Подарите детям радость. Праздники и досуги в детском саду как особая форма художественно-эстетического воспитания дошкольников
консультация по теме
Праздники и досуги в детском саду как особая форма художественно-эстетического воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_muzykalnykh_rukovoditeley_i_vospitateley.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей.
«Подарите детям радость. Праздники и досуги в детском саду»
Сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, волшебных звуков и красок, оставить яркий след в душе ребенка – важная задача педагогов и родителей!
В соответствии с новыми образовательными стандартами, все дошкольные учреждения реализуют следующие направления:
– ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Образовательные области:
Познание
Коммуникация,
Чтение художественной литературы
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Образовательные области:
Социализация,
Труд,
Безопасность.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Образовательные области:
Здоровье,
Физическая культура
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Образовательные области:
Музыка,
Художественное творчество
За область «музыка» отвечаем мы, музыкальные руководители. В этой области помимо занятий, самостоятельной деятельности детей и работы с родителями, существует раздел «праздники и развлечения».
Праздник – это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным.
Чтобы дать определение развлечения, обратимся к Словарю Ожегова:
Развлечение - занятие, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие, развлекающее.
В основе праздников и развлечений в детском саду лежит принцип –
РАЗВЛЕКАЯ – ВОСПИТЫВАТЬ. Они являются особой формой организации, яркими и радостными событиями в жизни детей, которые соединяют различные виды искусства, в целях:
• Обогащения музыкального опыта детей
• Пробуждения творческой активности
• Доставления детям радости и эстетических переживаний.
Какие же задачи решаются в ходе подготовки и проведения праздников и развлечений?
• праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
• На праздниках и развлечениях дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма, внимательного отношения друг к другу, развиваются определенные навыки культуры поведения, что является основами нравственного воспитания.
• произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о природе родного края, труде формируют патриотические чувства;
• разучивая песни, стихи, танцы, участвуя в инсценировках, встречаясь с разными людьми, дети обогащаются новыми впечатлениями, закрепляют знания и навыки, полученные на занятиях. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, и способствует умственному развитию.
• В то же время участие детей в пении, играх, хороводах, плясках улучшает координацию движений, стимулирует сообразительность, быстроту реакции, ловкость, смелость и способствует физическому развитию дошкольников.
Поэтому подготовку к празднику или развлечению, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого воспитательного процесса.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея. Она должна проходить через все содержание праздника, и будет донесена до каждого ребенка, если раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
• Это достигается, прежде всего:
- тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы согласно программе, выбранной ДОУ.
- выбором соответствующих методов и приемов
• При этом учитываются уровень развития умений и навыков детей, их интересы, выявленные в результате диагностики.
Чтобы жизнь в детском саду стала интересной книгой, а праздничные дни и развлечения – ее лучшими страницами, музыкальные руководители и воспитатели, должны помнить, что подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада.
Так, корифеи музыкального воспитания Наталья Алексеевна Ветлугина, Ольга Петровна Радынова предлагают классическое планирование развлечений:
музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет тематический план на год, с учетом сезонов года и знаменательных событий и дат этих периодов, а также с учетом воспитательно-образовательных задач и прохождения программного материала.
Длительность досугов не должна превышать в младших группах 15-20 минут, в старших 20-30 минут.
Музыкальные развлечения проводятся 1 раз в месяц, в вечерние часы (с 15.50 – 16.00 до 17.00). Следует учитывать, что развлечения не планируются в том месяце, на который намечен праздник. Также желательно выбрать для проведения развлечения определенный день недели – вокруг этого дня должна царить таинственность и ощущение предстоящего сюрприза.
Все развлечения делятся на несколько видов:
Зрелища
Музыкально-литературные концерты и тематические вечера
Вечера детской художественной самодеятельности
Вечера-забавы
Вечера музыкально - спортивных развлечений.
На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.
Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. На такие вечера могут быть приглашены дети и педагоги музыкальной школы, взрослые артисты музыкальной филармонии, различных ансамблей. Концерт должен состоять из 4—5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5—6.
Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень», «Музыка Чайковского для детей» и т. д.
На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников. Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей.
В содержание вечеров забав включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д.
В музыкально-спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. На такие вечера могут быть приглашены родители, дети из других детских садов.
