                                           Ход занятия.

Чтение стихотворения Я. Акима «Хлеб»:

            Пашут каждую весну,

             Подымают целину,

            Сеют, жнут, ночей не спят.

           С детства знай, хлеб растят.

           Хлеб ржаной, батоны, булки

           Не добудешь на прогулке.

           Люди хлеб в полях лелеют,

           Сил для хлеба не жалеют.

       Откуда же берется хлеб? (Его выращивают в поле)

     Какие вы знаете пословицы о труде земледельцев? («Труд земледельцев велик и почетен.»; «Труд человека кормит, а лень портит».)

    Какие вы знаете зерновые культуры? (Рассмотреть и сравнить колосья ржи и пшеницы).

     Чем они отличаются друг от друга? (Колос пшеницы толще, чем ржи, зерна пшеницы круглые, а ржи – длинные; изо ржи получают муку темную, поэтому из неё пекут не булочки, а черный хлеб - ржаной)

     Показать пшеничный и ржаной хлеб. Прослушать песню «Рожь» (частично).

       Где сеют хлеб? (В поле)

     Вспомните загадки о поле  («Не море, а волнуется»; «В долг зерно возьмет, каравай вернет».)

     В стихотворении Е. Трутневой «Золотой дождик» рассказывается, как сеют хлебные зерна.

      Ребенок: По земле сырой, не жесткой,

                      Там, где тракторы прошли,

                       Неглубокие бороздки

                     В черной пашне пролегли.

                    И до вечера и позже,

                  До полночи с темнотой,

                Зерна сыпались, как дождик,

                Точно дождик золотой.

     Какие виды пшеницы вы знаете? (Яровая, озимая)

Физминутка:

Ча-ча-ча-наша печка горяча;

Чи-чи-чи-печет печка калачи (полуприседания);

Чу-Чу-чу-будет всем по калачу;

Чо-ч0-чо-осторожно: горячо (хлопки перед собой).

     Как  называют людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы)

     Как раньше собирали урожай? (Вручную, при помощи серпа).

        Рассмотреть иллюстрации.

  Как сейчас собирают урожай? (Людям помогают машины.)

    Какие машины вы знаете?

   Рассмотреть картину «Уборка урожая»: комбайн срезает колосья, они попадают в середину, и из длинного рукава (бункера) высыпается в самосвалы пшеничное зерно.

    Кто собирает урожай на полях? (ответы детей)

   Что делают трактористы? (Пашут землю)

    Куда везут зерно на машинах? (На мукомольный завод, на элеватор.)

      Загадать загадку:

«На просторе в море хлеба замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба».

  Вспомните, что вы видели во время экскурсии на пекарню? (Дети делятся впечатлениями.)

     Что пекут из муки? (Дети называют различные хлебные изделия)

      Хлеб был и всегда будет главным продуктом. Коммунистическая партия воплотила в жизнь законы, подписанные В. И. Лениным, они принесли мир народам, отдали землю крестьянам, а хлеб голодным. Очень много трудностей испытал наш народ , пока стал жить в достатке .

     Как наша партия и правительство отмечают труд лучших хлеборобов? (Им вручают награды, присваивают звание Герой Труда.)

    Итог занятия: нужно беречь все, что нас окружает, потому что это сделано руками русских людей;  хлеб – наш достаток и богатство.



Предварительный просмотр:

              Откуда текут молочные реки?

Цель: закрепить знания о пользе домашних животных; воспитывать уважение к труду взрослых; прививать интерес к сельскому хозяйству и производству молочной продукции, полезной для здоровья человека.

Обогащение словаря: доярка, ветеринарный врач, скотник, доильный аппарат, транспортер, комбикорм, патока.

Предварительная работа: чтение произведений (И. Полякова «За что спасибо маме говорить»; Л. Воронкова «Кружка молока»; Т. Шорыгина «Моя корова»), просмотр иллюстраций на заданную тему.

Воспитатель. О чем мы с вами сегодня поговорим, узнаете из загадки.

Белая водица

Всем нам пригодится,

Из водицы белой

Все, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в кашу нашу,

Творожок на пирожок

 Кушай, Ванюшка, дружок!

