Хоровое пение как одна из форм художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Хоровое пение как одна из форм художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста.
Художественно – эстетическое воспитание детей является неотъемлемой частью дошкольного образования, ведь музыка как и другие виды искусства помогают всестороннему развитию и эмоционально-психологическому становлению детей, особенно в том возрасте, когда происходит формирование личности ребёнка.
Многое зависит от профессионализма педагога. Грамотный подход и объективная оценка возможности каждого ребёнка играет огромную роль в музыкальном развитии детей.
Занятия в первую очередь должны быть интересными и познавательными. Обучение в игровой форме является наиболее эффективным, таким образом, педагог должен разнообразить методы работы с детьми, параллельно вводя приемы развития голоса ребенка.
Немаловажную роль играет подбор репертуара. Песни, потешки, прибаутки, дразнилки очень нравятся детям, вызывают у них радостное настроение и оптимистический настрой.
Для каждой возрастной категории должен быть свой репертуар. На каждом этапе взросления, репертуар усложняется. Вводятся дополнительные задачи для детей, такие как:
-более чёткая дикция,
-соблюдение элементарных динамических оттенков (громко, тихо)
- передача музыкального образа,
-слаженность в пении.
Уже при разучивании репертуара, следует следить за певческой установкой.
Необходимо контролировать то, как ребёнок сидит, стоит, как открывает рот и держит голову. Для этого существуют некоторые правила певческой установки:
- сидеть (стоять) ровно;
- корпус в свободном положении;
- голову держать прямо, не запрокидывать, подбородок держать прямо;
- петь свободно, избегать кричащего звука.
При формировании первоначальных певческих навыков у детей необходимо помнить, что в раннем возрасте голос только формируется, и поэтому очень важно не навредить. Важно избежать перенапряжения связок, периодически делать весёлые паузы во время занятия. Ими могут быть ритмические упражнения: прослушать и прохлопать ритм, имитационные, пародирующие движения (показать образ птиц, зверей и прочее).
Так же не стоит забывать и о распевании. Наиболее подходящие для детей дошкольного возраста песенки-распевки. Небольшое содержание произведения, простая мелодия и интересное содержание легко запоминаются детьми. Систематическое пропевание песенок-распевок способствует выравниванию звучание голоса ребёнка, помогает добиться передачи характера и образа произведения. Эмоциональность и артистизм педагога при исполнении распевок необходимы, так как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.
В качестве распевки можно использовать несложные тексты, либо пропевать гласные звуки: А-У, И-О. Например:
-«Ау-ау, заблудились мы в лесу.»
-«Иа-иа, поёт мой ослик!».
Подобные распевки поднимают детям настроение, задают позитивный тон, улучшают настроение, повышают эмоциональную атмосферу, подготавливают голос к пению. Предложить желающим детям исполнить самим распевку, использовать приёмы театрализации с куклой, игрушкой. После распевки для развития слуха и музыкального восприятия следует задать следующие вопросы:
-«Какая была песенка, весёлая или грустная?»
-«Быстрая или медленная»?
-« Как лучше нам петь песенку, тихо или громко?»
Помимо распевания необходимо уделить внимание постановке певческого дыхания, которое непосредственно влияет на выразительность пения и правильное звукоизвлечение. Для дыхательной гимнастики используются следующие упражнения:
1.Задержать дыхание, и задувать «свечки» (пальчики). Начинать можно с возраста самого ребёнка: (четыре года, задуть четыре «свечки»), постепенно увеличивая количество «свечек».
2. Упражнение «Самолёт». Задержать дыхание, и медленно выпускать воздух на звук у-у-у-у. Кто дольше продержит этот звук, тот дальше «долетел».
3. Упражнение «Насос». Вдохнуть, задержать дыхание, и имитирующими движениями «насосом» порционно выпускать воздух.
Немаловажную роль в формировании певческих навыков отведена артикуляционной гимнастике. Некоторые из них:
- «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать языком(«цокает лошадка»)
- Упражнение «Дятел». Улыбнуться, широко открыть рот, прижать язык к верхнему нёбу, и ударять кончиком языка по бугорку на букву Д-Д-Д. («дятел клювиком стучит»).
- «Чистим зубки». Кончиком языка «чистим» верхние зубки, «моем щёчки».
Звукообразование является неотъемлемой частью в формировании певческих навыков для детей дошкольного возраста. Оно связано непосредственно с работой дыхательного аппарата, дикцией, артикуляцией. Огромное значение в звукообразовании имеет слух так называемый (вокальный слух). Важную роль играет наследственный фактор. Развивать его задача необходимо именно с раннего возраста. Прослушивание и повторение простейшей мелодии, динамики, всё это способствует развитию вокального слуха.
В работе со звукообразованием необходимо уделить внимание напевности мелодии. Необходимо учить детей петь протяжно, напевно, протягивая отдельные гласные звуки. Развитию протяжности в пении способствует пропевание песен, написанных в умеренном или медленном темпе.
В процессе репетиционной работы необходимо уделить внимание на выразительность текста, на качество звука, будь то музыка песни или простое вокальное упражнение. Вести работу над развитием слуха, развивать эмоциональную отзывчивость, артистизм.
В дальнейшем многие из задач могут немного расширяться, углубляться. Но основные принципы работы должны оставаться неизменными.
Одноголосное пение может сочетаться с простейшими формами двухголосия, в процессе таких упражнений происходит увеличение легких за счет тренировки дыхания и расширение диапазона.
Не менее важно уделять внимание истории своей родины, национальной и культурной особенности страны, богатству и разнообразию её флоры и фауны. Все эти знания необходимо использовать при проведении занятий.
Одним словом, весь процесс должен быть подчинен задачам по воспитанию художественного вкуса ребенка и его будущего мышления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Тутти». Авторская программа. А. Буренина, Тютюнникова;
- Музыкальный букварь. Н. Ветлугина
- «Ладушки» Каплунова. Новоскольцева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения»
Цель : Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами использования активных форм обучения, воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей,...
Тема самообразования: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения»
Тема самообразования...
«Формы и методы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей : «Формы и методы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»....
Самообразование 2020 -2021 г. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения....
Хоровое пение как одна из форм художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста.
Влияние хорового пения на развитие детей дошкольного возраста...
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения.
Тема самообразования: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения»Цель : Развитие творческих способностей у ...
Методическая разработка в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Методическая разработка направлена на введение нетрадиционных техник рисования в образовательный процесс дошкольных учреждений. Основная цель - стимулирование творчества, развитие мелкой моторики и эс...