Одни развлечения проводятся силами взрослых, другие требуют активного участия детей. В практике же чаще всего встречаются смешанные виды развлечений, когда объединяются действия детей и взрослых. Однако взрослые обычно направляют детей, руководят ими. Такая форма организации, где взрослые участвуют наравне с детьми, наиболее интересна и способствуют повышению исполнительского уровня детей, особенно если это театральные формы (драматизации, спектакли, концерты)
Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями, а также спланировать таким образом, чтобы нагрузка на подготовку и проведение равномерно распределялось между музыкальным руководителем, воспитателями и детьми.
Виды развлечений зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни) .
С другой стороны, это развлечения, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.
В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.
Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями, а также спланировать таким образом, чтобы нагрузка на подготовку и проведение равномерно распределялось между музыкальным руководителем, воспитателями и детьми.
Развлечения в доступной, простой форме, через художественные образы подготавливают детей к восприятию больших идей, лежащих в основе праздников.
Любая программа рекомендует:
- обязательные праздники (Осень, Новый год, День защитника отечества, 8 марта, выпуск в школу)
-календарные (Колядки, Масленица, встреча Весны)
- дополнительные (День города, День Флота, день Победы)
- кроме того, можно выделить специально придуманные взрослыми праздники с целью доставить детям радость (праздник мыльных пузырей, воздушных шаров)
Формы же празднования могут быть самыми разнообразными. КАКИЕ? Это конкурсы, викторины, путешествия, концерты, и. т. д.
В празднование Дня защитника Отечества предлогается «Вечер встреч в кают-компании».
Этой форме работы уже много лет. Празднику предшествует кропотливая работа – познавательные беседы о родном городе и флоте, экскурсии на корабли, музеи города. Дети с удовольствием слушают рассказы военных моряков не только о службе, но и об отдыхе, узнают о значении слова каюткампания. В торжественной обстановке дети выступают с песнями и танцами военной тематики, слушают пение под гитару в исполнении гостей, участвуют в совместных играх и конкурсах.
Большое значение имеют время проведения праздника и его продолжительность, которые регламентируются возрастом и санитарными требованиями.
Праздник лучше проводить в утренние часы, а если он назначается на вторую половину дня, то не позднее шестнадцати часов, так как дети к вечеру утомляются.
Продолжительность праздника (Н. А. Ветлугина) для детей старших групп должна быть не более 45-50 минут, для младших и средних групп - 30-35 минут, 1 младшей 20-25 минут. Планируя график проведения праздников, следует прибавить
(+ 5-10 минут на появление Деда Мороза, раздачу угощения и подарков)
а также между утренниками запланировать фотографирование с героями, влажную уборку, проветривание и т. д.
Основой праздника является его подробная литературная разработка - СЦЕНАРИЙ.
В нем последовательно излагаются все элементы действия, раскрывающие тему, дается конкретное описание выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность всех участников. К сценарию может быть приложен и СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН, в котором перечисляются лишь основные моменты, составляющие сценарий, и указываются ответственные. Отдельно подготавливается перечень необходимого оборудования и атрибутов.
Итак, при разработке сценария, прежде всего, определяется тема и идея развлечения или праздника, отмечаются воспитательные задачи и цели его проведения.
Тема обычно задается с самого начала, а к идее, как к общему главному выводу, надо подвести зрителей всем ходом действия, развертывая сюжетную линию так, чтобы она развивалась от события к событию.
Перед началом какого-либо представления дается короткий рассказ или небольшое повествование о том, какое событие, явление будет сейчас показано.
Далее разворачивается основное действие сценария, которое подчиняется следующим требованиям, которые предлагает Ветлугина Н. А.
1. Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.
2. Действие развивается по нарастающей линии от более слабых к эмоционально сильным эпизодам.
3. Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой.
Идея всего сценария наиболее сконцентрирована в кульминации. Финал (заключение) должен стать проявлением активности всех участников праздника.
Чтобы к моменту праздника дети не утратили яркости впечатлений, его подготовка не должна начинаться слишком рано. Обычно новый материал включается в музыкальные занятия за полтора-два месяца до праздника, но дети не знают, что данную игру или пляску они будут исполнять на празднике. Праздничный материал может разучиваться не только на групповых занятиях, но и на индивидуальных (по 5-7 минут, занятиях по подгруппам.
Зачастую работа музыкального руководителя сводится к подготовке к празднику. Мы не должны проводить с детьми общих репетиций и стараться вообще избегать какой-либо “тренировки” и многократных повторений репертуара. Праздник - кульминационный пункт всей подготовительной работы. Эмоциональный подъем у детей нарастает с приближением праздника. Педагогический коллектив должен бережно сохранить нарастающую радость и в полной мере дать ей развернуться в день празднования.