Ешь да пей, гостям налей

И коту не пожалей!

Д е т и. Молоко.

Воспитатель. Bepно отгадали, это молоко. Молоко - очень ценный продукт. Откуда появляется у нас молоко?

Д е т и. Молоко дает корова. Воспитатель. Кто знает загадки про корову?

Д е т и. Посреди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла.

Сама пестрая,

ест зеленое,

дает белое.

И сметану, и кефир,

Молоко и вкусный сыр,

Чтобы были мы здоровы,

Даст нам пестрая ... (корова).

Воспитатель. К каким животным относится корова?

Д е т и. К домашним.

В о с п и т а т е л ь. Почему корова считается домашним животным?

Д е т и. Живет около дома, человек за ней ухаживает.

В о с п и т а т е л ь. Я вам расскажу о корове.

Тело у коровы широкое, с округлыми раздутыми боками, ноги короткие, длинный сильный хвост напоминает метелку. Им Буренка отгоняет надоедливых мух. у коровы крупная голова с загнутыми вверх рогами, стоячие уши, которыми она хорошо слышит, и большие темно-карие бархатистые глаза. У коров прекрасное обоняние: по запаху они легко отличает съедобные травы от несъедобных. Коровы - травоядные животные. Они медлительны и спокойны, не торопясь ходят коровы по лугу, опустив тяжелые головы, и щиплют траву мураву. Сначала Буренка ловко захватывает траву языком, а потом дергает головой и срывает ее. Желудок у коровы большой. Там трава увлажняется и размягчается, а потом опять попадает в рот. Коровы отдыхают и еще раз пережевывают траву, проглатывают, и после этого пища попадает в другое отделение желудка. Жевание для коров, как и для других жвачных животных, - главное занятие. Отдохнув, коровы принимаются жевать траву, потом осторожно подходят к воде и. долго пьют.

Физкультминутка «Кто пасется на лугу?» (муз. А.Пахмутовой)

Одна корова дает столько молока, сколько необходимо одной семье. Откуда же текут огромные реки молока, чтобы накормить всех людей? Ведь молоко на нашем столе каждый день.

В деревнях и селах создаются большие по размеру фермы, где содержится много-много коров. За ними ухаживают специальные рабочие - скотники. Они кормят коров, убирают и чистят помещения, чтобы животные всегда содержались в чистоте и тепле, расстилают на пол свежее сено или опилки, наливают свежую воду. Пастухи пасут стадо коров на пастбищах, заботятся, чтобы они паслись на просторах, обильных кормами лугах, охраняют их. Доярки доят коров - это очень тяжелый труд. Когда животных мало,. их доят вручную, а когда много, приходится доить специальными доильными аппаратами. Чтобы молоко текло рекой, необходимо коров хорошо кормить. Недаром говорится в пословицах:

У коровы молоко на языке.

Будут на ферме корма - не страшна зима.

Корми корову сытнее - будет молоко жирнее.

Корову не накормишь - молока не надоишь.

Корова в тепле - молоко на столе.

Как вы думаете, коровы болеют? Дети. Да

Воспитатель. Кто их лечит? Д е т и. Коров лечит ветеринарный врач. Делает уколы, дает им лекарства, прослушивает их.

Воспитатель. Кто знает, чем питаются коровы?

Д е т и. Летом - травой, зимой - сеном.

В о с п и т а т е л ь. Правильно, но не только этим, коровам необходима самая разная еда. За их питанием на ферме следит зоотехник. Он заботится о том, чтобы животные давали больше молока, были здоровыми и содержались в чистоте.

Корм для коров доставляется к кормушкам по движущейся дорожке - транспортеру. Дорожкой управляет человек: настало время обеда - нажимается кнопка - и поехала дорожка с вкусной едой, богатой витаминами, а иногда и лекарствами: угощайтесь, буренушки. Ешьте на здоровье! Утром дорожка везет коровам охапку душистого сена, в полдень - силос, вечером - солому от зерновых культур. Ее мелко режут, запаривают вместе с комбикормом или заливают патокой - сладкой водой. Очень нравится коровам такое меню. Но лучшее время - лето, когда коровы ходят по лугам и сами выбирают лучшую траву: сочную, зеленую, пахучую.