Содержание праздника, его сценарий обсуждаются педагогическим коллективом за месяц до праздника. ПОЧЕМУ? Потому что подготовка и проведение праздника – длительный и энергозатратный процесс.
В процессе обсуждения в сценарий включаются поправки и изменения. Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике, выбирается педагог на роль ведущего, персонажей, а также назначаются ответственные за украшение зала, вестибюля, за подготовку атрибутов и костюмов, определяются сроки выполнения. Также можно продумать праздничное меню на день праздника.
Праздник получится наиболее ярким и интересным, если родителей тоже привлечь к подготовке и проведению праздника.
Музыкальный руководитель в начале года, на родительском собрании рассказывает родителям об особенностях праздников в детском саду, о правилах поведения на празднике, о требованиях к костюмам и обуви ребенка, а также о внешнем виде родителей, об ограничениях фото и видеосъемки. Также можно вывесить полезную информацию в родительском уголке.
Правила поведения родителей на детском празднике
Добро пожаловать на детский праздник к нам
И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам
Мы в музыкальном зале рады видеть всех
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.
В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтобы на утренник в детсад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.
А что же можно? Спросите вы нас!
Мы очень просим, дорогие, Вас
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.
А если уж пришлось вам опоздать
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь
Пройдите в зал и у дверей садитесь.
И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках
Чтоб все вокруг сказали: «Ах! »
Ещё хотим, друзья вам предложить
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть,
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами
И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с вами!
Необходимо также предупредить родителей и о правилах пожарной безопасности, которые запрещают большое скопление людей в одном месте, и невозможности принять на праздник всех желающих. В нашем ДОУ мы поступаем так… .
Такую работу лучше всего начинать с 1 младшей группы, когда родители только что пришедших в садик детей и сами чувствуют себя новичками. Они готовы принимать наши советы и рекомендации, а успехи детей в этом возрасте, радуют как ни в каком другом.
Чтобы дети быстрее привыкали к присутствию родителей в зале, первый совместный праздник в 1 младшей группе мы проводим в Новый год.
За 2 недели до утренника мы знакомим родителей с песенным и танцевальным репертуаром, проводим занятия по его разучиванию. Надо заметить, что многие мамы и папы относятся к этому очень серьезно и ответственно. На празднике волнуются все – и дети и родители, но праздник получается веселым и немного домашним. Главная задача выполнена – дети получили радость от общения с взрослыми!
Когда родители прочувствуют это, то непременно захотят принять участие и в других праздниках. В дальнейшем родителей можно привлечь к исполнению небольших ролей, участию в кукольных спектаклях, совместных играх, плясках. Ведь совместные переживания детей и взрослых сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка.
Многое в успешном проведении праздника зависит от ведущего. Поэтому к выбору его кандидатуры необходимо отнестись очень серьезно.
• Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном материале и, следовательно, посещать музыкальные занятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, песнях, которые будут исполняться.
• От ведущего требуется инициативность, находчивость, умение выйти из затруднительного положения, держаться свободно и естественно, объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно, литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз. Иногда необходимо пошутить с детьми, спросить их о чем-либо, а в случае непредвиденной паузы уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника. Ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся.
• У воспитателей группы не должно быть очередности. Необходимо исходить из личности педагога, его индивидуальных особенностей. (веселый, серьезный, игривый)
Занятия в день праздника не проводятся. Начинаться праздник должен без задержек, организованно. Недопустимо длительное ожидание вызова в зал, торопливое одевание костюмов. Поэтому костюмы родители приносят с утра.
В ходе праздника поддержание хорошего, радостного настроения детей во многом зависит от воспитателей. Они следят за выступлениями детей своей группы, своевременно меняют детали костюмов, подсказывают, когда нужно выходить на игру или пляску, помогают детям быстро исполнять указания музыкального руководителя, принимают участие в общих плясках, играх, танцах, песнях. Этому помогут индивидуальные занятия с педагогами, а также совместные репетиции по ходу сценария.
Для успешного проведения праздника необходимо продумать размещение детей, атрибутов, декораций, выход героев и т д.
Особое внимание стоит обратить на эмоциональный отклик детей. Чем его вызвать?
• Яркие сюрпризные моменты – каждый из нас имеет в своей копилке множество разных идей, главное, чтобы сюрприз был хорошо исполнен.