Послушайте стихотворение:

Ты, моя коровушка,

Ты, моя красавица,

исходила полюшко.

Ох, пришлось помаяться!

А какое маслице!

Желтое, как солнышко,

Как цветы, душистое,

Сразу получается.

 Брызни, струйка, тоненько

 В донышко подойника.

Лейся, как из родника, ручеек молока.

Молоко - очень полезный продукт. В нем содержатся жиры, углеводы, белки, минеральные соли, витамины вода. А кто знает, что еще кроме молока дает нам корова.

Дети

И сметану, и кефир,

Сливки, ряженку и сыр,

Творог, масло, простоквашу,

Молоко для вкусной каши

Нам дает Буренка наша!

В о с п и т а т е л ь. Как народ любовно называет корову?

Дети. И кормилицей, Матушкой-коровушкой, Буренушкой.

В о с п и т а т е л ь. Молоко с фермы доставляют на молокозаводы. Здесь и начинается интересный процесс. Молоко превращается в сметану и масло, творог и кефир, сливки и сыр, йогурт. Молочные продукты поступают в магазин, где мы их покупаем. Каждый день в детский сад привозят молоко и молочные продукты.

Вспомните какие молочные продукты вам дают в детском саду.

Д е т и. Булку с маслом, сырники, запеканки, молочные каши, молочную лапшу, кефир, молоко, йогурт, сыр.

Воспитатель. Какие продукты покупают вам родители в магазине?

Д е т и. Глазированные сырки, творожную массу, йогурт, плавленые сырки, сыр, кефир, молоко, творог, мороженое.

В о с п и т а т е л ь. Сегодня мы узнали много о молоке, людях, которые помогают ему дойти до нашего стола, о корове. Но есть еще домашние животные, которые кормят людей молоком. это козы, верблюды, лошади. Но самое распространенное молоко - коровье.

Воспитатель вносит игрушечную корову.

Ребенок рассказывает стихотворение «Моя корова».

Я коровушку свою Ранним утром подою, Я поглажу ей бока:

Дай, Буренка, молока! Наварю я детям каши

И заквашу простокваши, Испеку пирог румяный

С маслом, сливками, сметаной. Корове сена накошу

С медовыми цветами,

И Буренку попрошу:

«Не расставайся с нами!»

Исполнение «Тридцать три коровы» (сл. Н. Олева , муз. М.Дунаевского).

Дети.

В центре города большого,

Где травинки не растет,

Жил поэт - волшебник слова,

Вдохновенный рифмоплет.

Рифмовал он, что попало,

Просто выбился из сил

И в деревню на поправку,

Где коровы щиплют травку,

Отдыхать отправлен был.

Припев:

33 коровы, 33 коровы,

33 коровы, свежая строка.

33 коровы, стих родился новый,} 2 раза

Как стакан парного молока.   }2 раза          

В пять утра вставал он рано

Это было нелегко.

Он читал стихи коровам,

Те давали молоко.

День за днем промчалось лето,

Очень вырос наш поэт.

Ведь молочная диета

Благотворна для поэтов,

Если им всего шесть лет.

Припев.

Корова угощает детей молочными продуктами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с трудом взрослых (подборка практического материала по теме "Труд взрослых")

Данная подборка материлов подходит для ознакомления детей с трудом взрослых на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в течении дня....

Конспект НОД по общению со взрослым и совместным играм со взрослыми по теме "Труд взрослых"

Конспект занятия по речевому развитию для детей первой младшей группы...

Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых. Подготовительная группа

Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых в подготовительной к школе группе...

Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.

Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства  - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....

Консультация для родителей: «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».

Цель: систематизация знаний родителей по ознакомлению детей  дошкольного возраста с трудом взрослых. Задачи:- совершенствовать работу с родителями по ознакомлению дошкольников с трудом ...

Консультация для родителей: «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».

Консультация для родителей:«Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей». Уважаемые родители! В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к ...

Консультация для родителей «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей»

Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активиз...