• световые и шумовые эффекты, (наш зал путем освещения можно разделить на две половины)
• характеры героев, (как выбрать исполнителя)
• привлечение родителей, детей-школьников – для новизны восприятия (так как маленький коллектив, одни и те же люди играют роли)
• инновационные технологии. Например, праздник для мам в форме детской телепередачи. После слов необычного ведущего детского канала, дети с большей отзывчивостью и старанием исполняли музыкальные номера для своих мам.
• Каждый ребенок ждет от праздника самого главного – угощения! Желательно, чтобы дети попробовали угощение прямо на празднике. Взрослым же необходимо продумать эстетическую сторону этого момента. Салфетки, чтобы вытереть руки и лицо, а также подать в них булочку или печенье.
После праздника желательно провести обсуждение мероприятия, на котором обсуждаются его положительные и отрицательные стороны. Такое обсуждение помогает избежать ошибок при подготовке и проведении последующих праздников, повышает эффективность педагогической работы.
Впечатления от праздника закрепляются на музыкальных занятиях, которые строятся несколько иначе, чем обычно. На них проводятся игры, пляски, из программы праздника исполняются песни по желанию детей. Дети повторяют их в камерной обстановке с большим увлечением, проявляют творческую инициативу, меняются ролями. Особенно любят дети повторно смотреть инсценировки сказок и песен. Впечатления детей, отраженные в творческих играх, рисунках, высказываниях, помогают воспитателям понять, насколько материал празднования был им интересен и близок.
Оформление помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение.
Оформление зала должно отличаться от оформления группы особой парадностью и торжественностью.
Требования к украшению:
-безопасность;
-соответствие теме и идее сценария, возрастным возможностям детей;
-эстетичность, мобильность.
- «должно играть».
Для оформления мы используем:
-плоскостные модели (рисунки, аппликации т. д.) ;
-объемные декорации (деревья, гирлянды, домики и т. д.) ;
-драпировки из тканей разных цветов и фактуры,
-украшения из воздушных шаров,
-детские работы.
Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано.
Для музыкального воспитания является актуальной система планирования Светланы Акимовны Козловой. Она подчеркивает, что все мы живем в социуме, и праздники, которые отмечает государство, так или иначе, играют роль в жизни каждого человека и в том числе ребенка дошкольного возраста. Чтобы подвести ребенка к идее праздника, нужно всю подготовительную работу грамотно распределить между воспитателем и музыкальным руководителем. Подбор музыкального репертуара, разучивание его на занятиях и в самостоятельной деятельности, знакомство с персонажами через литературные произведения, рисование и труд, беседы о предстоящем празднике на примерах простых людей – подготовка должна проходить через все виды деятельности детей дошкольного возраста.
МБДОУ детский сад комбинированного вида №15 «Белочка».
Консультация для воспитателей.
«Подарите детям радость.
Праздники
и досуги в детском саду
как особая форма
художественно-эстетического воспитания дошкольников».
Музыкальный руководитель: Е.П. Вагина.
Г. Клинцы. 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание художественно-эстетической культуры старших дошкольников через красоту родной природы"
Сообщение из опыта работы об этапах формирования ценностного отношения дошкольников к миру прекрасного средствами изобразительного искусства, живописи,литературных произведений,окружающего мира природ...
Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей "Подарите детям радость. Праздники и досуги в детском саду"
Сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, волшебных звуков и красок, оставить яркий след в душе ребенка – важная задача педагогов и родителей!...
Воспитание креативности у детей младшего и среднего возраста через нетрадиционные формы художественно-эстетического развития.
Воспитание креативности у детей младшего и среднего возраста через нетрадиционные формы художественно-эстетического развития....
Для Вас, воспитатели! Приобщение детей к казачьей культуре через разные формы художественно-эстетической образовательной деятельности.
Приобщение детей к казачьей культуре через разные формы художественно-эстетической образовательной деятельности.Помни, брат, что у казаков: Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – з...
духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в реализации деятельности художественно-эстетического цикла в семейном детском саду
Программа дополнительного образования по духовно-нравстенному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семейном детском саду или воскресной школе. Авторы Гуськова Н.В., Зозуля А.Н., Попова В.В...
Хоровое пение как одна из форм художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста.
Влияние хорового пения на развитие детей дошкольного возраста...
Хоровое пение как одна из форм художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста.
Хоровое пение в детском саду....